Выступление.
Отчет.
Заметка (видеосюжет).
Информационные жанры
Наибольшее по объему место в телепрограммах занимают информационные жанры.
Им свойственны лаконичность, оперативность, сообщения о событии. Информационные жанры отличаются особыми приемами передачи информации. Оперативность, емкость, сжатость, новизна информации, социальная значимость – это их основные характеристики. Главная из них – новость: срочное, интересное, занимательное сообщение о новом событии.
Заметка- наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.
Заметка—жанр журналистики, представляющий из себя краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи).
Этот журналистский жанр не дает ответа на вопросы: как? и почему? Если новость того заслуживает, она будет прокомментирована, проанализирована, получит должную оценку, но для этого существуют другие жанры, используемые, как правило, в других передачах.
Подготовка и передача вербальной заметки в эфир сводятся к отбору, редактированию и воспроизведению в кадре. Критерии отбора— общественная важность, значимость сообщаемого материала либо его познавательная ценность.
Нередко вербальные заметки предлагаются телеаудитории непродолжительными блоками, где отдельные сообщения объединены по тематическому признаку. Здесь эффективный прием, «подогревающий» интерес зрителей,— контрастное расположение материалов. Видеозаметки (сюжеты) можно условно разделить на две разновидности:
Первая — сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции.
Вторую разновидность заметки можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа.
Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке. Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского «сюжета» состоит из таких этапов: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста.
Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.
Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.
Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Сокращения, как правило, согласовывают с официально выделенными для этого представителями участников встречи (так поступают при подготовке отчетов с заседаний парламентов суверенных государств, сессий местных органов власти и т. п.).
Любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре.
Выступление - это скорее метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию. От уже упомянутой хроникальной заметки в устном воспроизведении диктора или журналиста до телевизионного фильма-очерка, содержащего яркое, образное, художественное выступление блестящего в своем артистизме человека — все это выступления в кадре.
Основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней. Типичные примеры жанра — выступление политического деятеля или комментатора (обозревателя) в связи с событием или его освещением, некролог на смерть общественно–значимого лица его соратником, новогоднее обращение Президента к народу страны.
На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:
- текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;
- тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий;
- импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.