ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ноября

Ноября

Ноября

 

Предмет военно-административного прававоенное строительство как одна из основных составляющих (отраслей) государственной деятельности в военной области, как часть государственного строительства, урегулированная нормативными правовыми актами, неразрывно связанными с правовой системой государства и обеспечением его военной безопасности

 

Как вариант – предметом является правовое регулирование военного строительства

 

Военное строительство – многогранное явление:

1. Планомерный и целенаправленный процесс создания и развития военной организации государства, с одной стороны

2. Комплекс экономических, социально-политических, правовых, собственно военных и других мероприятий по поддержанию военной мощи и укреплению военного потенциала государства – с другой

 

В п. 1 мы создаём структуру ВС и иных воинских формирований, где предусматривается прохождение военной службы, какой-то оборонительный комплекс, а в п. 2 мы рассматриваем те средства, которые государство может направить на поддержание своей военной мощи

 

Основные направления военного строительства

- правовое регулирование военного строительства (главное – ФЗ «Об обороне», Военная доктрина) – то, на что и направлен наш предмет

- осуществление руководства и управления военной организацией государства – само собой вытекает из тех НПА, которые регулируют военное строительство

- обеспечение законности в военном управлении

- определение степени и форм участия населения в защите Отечества и военном строительстве - сможет ли в настоящее время наличествующий резерв выдержать наступление противника? Изменяются подходы, угрозы, военная опасность, стратегия ведения боевых действий, потому меняется, определяется и работа с резервистами. Данные вопросы раскрыты, в частности, в ФЗ «Об обороне», например, взаимосвязь с органами МСУ

- определение системы строительства ВС РФ

- комплектование ВС, других войск, воинских формирований, других органов, в которых предусмотрена военная служба, личным составом

- организация прохождения военной службы, государственной службы и труда гражданского персонала – в настоящее время вопросы, связанные с организационно-штатными мероприятиями, коснулись всех сфер жизни ВС, не только структуры, но и полностью всех категорий, подпадающих под государственных служащих, военнослужащих и гражданского персонала. В этом аспекте реформа ещё не окончена

- укрепление воинской дисциплины (уставы)

- организация службы войск и обеспечение безопасности военной службы (уставы)

- регламентация снабжения войск материально-техническими средствами, обеспечения военнослужащих денежным и иными видами довольствия – ненадлежащая бытовая обустроенность личного состава способствует совершению грубых дисциплинарных проступков и преступлений

- закрепление в нормативны актах иных прав, обусловленных военной службой, а также гарантии их реализации и защиты

- мобилизационная подготовка – что мобилизационного резерва, но и, в первую очередь, самих войск. Это не только обеспечение людским ресурсом, но и материальная база ввода прибывшего мобилизационного ресурса в строй, кадровое размещение

 

По своему характеру одни направления военного строительства могут быть отнесены к области создания военной организации, вторые – к вопросам, связанным с обеспечением данной организации

 

Ключевое звено военного строительства – военная организация государства. Ядром её являются вооружённые силы РФ.

 

Факторы, влияющие на военное строительство:

- характер и степень проявления военных угроз и военных опасностей государства (в России есть чему привлекать внимание потенциальных противников)

- проводимая государственная и военная политика

- уровень развития экономики, науки и техники

- количество людских и иных мобилизационных ресурсов

 

Цель строительства ВС РФ универсальна. Это придание им такого современного состояния, которое в системе всей военной организации государства в наибольшей степени удовлетворяло бы потребности обеспечения военной безопасности и в то же время соответствовало экономическим возможностям страны

 

Современное состояние ВС РФ – это совокупность внешних и внутренних количественно-качественных параметров, характеризующих боевой состав, структуру ВС РФ в целом, их видов, родов войск, специальных войск и служб, организационно-штатную структуру их объединений, соединений, частей и подразделений, оснащённость их современными вооружением и военной техникой, инфраструктуру, систему подготовки и накопления мобилизационных ресурсов, системы прохождения военной службы и подготовки кадров,состояние которых являетсяпоказателем их боевой и мобилизационной готовности

Три аспекта понятия военно-административного права:

1. Самостоятельное институциональное образование в структуре отрасли военного права (комплексной отрасли), регулирующей определённую группу общественных отношений

2. Наука (область правоведения)

3. Учебная дисциплина, связанная с преподаванием военно-административного права (военной администрации)

 

Общий предмет военно-административного права – общественные отношения, складывающиеся в области административных аспектов военной деятельности государства (отдельных его институтов, в том числе военной организации государства)

 

Особенности метода военно-административного права как совокупности приёмов, способов правового регулирования заключаются в большей по сравнению с другими отраслями права детализации регулирования общественных отношений, связанных с функционированием военной организации государства

 

Военно-административные правовые нормы – установленные или санкционированные государством правила

1. деятельности органов военного управления

2. поведения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в связи с исполнением ими воинской обязанности, военной службы, прохождения военной службы)

3. поведения государственных и иных органов, организаций, а также гражданских лиц, обязанных законом исполнять предписания органов военного управления (например, военкоматов по вопросам призыва на военную службы, воинского учёта)

 

Военно-административное право – совокупность правовых норм, регулирующих устройство военной организации государства, её комплектование, повседневную и боевую деятельность войск, а также норм, определяющих правовое положение органов военного управления и статус военнослужащих

 

Тема 2. Организационно-правовые основы государственного руководства и управления ВС РФ. Военная организация государства

1. Правовые основы организации обороны страны и полномочия органов государственной власти в области обороны

2. Понятие, характерные черты и принципы военного управления

3. Система и полномочия органов военного управления по вопросам обороны и деятельности ВС РФ

4. Территориальные органы военного управления: военные комиссариаты, начальники гарнизонов и военные коменданты

Но сперва – структура ВС РФ.

Виды войск:

- сухопутные войска

- военно-воздушные силы

- военно-морской флот

Рода войск:

- ракетные войска стратегического назначения

- космические войска

- воздушно-десантные войска

 

Подробнее информацию о структуре, задачах видов и родов войск читать на сайте минобороны

 

Сухопутные войска включают в себя:

- главное командование СВ

- мотострелковые войска

- танковые войска

- ракетные войска и артиллерия

- войска противовоздушной обороны

- разведывательные соединения и воинские части

- инженерные войска

- войска РХБЗ

- войска связи

 

ВВС:

- главное командование ВВС

- авиация

- зенитно-ракетные войска

- радиотехнические войска

- специальные войска

 

ВМФ:

- главное командование ВМФ

- надводные силы

- подводные силы

- морская авиация

- береговые войска флота

- морская пехота

 

РВСН:

- командование РВСН

- три ракетные армии

- государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр

- учебные центры и школы техников

- арсеналы

 

Космические войска:

- командование

- космодром Плесецк

- ГИЦИУ КС им. Г.С. Титова

- Главный центр прежупреждения о ракетном нападени

- Главный центр контроля космического пространства

- Соединение противоракетной обороны

- Управление по вводу новых систем и комплексов космических войск

- Арсенал

 

ВДВ

- командование ВДВ

- воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения

- воинские части обеспечения

- учебное соединение

 

Структура западного военного округа – его войска и силы дислоцируются в границах 3 федеральных округов и 29 субъектов

 

НПА и литература

- Конституция

- ФЗ «Об обороне»

- Указ Президента «О военной доктрине РФ»

- Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к ФЗ «Об обороне»

- Корякин В.М., Кудашкин А.В. «Военно-административное право». Учебник

 

Понятие обороны (ФЗ Об обороне) – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите (1) и вооружённая защита РФ, целостности и неприкосновенности её территории (2)

 

В соответствии со ст. 51 Устава ООН закреплено право государств на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии.

 

Агрессия – применение вооружённой силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН

 

Самим:

1. Перечислить действия, совершение которых составляет акт агрессии

2. На основе норм Конституции, за исключением полномочий высших должностных лиц, высших органов власти, выписать и указать нормы Конституции в области обороны и военного строительства. Касаться Президента, Федерального собрания, Правительства не нужно

 

В случае угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ либо на отдельных её территориях военной положение с незамедлительным сообщением Совфеду. Мероприятия не должны осуществляться спонтанно, хаотично, они должны соответствовать НПА.

 

Меры по организации обороны могут быть классифицированы в зависимоти от предмета:

- политические

- экономические

- военные

- социальные

- правовые

- иные

 

Политические меры, связанные с организацией обороны

1. Объявление состояния войны

2. Введение военного положения

3. Прогнозирование и оценка военной опасности, военной угрозы

4. Разработка основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ

5. Обеспечение сведений, составляющих государственную тайны в области обороны

6. Координация деятельности органов государственной власти РФ, субъектов, ОМСУ в области обороны (одна из задач, выполняемых ФЗ «Об обороне)

7. Международное сотрудничество в целях коллективной безопасности, совместной обороны

 

Все вопросы, кроме первых двух пунктов, сейчас свойственны любому государству, в том числе РФ.

 

Экономические меры, связанные с организацией обороны страны

1. Развитие науки в интересах обороны

2. Финансирование расходов на оборону и контроль выделяемых на неё средств – отдельная составляющая бюджета РФ

3. Производство и совершенствование системы управления ВС РФ, вооружения и военной техники, создание их запасов, планирование использования в интересах обороны

 

Военные меры

1. Строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности ВС РФ

2. Планирование их применения

3. Их применение в целях обороны РФ

 

Социальные меры

1. Предоставление военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей комплекса льгот, гарантий и компенсаций и обеспечение других мер социальной защиты указанных лиц (ФЗ О статусе военнослужащих, проекты двух ФЗ на сайте Минобороны – «О военной службе» и «О воинской обязанности», а с 1 января вступает в силу закон «О денежном довольствии военнослужащих» и закон о внесении изменений в законодательство в связи с ним)

 

Мобилизационные меры

1. Перевод органов власти и экономики страны на работу в условиях военного времени

2. Мобилизационная подготовка органов власти, организаций, независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны

3. Создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва

4. Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне

5. Оперативное оборудование территории России в целях обороны

 

 

Полномочия высших органов государственной власти в области обороны

 

Полномочия Президента прослушали не под запись

 

Общая функция Федерального Собрания – участие в бюджетном процессе. Это как СФ, так и ГД.

 

Конкретные полномочия Совета Федерации:

- рассмотрение расходов на оборону (федеральный бюджет)

- рассмотрение принятых ГД законов в области обороны

- утверждает указы Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории РФ, в отдельных её местностях, а также о привлечении ВС РФ с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению

- решает вопрос о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ

 

Госдума:

- утверждение расходов на оборону путём принятия закона о бюджете

- принятие федеральных законов в области обороны

 

Правительство РФ прежде всего отвечает за состояние военной организации государства

- деятельность по осуществлению руководства оборонным и военным строительством (самое общее)

- разработка и преставление в Госдуму предложений по расходам на оборону

- осуществление руководства мобилизационной подготовкой

- установление мобилизационных заданий федеральным органам исполнительной власти (они будут связаны с учётом людских ресурсов, с транспортом, инфраструктурой и т.д.)

- принятие решения о создании, реорганизации, ликвидации государственных организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК)

- определение условий финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооружённых Сил

- принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации военных вузов, факультетов военного обучения и военных кафедр при ФГОУВПО

- разработка и выполнение госпрограмм вооружения и развития ОПК

- разработка и выполнение мобилизационных планов в условиях военного времени

- установление штатной численности гражданского персонала Вооружённых Сил

- организация, определение задач и планирование гражданской и территориальной обороны

- порядок предоставления для нужд ВС РФ земель, лесов, вод и других природных ресурсов

- порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники

- организация контроля за экспортом вооружения и военной техники

- определение порядка расходования средств, выделяемых на оборону, а также источников финансирования ВС РФ

- ведение международных переговоров по вопросам военного сотрудничества

- установление порядка компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с использованием их имущества для нужд обороны

 

Исполнительную функцию Правительства РФ можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера

 

Понятие, характерные черты и принципы военного управления

Военное управление – организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учреждённых государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на ВС РФ, на основе и во исполнение законов и иных НПА по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами

 

Военное управление по своей правовой природе является сферой государственного управления. Осуществляется ОИВ, должностные лица являются государственными служащими на военной или государственной гражданской службе

 

Виды военного управления

1. Административно-хозяйственное – по своему содержанию и формам правового регулирования близко к другим отраслям; включает в себя организацию подготовки войск, их материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими

2. Оперативное – наиболее ярко выраженная особенность военного управления; включает в себя управление боевыми действиями войск (сил). Основой оперативного управления является командование. Основные правовые формы – боевой приказ и боевое распоряжение

 

Оперативное управление наиболее ярко проявляется в основных формах применения ВС РФ

1. Стратегические операции, операции и боевые действия – свойственны крупномасштабным и региональным войнам

2. Операции и боевые действия – локальные войны и международные вооружённые конфликты

3. Совместные специальные операции – внутренние вооружённые конфликты

4. Контртеррористические операции – при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством

5. Миротворческие операции

 

Цели применения ВС

- в крупномасштабной (региональной) войне – защита независимости и суверенитета, территориальной целостности РФ и её союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и её союзников

- в локальных войнах и международных вооружённых конфликтах – локализация очага напряжённости, создание предпосылок для прекращений войны, вооружённого конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам РФ и её союзников

- для внутренних вооружённых конфликтов – разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции РФ и федерального законодательства

- в операциях по поддержанию и восстановлению мира – разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования

 

Управление боевыми действиями регламентируется воинскими уставами, конкретизируется приказами и директивами Верховного главнокомандующего, а также теми приказами и распоряжениями, которые полномочны давать соответствующие военачальники

 

Принципы оперативного управления

1. Единоначалие (вспоминаем уставы)

2. Централизация управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач

3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений

4. Оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки

5. Личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач

6. Высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов

Все принципы действуют в совокупности друг с другом, они едины

 

Требования к управлению войсками

1. Устойчивость

2. Непрерывность

3. Оперативность

4. Скрытность

Во всех звеньях управления должны быть данные 4 основы. Кроме этого, органы управления призваны обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов и войск, эффективное использование боевых возможностей войск и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки

 

Чем достигается устойчивость управления:

- правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником

- настойчивым проведением в жизнь принятых решений

- созданием, своевременным развёртыванием пунктов и средств управления, поддержанием их в высокой боевой готовности, умелой организацией работы офицеров штабов и служб

- проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и средств управления от воздействия противника и противодействию его средствам поражения

- поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с подчинёнными и взаимодействующими соединениями и частями

- умелым расположением пунктов управления, организацией их всестороннего обеспечения и боевого применения средств управления

 

Непрерывность обеспечивается:

- своевременным сбором данных, постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки (мониторинг)

- своевременным принятием решений и чёткой постановкой задач подчинённым (не тормозить с принятием и исполнением решения)

- комплексным использованием всех технических средств управления и связи, а также средств автоматизации управления войсками

- своевременным перемещением пунктов управления (маневренность)

- быстрой передачей (при необходимости) управления с одного пункта на другой и восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки

 

Оперативность управления – способность командиров и штабов осуществлять весь цикл управления в сроки, позволяющие подчинённым:

- производить необходимую подготовку и выполнять поставленные им задачи

- быстро реагировать на изменения обстановки

- своевременно влиять на действия войск в интересах выполнения поставленных задач (путём отдавания соответствующих приказов, боевых распоряжений)

- применять средства автоматизации управления войсками и оружием

 

Скрытность управления достигается

- скрытным размещением и перемещением пунктов управления

- использование для постановки задач подчинённым метода личного общения

- комплексностью применения средств скрытой связи

- мерами по обеспечению, защите информации

- ограничением круга лиц, имеющих допуск к пользованию средств автоматизации управления

- правильной организацией делопроизводства, в первую очередь секретного, в целях защиты государственной тайны

- бдительностью как элементом воспитания личного состава

- своевременным вскрытием каналов утечки (в том числе возможных) информации и их закрытием

 

Основные принципы военного управления

1. Централизация руководства:

a. Установление единого и общего для всех видов ВС РФ и родов войск командования

b. Наделение центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчинёнными войсками, объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления

c. Безусловная обязательность правовых актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих и подчинение последних по вертикали.

2. Единоначалие на правовой основе – командир (начальник) при исполнении своих обязанностей наделён функциями представителя исполнительной власти, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, обеспечен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и на него возлагается персональная ответственность перед государством ща все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего

3. Воинская дисциплина

 

Формы подчинения, управления:

1. Прямое подчинение

2. Непосредственное – ближайший к данному военнослужащему прямой командир (начальник)

3. Оперативное – подчинение подразделения либо военнослужащего конкретному должностному лицу либо органу управления на определённый срок, связанный с выполнением задачи

4. По специальным вопросам – подчинение по отдельным вопросам либо по специальному кругу деятельности лицу, которое не является прямым начальником

 

Военная организация государства – часть государственного механизма РФ, предназначенная для решения задач в области обороны и обеспечения военной безопасности военными методами и средствами вооружённой борьбы

 

Короче – ВС РФ и иные органы, где предусмотрено прохождение военной службы

 

Отчитаться по пропускам за:

1. Сентябрь – 13, 21

2. Октябрь – 3, 12, 18

 

Тема 3. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях

1. Основные виды актов органов военного управления и требования, предъявляемые к ним

2. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях

НПА и литература:

- Правила подготовки НПА федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009

- Инструкция о порядке подготовки и представления на подпись проектов правовых актов Министерства обороны РФ и Генерального штаба ВС РФ, утверждённая Приказом Министра обороны РФ от 30 ноября 1997 № 450

- Временная инструкция по делопроизводству в Вооружённых силах РФ № 205/2/588, утв. Министром обороны РФ 19 августа 2009 г. (приказ от 1999 года утратил силу, новая инструкция на то и временная)

- Тот же учебник по военно-административному праву

 

Акты военного управления – основанные на законе предписания государственно-властного характера, выраженные в установленных законом формах

 

Путём издания актов управления воля органов военного управления либо соотв должностного лица получает своё выражение, становится обязательной.

 

Основные черты актов военного управления:

1. Подзаконность – издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и издаётся в пределах компетенции данного органа военного управления

2. Правовой характер – акт военного управления может вызывать определённые юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами

3. Авторитарность – означает обязательность исполнения акта военного управления лицами и органами, на которых они распространяются, независимо от того, являются ли эти лица подчинёнными органа, издавшего акт, или таковыми не являются

4. Императивность, которая связана с государственно-властными полномочиями органов военного управления и выражается в обязательности исполнения акта военного управления независимо от согласия исполнителей

 

Значение актов военного управления:

1. Конкретизируют и развивают принципы и нормы Конституции РФ, законов об организации обороны страны, детально регулируют в соответствии с ними воинский правопорядок

2. Служат правовой формой осуществления властных полномочий органов военного управления (воинских должностных лиц), являются средством обеспечения твёрдого управления войсками и поддержания правопорядка и воинской дисциплины

3. Устанавливают в соответствии с законами права и обязанности военнослужащих, вытекающие из условий военной службы

4. Юридически закрепляют требования военной науки

 

Основные формы закрепления актов военного управления:

1. Путём конкретизации актов, обладающих большей юридической силой, чем акты нижестоящих органов военного управления и воинских должностных лиц

2. Путём детализации, которая осуществляется в тех случаях, когда вышестоящий орган управления при подготовке правовых актов предполагает их дальнейшее развитие, т.е. в самом «вышестоящем» акте предполагается, что в его развитие будут приниматься акты более низкой юридической силы

 

Классификация актов военного управления, критерий – форма издания (речь о письменных актах):

1. Приказ – основной вид АВУ, представляющий собой обязательное для исполнения письменное повеление органа военного управления, воинского должностного лица

2. Директива – оперативный (боевой) или служебный документ по управлению войсками; по юридической силе уступает приказу

3. Приказание – акт, издаваемый начальником штаба от имени командира воинской части (т.е. на основе приказа), в котором до подчинённых доводятся задачи по отдельным вопросам

4. Указание – распорядительный АВУ, издаваемый по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов

5. Постановление – правовой акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица (например, постановление военного совета, постановление о возбуждении уголовного дела и др.)

6. Предписание – письменное распоряжение, составленное по определённой форме, в котором командир (начальник) указывает подчинённому военнослужащему, где, что и к какому сроку тот должен выполнить (удостоверяет полномочия); например – согласно предписанию военнослужащий убывает для прохождения военной службы в другую воинскую часть, в предписании указывается, что за военнослужащий едет, в чьём подчинении он будет находиться и т.д.

 

15.11

 

Делопроизводство – деятельность военнослужащих и лиц гражданского персонала, связанная с приёмом, учётом, подготовкой, оформлением, размножением (тиражированием), контролем исполнения, хранением, использованием и отправкой служебных документов

 

Функция обеспечения делопроизводства полностью лежит на командовании штаба воинской части

 

Это начальник штаба полка, начальник строевого отдела, начальник службы ЗГТ (защиты государственной тайны)

 

Особенности ведения делопроизводства определяются:

- при подготовке проектов документов для представления Президенту и Правительству, а также при подготовке проектов приказов и директив Министра обороны – Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 и Приказом Министра обороны от 30 ноября 1997 № 450

- при рассмотрении обращений граждан – ФЗ от 2 мая 2006 № 59-ФЗ и Приказом Министра обороны от 28 декабря 2006 № 500

- при работе с секретными документами – Инструкцией, утверждённой Приказом Министра обороны от 20 октября 2005

 

Обязанности командиров по организации делопроизводства:

- определять порядок работы со служебными документами в воинской части (полностью обеспечить делопроизводство людьми, материальными средствами, помещениями, обеспечить выполнение правил делопроизводства, в том числе хранения документов; организация делопроизводства, т.е. установление приказом требований к НПА или служебным документам данной воинской части; определение периодичности проверки и должностных лиц, назначение комиссии по проверке делопроизводства)

- знать фактическое состояние делопроизводства и принимать необходимые меры по сокращению служебной переписки

- правильно организовать ведение делопроизводства, постоянно содержать его в готовности к выполнению поставленных задач, контролировать работу подчинённых органов и должностных лиц, отвечающих за ведение делопроизводства (сюда же возможность оперативного перевода делопроизводства воинской части с мирного времени на военное)

- своевременно доводить до личного состава поступающие служебные документы, контролировать их учёт и исполнение

- обеспечивать готовность к спасению служебных документов в случае пожара, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций

- организовывать и систематически проводить с личным составом занятия по изучению требований к делопроизводству, обеспечивать необходимые условия для правильной организации и ведения делопроизводства

- требовать от подчинённых своевременного исполнения полученных документов

- принимать меры по совершенствованию делопроизводства, качественному подбору личного состава для работы со служебными документами, обеспечению книгами, журналами, бланками, внедрению оргтехники и автоматизированных технологий обработки служебной информации

- обеспечивать правильное пользование действительными и условными наименованиями воинских частей при изготовлении и отправке служебных документов

- своевременно организовывать работу по отбору и уничтожению служебных документов с истекшими сроками хранения, не нужных для практической работы, не подлежащих архивному хранению и не имеющих исторической и научной ценности

- обеспечивать своевременную сдачу в архивы служебных документов с постоянными и длительными сроками хранения

 

Требования, предъявляемые к служебным документам

1. Соответствие действующему законодательству, приказам, директивам и другим руководящим документам вышестоящих командиров

2. Должен основываться на фактах и содержать конкретные и реальные предложения или указания

3. Не дублировать требования, содержащиеся в ранее изданных документах, а при необходимости иметь ссылки на них

4. Давать возможность обрабатывать его с помощью средств вычислительной техники

5. Соответствовать утверждённой форме, если таковая предусмотрена

 

Приказы командира (начальника) по строевой части издаются в следующих случаях:

1. Зачисление военнослужащих в списки личного состава в/ч и на обеспечение

2. Исключение военнослужащих из списков личного состава в/ч, с обеспечения (довольствия) в связи с убытием к новому месту военной службы в связи с увольнением с военной службы, в связи с гибелью (смертью)

3. Изменения в персональных учётных данных личного состава

4. Нахождение на лечении и возвращение на службу из лечебного учреждения

5. Назначение на воинские должности, присвоением званий

6. Приём на работу, перевод на другую работу и увольнение с работы лиц гражданского персонала

7. Убытие в командировки, отпуска, на учёбу и прибытие из командировок, отпусков и с учёбы

8. Применение поощрений и наложение взысканий

9. Другие вопросы, право решения которых предоставлено командиру (начальнику) воинской части

 

21/11

 

Тема 4. Организация и правовое регулирование службы войск в ВС РФ

1. Понятие, содержание и правовое регулирование службы войск, руководство ею

2. Понятие, содержание и организация внутренней службы

3. Понятие, содержание и организация караульной службы

4. Понятие, содержание и организация гарнизонной и комендантской службы

Литература

- ФЗ от 28.03.98 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

- ФЗ от 27.05.98 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

- Указ Президента РФ от 16.09.99 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»

- Указ Президента РФ от 10.11.07 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации»

 

Служба войск – повседневная воинская служба, обеспечивающая поддержание боевой готовности воинских частей (подразделений), гарнизонов, соблюдение в них внутреннего порядка, требований безопасности военной службы, дисциплины и норм, установленных законами, общевоинскими уставами, наставлениями и другими служебными документами

 

Иными словами, это тот механизм, благодаря чему все перечисленные после слова «обеспечивающая» направления поддерживаются.

 

Задачи службы войск – организация всех перечисленных видов служб (т.е. организация внутренней, гарнизонной, комендантской и караульной служб) и руководство ими. Сперва организовать, потом руководить.

 

Внутренней службой в полку руководит начальник штаба. Караульной – начальника штаба полка и командира войсковой части.

 

Акты – как законодательство, так и акты военного управления

 

Основные мероприятия внутренней, гарнизонной, комендантской и караульной служб

1. Контроль за соблюдением порядка и правил размещения военнослужащих

2. Точное выполнение распорядка дня, регламента служебного времени и поддержание внутреннего порядка

3. Назначение, подготовка и несение службы суточным нарядом

4. Участие войск в парадах и общественных мероприятиях

5. Отдание воинских почестей

6. Обеспечение требований безопасности военной службы

7. И другие

 

Внутренняя служба – совокупность постоянно проводимых в воинской части (подразделении) мероприятий по поддержанию внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечению постоянной готовности, условий быта и учёбы личного состава, контроля за строгим выполнением им общих, должностных и специальных обязанностей, а также организованному выполнению других задач в повседневной деятельности войск (сил) и сохранению здоровья военнослужащих

 

Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир в/ч (непосредственным же организатором является начальник штаба), а в расположении подразделения - командир подразделения (непосредственный организатор – старшина роты)

 

Караульная служба – совокупность постоянно проводимых в воинской части (подразделении) мероприятий по охране и обороне боевых знамён, хранилищ с вооружением, военной техникой, другим военным имуществом и иных военных и государственных объектов, а также для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части

 

Это определение касается как внутренних, так и гарнизонных караулов

 

Руководство караульной службой осуществляют:

- в гарнизоне – начальник гарнизона

- в воинской части – командир воинской части

Организацией занимаются они же

 

Ответственность за состояние гарнизонной и караульной служб в подчинённых подразделениях возлагается на всех прямых начальников.

 

Гарнизонная служба – совокупность постоянно проводимых мероприятий в целях обеспечения согласованности действий войск гарнизона при переводе с мирного на военное время, необходимые условия для их повседневной деятельности и подготовки, поддержание воинской дисциплины в гарнизоне, а также проведение гарнизонных мероприятий с участием войск

 

Комендантская служба организуется для выполнения задач по поддержанию воинской дисциплины в гарнизоне

 

Руководство комендантской службой в пределах военного округа осуществляет начальник регионального управления комендантской службы, который подчиняется руководителю центрального органа военного управления комендантской службой МО РФ, а в пределах территориального (местного) гарнизона – военный комендант соответствующего гарнизона

 

Ответственность за состояние комендантской службы возлагается на военных комендантов и всех их прямых начальников

 

Безопасность военной службы – состояние военной службы, отражающее степень защищённости жизни и здоровья военнослужащих от воздействия опасных и вредных факторов

 

Организация службы войск – непрерывная управленческая деятельность командира, включающая:

- уяснение задач службы войск, оценку обстановки и принятие решения на её организацию и совершенствование

- доведение задач до подчинённых и планирование

- подготовку подчинённы и всестороннее обеспечение выполнения задач

- контроль организации службы войск и оказание помощи

- анализ состояния службы войск и подведение итогов

 

Решение командира на организацию повседневной деятельности воинской части включает:

- замысел на организацию службы войск: какими силами, средствами, способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные мероприятия по организации службы войск

- порядок доведения до подчинённых задач по организации внутренней, гарнизонной, караульной и комендантской служб

- порядок подготовки подчинённых подразделений к несению службы

- порядок управления при организации службы войск

- порядок всестороннего обеспечения для выполнения задач по организации службы войск

- порядок контроля за несением службы, её анализа, оказания помощи подчинённым по устранению выявленных недостатков

- порядок содержания и совершенствования учебно-материальной базы по службе войск

 

Цели методической подготовки по вопросам службы войск

- изучение требований ОВУ ВС РФ и других руководящих документов по службе войск

- выработка у офицеров, прапорщиков, сержантов, умения и практических навыков в поддержании уставного порядка в подчинённых подразделениях

- освоение наиболее эффективных форм и методов подготовки личного состава для несения службы в суточном наряде и организации несения службы

- распространение передового опыта командиров подразделений, а также офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат, добившихся высоких результатов в несении гарнизонной, комендантской, караульной и внутренней служб

 

Основные формы методической подготовки:

1. Методические совещания

2. Показные, инструкторско-методические специальные занятия (сборы)

3. Индивидуальная работа командиров с подчинёнными в ходе подготовки и несения службы

 

Обеспечение выполнения задач службы войск:

- материальное

- медицинское

- морально-психологическое

 

Задачи морально-психологического обеспечения службы войск:

- воспитание уверенности в командном составе и правильности принимаемых им решений

- доведение и разъяснение сложившейся военно-политической и криминогенной обстановки

- обеспечение реализации правовых гарантий военнослужащих, предусмотренных законами и правовыми актами

- организация психологической реабилитации военнослужащих

- организация использования технических средств информации в ходе подготовки и несения службы

- проведение психолого-медицинского обследования

 

Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе

 

Запрещено назначать в караул:

1. Склонные к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ

2. Отстающих в физическом и умственном развитии

3. Привлекавшихся ранее к уголовной ответственности, имевших приводы в милицию до призыва на службу, совершивших проступки, содержащие признаки деяний, предусмотренных УК, по которым ведётся расследование

4. Переживающих утраты или другие тяжёлые события в семье, имеющих отклонения в поведении (подавленность, тревога, страх, другие)

5. Отличающихся повышенной конфликтностью, выражающих нездоровые настроения

6. Имеющих 3 и 4 группы нервно-психической устойчивости

 

23.11

 

Тема: Воинская обязанность в РФ. Законодательство о комплектовании ВС РФ военнослужащими

1. Понятие, содержание и система комплектования ВС РФ личным составом

2. Поступление граждан на военную службу по контракту

3. Комплектование гражданским персоналом

4. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса

 

На понедельник:

 

1. Общие черты и отличия контракта на прохождение военной службы и трудового договора

2. Общие черты и отличия контракта на прохождение военной службы и гражданско-правового договора

3. Краткая характеристика нормативно-правовой базы Минобороны (АВУ), действующих в сфере прохождения военной службы по контракту офицерским составом (исключительно процедурные вопросы)

4. То же с актами Минобороны – касательно организации работы гражданского персонала в воинских частях

5. Актуальные вопросы правового регулирования подготовки офицеров запаса

 

Максимальное время на выступление – 7 минут

 

Литература

- Конституция

- ФКЗ О военном положении

- ФЗ Об обороне

- ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ

- ФЗ О воинской обязанности и военной службе

- ФЗ О статусе военнослужащих

- Указ Президента «Вопросы Министерства обороны РФ»

- Указ Президента «Вопросы прохождения военной службы»

- Указ Президента «Об утверждении Положения о военных комиссариатах»

- Указ Президента «О стратегии национальной безопасности до 2020 года»

- Указ Президента об утверждении общевоинских уставов

- Распоряжение Правительства Об учебых военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при ФГУВПО

- Постановление Правительства от утверждении Положения о подготовке граждан к военной службе

- Постановление Правительства о военных сборах и некоторых вопросах исполнения воинской обязанности

- И т.д.

 

Понятие, содержание и система комплектования ВС РФ личным составом

Воинская обязанность установлена в целях:

1. Реализации гражданами РФ обязанности по защите Отечества и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан

2. Назначение воинской обязанности – обеспечение ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов личным составом (военнослужащими) в мирное время, а также в период мобилизационного развёртывания, в период военного положения и в военное время

 

Воинская обязанность в РФ не распространяется на:

- иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ

- граждане РФ, проживающие вне территории РФ и постоянно проживающие за пределами РФ

 

Формы реализации воинской обязанности:

- воинский учёт

- обязательная подготовка к военной службе

- призыв на военную службу

- прохождение военной службы по призыву

- пребывание в запасе

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

 

Воинский учёт – государственная система учёта и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов

 

Цели – обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами ВС РФ в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

1. Потребностей ВС РФ в мобилизационных ресурсах путём заблаговременной приписки граждан, пребывающих в запасе, и их состав

2. Потребностей органов государственной власти, органов МСУ и организаций в трудовых ресурсах путём закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях (это всё на период военного времени)

 

Основное требование к воинскому учёту – постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов

 

Общий и специальный воинский учёт

1. На общем состоят граждане, которые не забронированы за ОГВ, ОМСУ или организациями на период мобилизации на военное время

2. На специальном состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, ОМСУ или организациями на период мобилизации и на военное время

 

Основные задачи воинского учёта

1. Обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ

2. Документальное оформление сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учёте

3. Анализ количественного и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства

4. Проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время

 

Воинскому учёту подлежат

1. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (призывники)

2. Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные)

a. Мужского пола, пребывающие в запасе

b. Уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ

c. Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и окончившие указанные образовательные учреждения

d. Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу (ст. 23 ФЗ О воинской обязанности и военной службе)

e. Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет (ст. 24 ФЗ О воинской обязанности и военной службе)

f. Уволенные с военной службы без постановки на воинский учёт и в последующем поставленные на воинский учёт в военных комиссариатах

g. Прошедшие альтернативную гражданскую службу

h. Женского пола, имеющие военно-учётные специальности, указанные в Перечне ВУС, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают ВУС и подлежат постановке на воинский учёт

 

Не подлежат воинскому учёту:

1. Освобождённые от исполнения воинской обязанности в соответствии с ФЗ О воинской обязанности и военной службе

2. Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу

3. Отбывающие наказание в виде лишения свободы

4. Женского пола, не имеющие военно-учётной специальности

5. Постоянно проживающие за пределами РФ

6. Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР и ФСБ РФ

 

Обязательная подготовка граждан к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в двух целях:

1. Улучшение подготовки граждан к военной службе

2. Овладение гражданами военно-учётными специальностями

 

Система обязательной подготовки гражданина к военной службе включает:

- получение начальных знаний в области обороны

- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профобразования и на учебных пунктах организаций

- военно-патриотическое воспитание

- подготовку по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата

- медицинское освидетельствование и медицинское обследование

- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий

 

Способы реализации дифференцированы для разных социальных групп и детерминированы в зависимости от пола, возраста, социального положения, иных факторов.

 

Есть исключения из призыва, обусловленные объективными условиями и обстоятельствами, которые исключают возможность прохождения военной службы в связи с исполнением данными гражданами государсвтенных функций или нецелесообразности призыва указанных групп по установленным законом основаниям. Например:

- граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности

- граждане, которые освобождены от призыва

- граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва

- граждане, не подлежащие призыву

 

Основания, по которым граждане не призываются на службу, бывают двоякого вида – императивные и диспозитивные

 

Императивные:

1. В обязательном порядке освобождены от призыва на военную службу

2. Не подлежат призыву

3. В обязательном порядке предоставляется отсрочка от призыва

 

Ч. 1 ст. 23 ФЗ О воинской обязанности и военной службе устанавливает, что в обязательном порядке освобождаются от призыва:

 

- призванные ВВК негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья

- проходящие либо прошедшие военную службу в РФ

- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу

- прошедшие военную службу в другом государстве

 

В период действий указанных фактов.

 

28.11

Командиры взводов каждый понедельник назначают информаторов. Законодательство меняется быстро. Поэтому каждый понедельник краткие сообщения по изменению всего военного законодательства

 

Есть пять категорий годности к военной службе:

1. А - Годен

2. Б - Годен с незначительными ограничениями

3. В – Ограниченно годен (не призывается, но в случае изменения состояния здоровья и признанию А или Б парень подлежит призыву)

4. Г – Временно не годен к военной службе (отсрочка по болезни от призыва). Ограничений в прохождении медицинских освидетельствований нет

5. Д – Не годен к военной службе

 

На пунктах В и Д акцентировать внимание – в должностях от рядового состава до прапорщиков включительно наличие заключения ВВК по результатам медосвидетельствования с вынесением решения по подпункту В будет являться основанием для увольнения с военной службы. Для солдата, который прослужил 4 месяца и был в итоге признан ограниченно годным, на этом служба и закончится

 

Следующая важная составляющая – вопросы, связанные с правом на реализацию отсрочки и с предоставлением отсрочки. Можно выделить императивные основания и диспозитивные (см. выше).

 

Диспозитивные основания («право на освобождение от призыва», которое может быть как реализовано гражданином, так и не реализовано, он сам решает вопрос, заявлять ему о реализации своего права или нет):

- имеющие предусмотренную государственной системой аттестации учёную степень

- являющиеся сыновьями или родными братьями:

o военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов

o граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов

 

Вообще не подлежат призыву:

- отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления

- в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд

Предоставление отсрочки от призыва

Императивные основания – ч. 1 ст. 24

- в связи со здоровьем

- семейные обстоятельства

- избрание гражданина депутатами разных законодательных органов от Госдумы до муниципальных образований

- регистрация лица как кандидата на соответствующие выборные должности

- профессиональная деятельность в связи с поступлением на службу в разные государственные органы

Диспозитивные основания

- прохождение обучения

- спешл указы Президента РФ

- с лета 2011 – до 1 октября года после окончания школы при получении удовлетворительных результатов

 

В понедельник на следующей неделе будет что-то среднее между семинаром и практическим занятием. Слушаем доклады, опрос по некоторым наиболее важным вопросам изученных тем

 

В запас вооружённых сил зачисляются:

1. Уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ

2. Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса

3. Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу

4. Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет

5. Уволенные с военной службы без постановки на воинский учёт и в последующем поставленные на воинский учёт

6. Прошедшие альтернативную гражданскую службу

7. Женского пола, имеющие военно-учётную специальность

 

Предельные возрасты граждан, состоящих в запасе:

Составы запаса (воинские звания)

Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих на службе
1 разряд 2 разряд 3 разряд
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, офицеры До 35 До 45 лет До 50 лет
  До 45 До 50 До 55
  До 50 До 55 До 60
  До 55 До 60 До 60 До 65 - -

 

Военные сборы – проведение в ВС мероприятий по подготовке граждан к военной службе

 

Они делятся на:

1. Учебные сборы

a. В составе воинских частей на штатных воинских должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (учебные сборы приписного состава)

b. По подготовке граждан по ВУС и воинским должностям (учебные сборы по подготовке граждан по ВУС)

c. По обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса

2. Сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы)

 

29.11

 

Тема 6. Военная служба граждан в РФ. Порядок её прохождения, правовое положение военнослужащих

1. Сущность и формы прохождения военной службы

2. Порядок прохождения военной службы

3. Правовое положение военнослужащих

На завтра вопросы:

1. Организация призыва граждан на военную службу

2. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии

3. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

4. Освобождение от призыва на военную службу

5. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу

6. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

7. Юридическая ответственность за уклонение от военной службы

8. Начало, срок и окончание военной службы по призыву

9. Начало, срок и окончание военной службы по контракту

10. Виды контрактов и сроки их заключения

11. Периоды, не засчитываемые в срок военной службы

12. Порядок назначения на воинские должности (по контракту)

 

Смотреть практику, связанную с уклонением от призыва:

- лицо заявляет военкому, что не подлежит призыву

- лицо живёт по другому адресу, его находят, возбуждают дело и в судебном заседании устанавливается, что есть достаточные данные для признания права данного лица на освобождение от призыва

 

Литература

- Конституция

- ФЗ О воинской обязанности и военной службе

- ФЗ о статусе военнослужащих

- Указ Президента «Вопросы прохождения военной службы»

- Постановление Правительства от 29.12.2007 № 946

- Приказ Министра обороны от 21.06.2011 № 888

- Постановление Правительства от 22.06.2006 № 390

- Приказ Министра обороны от 22.01.2008 № 22

- Приказ Министра обороны РФ от 30.01.2007 № 44

- ЖК

- ФЗ О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

- Приказ Министра обороны от 30.09.2010 № 1280

- Постановление Правительства от 31.12.2004 № 911

- Приказ Министра обороны от 8.05.2009 № 285

- ФЗ от 28.03.1998 № 52-ФЗ

- Приказ Минобороны РФ от 10.10.1998 № 455

- Приказ Минобороны РФ от 1995 года № 55

 

5.12

 

Зачёт – два теоретических вопроса и практическая задача по пройденному материалу с темы 3.

 

 

Пропуск 6.12

 

 

7.12

 

Первое – разбирательс