Наташа Ростова

Граф Пьер Безухов

Совершаемые ошибки Состояние героя
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позво­ляет втянуть себя в приключения, которые не столь безобид­ны, как могут показаться на первый взгляд.
Женитьба на Элен Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по рас­чету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.
Дуэль с Долоховым Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера заду­маться и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повер­нуть свою жизнь в иное нравственное русло.
Масонство Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.
Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Пери­од отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

 

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни Что происходит с Пьером, как он меняется
Масонство Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необ­ходимости нравственного «очищения» мира и человека, по­требность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».
Участие в Бородинском сражении Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть по­лезным обществу и стране. В герое рождается чувство род­ственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».
Идея убить Наполеона Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убий­цей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

 

Особенности характера героини Как проявляются
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.).
Народные, национальные черты в характере Наташи Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время от­ступления из Москвы.
Ошибки, цена испытаний Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не вы­держивает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман рас­кроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.
Наташа - воплощение любви Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изме­нения в характер. Все существо героини не может нахо­диться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назна­чение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность ра­зобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям На­таша подарит радость познания материнской любви.
На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь дейст­вительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

 

5. Мысль "семейная" в романе

• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. • В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

 

Берги (Берг и Вера)
Идеалы, «фундамент» семьи Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, за­глушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.
Берг В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселен­ского мещанства.
Образцы, которым следуют Берги Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и ча­ем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» сужде­ний, отталкивает от себя людей своим равнодушием к ок­ружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способ­ствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

 

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен
Стиль отношений между членами семьи Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.
Как складываются отноше­ния у Курагиных вне их семьи В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на офи­циальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, всту­пает в новые связи, ищет богатую жену.
Какими члены семьи «выходят» в жизнь Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусствен­ностью, лжепатриотизмом, интригами.
Князь Василий Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде де­лежа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он факти­чески продает свою дочь, выдавая её за Пьера.
Анатоль Курагин Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Ма­рью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к На­таше Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.
Элен Курагина Элен достойно завершает семейную галерею - это женщи­на-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.
Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

 

Ростовы
Стиль отношений в семье На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не тре­буя друг от друга особого ума, легко и непринужденно от­носясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.
Основная черта всех Ростовых Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.
Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фак­тически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувст­вом выполненного патриотического долга.
Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

 

Болконские
Гпава семьи Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.
Сходство между отцом и сыном Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына.
Отношение к отцу Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестакт­ность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болкон­ских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, без­отчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).
Княжна Марья Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет.
Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

 

Николай Ростов и Марья Болконская
Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.
Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются.
Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

 

Наташа Ростова и Пьер Безухов
Цель их любви - супружество, семья и дети.
Интуитивное понимание близкого человека.
Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека.

*****

«Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль. 1805 год» (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

 

Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми — бездушной красавицей Элен, любимцем жен­щин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокой­ным дураком» Ипполитом, хозяйкой вечера — Анной Павловной. В изображении многих героев, присутст­вующих на этом вечере, автор использует прием «сры­вания всех и всяческих масок». Автор показывает, насколько все фальшиво в этих героях, неискренне — в этом и проявляется отрицательное к ним отноше­ние. Все, что делают или говорят в свете, — не от чис­того сердца, а продиктовано необходимостью соблю­дать приличия. Например, Анна Павловна, «несмот­ря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным по­ложением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, играв­шая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избало­ванных детей, постоянное сознание своего милого не­достатка, от которого она не хочет, не может и не на­ходит нужным исправляться».

Л. Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего све­та. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, ко­рыстолюбие. Например, в фразе князя Василия: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня», — из-за тона участия и при­личия сквозит равнодушие и даже насмешка.

При описании приема автор использует детали, оценочные эпитеты, сравнения в описании героев, го­ворящие о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице в разговоре, принимало «глубокое и ис­креннее выражение преданности и уважения, соеди­ненное с грустью». Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевлен­но, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выка­зывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Все гости совер­шали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки». Княж­на Элен, «когда рассказ производил впечатление, ог­лядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке».

«...В нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное». Хозяйка са­лона сравнивается автором с хозяином прядильной фабрики, который, «посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход...»

Еще одна важная черта, характеризующая собрав­шуюся знать в салоне, — французский язык как нор­ма. Л. Н. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Использование то русского, то французского языков — еще одно средст­во, показывающее, как автор относится к происходя­щему. Как правило, французский (а иногда и немецкий) врывается в повествование там, где описывается ложь и зло.

Среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьера, только что приехавшего из-за границы и впервые присутствовав­шего на таком приеме, отличал от остальных «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Анна Павловна «приветствовала его покло­ном, относящимся к людям самой низшей иерархии», и в течение всего вечера испытывала страх и беспо­койство, как бы он чего не сделал такого, что не укла­дывалось в заведенный ею порядок. Но, несмотря на все старания Анны Павловны, Пьеру все же «уда­лось» нарушить заведенный этикет своими высказы­ваниями о казни герцога Энгиенского, о Бонапарте В салоне история о заговоре герцога Энгиенского пре­вратилась в милый светский анекдот. А Пьер, произ­нося слова в защиту Наполеона, выказывает свою прогрессивную настроенность. И только князь Анд­реи поддерживает его, в то время как остальные реак­ционно относятся к идеям революции.

Удивительным является то, что искренние сужде­ния Пьера воспринимаются как невежливая выход­ка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин три­жды начинает рассказывать, — как светская любез­ность.

Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд». Он не является чу­жим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной... уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно ».

Искренние чувства изображаются автором лишь в сцене встречи этих героев: «Пьер, не спускавший с него (Андрея) радостных, дружелюбных глаз, подо­шел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожидан­но-доброй и приятной улыбкой».

Изображая высшее общество, Л. Н. Толстой пока­зывает его неоднородность, наличие в нем людей, ко­торым претит такая жизнь. Отрицая нормы жизни высшего света, автор путь положительных героев ро­мана начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни.

************

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир»

Роман «Война и мир» считается одним из великих произведений не только в русской, но и в мировой ли­тературе. Л. Н. Толстой явил в нем свои таланты гени­ального писателя, историка и тонкого психолога, описывая как события государственного масштаба, так и духовные искания отдельно взятой личности. И это притом, что в романе задействовано свыше пяти­сот действующих лиц. Характеры главных героев раскрыты с такой глубиной, что, читая произведение, не ощущаешь вымышленности персонажей, воспри­нимаешь их как реальных людей, радуешься и гру­стишь вместе с ними, сопереживаешь их неудачам и разочарованиям.

 

Одним из самых ярких образов романа является Наташа Ростова, вызывающая искренние симпатии читателя, несмотря на то, а может и благодаря тому, что писатель не стремился идеализировать свою ге­роиню, показывая как красоту ее души, так и небла­говидность некоторых поступков, например, увлече­ние Анатолем Курагиным. Все это вместе являет со­бой такую гармонию, что осмысливание этого образа не вызывает ничего, кроме положительных эмоций.

 

Наташа предстает перед нами пятнадцатилетней девочкой — некрасивым, несформировавшимся под­ростком: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка...». Писатель намеренно подчерки­вает ее детскую некрасивость, чтобы полнее передать богатство внутреннего мира Наташи.

 

С первых же минут появления на страницах книги Наташи Ростовой мы попадаем под власть ее обаяния, непосредственности и искренности — качеств, кото­рых, как мы видим впоследствии, она не утратила и по прошествии времени.

 

Князь Андрей, впервые встретившись с девушкой в Отрадном и невольно став свидетелем ее ночных от­кровений, завидует умению Наташи быть «бездумно» счастливой, отдаваться жизни сполна. Следуя своей интуиции, она живет «умом сердца», делающим ее и людей, ее окружающих, счастливыми.

 

Трогательность образа особенно выразительна при описании первого бала Наташи, выделявшейся среди всех своей наивной чистотой, искренним волнением, ожиданием чуда, что делало ее некрасивое лицо оду­хотворенным и прекрасным. Именно на бале зароди­лось светлое чувство любви между ней и князем Анд­реем, которого «вино ее прелести» сделало «ожившим и помолодевшим».

 

В минуты смертельной опасности, нависшей над страной, Наташа проявляет самые лучшие свои качества, отдав подводы, предназначенные для перевозки домашнего скарба, раненым.

 

Сострадание и милосердие — составляющие образа этой девушки. Именно эти черты присущи русским женщинам. Наташа, как никто другой в романе, уме­ет дарить людям счастье, любить самозабвенно, отда­вая всю себя без остатка. Так же искренне она преда­ется безутешному отчаянию. Стоит только вспом­нить, как описывает ее автор в дни разлуки с князем Андреем: «Наташа никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам...». Она — сама жизнь. Даже перенесенные испытания не ожесточили ее душу, а укрепили ее. Толстой сделал свою героиню счастливой в семейной жизни с Пьером Безуховым. Эти персонажи на редкость дополняют друг друга, создавая общее ощущение гармонии.

 

Образ Наташи Ростовой прошел через время, и по сей день вызывает искреннее восхищение, являясь эталоном женственности.

*******

Нравственные искания князя Андрея (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

 

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» на­считывается свыше пятисот действующих лиц. Госу­дарственные деятели и незаметные участники войны, аристократы и простые крестьяне, лучшие люди сво­его времени и его позор — стяжатели и карьеристы — показаны на страницах романа. Описывая в своем ро­мане жизнь множества людей, Толстой, тем не менее, не воспринимал их как безликую массу: все его герои романа — живые люди, причем настолько, что, читая книгу, мы слышим их голоса, проникаем в их внут­ренний мир. Великий писатель сумел отобразить не­повторимость, своеобразие каждого человека, пока­зал читателю духовные искания героев, их размыш­ления о смысле жизни, наделил каждый персонаж непростой судьбой.

 

С первых же страниц романа перед читателем пред­стают главные его герои — князь Андрей Болконский и его друг Пьер Безухов. Оба они еще не определили своей роли в жизни, не нашли того дела, которому хо­тели бы отдать все силы. По мере развития событий мы видим, насколько различны их жизненные пути.

 

Князь Андрей разочарован в светской жизни, не принесла ему счастья и женитьба на маленькой кня­гине. Единственное его стремление, без которого он не видит смысла жить,— слава. Он завидует Наполеону, мечтая о своем «Тулоне», «Аркольском мосте». Ради осуществления своей мечты он готов пожертвовать са­мым дорогим: «...Я ничего не люблю, как только сла­ву, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ни­что мне не страшно». В момент ранения князя на Аустерлицком поле рушатся все его честолюбивые планы, но это уже не имеет значения: один, покину­тый всеми среди поля, он вдруг увидел небо — его ве­личавое спокойствие и торжественность воспринялись князем Андреем как противопоставление люд­ской суетности, незначительности их эгоистичных помыслов. «Да! все пустое, все обман, кроме этого бес­конечного неба». И именно здесь происходит развен­чание его кумира — Наполеона, который казался ему теперь «столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило... между его душой и этим высоким, бесконечным небом...».

 

После битвы при Аустерлице князь Андрей решил больше никогда не служить на военной службе. Он возвращается домой «с измененным, странно смяг­ченным, но тревожным выражением лица». Тяже­лым грузом ложится на его плечи смерть жены, все свои помыслы он решает сосредоточить на воспита­нии сына, убеждая себя, что «это одно» ему и осталось в жизни. Князь Андрей переживает душевный кри­зис, теперь он осуждает свои ложные стремления к славе и по-другому смотрит на жизнь. С особенной вы­разительностью Толстой показывает состояние князя Андрея и его мысли, описывая его поездку в рязан­ские имения. Дорога шла через лес, где все уже зазе­ленело, и только дуб «старым, сердитым и презри­тельным уродом стоял между улыбающимися береза­ми. Только он один не хотел... видеть ни весны, ни солнца». Этот старый дуб вызвал в князе Андрее це­лый рой грустных и безнадежных мыслей. Жизнь кончена. Пусть другие поддаются на ее обман. А он бу­дет тихо доживать последние дни, не делая зла другим и ничем не тревожась. Эти мысли он пытается от­крыть Пьеру Безухову. Однако Пьер придерживается противоположной точки зрения, доказывая Андрею, что полное удовлетворение может принести лишь жизнь, посвященная другим людям. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на­чалась хотя во внешности и та же самая, но во внут­реннем мире его новая жизнь».

 

Меняет жизнь князя Андрея и встреча с Наташей Ростовой, благодаря которой на него снизошло чувст­во радости и обновления, понимание того, что в 31 год жизнь еще не кончена. И, возвращаясь домой, князь Болконский вновь проезжает мимо старого дуба, но видит его уже другими глазами: «Ни корявых паль­цев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ниче­го не было видно». В это время князь осуждает свою эгоистическую жизнь, оторванность от других людей. «Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!». Таким образом, он переходит сначала к общению с людьми своего круга, а затем обращается и к общенациональной жизни народа.

 

Наташа вернула князя Андрея к жизни, со всеми ее радостями и волнениями. Под влиянием не испытан­ного им ранее чувства преобразился его внутренний мир. «Я не могу не любить света...»,— говорит Пьеру князь Андрей, признаваясь в своем счастье. Раскры­вая их отношения, писатель показывает нам лучшие стороны души князя. Но чем сильнее чувство любви, тем сильнее боль от ее утраты. Потеряв Наташу, князь Болконский уже боится вспоминать небо Ау­стерлица, мысли, раскрытые перед ним «бесконечны­ми и светлыми горизонтами». Теперь он поглощен су­губо земными, практическими интересами. Очеред­ная потеря вновь надломила его.

 

Нравственные искания князя Андрея проходят че­рез взлеты и падения, светлые и темные стороны жиз­ни. Но только так можно постигнуть истинный ее смысл.