Боевая форма

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

Планирование нападения

X x x

X x x

X x x

 

 

Если используешь их в битве, но победа долго не приходит, их

оружие притупляется, а рвение - ослабевает. Если осаждаешь города, их

силы истощаются. Если подвергаешь войско длительной войне, запасов

государства не хватит.

 

Когда оружие притупилось, а дух - угнетен, когда наши силы

истощены, а запасы - израсходованы, тогда удельные князья

воспользуются нашей слабостью и поднимутся. Даже если у тебя есть

мудрые полководцы, они не смогут ничего достичь.

 

Поэтому я слышал об успехе быстрых военных походов, и не слышал об

успехе затяжных. Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной

войны.

 

Те, кто недостаточно понимают опасности войны, не могут понять и

выгоду от войны.

 

 

 

Тот, кто преуспел в использовании армии, не набирает людей дважды

и не перевозит провиант трижды. Если получаешь снаряжение из своего

государства и опираешься на захват провианта у врага, то запасов

будет достаточно.

 

Государство истощается войной, если провиант доставляется далеко.

Когда провиант доставляется далеко, народ разорен.

 

Те, кто близки к армии, будут продавать дорого свои товары. Когда

товары дороги, средства народа иссякнут. Когда средства иссякли,

чрезвычайно трудно заставить их выполнять военные повинности.

 

Когда их силы истощены, а средства иссякли, дома на центральных

равнинах опустеют. Расходы народа будут составлять семь десятых от

того, чем он обладает. Расходы правителя - сломанные колесницы,

павшие лошади, доспехи, шлемы, стрелы и арбалеты, [большие подвижные]

щиты с алебардами и копьями, деревенский скот и большие повозки -

составят шесть десятых его богатств.

 

Поэтому мудрый полководец должен отнимать провиант у врага. Один

бушель зерна противника стоит двадцати наших; одна единица фуража

стоит двадцати наших.

 

 

 

Так, то, что [побуждает людей] уничтожать врага - это ярость, что

[побуждет их] наживаться - это богатства. Если при сражении на

колесницах захватили десять или более колесниц, вознагради того, кто

сделал это первым. Смени знамена врага на наши, смешай его колесницы

со своими и задействуй их вместе. Хорошо обращайся с пленниками, дабы

их [можно было] использовать. Это называется "победить врага и стать

сильнее".

 

Так, армия любит побеждать и не любит затяжной войны. Поэтому,

полководец, понимающий войну, является хозяином судеб людей,

хранителем безопасности государства."

 

 

 

 

Суньцзы сказал:

 

"Метод использования войск следующий: наилучшее - сохранить

столицу государства [врага], на втором месте - разрушить его столицу.

Наилучшее - сохранить его армию, на втором месте - разбить ее.

 

Наилучшее - сохранить соединения врага, на втором месте -

уничтожить их. Наилучшее - сохранить подразделения врага, на втором

месте - уничтожить их.

 

Наилучшее - сохранить "пятерки" врага, на втором месте -

уничтожить их. Поэтому одержать сто побед в ста сражениях - это не

вершина превосходства. Подчинить армию врага не сражаясь - вот

подлинная вершина превосходства.

 

 

 

Поэтому высшее пресуществление войны - разрушить планы врага;

затем - разрушить его союзы; затем - напасть на его армию; и самое

последнее - напасть на его укрепленные города.

 

Осада города применяется только тогда, когда это неизбежно.

Подготовка больших подвижных оборонительных щитов, укрепленных

осадных повозок и других приспособлений и устройств потребует три

месяца. Постройка земляных укреплений до полного завершения потребует

еще три месяца. Если полководец не может преодолеть нетерпения и

бросит солдат ползти по стенам, как муравьев, он погубит треть своих

командиров и солдат, а город не будет взят. В этом гибельные

последствия осады города.

 

Поэтому тот, кто преуспел в военном деле, подчиняет чужие армии,

не вступая в битву, захватывает чужие города, не осаждая их, и

разрушает чудие государства без продолжительного сражения. Он должен

сражаться под Небом с высшей целью "сохранения". Тогда его оружие не

притупится и плоды победы можно будет удержать. В этом стратегия

наступления.

 

 

 

Стратегия ведения войны такова: если сил в десять раз больше, чем

у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два

раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним

сразиться. Если сил меньше, перехитри его. Если тебя превосходят,

избегай его. Поэтому упорствующий с малым, станет пленником большого.

 

 

 

Полководец - это поддерживающая опора государства. Если его знания

крепки, государство обязательно будет сильным. Если в опоре появятся

трещины, государство неизбежно ослабеет.

 

 

 

Поэтому, есть три случая, когда армия ставится в трудное положение

своим правителем:

 

Он не знает, что три армии не должны продвигаться, но требует,

чтобы они наступали, или не знает, что три армии не должны отходить,

и приказывает отступать. Это называется "запутыванием армии".

 

Он не понимает военных дел трех армий, но [указывает им] по

аналогии с [гражданским] управлением. Тогда командиры будут

растеряны.

 

Он не понимает тактического равновесия сил в трех армиях, но берет

на себя ответственность за командование. Тогда командиры будут в

сомнении.

 

Когда три армии в растерянности и сомнении, возникает опасность,

что удельные князья [воспользуются ситуацией]. Это называется

"разрушеннная армия приближает к победе другого".

 

 

 

Вот пять признаков, из которых можно узнать о победе:

Тот, кто знает, когда можно сражаться, а когда нельзя, одержит

победу.

Тот, кто понимает, как использовать большие и малые силы, одержит

победу.

Тот, у кого верхи и низы горят одним и тем же желанием, одержит

победу.

Тот, кто будучи полностью готов, ждет неподготовленного, одержит

победу.

Тот, у кого полководец способный, а правитель не мешает ему, одержит

победу.

Таковы пять путей узнать победу.

 

 

 

Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не

окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но

знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни

врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении."

 

 

 

 

Суньцзы сказал:

 

"В древности те, кто преуспел в войне, прежде всего делали

непобедимыми себя, чтобы ждать [момента, когда] можно покорить врага.

 

Непобедимость заключена в самом себе; возможность победы зависит

от врага.

 

Поэтому тот, кто преуспел в войне, может сделать непобедимым себя,

но не обязательно может заставить врага покориться.

 

Поэтому сказано, что стратегию победы над врагом можно познать, но

не всегда можно применить.