Наташа Ростова
Граф Пьер Безухов
Совершаемые ошибки | Состояние героя |
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым | Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд. |
Женитьба на Элен | Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя. |
Дуэль с Долоховым | Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло. |
Масонство | Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах. |
Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой. |
Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни | Что происходит с Пьером, как он меняется |
Масонство | Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». |
Участие в Бородинском сражении | Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». |
Идея убить Наполеона | Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле. |
Особенности характера героини | Как проявляются |
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность | Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.). |
Народные, национальные черты в характере Наташи | Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. |
Ошибки, цена испытаний | Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. |
Наташа - воплощение любви | Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. |
На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде. |
5. Мысль "семейная" в романе
• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. • В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах. |
Берги (Берг и Вера) | |
Идеалы, «фундамент» семьи | Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей. |
Берг | В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства. |
Образцы, которым следуют Берги | Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом. |
Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению. |
Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен | |
Стиль отношений между членами семьи | Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены. |
Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи | В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. |
Какими члены семьи «выходят» в жизнь | Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. |
Князь Василий | Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера. |
Анатоль Курагин | Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. |
Элен Курагина | Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу. |
Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни. |
Ростовы | |
Стиль отношений в семье | На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. |
Основная черта всех Ростовых | Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. |
Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов | Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. |
Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество. |
Болконские | |
Гпава семьи | Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются. |
Сходство между отцом и сыном | Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. |
Отношение к отцу | Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного). |
Княжна Марья | Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет. |
Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм. |
Николай Ростов и Марья Болконская |
Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. |
Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. |
Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность. |
Наташа Ростова и Пьер Безухов |
Цель их любви - супружество, семья и дети. |
Интуитивное понимание близкого человека. |
Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека. |
*****
«Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль. 1805 год» (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» начинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его детьми — бездушной красавицей Элен, любимцем женщин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокойным дураком» Ипполитом, хозяйкой вечера — Анной Павловной. В изображении многих героев, присутствующих на этом вечере, автор использует прием «срывания всех и всяческих масок». Автор показывает, насколько все фальшиво в этих героях, неискренне — в этом и проявляется отрицательное к ним отношение. Все, что делают или говорят в свете, — не от чистого сердца, а продиктовано необходимостью соблюдать приличия. Например, Анна Павловна, «несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.
Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться».
Л. Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего света. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, корыстолюбие. Например, в фразе князя Василия: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня», — из-за тона участия и приличия сквозит равнодушие и даже насмешка.
При описании приема автор использует детали, оценочные эпитеты, сравнения в описании героев, говорящие о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице в разговоре, принимало «глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Все гости совершали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки». Княжна Элен, «когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке».
«...В нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное». Хозяйка салона сравнивается автором с хозяином прядильной фабрики, который, «посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход...»
Еще одна важная черта, характеризующая собравшуюся знать в салоне, — французский язык как норма. Л. Н. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Использование то русского, то французского языков — еще одно средство, показывающее, как автор относится к происходящему. Как правило, французский (а иногда и немецкий) врывается в повествование там, где описывается ложь и зло.
Среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьера, только что приехавшего из-за границы и впервые присутствовавшего на таком приеме, отличал от остальных «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Анна Павловна «приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии», и в течение всего вечера испытывала страх и беспокойство, как бы он чего не сделал такого, что не укладывалось в заведенный ею порядок. Но, несмотря на все старания Анны Павловны, Пьеру все же «удалось» нарушить заведенный этикет своими высказываниями о казни герцога Энгиенского, о Бонапарте В салоне история о заговоре герцога Энгиенского превратилась в милый светский анекдот. А Пьер, произнося слова в защиту Наполеона, выказывает свою прогрессивную настроенность. И только князь Андреи поддерживает его, в то время как остальные реакционно относятся к идеям революции.
Удивительным является то, что искренние суждения Пьера воспринимаются как невежливая выходка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин трижды начинает рассказывать, — как светская любезность.
Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд». Он не является чужим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной... уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно ».
Искренние чувства изображаются автором лишь в сцене встречи этих героев: «Пьер, не спускавший с него (Андрея) радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой».
Изображая высшее общество, Л. Н. Толстой показывает его неоднородность, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь. Отрицая нормы жизни высшего света, автор путь положительных героев романа начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни.
************
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир»
Роман «Война и мир» считается одним из великих произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Л. Н. Толстой явил в нем свои таланты гениального писателя, историка и тонкого психолога, описывая как события государственного масштаба, так и духовные искания отдельно взятой личности. И это притом, что в романе задействовано свыше пятисот действующих лиц. Характеры главных героев раскрыты с такой глубиной, что, читая произведение, не ощущаешь вымышленности персонажей, воспринимаешь их как реальных людей, радуешься и грустишь вместе с ними, сопереживаешь их неудачам и разочарованиям.
Одним из самых ярких образов романа является Наташа Ростова, вызывающая искренние симпатии читателя, несмотря на то, а может и благодаря тому, что писатель не стремился идеализировать свою героиню, показывая как красоту ее души, так и неблаговидность некоторых поступков, например, увлечение Анатолем Курагиным. Все это вместе являет собой такую гармонию, что осмысливание этого образа не вызывает ничего, кроме положительных эмоций.
Наташа предстает перед нами пятнадцатилетней девочкой — некрасивым, несформировавшимся подростком: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка...». Писатель намеренно подчеркивает ее детскую некрасивость, чтобы полнее передать богатство внутреннего мира Наташи.
С первых же минут появления на страницах книги Наташи Ростовой мы попадаем под власть ее обаяния, непосредственности и искренности — качеств, которых, как мы видим впоследствии, она не утратила и по прошествии времени.
Князь Андрей, впервые встретившись с девушкой в Отрадном и невольно став свидетелем ее ночных откровений, завидует умению Наташи быть «бездумно» счастливой, отдаваться жизни сполна. Следуя своей интуиции, она живет «умом сердца», делающим ее и людей, ее окружающих, счастливыми.
Трогательность образа особенно выразительна при описании первого бала Наташи, выделявшейся среди всех своей наивной чистотой, искренним волнением, ожиданием чуда, что делало ее некрасивое лицо одухотворенным и прекрасным. Именно на бале зародилось светлое чувство любви между ней и князем Андреем, которого «вино ее прелести» сделало «ожившим и помолодевшим».
В минуты смертельной опасности, нависшей над страной, Наташа проявляет самые лучшие свои качества, отдав подводы, предназначенные для перевозки домашнего скарба, раненым.
Сострадание и милосердие — составляющие образа этой девушки. Именно эти черты присущи русским женщинам. Наташа, как никто другой в романе, умеет дарить людям счастье, любить самозабвенно, отдавая всю себя без остатка. Так же искренне она предается безутешному отчаянию. Стоит только вспомнить, как описывает ее автор в дни разлуки с князем Андреем: «Наташа никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам...». Она — сама жизнь. Даже перенесенные испытания не ожесточили ее душу, а укрепили ее. Толстой сделал свою героиню счастливой в семейной жизни с Пьером Безуховым. Эти персонажи на редкость дополняют друг друга, создавая общее ощущение гармонии.
Образ Наташи Ростовой прошел через время, и по сей день вызывает искреннее восхищение, являясь эталоном женственности.
*******
Нравственные искания князя Андрея (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» насчитывается свыше пятисот действующих лиц. Государственные деятели и незаметные участники войны, аристократы и простые крестьяне, лучшие люди своего времени и его позор — стяжатели и карьеристы — показаны на страницах романа. Описывая в своем романе жизнь множества людей, Толстой, тем не менее, не воспринимал их как безликую массу: все его герои романа — живые люди, причем настолько, что, читая книгу, мы слышим их голоса, проникаем в их внутренний мир. Великий писатель сумел отобразить неповторимость, своеобразие каждого человека, показал читателю духовные искания героев, их размышления о смысле жизни, наделил каждый персонаж непростой судьбой.
С первых же страниц романа перед читателем предстают главные его герои — князь Андрей Болконский и его друг Пьер Безухов. Оба они еще не определили своей роли в жизни, не нашли того дела, которому хотели бы отдать все силы. По мере развития событий мы видим, насколько различны их жизненные пути.
Князь Андрей разочарован в светской жизни, не принесла ему счастья и женитьба на маленькой княгине. Единственное его стремление, без которого он не видит смысла жить,— слава. Он завидует Наполеону, мечтая о своем «Тулоне», «Аркольском мосте». Ради осуществления своей мечты он готов пожертвовать самым дорогим: «...Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». В момент ранения князя на Аустерлицком поле рушатся все его честолюбивые планы, но это уже не имеет значения: один, покинутый всеми среди поля, он вдруг увидел небо — его величавое спокойствие и торжественность воспринялись князем Андреем как противопоставление людской суетности, незначительности их эгоистичных помыслов. «Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И именно здесь происходит развенчание его кумира — Наполеона, который казался ему теперь «столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило... между его душой и этим высоким, бесконечным небом...».
После битвы при Аустерлице князь Андрей решил больше никогда не служить на военной службе. Он возвращается домой «с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица». Тяжелым грузом ложится на его плечи смерть жены, все свои помыслы он решает сосредоточить на воспитании сына, убеждая себя, что «это одно» ему и осталось в жизни. Князь Андрей переживает душевный кризис, теперь он осуждает свои ложные стремления к славе и по-другому смотрит на жизнь. С особенной выразительностью Толстой показывает состояние князя Андрея и его мысли, описывая его поездку в рязанские имения. Дорога шла через лес, где все уже зазеленело, и только дуб «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел... видеть ни весны, ни солнца». Этот старый дуб вызвал в князе Андрее целый рой грустных и безнадежных мыслей. Жизнь кончена. Пусть другие поддаются на ее обман. А он будет тихо доживать последние дни, не делая зла другим и ничем не тревожась. Эти мысли он пытается открыть Пьеру Безухову. Однако Пьер придерживается противоположной точки зрения, доказывая Андрею, что полное удовлетворение может принести лишь жизнь, посвященная другим людям. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
Меняет жизнь князя Андрея и встреча с Наташей Ростовой, благодаря которой на него снизошло чувство радости и обновления, понимание того, что в 31 год жизнь еще не кончена. И, возвращаясь домой, князь Болконский вновь проезжает мимо старого дуба, но видит его уже другими глазами: «Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно». В это время князь осуждает свою эгоистическую жизнь, оторванность от других людей. «Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!». Таким образом, он переходит сначала к общению с людьми своего круга, а затем обращается и к общенациональной жизни народа.
Наташа вернула князя Андрея к жизни, со всеми ее радостями и волнениями. Под влиянием не испытанного им ранее чувства преобразился его внутренний мир. «Я не могу не любить света...»,— говорит Пьеру князь Андрей, признаваясь в своем счастье. Раскрывая их отношения, писатель показывает нам лучшие стороны души князя. Но чем сильнее чувство любви, тем сильнее боль от ее утраты. Потеряв Наташу, князь Болконский уже боится вспоминать небо Аустерлица, мысли, раскрытые перед ним «бесконечными и светлыми горизонтами». Теперь он поглощен сугубо земными, практическими интересами. Очередная потеря вновь надломила его.
Нравственные искания князя Андрея проходят через взлеты и падения, светлые и темные стороны жизни. Но только так можно постигнуть истинный ее смысл.