Планировочные характеристики
Привлекательность романско-готического города заключалась в его нерегулярности, в живописных сочетаниях узких, извилистых улиц,погруженных в глубокие тени, с ярко освещенными площадями, над которыми поднимались либо суровые зубчатые башни романского стиля, либо каменное кружево соборов готики. Каждая улица готического города, многократно ломаясь, получала только замкнутые перспективы.
Стилевые особенности городов
Города средневековой Европы
В европейской архитектуре X—XVI вв. сложилась целостная художественно-архитектоническая система, в которой органично господствовали романский, а затем и готический стили. Определяющими сооружениями архитектуры раннефеодального романского города являлись соборы, замки и внешние оборонительные сооружения. Базиликанский романский собор размещался в середине города, иногда входя в большие и сложные по форме монастырские ансамбли и аббатства.
В монастырском строительстве дух романской архитектуры выражался в попытках рациональной организации пространства территории: собственно монастырского двора, его культовых, административных и хозяйственных построек, сгруппированных вокруг монастырского центра — клуатра. Продолжилась традиция жилых укрепленных донжонов (замки в Арле и пр.). Дух романского стиля был весьма выражен в нормандских замках Англии (лондонский Тауэр).
В Германии характерной особенностью романского стиля было его широкое проникновение в градостроительство, в строительство многочисленных укрепленных дворцов (пфальцев) и замков при поселениях (бургов).
В Италии во времена романской эпохи стали возникать и развиваться новые типы общественных гражданских зданий. Наряду с замками и крепостями сеньоров, укрепленными монастырями и церквами строились здания народных собраний, судов, коммун, ремесленных цехов, городских самоуправлений, университетов.
На Севере Италии были созданы великолепные образцы романских ансамблей, состоящих из собора, баптистерия и кампанилы (Верона, Пиза).
В Испании значительное место в городе занимали паломнические церкви с кольцевым обходом и венцом капелл, а также большие соборы с круглым барабаном и куполом на парусах.
Готическое искусство создало присущие только ему чрезвычайно сложные башенные сооружения. Готика придала европейским городам особую живописность,и, наконец, она сделала силуэты городов необыкновенно выразительными.Возникнув первоначально как церковное архитектурное искусство, готический стиль распространился при строительстве общественных и жилых зданий средневековых городов, крепостей и замков, мостов, складов, производственных сооружений. Особенности стиля получили выражение в планировке и застройке городов.
В новых типах общественных зданий, возникавших тогда во Франции и других странах Европы — ратушах, дворцах правосудия, больничных и произвол ственных зданиях — композиционные и декоративные приемы готики использовались в полной мере с блеском и изяществом.
Жилые дома в городах Германии и Нидерландах в эпоху готики продолжали архитектурные традиции, сложившиеся еще в романский период, но дополняемые отдельными готическими деталями: торцовое расположение к улице, сомкнутые уличные фасады, фахверковые конструкции, высокая кровля.
Небольшие размеры средневекового города сочетались с его высокой этажностью и чрезвычайно интенсивной плотностью застройки. Планировочная структура раннефеодального западноевропейского города представляла собой сложный конгломерат обособленных районов, население которых жило замкнутыми бытовыми и культурными интересами.
В зависимости от рельефа местности и конфигурации береговой полосы план города приобретал ту или иную композиционную структуру. Если город располагался у реки, то улицы, как правило, тянулись вдоль побережья. Так, например, в средневековом Лондоне, занимавшем территорию современного Сити, все транзитные улицы шли вдоль Темзы с запада на восток, и лишь одна пересекала реку по линии старой римской дороги. В результате такого расположения улиц Лондон получил неясно выраженную, но прослеживаемую прямоугольную планировочную систему.
Развиваясь на античной планировочной основе, очень многие итальянские и французские города сохранили прямоугольные планы. Таковы центральные кварталы Флоренции, Вероны, Милана и Болоньи. Однако за пределами центральных кварталов улицы меняли свое направление, образуя у старых городских ворот пучки неправильных радикальных магистралей.
Первоначальным ядром, из которого вырос средневековый город, является замок, кафедральный собор или рыночная площадь, украшенная зданием ратуши. Если город располагался на берегу водоема, то в результате многовекового развития его структура становилась веерообразной.Среди обширной равнины радиальные дороги города направлялись во все стороны, часто образуя форму звезды.Такая планировочная система средневекового города называлась радиально-кольцевой.В настоящее время в европейской градостроительной практике сохранились два типа городов: с прямоугольной и радиально-кольцевой планировкой(Вена, Париж, Рим и др.).
Средневековый город делился на ряд районов согласно профессиональной принадлежности жителей. Мясники обычно расселялись у городских ворот, кожевники — вдоль рек, ювелиры и менялы — в самых оживленных центральных кварталах. В южных европейских городах дома строили продольным фасадом вдоль улицы. На Севере Европы, наоборот, дома сооружались перпендикулярно улице, а поскольку фахверковый дом имел двускатную крышу, силуэт улицы получал зазубренные очертания. Однако средневековые башни обладали настолько большой высотой, что «зубья города» не создавали раздражающего беспорядка.
Видимый извне, на значительном расстоянии, средневековый город с его стенами и могучими стрельчатыми башнями производил исключительно сильное впечатление. И, собственно, в решении силуэта города проявило себя наиболее ярко градостроительное искусство средних веков.
В противоположность средним векам эпоха Возрождения характеризуется более открытой структурой генерального плана.Если главной чертой средневековых городских центров являлись их обособленность и замкнутость в пределах небольшой территории, то в эпоху Возрождения эта замкнутость постепенно нарушается. Расширяется архитектурное влияние центра города, улучшаются его связи с рядовыми городскими кварталами. Например, улица Уффици во Флоренции удачно соединяет гражданский центр города — площадь Синьории — с рекой Арно. Направление улицы было выбрано с таким расчетом, чтобы в ее просвете показать не только зубчатую башню дворца, но и отдаленно стоящий купол собора Санта-Мария дель Фьоре, т.е. обе вертикали двух главных центров Флоренции.
Создавая центр города, архитекторы Возрождения не могли игнорировать его силуэта. И если высотный уровень рядовой застройки из века в век неуклонно возрастал, то тем более необходимым было повышение колоколен и башен, стоявших среди центральных кварталов. В начале XVI в. архитектор Бартоломео Буоно надстроил колокольню Св. Марка, после чего силуэт венецианского города стал более выразительным.
Крупным событием в градостроительном искусстве XV—XVI вв. стало возрождение купольных форм.Могучие римские и византийские купола не находили отзвука в готическом городе. Хотя искусство сооружения куполов в средние века не было совершенно утрачено, но готический купол терялся в городском силуэте и никогда не имел той отточенности формы, которой обладали античные купола. И только в эпоху Брунеллески, в силуэте городов появляются купола, контрастные башням и выгодно оттенявшие их остроконечные очертания. С тех пор силуэт западноевропейского города сочетает в себе две принципиально различные формы: башню и купол.
Следует отметить, что города как в средние века, так и в эпоху Возрождения отличались низким уровнем благоустройства жилых районов. Значительная доля расходов городской казны уходила на оборонительные укрепления, строительство рыночных площадей, дворцов и церквей, и лишь ничтожная часть городского бюджета шла на строительство коммуникаций рядовых жилых кварталов. Контрасты между центрами и окраинами городов обостряли негативные настроения простого народа.
Рядом с обширной венецианской площадью Св. Марка начинались лабиринты настолько узких улиц, что нижние этажи жилых домов никогда не получали солнечного света. Рядовые венецианские каналы при отсутствии вывоза нечистот превращались в зловонные клоаки, по которым не всегда удавалось проплыть даже в легкой гондоле. В еще меньшей степени были обеспечены города банями, больницами и другими коммунальными учреждениями (см. трактаты теоретиков градостроительного искусства).