Политическая система России

ГЛАВА 2. Классификация политических систем

2.1. Типология политических систем

Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явилась основой классификации политических систем. Основным в типологии политических систем выступает сущность осуществляемой в обществе политической власти,предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важным при решении вопросов типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан,плюрализм и наличие гражданского общества, уровень политической культуры и другие факторы.

В начале ХХ в. в типологизации политических систем проявлялось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. Суть марксистского подхода к анализу политической системы заключалось в абсолютизации классового фактора в функционировании и развитии политической системы. Системы различались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали, от характера социально-экономической структуры и типа информации. В соответствии с этим политические системы подразделялись на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.[4.c.174]

Основанием типологизации может явится форма и способы функционирования политических систем. Основа такого анализа была заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемым социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями

и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты.

В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические, рациональные. Процесс политического развития представляется М. Веберу как переход от традиционных, харизматических систем к легальным, рациональным.

Веберовский подход оказал большое влияние на современное развитие типологизации политических систем. Широкой популярностью пользуется классификация французского социолога Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержанию и формам правления на следующие типы: либеральные; радикально-авторитарные или коммунистические; традиционные; популистские; авторитарно-консервативные.

Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.

Англо-американская характеризуется гомогенностью и плюреалистской политической культурой. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса.

Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, стереотипами.

 

Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентаций и атрибуты западной политической системы.

В политических системах тоталитарного типа, по мнению Г. Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных объединений.

Особой популярностью в политологии пользуется классификация политических систем на основе анализа методов, способов и средств в реализации политической власти, степени политической свободы в обществе, правового положения личности, форм сочетания принципов авторитарности и демократии. Различают демократические и авторитарные политические системы.

Демократической политической системы свойственно наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; построение и функционирование государственного аппарата по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.

Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека,запрещением оппозиционных партий и организаций. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким применением принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государственной власти.

Весьма распространена классификация политических систем на традиционные и модернизированные, с точки зрения процесса политического развития. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах, напротив, существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.

Существуют и другие варианты классификации политических систем.









 


 

После Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа.

Современную политическую систему в России можно охарактеризовать как транзитивную или переходную. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. Политическая система России осуществляла эволюцию от тоталитарного типа к демократическому без какой-либо взвешенной, разработанной стратегии. Так, в 1989 г. М.С. Горбачёв провозгласил отказ от номенклатурного принципа формирования институтов власти на основе представительства властвующей партии- КПСС. Однако формальный отказ не означал реализации на практике демократических принципов их формирования. По-прежнему в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сферах власти благодаря личным связям, а не профессиональным качествам. Особенно это ощущается в провинции.

Разрушение номенклатурного принципа формирования политической системы, ликвидация монополии КПСС на власть без эффективной замены их другими управленческими принципами заметно ослабили государственные структуры, снизили их созидательные возможности. В условиях возросшей политической конкуренции т политического плюрализма очень сложным оказалось обеспечивать интеграцию полярных интересов граждан, социальных групп.

Кроме того, с точки зрения характере распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует скорее авторитарная политическая система с ограниченным плюрализмом. При Б.Н. Ельцине эта авторитарная политическая система взращивалась олигархическими группами, заинтересованными в управляемом президенте, у которого была сосредоточена власть, и который принимал все политические решения в интересах этих групп. Поле деятельности представительных органов власти было ограничено.

Одной из примечательных особенностей российской политической системы является низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Замена политических институтов прежней системы, осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.

Новые институты часто не находили поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения. Отбрасывание коммунистических ценностей автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей.

Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Посттоталитарную систему как механизм власти точнее было бы назвать закрытой, чем открытой. Ей свойственны черты олигархичности.

Политическая система олигархического типа характеризуется слабой реактивной способностью. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов. В качестве примера можно назвать манифестации протеста обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату.

 

С приходом к власти В.В. Путина происходит трансформация политической системы в России от системы конкурентной олигархии когда власть практически распределена между финансовыми промышленными группами, приближенными к главе государства, к делегативной демократии. Происходит перераспределение властных полномочий от теневых структур к официальным. Олигархи отстраняются от процесса принятия решений. Выстраивается сильная вертикаль президентской власти от регионов до федерального центра. Ко всему прочему президент В.В. Путин контролирует законодательный орган власти- федеральное собрание, что облегчает процесс принятия необходимых законов, чего не было у его предшественника. Следовательно, можно говорить о концентрации власти в руках президента, тогда как правительство и администрация президента приобрели значение лишь технических органов, которые обеспечивают реализацию президентского курса. [4.c.176]


 

Заключение

Политическая система, функционирующая в условиях постоянного изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечения общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и политической стабильности.

Политическая система оказывает большое влияние большое влияние на все общественные процессы. Ее устройство, характер возникающих в ней отношений и связей с другими подсистемами общества, с обществом в целом способны обеспечить стабильность и развитие общества. Для этого политическая система должна соответствовать уровню экономического развития и культуре народа.