Использованные материалы

Приложение 5

Приложение № 4

Приложение 3

Приложение 2

Приложение 1

Приложения

 

 

КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

ДОКЛАД

об общественно-политической обстановке в Чечено-Ингушской Республике

 

Докладываю, в общественно-политической обстановке в Чечено-Ингушской Республике (ЧИР) после проведенных 27 октября 1991 года выборов президента республики и парламента изменений в сторону снятия напряженности не произошло. Резко усилилась конфронтация противодействующих сторон: с одной стороны Исполком Общенационального конгресса чеченского народа (ИК ОКЧН) во главе с генерал-майором авиации запаса Дудаевым Д.М. и с другой стороны — Временный высший совет во главе с Бахмадовым БД., сформированный из бывших депутатов Верховного Совета ЧИР. Результаты выборов, законность которых Верховным Советом РСФСР не признана, объявлены по средствам массовой информации 30.10.1991 года и составляют: В голосовании приняло участие 490 тыс. человек, из общего числа населения республики 1.270.429 человек, что составляет 77 процентов из числа избирателей. В выборах не принимали участия ингуши, часть русскоязычного населения. Общий национальный состав по данным переписи населения в январе 1991 года составляет: чеченцы — 734.501 чел. ингуши -163.762 чел. русские — 293.771 чел. армяне -14.824 чел. украинцы -12.637 чел. евреи — 2.651 чел. белорусы и др. — 2577 чел. За Дудаева Д.М. проголосовало 416.181 человек, что составляет 85 процентов от принимавших участие в голосовании. Таким образом, Дудаев Д.М. объявлен первым президентом Чеченской Республики. На 9.11.1991 года назначена церемония принятия присяги в драматическом театре.

Группировка сил на 1.11.1991 года составляет

Исполком ОКЧН, во главе с президентом Дудаевым Д.М.,

поддерживают: Вайнахская демократическая партия во главе с Яндарбиевым З.И., он же является заместителем председателя ИК ОКЧН;

партия «Исламский путь» во главе с Гантамировым Б.И. он же председатель Комитета обороны ОКЧН;

общественно-политическая ассоциация «Гулам», входящая в координационный совет ОКЧН; «Зеленое движение» во главе с председателем Гайтамировым Р.У.;

военно-патриотический клуб «За родину», занимающийся подготовкой молодежи на традициях предков и практически готовящий боевиков для ОКЧН. Президент клуба — Идрисов Р.Э.

Кроме того, ОКЧН и лично Дудаев Д.М. пользуются неограниченной поддержкой основного количества тейпов (родов) чеченского населения. В ОКЧН создан комитет обороны, занимающийся формированием национальной гвардии и народного ополчения.

В национальной гвардии по состоянию на 1.11.1991 года состоит 62 тыс. человек, а с народным ополчением более 90 тыс. Непосредственно боевые отряды национальной гвардии составляют около 2 тыс. человек. Сведены в подразделения по принципу армейской организационно-штатной структуры. Основу составляют бывшие офицеры, прапорщики и солдаты, служившие в армии. На вооружении имеют стрелковое оружие всех типов, включая иностранного производства и времен ВОВ. На учебных центрах национальной гвардии готовятся подразделения спецназначения, в том числе по борьбе с бронированными объектами. Налажены каналы получения и закупки оружия из-за рубежа, а также из районов со сложной общественно-политической обстановкой (Грузия).

б) Временный высший совет (ВВС) (13 членов), председатель Вахмадов В.Д. назначен Председателем Верховного Совета РСФСР Хасбулатовым Р.И. Поддерживают: советы Шалинского, Надтеречного, Гудермесского и Наурского районов. ВВС создал комитет национальной борьбы во главе с председателем Шалинского райисполкома Джамалхановым B.C. Комитет создает, в противовес национальной гвардии, свои боевые отряды, которые испытывают резкую нужду в оружии. ВВС практической власти не имеет. Основные программные цели и задачи ИК ОКЧН и президента Дудаева Д.М. (из постановления совместной сессии ИК ОКЧН, членов парламента, совета старейшин, представителей руководства, а также выступления Дудаева Д.М. по телевидению 30.10.1991 года):

1. С 27.10.1991 года признать государственный суверенитет и национальную независимость Чеченской Республики.

2. Граждан Чеченской Республики призыва осени 1991 года распределить для прохождения воинской службы в рядах ВС СССР на территории республики, за исключением лиц, добровольно изъявивших желание проходить службу за ее пределами.

3. Создание рабочих групп для проведения переговоров с ингушской стороной по национально-государственному объединению вайнахского народа и ведения государственных переговоров с СССР и Россией по вопросам дальнейшего развития взаимоотношений во всех сферах. С открытием в Москве постоянного представительства Чеченской Республики, наделив главу постпредства полномочиями личного представителя президента.

4. Деятельность депутатской группы ВС СССР и РСФСР от бывшей ЧИАССР ограничить статусом наблюдателей.

5. Рассмотреть вопрос о деятельности и функциях органов КГБ (деятельность приостановлена ИК ОКЧН 5.10.91 г. с захватом здания КГБ), МВД и прокуратуры Чеченской Республики.

Предполагаемая структура власти в Чеченской Республике :

1. Президент

2. Парламент — постоянно действующий законодательный орган.

3. Мехк-Кхел (суд страны) — как нравственная власть, имеющая законодательные полномочия, такие как ратификация Конституции страны и поправок к ней, оказание недоверия какому-либо члену парламента или президенту, изменение границ государства, лишение гражданства.

Построение суверенного государства ОКЧН поддерживают лидеры отдельных исламских государств, различные движения республик Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии — они готовы поддерживать ОКЧН даже вооруженными формированиями в случае введения в республику войск МВД или частей СА. В этом случае Исполком объявит национально-освободительную войну, а все противоборствующие силы (по их заявлению) консолидируются под знаменем ислама. С 21.8.1991 года в республике резко ухудшилась и имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению криминогенная обстановка. С 8.10.91 года идет бунт в следственном изоляторе г. Грозный, совершено несколько побегов, один из них массовый — до 60 человек. Совершен побег из колонии строгого режима в г. Наур (до 15 человек). Имеет место выезд русскоязычного населения с территории республики, причем имеются факты, когда выезжающие останавливаются на заставах при выезде из республики, их имущество разграбливается или уничтожается как «нажитое в Чечне» и принадлежащее чеченскому народу. Резко усилились волнения русскоязычного населения. Проводятся митинги, на отдельных предприятиях г. Грозного были запланированы и проведены забастовки. Основное требование — Чечено-Ингушетия должна остаться в составе России и Союза ССР. Казачье население республики выступило с заявлениями о создании Терской казачьей автономной области в составе РСФСР, при этом казаки готовы добиваться достижения' своих целей и силой оружия. Резко участилось количество попыток проникновения на территорию военных городков, охраняемых объектов с целью завладения оружием. Отмечены неоднократные попытки приобретения оружия и военной техники у личного состава, нападения на часовых с применением автоматического оружия. Жертв со стороны личного состава частей нет. За всеми военными городками организована система наблюдения, все передвижения войск, включая отдельные машины, боевиками национальной гвардии прослеживаются. При возвращении из Буйнакского учебного центра были задержаны и блокированы подразделения артиллерии окружного учебного центра и мотострелковой дивизии, дислоцированной в г. Владикавказ. Принятыми мерами эти подразделения освобождены. Задержаны при въезде на территорию республики группы офицеров из штаба округа и Главного штаба Сухопутных войск, следующих в Отдельный учебный центр для работы, и выдворены за пределы республики боевиками национальной гвардии. Крайне затруднена организация и проведение занятий по боевой подготовке. Все стрельбы и вождение боевых машин приходится согласовывать с ИК ОКЧН, в противном случае проведение занятий блокируется. Проведение 500-километрового марша с водителями — боевиками национальной гвардии практически сорвано, мотивировав движение колонны переброской войск для подавления демократического движения в республике. Проводится работа боевиками по разведке системы охраны и обороны военных городков, их емкости, количества личного состава, наличия оружия, боевой и другой техники. С учетом складывающейся обстановки, несмотря на принимаемые меры по охране и обороне военных объектов, есть реальная возможность физического захвата стрелкового оружия, боеприпасов, боевой и другой техники и в целом военных городков вооруженными формированиями. Наличие только стрелкового оружия в ОУЦ составляет: автоматы — 31.415 ед. пулеметы — 764 ед. винтовки — 357 ед. пистолеты — 7.641 ед. гранатометы — 533 ед. Всего:-40.710 ед. Заявление о службе чеченцев на территории республики практически означает подготовку личного состава для национальной гвардии, а также ее вооружение за счет МО СССР. ОКЧН не скрывает своего намерения провести национализацию имущества, включая и имущество, принадлежащее МО СССР, — с этим заявлением выступил президент ЧР Дудаев Д.М. на пресс-конференции после его избрания. Исходя из этого, возникает необходимость немедленного принятия решения: а) О вывозе за пределы республики вооружения и боеприпасов.

б) Об оставлении до 50 процентов выпускников ОУЦ за счет войск округа ддя обеспечения охраны военных городков до принятия присяги молодым пополнением и готовности к выполнению боевых задач. в) О порядке комш1ектования частей ОУЦ осенью 1991 года. г) О выводе ОУЦ из пределов республики, так как он может послужить базой для формирования национальных вооруженных сил (из заявления представителей штаба комитета обороны ОКЧН). ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА 9.10.91 г. г. Грозный Обсудив постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О политической ситуации в ЧИР», Исполком Общенационального конгресса чеченского народа заявляет:

1. Указанное постановление является провокационным, направленным на создание обстановки с непредсказуемыми последствиями и братоубийственным кровопролитием с единственной целью сохранения колониального господства над чеченским народом, над народами Кавказа и их природными богатствами.

2. Подобное грубое, провокационное вмешательство во внутренние дела Чеченской Республики считать объявлением вооруженного противостояния, вся ответственность за которое ложится на Президиум ВС РСФСР и так называемый ВВСт ЧИР. 3. Действия А. Руцкого и его команды в период пребывания в Чеченской Республике признать провокационной акцией международного масштаба, заранее подготовленной в темных замыслах российского правительства против чеченского народа.

4. Противозаконные и провокационные акции подобного рода и масштаба неминуемо отразятся на судьбах будущего народов Кавказа и на их отношениях с Россией, о чем неоднократно заявлялось представителями этих народов на различных межкавказских и иных форумах. Президиум Исполнительного комитета ОКЧН постановляет:

1. Предложить Президиуму Верховного Совета РСФСР в целях недопущения кровопролития и вооруженного противостояния, что не может не отразиться на исторических взаимоотношениях чеченского и русского народов, а равно и народов Кавказа, в срок до исхода 10 октября 1991 года отменить свое провокационное постановление как не отвечающее нормам международного права.

2. Незаконному, марионеточному, так называемому ВВСту ЧИР безотлагательно, в срок до 12 октября 1991 года выразить протест и отмежеваться от попытки реанимировать распущенный народом ВВСт ЧИР в лице группы отвергнутых народом бывших депутатов ЧИР. В случае отказа от протеста против незаконного, антинародного постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, являющегося, по сути, грубым вмешательством во внутренние дела суверенной Чеченской Республики, и в указанные сроки действия и деятельность так называемого ВВСта ЧИР признать антинародными, антигосударственными, и всю полноту ответственности за возможные последствия возложить как на Президиум ВС РСФСР, так и на бывших депутатов ЧИР во главе с Бахмадовым, составивших этот провокационный так называемый Совет.

3. Объявить мобилизацию всех лиц мужского пола от 15 до 55 лет в народное ополчение. Мобилизацию провести во всех селах, городах и поселках Чеченской Республики при районных Исполкомах ОКЧН. Общее руководство организацией и проведением мобилизации возложить на Комитет обороны ИК ОКЧН.

4. Национальную гвардию республики привести в полную боевую готовность.

5. Отозвать из рядов Вооруженных сил СССР всех офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат чеченской национальности.

6. Всем предприятиям, учреждениям, министерствам и ведомствам, находящимся на территории Чеченской Республики, оказывать беспрекословное подчинение представителям Исполкома ОКЧН по предъявлении специального удостоверения.

7. Всем частям и подразделениям воинских формирований, в том числе гражданской обороны, ДОСААФ, пожарным частям, на территории Чеченской Республики прекратить всякую деятельность, связанную с перемещениями, учениями и другими родами занятий. В случае начала боевых действий быть готовыми к организованному выводу указанных частей и подразделений с территории республики.

8. Совету Министров ЧИР безотлагательно организовать материальное и продовольственное обеспечение национальной гвардии и народного ополчения.

9. Работникам МВД, КГБ ЧИР, всем офицерам запаса и отставки, твердо ставшим на позиции свободы и независимости своего народа, зарегистрироваться в исполнительных комитетах ОКЧН всех уровней.

10. Осенний призыв 1991 года в ряды Вооруженных сил СССР воспретить. Всех призывников призвать в национальную гвардию.

11. При Исполкоме ОКЧН организовать прием мобилизационного пополнения, прибывающего из регионов Северного Кавказа.

12. Во всех вузах и старших классах средних учебных заведений, ПТУ организовать воинскую подготовку целевым назначением, выделив для этого не менее двух дней в каждую неделю.

13. Деятельность республиканской прокуратуры и министерства юстиции, не отвечающих требованиям правоохранительных задач, впредь до проведения выборов президента и парламента Чеченской Республики приостановить. Функции прокуратуры на переходный период возложить на Правовой комитет Исполкома ОКЧН. Осознавая историческую ответственность за судьбы народов Кавказа, учитывая общность интересов, Исполнительный комитет Общенационального конгресса чеченского народа обращается ко всем народам Кавказа встать на защиту чести, свободы и независимости. Час решительной борьбы настал! ЗАЯВЛЕНИЕ Председателю Исполкома ОКЧН тов. Дудаеву Д. Мы, подследственные и осужденные СИЗО-1 г. Грозного, заявляем, что 9 октября мы изъявили желание вступить в национальную гвардию в связи с тем, что наш народ устал жить под гнетом коммунистического террора и беззакония. В связи с этим мы собрались во дворе тюрьмы и организовали митинг. Никаких противозаконных мер не принимали и спокойно стояли во дворе. Наши представители вели переговоры с администрацией тюрьмы, но не нашли поддержки с их стороны. Они же, наоборот, провоцировали осужденных и подследственных, подожгли здание тюрьмы, вели погромы. Мы вас заверяем, что все погромы и пожары были провокацией со стороны правоохранительных органов и администрации СИЗО-1. Со вчерашнего вечера и по сей день они ведут стрельбу по безоружным людям. Какой-то майор отдал приказ стрелять в нас и самолично стрелял в людей. В результате были ранены 6 человек. Один из них, Наймов, был ранен в живот, Эдисултанов Усман был убит в упор майором, отдавшим приказ стрелять в безоружных людей. Хотя эти люди не пресекали запретной черты, все было сделано для того, чтобы нас спровоцировать на беззаконные действия. Но наше благоразумие взяло верх над их провокацией. Специально для этого было подброшено б канистр спирта. В связи с этим беззаконием и произволом просим вас принять экстренные меры по этим вопросам. 10 октября 1991 г. И просим вас создать комиссию по международным правам, прислать журналистов для съемок состояния тюрьмы и того, что здесь происходит. Дуров, Яссаев, Халаури, всего 46 подписей. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О праве граждан Чеченской Республики на приобретение и хранение личного огнестрельного оружия и ограничении права на его ношение. 16 декабря 1991 г. г. Грозный Уважая исторические традиции вайнахов, уклад общественной жизни и быта народов Чеченской Республики, признавая неотъемлемое и естественное право граждан на самооборону и защиту от преступного посягательства, отмечая и высоко оценивая заслуги тех, кто с оружием в руках отстоял революцию, принимая во внимание мнение Совета старейшин, многочисленные обращения граждан и результаты специальных опросов, учитывая состояние социально-политической обстановки в республике, а также предложения Министерства внутренних дел, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Возродить утраченное в условиях тоталитарной системы право граждан Чеченской Республики на приобретение и хранение огнестрельного оружия по удостоверению о его регистрации, выдаваемому органами внутренних дел.

2. Установить, что отдельные должностные лица, члены представительных и исполнительных структур наделяются также правом ношения личного оружия по специальному именному разрешению, выдаваемому МВД Чеченской Республики.

3. Постоянное ношение огнестрельного оружия военнослужащими армейских формирований, сотрудниками милиции и иных ведомств осуществляется в соответствии с табельной положенностью.

4. Министерству внутренних дел ЧР разработать и в месячный срок представить на утверждение положение о порядке приобретения, хранения и ношения огнестрельного оружия и инструкцию о работе милиции по осуществлению разрешительной системы.

5. За незаконное, то есть без соответствующей регистрации, хранение, а также за незаконное, без именного разрешения, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и другие нарушения положения, виновных лиц привлекать к ответственности в соответствии с законом и лишать права хранения и ношения оружия. Президент Чеченской Республики генерал Д. Дудаев. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О наделении Президента Чеченской Республики чрезвычайными полномочиями 8 февраля 1992 г. № 87 г. Грозный В связи с осложнением обстановки в Чеченской Республике, вызванной провокационными действиями врагов республики, а также некоторыми вооруженными группировками и хулиганствующими элементами, совершающими нападения на войсковые части с захватом оружия и военного имущества, чем создается угроза жизни и здоровью граждан республики, парламент Чеченской Республики постановляет:

Наделить Президента Чеченской Республики с 8 февраля 1992 года по 8 марта 1992 года чрезвычайными полномочиями.

Председатель парламента Чеченской Республики X. Ахмадов УКАЗ О реабилитации лиц, вынужденно покинувших воинские части Вооруженных сил бывшего СССР № 29 от 18 февраля 1992 г. В связи с распадом СССР и провозглашением суверенитета Чеченской Республики, некоторые военнослужащие Вооруженных сил и других воинских формирований бывшего СССР — граждане Чеченской Республики, проходившие службу за ее пределами, вынужденно оставили свои воинские части и прибыли на территорию Чеченской Республики, заявляя о своем желании проходить в дальнейшем военную службу в вооруженных силах Чеченской Республики. Указанные обстоятельства исключают уголовную ответственность этих лиц. Исходя из вышеизложенного, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Военнослужащих, вынужденно оставивших свой воинские части бывшего СССР, прибывших в Чеченскую Республику и изъявивших желание продолжить службу в вооруженных силах, полностью реабилитировать, а возбужденные уголовные дела прекратить. Предложить этим лицам в срок до 25 февраля 1992 года явиться в райвоенкоматы по месту призыва и стать на учет.

2. Военному комиссару Чеченской Республики взять на учет всех лиц, вынужденно оставивших место службы, переосвидетельствовать их врачебными комиссиями при райвоенкоматах на предмет годности к военной службе по состоянию здоровья и решить вопрос о направлении их для дальнейшего прохождения военной службы в вооруженных силах Чеченской Республики в соответствии с законом «Об обороне (защите) Чеченской Республики».

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЧКЕРИЯ ПРИКАЗ от «» сентября 1994 г. № г. Грозный О порядке выполнения плана «Лассо» В целях качественного выполнения плана «Лассо», предусматривающего нанесение авиационных ударов по важным государственным и военным объектам инфраструктуры противника, с выводом из строя которых связан ход и исход боевых действий в регионе, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Главному штабу ВС ЧРИ разработать график распределения стратегических объектов противника для ударов штурмовой авиации ЧРИ с указанием носителей вооружения, средств поражения, исполнителей боевых задач и сигналов боевой готовности летных экипажей.

2. Завести на заданные объекты противника формализованные дела и осуществлять постоянный контроль за их повседневной деятельностью.

3. По моему сигналу начальнику Главного штаба ВС ЧРИ обеспечить немедленную доставку ко мне пакетов «Кинжал» и «Озон», дел объектов и указанных мною должностных лиц для получения задач после дооформления боевых распоряжений. Срок разработки необходимых формализованных документов по плану «Лассо» — к исходу 20 сентября 1994 года. Контроль за исполнением данного приказа возлагаю на начальника Главного штаба ВС ЧРИ. Главнокомандующий Вооруженными Силами Чеченской Республики Ичкерия ГЕНЕРАЛ Д… ДУДАЕВ.

 

 

 

 

Информационная война в Чечне Факты, документы, свидетельства Ноябрь 1994 — сентябрь 1996 Этапы информационной войны С точки зрения власти… Подборку материалов и публикаций, характеризующих отношение власти к журналистам, освещающим события в Чечне, мы намеренно начинаем публикацией двух писем, написанных за несколько месяцев до начала Чеченской войны. Прежде всего потому, что авторы письма в Федеральную службу контрразведки России — правозащитники, обеспокоенные попытками спецслужб привлечь к своей работе журналистов, впервые попытались обратить внимание на эту проблему. Во-вторых, потому, что автором официального ответа ФСБ был генерал-майор Александр Михайлов, чья деятельность по контактам с журналистами сделала его одним из главных антигероев этой книги. В Федеральную службу контрразведки ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СВ. СТЕПАШИНУ Уважаемый Сергей Вадимович! Демократическая общественность с удовлетворением восприняла Ваше назначение на должность руководителя службы контрразведки — авось, хотя бы Вам действительно удастся расформировать бывший КГБ — чудовищный департамент, до сих пор вызывающий ужас у одних и брезгливое презрение у других. Некоторые Ваши шаги, в том числе публичная передача вдове академика Сахарова папок с доносами на него, показывают, на наш взгляд, что Вам действительно не чужда задача ориентировать вверенную Вам службу на подлинную защиту интересов и прав граждан от любых посягательств, в том числе и со стороны самой этой службы. Но один шаг, уважаемый Сергей Вадимович, еще не делает пути. Он лишь дает нам право публично и откровенно поставить два вопроса, любые честные ответы на которые стали бы свидетельством Вашей решимости следовать именно этим путем. ВОПРОС ПЕРВЫЙ Многих людей в наше время озадачивает неожиданный и беспричинный рост поддержки тех политических идей и течений, автоматическое отторжение которых считалось обеспеченным всем предыдущим историческим опытом России — идей национальной исключительности и превосходства, откровенного фашизма и вооруженной экспансии. Тем не менее, именно для реализации этих идей созданы многочисленные организации и движения типа «Памяти», «Отечества», ЛДПР… А буквально на днях создана еще и национал-социалистическая партия России, открыто призывающая использовать опыт Гитлера для наведения в стране порядка. Но, может быть, пышный расцвет подобных организаций не так уж неожиданен и беспричинен? Бывший сотрудник КГБ подполковник Кошелев П. К. (он же Коршунов П. Н.) публично и откровенно заявил, что именно КГБ создал в свое время и Ленинградский «Рок-клуб», и писательский «Клуб-81» с целью осуществления полицейского надзора за деятельностью и умонастроениями оппозиционной интеллигенции. С другой стороны, в нашем распоряжении целый ряд свидетельств и публикаций, не подтвержденных, но и не опровергнутых Вашими предшественниками, о прямой причастности КГБ к созданию «Памяти», «Отечества», ЛДПР и ряда других — от псевдопатриотических до откровенно фашистских структур, предназначенных для противодействия процессам демократизации в нашей стране. Итак, остро необходима, на наш взгляд, открытая публикация фактов — если таковые имеются — о причастности бывшего КГБ к созданию каких-либо формирований, связанных с антидемократическими движениями, или же авторитетное оповещение общественности о том, что к возникновению такого рода движений КГБ не имело никакого отношения, не располагало никакой информацией о путях возникновения и финансирования этих организаций, представляющих ныне безусловную опасность для России. ВОПРОС ВТОРОЙ Общеизвестно, сколь часто пользовалось КГБ вербовкой или принуждением к сотрудничеству журналистов для решения своих полицейско-сыскных задач как внутри страны, так и за рубежом. В этой связи нам представляется чрезвычайно желательным, чтобы руководство ФСК выступило с заявлением, освобождающим завербованных КГБ журналистов от каких-либо обязательств перед ФСК, а также о решительном отказе впредь привлекать журналистов для решения собственных задач. Мы уверены, что Ваша положительная реакция на это обращение, Ваши честные и четкие ответы на поставленные вопросы будут способствовать созданию в обществе атмосферы доверия и полного согласия. Совет «Антифашистского союза»: Сопредседатели: /Кавторин В. В./ /Ислентьев Г. В./ Член Совета /Вдовин Ю. И./ Май 1994 г.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА КОНТРРАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Антифашистский союз» 198008, г. Санкт-Петербург 22.06.94 г. 134/208 Измайловский пер., 8 Москва Уважаемые господа! Ваше письмо Директору ФСК Степашину СВ. доложено. Он выражает признательность за теплые слова в свой адрес. По существу поставленных вами вопросов мне поручено сообщить следующее. Как вам известно, Федеральная служба контрразведки создана Указом Президента Российской Федерации в январе с.г. В Положении о ФСК четко определена компетенция нового государственного института. Это прежде всего противодействие разведывательным устремлениям иностранных спецслужб, несущим скрытую угрозу политической, оборонной, экономической безопасности России. На этих главных направлениях сосредоточены основные усилия оперативных подразделений в центре и на местах. Характер и тональность ваших вопросов Директору ФСК свидетельствует, к сожалению, о живучести старых стереотипов. Несмотря на раскассирование КГБ, последующие реорганизации органов безопасности, нашу открытость с представителями СМИ, синдром отождествления функций ФСК с функциями бывшего КГБ достаточно устойчив. В настоящее время Служба подчиняется Президенту России. На 1-м Всероссийском совещании Федеральных органов контрразведки им были поставлены конкретные задачи и определены основные направления деятельности ФСК (см. «Российская газета» от 26.05.94 г.). Что касается конкретных организаций и движений, упоминаемых вами, то их регистрация и технология участия в общественной жизни — прерогатива органов юстиции. К компетенции ФСК отнесено предотвращение прямых угроз конституционному строю. В таких случаях мы решительно и бескомпромиссно действуем в соответствии с законом в отношении организаций и лиц, вне зависимости от их партийной принадлежности и политической ориентации.

По поводу вопросов, поставленных вами и связанных с обнародованием материалов о деятельности бывшего КГБ по якобы созданию антидемократических формирований, со всей ответственностью заявляем, что с августа 1991 года в архивах работали представительные комиссии самого высокого уровня, возглавляемые известными и уважаемыми деятелями демократической ориентации. Думается, что если бы такие документальные материалы были, то общественность была бы оповещена об этом. Конфиденциальные отношения, устанавливаемые сегодня органами контрразведки с гражданами, являются элементом оперативной деятельности, основаны на действующем законодательстве и ни в коей мере не ущемляют их прав. Это одна из специфических форм участия граждан в обеспечении безопасности государства, профессиональная же принадлежность — дело второстепенное. Выступать ФСК с предлагаемым вами заявлением считаем нецелесообразным в силу причин, о которых было сказано выше. По поручению Директора ФСК начальник Центра общественных связей А. Михайлов В книге «Журналисты на чеченской войне» приведены сведения о более 400 случаях нарушений прав журналистов за период с 26 декабря 1994 года по 31 декабря 1995 года: убиты — 14, пропали без вести — 4, ранены — 30, избиты — 23, подверглись незаконным задержаниям — 146, подверглись намеренным обстрелам — 100, изъята аппаратура, отснятые фото-и видеокассеты — у 66… Андрей Михайлов, НВО, 13 янв. Объединенная редакция МВД Российской Федерации тиражом 10 тыс. экземпляров напечатала сборник спецпро-пагандистских плакатов под общим лозунгом «Антиконституционному режиму — нет!». В редакционном обращении, в частности, отмечается: «Художник И. Федоров свое понимание событий в Чечне и отношение к «дудаевщине» выразил в рисунках сатирического жанра и карикатурах. Мы надеемся, что они помогут глубже и отчетливее понять не только суть «дудаевщины», но и определить корни истинных виновников нарушения прав человека». Объектами нашего внимания были члены незаконных вооруженных формирований (НВФ), иностранные наемники и местное население. Накануне ввода войск в Чечню были созданы оперативные группы. Бронетранспортеры, оснащенные звуковещательными станциями, входили в состав большинства передовых колонн. Старшими на этих машинах были офицеры-специалисты, в первую очередь доводившие до местного населения обращение Президента РФ к россиянам в связи с событиями в Чечне. По мере продвижения колонн, мы, используя опыт работы в Афганистане, вступали в переговоры с представителями местной администрации, со старейшинами, наиболее авторитетными людьми, разъясняли обстановку, заверяли, что никаких обстрелов того или иного населенного пункта не будет, если там нет позиций боевиков. В результате колонны, в которых работали наши офицеры, продвигались практически без эксцессов. Там же, где эту работу не вели, дело, как правило, начиналось с активного противодействия местного населения и боевиков, обстрелов колонн, захвата заложников. И нам уже приходилось подключаться к работе в период ведения боевых действий. Так, в населенных пунктах Пригородное и Комсомольское с использованием вертолетных звукостанции вызывались на переговоры местные авторитеты, и в результате удалось достигнуть соглашения о прекращении сопротивления. Впоследствии проводился комплекс мероприятий, направленных на вызволение наших военнослужащих, захваченных чеченскими боевиками, обеспечение эвакуации мирного населения из зоны боевых действий, введение в заблуждение боевиков на поле боя и разъяснение чеченскому населению и ополченцам того, что дудаевские сторонники сделали чеченский народ заложником в этой войне, избрав города и другие наиболее крупные населенные пункты ареной боевых действий. Хотелось бы подчеркнуть, что мы не рассчитывали на то, что дудаевские боевики сами станут складывать оружие или сдаваться в плен. Мы ставили и ставим перед собой вполне реальные цели: добиваться вытеснения боевиков из населенных пунктов силами местных жителей, препятствовать пополнению отрядов за счет ополченцев. С помощью листовок или звукопрограмм мы информировали местное население о том, что такой-то район города или населенного пункта, если там останутся боевики и их боевая техника, будет подвергнут бомбовому или артиллерийскому удару. После такого предупреждения старейшины или религиозные авторитеты начинали договариваться с командирами боевиков. Жители собирали некую сумму денег, которая передавалась дудаевскому командиру, после чего боевики покидали позиции. В том случае, если о сумме договориться не могли, или по каким-то другим причинам консенсус не был найден, местные ополченцы уже силой оружия вынуждали «непримиримых» убраться подальше от их очагов. Так было в Гудермесе, Ачхой-Мартане, Урус-Мартане и некоторых районах Грозного. Так же предупреждения делались и жителям тех населенных пунктов, где готовились резервы для боевиков. Ну а если наши предупреждения оставались без ответа, то вступали в действие авиация, артиллерия и пехота со всеми вытекающими последствиями… Дудаевская сторона также вела и продолжает вести подобную работу. Правда, на поле боя они ее практически свернули. Если раньше фиксировались случаи вхождения в наши боевые радиосети различных «правозащитников» с предложениями российским военнослужащим переходить на сторону чеченских боевиков, которые якобы будут с ними обращаться как с братьями, то после того как солдаты увидели результаты такого «братания», мало найдется желающих повторить подобные «подвиги». Поэтому сегодня дудаевцы сосредоточили свое внимание главным образом на том, чтобы создать в мире (и в России в том числе) благоприятное к себе отношение. С самого начала военных действий чеченские боевики старались привлечь на свою сторону всех журналистов, которые проникали в контролируемые ими районы. Не хочется говорить о приемах, которые для этого применялись. Но в результате вплоть до февраля 1995 года около 90 % информации о положении в Чечне российские и иностранные корреспонденты получали исключительно от чеченской стороны, что способствовало формированию устойчивого негативного общественного мнения по поводу методов силового решения чеченского конфликта. Практически до середины июня 1995 года в центре Москвы легально функционировало бюро агентства «Че-чен-пресс», находившееся на прямой связи с Дудаевым и не только обеспечивавшее его выход в эфир в реальном масштабе времени по различным российским радиостанциям, но и осуществлявшее транспортировку в Чечню российских и иностранных журналистов. В настоящее время на территории Польши активно действует чеченский информационный центр, оснащенный студийной и передающей аппаратурой, которую в свое время радиостанция «Свобода» поставила польской «Солидарности» для осуществления нелегального радиовещания. Подобный центр существует в Прибалтике. У Дудаева работает группа специалистов, которая, подключаясь к телетрансляционным сетям, передает так называемый «Президентский канал», по которому идет не только информация, но и даются указания командирам незаконных вооруженных формирований, инструкции населению.

Вопросы, которые решали и решают подразделения информационно-психологического обеспечения в Чечне, к сожалению, не рассматриваются в государственном масштабе как комплекс мероприятий по информированию СМИ и населения о ходе боевых операций, созданию благоприятного отношения к действиям федеральных войск со стороны международной общественности, изучению и анализированию реакции общественного мнения на те или иные информационные акции. А раз отсутствует общегосударственная стратегия в решении этих проблем, то соответственно нет и координирующих органов, целевого финансирования и т. д. Но несмотря на это, нам удалось помочь многим чеченцам осознать преступные действия дудаевцев и соответственно стимулировать их отказ от участия в боевых действиях против федеральных войск. Выборы главы ЧР и депутатов в Госдуму РФ от ЧР наглядно продемонстрировали, что население Чечни в подавляющем большинстве отказало в доверии Дудаеву. В этом также есть определенная заслуга службы информационно-психологического обеспечения боевых действий войск, Александр Будников, подполковник. КЗ, 15 марта…Со страниц газет, теле-и радиоэфира хлынул мощный поток леденящих душу материалов о «зверствах» федера-лов, якобы «заливающих невинной кровью гордую и свободолюбивую Чечню». При этом старательно подчеркивалась низкая боеспособность российских воинских частей. И ни слова о том, что Дудаев, выжимая соки из собственного народа, три года целенаправленно готовился к войне. Боевики по сути представляли отлично подготовленную армию, на оснащение которой ушли сотни миллионов нефте-и наркодолларов. Удачей журналиста был кадр с расхристанным, растерянным солдатом, что-то жующим из консервной банки… Большим творческим успехом считалось подать все это на фоне гордого, подчеркнуто элегантного боевика с орлиным взором…Своей кульминации психологическая война российских СМИ против российского солдата достигла в начале апреля прошлого года после взятия федералами села Самашки, превращенного боевиками в свою базу и опорный пункт. «Сотни убитых женщин и детей», «отрезанные уши жертв», «чеченскоеСонгми», «чеченскаяХатынь» — леденящие кровь комментарии разносились по России и всему миру с подачи «правозащитника» Сергея Ковалева. Одно имя Ковалева вызывало у военнослужащих группировки острейшую аллергию и поток простой солдатской лексики, самое мягкое выражение — «защитник прав боевиков»…Материалы российских СМИ по поводу Самашек были настолько вопиющими, что резко оппозиционный депутат Госдумы кинорежиссер Станислав Говорухин потребовал создания депутатской комиссии для выяснения правды с тем, чтобы виновные в военных преступлениях понесли ответственность по закону, либо наказать клеветников и дезинформаторов…Говорухин с негодованием докладывал результаты работы комиссии Госдуме, потребовал привлечения Ковалева к ответственности за злостную клевету. Однако в российских СМИ, кроме официальных, это требование было обойдено гробовым молчанием. Самашки сыграли свою роль, и о них забыли. И вот снова… Страна содрогнулась от трагедии Буденновска. Проходит два дня, и тележурналистка НТВ дает телерепортаж из автобусной колонны с заложниками с едва скрываемой симпатией к Басаеву. А «Робин Гуд» наших дней ространно излагает и обосновывает свои «воззрения». При этом заложницы из автобуса с упертым в бок стволом автомата хором скандируют: «Все хорошо, нас не обижают»… После такого «телематериала» невольно уходили на второй план сюжеты двухдневной давности с выставленными в окна больницы женщинами и детьми, телами расстрелянных жителей Буденновска. Уверен, сыграли свою роль телесюжеты и в том, что банду Басаева в чеченских селах встречали как национальных героев…Размышляя о том политическом и психологическом фоне, на котором разворачиваются события чеченской войны, я часто вспоминаю моего грозненского друга Исмаила Мунаева — заместителя председателя комитета по информации и печати Правительства национального возрождения. Подлинный интеллигент, профессор, бывший преподаватель этнографии Грозненского университета…На протяжении нашего знакомства Исмаила крайне возмущала позиция продудаевски настроенных политиков и журналистов, хотя и он не всегда был в восторге от некоторых операций федеральных войск. Так, днем 6 июня он встретил меня негодующей фразой: «Ты не знаешь, в час дня «Радио России» передало, будто Ведено вновь занято дудаевскими формированиями, идут кровопролитные бои?.. (Ведено же было взято под контроль нашими войсками 28 мая без единого погибшего с обеих сторон. — Прим. авт.) Как мы устали давать опровержения в Москву! Совершенно абсурдная ситуация. Некоторые ваши журналисты больше делают для пополнения отрядов дудаевцев, чем сам Дудаев. Саша, ты же сам вчера летал над Ведено. Ты прямой человек, сибиряк, почему бы тебе не слетать в Москву и не сказать в лицо этому редактору все, что ты о нем думаешь?» Если попытаться проанализировать глубинные причины позиции российской прессы в освещении событий в Чечне, то можно выделить, на мой взгляд, несколько моментов. Во-первых, и главное. Отсутствие государственной идеологии и государственного центра по информационно-психологическому обоснованию и обеспечению принимаемых руководством страны решений привело к тому, что относительно внезапное и никем внятно не обоснованное введение федеральных войск в Чечню повергло страну в шок. Николай Стародымов КЗ, 16 апр. Не раз в чеченских своих командировках выслушивал от воюющих ребят один и тот же упрек: нерегулярно приходит «Красная звезда», мало ее.

— Мы ее как никакую другую ждем: трескотни в ней меньше, а деталей, живых людей — больше, — объяснил один из офицеров, с которым разговорились мы на эту тему… Улетая в очередной раз из Москвы, решил пройти по «цепочке», посмотреть, как добирается газета до воюющих подразделений.

Самолет-почтовик ходит из Москвы в Моздок три раза в неделю. Ко времени его посадки на авиабазу прибывает почтовый вертолет из Ханкалы. Мешки с прессой перекочевывают с одного борта на другой. Сорок минут лету, и почта оказывается в обменном пункте фельдъегерско-по-чтовой связи. Здесь груз делят по количеству частей — адресатов. Затем в доставку включаются почтальоны. Какая-то часть газет остается на УФПС, для личного состава колонн, уходящих на марши. Такая вот схема. Но все просто в теории. На практике сложнее. Процесс доставки фактически бесконтролен. На узле ФПС меня встретил старший прапорщик Владимир' Данилов. Прошу показать расчет-высылку «Красной звезды». Нет такой. Довелось наблюдать, как прибывшие на узел представители одной из частей выпрашивали «свою долю». Солдат нехотя «отвалил» им стопку газет. Не считая, никаких пометок ни в каких бумагах не делая. Спору нет, и других проблем у военных почтальонов в Чечне хватает. Но газета — не довесок, она в иных случаях и лекарство, и оружие, и повод для общения. Видел, конечно, «Красную звезду» и на передовой. Зачитанную в буквальном смысле до дыр. Значит, нужна.

— Нужна, — согласился и старший прапорщик Данилов. — Надо бы побольше ее присылать…На следующее утро отправлялись мы в район боевых Действий. Тянул вертолет туда в том числе и свежие газеты. В этот день и попал в кадр нашего фотокора читатель "Красной звезды», только-только вышедший из боя. Андрей Добрынин КЗ, 6 июня У меня есть подозрение, что целый сонм журналистов и авторов множества газет самой разнообразной политической окраски, чуть ли не ежедневно «пощипывающие» министра обороны России генерала армии Павла Грачева и требующие его отставки, на самом деле этой самой отставки очень опасаются. Ведь в случае таковой перед ними замаячит реальная перспектива остаться без работы. Некоторые из них за последние годы так и не научились ничему другому, окромя беспрестанного, по поводу и без оного, перемывания слухов и домыслов о министре обороны. На протяжении четырех лет с поразительной регулярностью читающей публике сообщается о том, что Грачева не сегодня-завтра снимут с должности и президент уже занес ручку над соответствующим указом. Как водится, ссылки даются на «источники» в самых высоких государственных кабинетах, правда, информаторы почему-то всегда остаются анонимными. Авторам прогнозов все нипочем. Президент совершает поездку в Чечню и дает самую высокую оценку действиям российских Вооруженных Сил в этой «горячей точке». Это не принимается во внимание. Президент выступает на недавнем совещании руководящего состава Вооруженных Сил России и совершенно ясно дает в целом позитивную оценку деятельности руководства Вооруженных Сил и лично министра обороны РФ. И этот факт записные «политологи» игнорируют. Более того, и информационно-аналитическая программа НТВ «Итоги», и популярный журнал знай гнут свое — продолжают тиражировать одиозные слухи. То ли по инерции, то ли продолжая отрабатывать чей-то заказ. В перерывах между «отставками» фамилия Грачева все равно не покидает газетные полосы. То его обвиняют в «нелояльности» президенту, то, наоборот, поднимают дикий шум по поводу высказываний в поддержку президента. Я уже не говорю про набивший оскомину служебный автомобиль министра. Если завтра Грачев пересядет на «Запорожец», послезавтра дюжина газет обвинит его в пособничестве украинским националистам, дешевом популизме, воинствующем авангардизме и еще нескольких смертных грехах. Как известно, граждане нашей страны досконально и поголовно разбираются в двух жизненно важных сферах деятельности — медицине и футболе. С недавних пор к ним добавилась военная реформа. Многие газеты щедро предоставляют площадь под пространные публикации, посвященные этой животрепещущей теме. Почти в каждом случае перво-наперво звучат мыслимые и немыслимые обвинения в адрес министра обороны, ну а затем уже автор предлагает свой, безусловно, гениальный план перестройки Вооруженных Сил. Не реже очередной грядущей отставки генералу армии Грачеву сулят и вещи поприятнее. Судя по публикациям, министр обороны уже раз пять должен был стать маршалом, а также секретарем Совета безопасности, советником президента или представителем России в НАТО. Безусловно, в нормальном цивилизованном обществе свобода слова является непременным атрибутом. Однако и использовать эту свободу надо цивилизованно. Не создавать священных коров и закрытых от критического взгляда зон. Но и не искать черную кошку в темной комнате. Министр обороны в России — фигура традиционно заметная и постоянно находящаяся в центре политической и государственной жизни страны. И именно он прежде всего ответствен за все, что происходит в Вооруженных Силах. Поэтому и оценка его деятельности должна быть соответствующей масштабу решаемых им задач. Впрочем… Когда черную кошку кто-то ищет, значит, это кому-то нужно? Владислав Шурыгин ЗА, N 37 Признаваться себе в этом тяжело и страшно. Но необходимо. Итак: с взятием боевиками Грозного и отводом наших войск на границу Чечни Россия практически признала свой проигрыш в войне, продолжавшейся год и девять месяцев. Верхом торжества сепаратистов и нашего позора является парад, который, можно не сомневаться, будет устроен в Грозном. На этом параде торжественным маршем пройдут сплоченные в боях батальоны боевиков, прокатится захваченная боевая техника, бросят к памятнику Дудаева российские флаги, прогонят толпу изможденных пленных. Все это будет скрупулезно заснято, размножено, разослано по странам и континентам, обязательно показано по НТВ и ВГТРК. Значение этой проигранной войны не идет ни в малейшее сравнение с окончанием десятилетнего афганского похода… Практически именно сформированное в России антивоенное, антиармейское, сочувственное чеченцам общественное мнение можно смело назвать одной из основных причин нашего поражения в Чечне. Российский обыватель был подготовлен прессой и телевидением к тому, что:

• эту войну Россия выиграть никогда не сможет;

• российская армия несет несоизмеримо с боевиками большие потери; • чеченский боевик морально, физически и вооружением превосходит российского солдата; • российская армия деморализована и не способна воевать, занимается лишь грабежом и мародерством;

• чеченские боевики борются за свободу и независимость своей земли. Они добры и гуманны к пленным;

• чеченские командиры по всем статьям превосходят российское военное командование в Чечне. Каждый из этих тезисов нуждается в отдельном разоблачении, что займет слишком много места. Остановлюсь лишь на фактах. Независимыми экспертами был проведен анализ информационных передач телеканала НТВ и Российской телерадиокомпании, а также публикаций «Московского комсомольца» и «Известий». Анализ выполнялся с июня по август и выявил любопытнейшие факты. В среднем чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в «Вестях» — от 3 до 7 минут. Так вот, у НТВ до 80 процентов всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось… со стороны чеченских боевиков или использовались пленки, снятые на стороне сепаратистов. В «Вестях» это соотношение достигало 60 процентов. Оставшиеся 20 процентов НТВ обычно делило между съемками разрушений, обычно приписываемых армии, интервьюировании местных жителей-чеченцев, «страдающих от русской агрессии», или же комментариями своих тележурналистов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и «Вести». Например, на вторые сутки чеченского вторжения в Грозный диктор «Вестей» Сорокина сначала в течение всего нескольких секунд интервьюирует командующего группировкой генерала Пуликовского, но вскоре, оборвав на полуслове, почти в два раза большее время выделяет в эфире комментариям пресс-секретаря сепаратистов Удугова. Ссылки руководства НТВ и «Вестей» на якобы отсутствие качественных видеоматериалов из пресс-центра федеральных войск, по меньшей мере, неубедительны. Видеоархивы телегруппы СКВО, видеоархивы пресс-центра внутренних войск, военных журналистов, работавших здесь, поражают количеством эксклюзивных съемок. Журналисты, пытавшиеся сотрудничать с названными телерадиокомпаниями, отмечали, что они «не нуждаются» в съемках, которые показывали удачи и победы федеральных войск или же пользовались этими пленками, давая им собственные комментарии, идущие зачастую в полную противоположность со снятым. Анализ публикаций «Московского комсомольца» и «Известий» выявил следующее: лишь в одной из четырех статей упоминалась или раскрывалась точка зрения на происходящие события федерального командования. Три же из четырех публикаций носили или же откровенно прочеченский характер, героизируя боевиков, преувеличивая их возможности, или же жестко критиковали армию и ее действия в Чечне. Поэтому неудивительно, что такие журналисты НТВ, «Вестей», «МК», как Елена Масюк, Юлия Калинина, Валерий Яков вольготно себя чувствовали в расположении сепаратистов, легко находили и брали интервью у любого лидера боевиков — Масхадова, Басаева, Радуева и прочих. Практически вся идеологическая машина чеченских сепаратистов находилась в Москве, и на деньги российских налогоплательщиков вела агитацию в пользу Чечни и проигрыша Россией этой войны… Андрей Бондаренко HBO, 10 окт. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НАШЕЙ «ИНФОРМАЦИИ» Пять лет назад в советской армии и на военно-морском флоте была впервые создана система информационных органов. За рубежом они уже давно служили непременным атрибутом вооруженных сил демократических государств. В СССР задумывалось и проводилось это масштабное «оргштатное мероприятие» еще отделом печати существовавшего тогда Главного военно-политического управления СА и ВМФ. За истекшие годы их штаты на местах практически не изменялись: только в 1993 г. Главное организационно-мобилизационное управление переименовывало пресс-центры в пресс-группы, но потом восстановило все в прежнем виде. Зато в отношении центральных, так сказать — «руководящих и направляющих органов» нашей военной информационной системы, «реформы» проводились ежегодно. В результате непрерывно шло обновление табличек на дверях руководящих кабинетов, заказывались и изготавливались новые: бланки, штампы и печати, издавались приказы о назначении и освобождении, о допуске к исполнению обязанностей и их принятии на себя вновь назначенными ответственными должностными лицами. Первоначально было создано управление информации Министерства обороны СССР. 27 июля 1991 г. в его систему были включены пресс-центры военных округов и флотов. Взамен «союзного» управления информации к 8 августа 1992 г. была утверждена чисто «суверенная» пресс-служба Министерства обороны России. Но через полгода пресс-служба была реорганизована за какую-то провинность перед генералом армии Павлом Грачевым в карликовый пресс-центр. Тем не менее 15 июля 1993 г. вместо пресс-центра в министерстве возникло многочисленное управление информации и печати, которому «оперативно» подчинили целый ряд организаций: Отдел по связям с информационными структурами органов государственной власти и управления, общественных организаций МО РФ, Во енное информационно-рекламное агентство «Военинформ», Отдел военных специальных корреспондентов МО РФ и Центральную телерадиостудию МО РФ «Славянка». Потом новая метаморфоза: однокашник Грачева по Военной академии Генерального штаба генерал-лейтенант Сергей Здориков, добиваясь более высокого должностного положения, сумел убедить шефа, что бывшему пресс-центру передано слишком много. Не прошло и года, как «печать» отделили от «информации» и создали 18 апреля 1995 г. в ставшем «Главным» управлением воспитательной работы вместо крохотного Главпуровского отдела печати целое 3-е управление — «редакционно-издательской деятельности и информирования войск». Благодаря этому с 14 августа прошлого года бывшее управление информации и печати МО РФ, как было лет пять назад еще в Советском Союзе, вновь начало называться «управлением информации». Итак: управление информации — пресс-служба — пресс-центр — управление информации и печати — управление информации. Круг замкнулся. Но процесс «реформ» не прекращается. Как вполне достоверно сообщили автору этих заметок, подготовлен на подпись министру обороны новый приказ — о превращении «управления информации МО РФ» к 15 ноября этого года в уже известную нам «пресс-службу МО РФ». Директива Генштаба по этому поводу уже имеется. Я не Дмитрий Иванович Менделеев, но, кажется, открыл новый периодический закон — закон циклической реформации наших военных органов информации. И на основе этого «закона» с той же уверенностью, с какой, например английский астроном Уильям Гершель, используя математические расчеты, определил на звездном небе планету Уран, могу предсказать следующее, пока никому не известное наименование будущей «пресс-службы Министерства обороны России» — «пресс-центр МО РФ». Затем, через год, оно станет «управлением информации и печати» и далее по уже известной схеме. Правда, в отличие от автора периодической системы химических элементов, буду очень рад, если мое «открытие» не сработает. Организационная суета и неразбериха не позволяют наладить нормальную работу органа, призванного координировать, организовывать тесное взаимодействие и оперативно руководить всеми низовыми войсковыми и флотскими информационными структурами. Поэтому за мою работу в низовом пресс-центре Приволжского военного округа все пять вышестоящих «руководящих» органа направили всего четыре (!) телеграммы с указаниями по информационной работе. Похоже, что постоянное недовольство высшего военного руководства страны своим ведомством по связям с общественностью и средствами массовой информации вызывается его пассивным, небоевым характером. Но недостаток этот функциональный, заложенный с момента появления на свет в российской армии информационных структур времен решительной «деполитизации» наших вооруженных сил и ломки армейских и флотских политорганов.

 

«ОСВЕЩЕНИЕ» ИЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

 

Показательна оценка деятельности наших информационных органов со стороны высшего военного руководства. Процитирую два высказывания генерал-полковника Игоря Родионова. Еще будучи начальником Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, он в феврале 1995 г. писал о неспособности федерального правительства хоть как-то влиять на средства массовой информации и доводить через них свои решения: «К подобному состоянию мы шли давно под развернутыми знаменами псевдореформ… Разрушив прежнюю систему политической работы в армии, мы оказались без сколько-нибудь эффективного аппарата духовно-идеологического воздействия на личный состав. Информационно-психологическое обеспечение боевых действий в Чечне практически не ведется. Нам нечего противопоставить враждебной пропаганде. Ни свой, ни зарубежный опыт организации психологических операций мы не используем…» Но за полтора года военных действий ничего не изменилось. И в конце августа этого года на сборе руководящего состава Северо-Кавказского военного округа, остановившись на важнейших направлениях морально-психологического обеспечения боевых действий объединенной группировки федеральных войск в Чеченской Республике, генерал-полковник Игорь Родионов был вынужден признать, что «мы проиграли информационную войну в Чечне, а выводов не делаем. Мы не сумели средствами информационного воздействия поддержать наши войска, влиять на формирование общественного мнения». Подобного рода негативные оценки делались также секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем, начальником Генерального штаба вооруженных сил генералом армии М. П. Колесниковым и некоторыми другими высшими руководителями.