Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как инструменты рыночной экономики
Для получения модели рыночного равновесия необходимо на одном графике совместить кривые спроса и предложения. В точке их пересечения совпадает то количество товара, которое потребитель хочет и может купить, а производитель хочет и может продать. В результате в точке равновесия на определенный период времени фиксируются равновесная цена и равновесный объем продаж. Равновесная цена— это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность.
При любой цене, отличной от равновесной, и продавцы, и покупатели будут заинтересованы в изменении сложившегося положения. Здесь возможны две ситуации.
1. Если фактическая цена рынка будет выше равновесной, то возникнет ситуация избытка. Избыток появляется во всех случаях, когда объем (количество) предложения будет больше объема спроса. Избыток предложения оказывает понижающее воздействие на уровень фактической цены.
2. Случай дефицита. Он наблюдается тогда, когда рыночная цена меньше цены равновесия. Количество предъявляемого спроса в этой зоне будет превосходить количество предложения. Колебания спроса и предложения в конечном итоге приведут к состоянию равновесия, при котором спрос равен предложению. Однако процесс формирования равновесной цены сложен и длителен. Для учета фактора времени А. Маршаллом было введено понятие «период» как характеристики скорости приспособления предложения к изменившемуся спросу. В практике постоянно встречается как первый, так и второй случай.
В условиях совершенного рынка спрос и предложение являются единственными условиями, воздействующими на формирование цены. В смешанной экономике возможны два типа правительственного вмешательства в процесс ценообразования:
1. Политика потолковых цен.
2. Политика цен поддержки (субсидируемых цен).
Для того чтобы поддержать цены на некоторые товары на уровне более низком, чем они были бы в условиях равновесия, правительство устанавливает «потолки» цен, т. е. максимально высокие законные цены. Потолковал цена вводится для предотвращения роста цен на дефицитные продукты, поэтому она содержит тенденцию к недопроизводству, так как продавцы не хотят производить продукты в нужном количестве.
Цена поддержки — это минимальная цена, устанавливаемая правительством для данного рынка. Она могла бы снизиться еще больше, но правительство сдерживает ее падение. Цена поддержки устанавливается на товары, которые имеются в избытке, или существует тенденция их перепроизводства.