ЖАНРЫ ГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Жанры журналистики

Прикладная журналистика- это совокупность знаний, умений, навыков и высших рефлекторных связей (интуиция), необходимых для создания высококачественного продукта СМИ.
При этом современный журналист должен в совершенстве владеть оргтехникой, знать изнутри технологию процесса производства СМИ, уметь объективно оценивать деятельность коллег.

Творческий руководитель (не менеджер!), не имеющий понятия о сущности, например, компьютерной верстки, поиска в Интернете, цифровой обработки графики, нелинейного монтажа и других видов деятельности в разных подразделениях редакции — рудимент.

Прикладная журналистика — не наука, не теория. Это — практикум, руководить которым в вузах или на курсах журналистики должны только практики, то есть действующие журналисты. Завязывать связи, искать информацию, быть юридически неуязвимым, одеться адекватно ситуации — это и есть прикладная журналистика. Научить писать все равно невозможно. Об этом должна заботиться природа. А вот умеющего писать сделать журналистом — это задача по плечу лишь прикладной журналистике.
Расширенная классификация газетных жанров

Жанры бывают разные… Так и хочется продолжить словами из одной совершенно дебильной песенки.
Впрочем, и журналистика как род деятельности — понятие многообразное. Достаточно вспомнить главное различие — по физической форме передачи информации потребителю: электронная (ТВ, радио, онлайн) и печатная.
Жанр газетной журналистики — это способ и форма производства публикации газетным журналистом.
И все. И не нужно больше ничего выдумывать.

Признаться, меня раздражает умничанье создателей некоторых учебников для несчастных студентов. Ну, так закрутят русскую речь, что не только смысл определения понять невозможно — сами предложения не поддаются восприятию, по крайней мере, нормальных людей.
Судя по всему, таким способом «люди науки» маскируют свою практическую несостоятельность. По крайней мере, я знаю с десяток кандидатов и докторов всяких «околожурналистских» наук, материалы которых, подготовленные для прессы, легче заново переписать, нежели выправить…

Итак. Вы уже имеете «академическое» представление о классических жанрах, которым посвятили сотни работ вышеназванные товарищи. Поэтому прямо в ходе наглядного повторения этой темы мы прагматично адаптируем ее к внелабораторной реальности под названием «современная газетная журналистика».

Но прежде чем ознакомиться с приведенной ниже информацией, примите к сведению, что:

- зеленым цветом маркированыуниверсальные жанры, применяемые и для чисто информационного насыщения полос, и для создания аналитических публикаций (к их названиям иногда добавляют уточняющие слова «информационный» или «аналитический»);

- индикатором ! отмечены наиболее живые газетные жанры, без которых современные газеты просто немыслимы;

- остальные либо (и уже, и пока) встречаются редко, либо вымирают, либо «подмешиваются» в производстве создания материалов в другие жанры, являясь следствием кризиса (а может быть, нового этапа?) в развитии современной газетной журналистики;

- указанные в скобках цифры — весьма условно рекомендуемые объемы публикаций в строках (стандартной газетной колонки): многое зависит от специализации, традиций и общего стиля газеты.

Информационные жанры

! Информация…
… а также «новость», «информационное собщение»,
элемент «бегущей строки», «горячей линии»…Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления.
(5-30)

! Заметка
По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя
краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.
(30 — 70)

! Корреспонденция
Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты.
На самом же деле корреспонденция отличается от заметки большими информативными
возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование,
прогнозирование).
(50 — 100)

! Репортаж
Изложение актуального фактического материала, полученного с «места
происшествия». Рассказчик — непосредственный участник события или наблюдатель.
Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую
используется прямая речь, короткие диалоги.
(от 100…)

! Интервью
Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта,
события, явления, рассказ о самом субъекте.

! Комментарий
Объяснение, «расшифровка» сложной фактуры, представленной, как
правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо
мнению.
(до 40 строк)

! Отчет
…он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов,
съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая
полученую фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих
лиц.
(50 — 300)

! Опрос
Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по
одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.
(не более 150)

! Вопрос-ответ
1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (напр., «прямая
связь»).
2. «Пинг-понг» — автономно при презентации персон или рассказах
об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.
(до 20)

Совет
Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом
случае это — узкопециализированная информация: «советы садоводам»,
«наш домашний доктор»…
(не более 80)

! Пресс-релиз
«Закулисный жанр», ибо готовится, как правило, PR-журналистом
для коллег из общественно-политических СМИ или пециалистов. Фактологическая
презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из
источников для подготовки публикации разного жанра.
(от… и до…)
Некролог
Не путать с извещением о кончине. Некролог — это рассказ о этапах жизни
умершего со словами прощания и скорби.
(не более 150)

* * *

Аналитические жанры