Боевая форма
X x x
X x x
X x x
X x x
X x x
X x x
Планирование нападения
X x x
X x x
X x x
Если используешь их в битве, но победа долго не приходит, их
оружие притупляется, а рвение - ослабевает. Если осаждаешь города, их
силы истощаются. Если подвергаешь войско длительной войне, запасов
государства не хватит.
Когда оружие притупилось, а дух - угнетен, когда наши силы
истощены, а запасы - израсходованы, тогда удельные князья
воспользуются нашей слабостью и поднимутся. Даже если у тебя есть
мудрые полководцы, они не смогут ничего достичь.
Поэтому я слышал об успехе быстрых военных походов, и не слышал об
успехе затяжных. Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной
войны.
Те, кто недостаточно понимают опасности войны, не могут понять и
выгоду от войны.
Тот, кто преуспел в использовании армии, не набирает людей дважды
и не перевозит провиант трижды. Если получаешь снаряжение из своего
государства и опираешься на захват провианта у врага, то запасов
будет достаточно.
Государство истощается войной, если провиант доставляется далеко.
Когда провиант доставляется далеко, народ разорен.
Те, кто близки к армии, будут продавать дорого свои товары. Когда
товары дороги, средства народа иссякнут. Когда средства иссякли,
чрезвычайно трудно заставить их выполнять военные повинности.
Когда их силы истощены, а средства иссякли, дома на центральных
равнинах опустеют. Расходы народа будут составлять семь десятых от
того, чем он обладает. Расходы правителя - сломанные колесницы,
павшие лошади, доспехи, шлемы, стрелы и арбалеты, [большие подвижные]
щиты с алебардами и копьями, деревенский скот и большие повозки -
составят шесть десятых его богатств.
Поэтому мудрый полководец должен отнимать провиант у врага. Один
бушель зерна противника стоит двадцати наших; одна единица фуража
стоит двадцати наших.
Так, то, что [побуждает людей] уничтожать врага - это ярость, что
[побуждет их] наживаться - это богатства. Если при сражении на
колесницах захватили десять или более колесниц, вознагради того, кто
сделал это первым. Смени знамена врага на наши, смешай его колесницы
со своими и задействуй их вместе. Хорошо обращайся с пленниками, дабы
их [можно было] использовать. Это называется "победить врага и стать
сильнее".
Так, армия любит побеждать и не любит затяжной войны. Поэтому,
полководец, понимающий войну, является хозяином судеб людей,
хранителем безопасности государства."
Суньцзы сказал:
"Метод использования войск следующий: наилучшее - сохранить
столицу государства [врага], на втором месте - разрушить его столицу.
Наилучшее - сохранить его армию, на втором месте - разбить ее.
Наилучшее - сохранить соединения врага, на втором месте -
уничтожить их. Наилучшее - сохранить подразделения врага, на втором
месте - уничтожить их.
Наилучшее - сохранить "пятерки" врага, на втором месте -
уничтожить их. Поэтому одержать сто побед в ста сражениях - это не
вершина превосходства. Подчинить армию врага не сражаясь - вот
подлинная вершина превосходства.
Поэтому высшее пресуществление войны - разрушить планы врага;
затем - разрушить его союзы; затем - напасть на его армию; и самое
последнее - напасть на его укрепленные города.
Осада города применяется только тогда, когда это неизбежно.
Подготовка больших подвижных оборонительных щитов, укрепленных
осадных повозок и других приспособлений и устройств потребует три
месяца. Постройка земляных укреплений до полного завершения потребует
еще три месяца. Если полководец не может преодолеть нетерпения и
бросит солдат ползти по стенам, как муравьев, он погубит треть своих
командиров и солдат, а город не будет взят. В этом гибельные
последствия осады города.
Поэтому тот, кто преуспел в военном деле, подчиняет чужие армии,
не вступая в битву, захватывает чужие города, не осаждая их, и
разрушает чудие государства без продолжительного сражения. Он должен
сражаться под Небом с высшей целью "сохранения". Тогда его оружие не
притупится и плоды победы можно будет удержать. В этом стратегия
наступления.
Стратегия ведения войны такова: если сил в десять раз больше, чем
у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два
раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним
сразиться. Если сил меньше, перехитри его. Если тебя превосходят,
избегай его. Поэтому упорствующий с малым, станет пленником большого.
Полководец - это поддерживающая опора государства. Если его знания
крепки, государство обязательно будет сильным. Если в опоре появятся
трещины, государство неизбежно ослабеет.
Поэтому, есть три случая, когда армия ставится в трудное положение
своим правителем:
Он не знает, что три армии не должны продвигаться, но требует,
чтобы они наступали, или не знает, что три армии не должны отходить,
и приказывает отступать. Это называется "запутыванием армии".
Он не понимает военных дел трех армий, но [указывает им] по
аналогии с [гражданским] управлением. Тогда командиры будут
растеряны.
Он не понимает тактического равновесия сил в трех армиях, но берет
на себя ответственность за командование. Тогда командиры будут в
сомнении.
Когда три армии в растерянности и сомнении, возникает опасность,
что удельные князья [воспользуются ситуацией]. Это называется
"разрушеннная армия приближает к победе другого".
Вот пять признаков, из которых можно узнать о победе:
Тот, кто знает, когда можно сражаться, а когда нельзя, одержит
победу.
Тот, кто понимает, как использовать большие и малые силы, одержит
победу.
Тот, у кого верхи и низы горят одним и тем же желанием, одержит
победу.
Тот, кто будучи полностью готов, ждет неподготовленного, одержит
победу.
Тот, у кого полководец способный, а правитель не мешает ему, одержит
победу.
Таковы пять путей узнать победу.
Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не
окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но
знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни
врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении."
Суньцзы сказал:
"В древности те, кто преуспел в войне, прежде всего делали
непобедимыми себя, чтобы ждать [момента, когда] можно покорить врага.
Непобедимость заключена в самом себе; возможность победы зависит
от врага.
Поэтому тот, кто преуспел в войне, может сделать непобедимым себя,
но не обязательно может заставить врага покориться.
Поэтому сказано, что стратегию победы над врагом можно познать, но
не всегда можно применить.