Чеченская война в России.

Острые межнациональные противоречия на Кавказе.

Чеченская война в России.

Острые межнациональные противоречия на Кавказе.

План.

3.Межнациональные конфликты в Грузии: события в Аджарии, суверенитеты Абхазии и Южной Осетии.

Кавка́з — географический регион, преимущественно горная страна в Евразии, расположенный к югу от Bосточно-Eвропейской равнины, на границе Европы и Азии, которая охватывает территории: России, Грузии, Азербайджана и Армении.

С точки зрения современной политической географии (политико-административного деления), территория Кавказа разделена между Россией — Северный Кавказ и, частично, Южный Кавказ по правому берегу реки Самур (Кавказ находится на юге (юго-запад) России), а также Азербайджаном, Арменией и Грузией. На территории Северного Кавказа находятся субъекты Российской Федерации: Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область(южные районы), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чеченская республика.

В 2010 году сформирован Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорске. В округ вошли семь регионов: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край.

Глубокий системный кризис, поразивший СССР к концу 80-х - началу 90-х годов, привел к значительному усилению напряженности, обострению противоречий, возникновению многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни, включая сферу межнациональных отношений.

Начинают развиваться межнациональные противоречия как РФ, так и в других странах Кавказского региона. Происходят межнациональные конфликты в Грузии, которые перерастают в войны и появляются новые независимые государственные образования (Абхазия, Южная Осетия), которые не признаются многими странами мира.

Внутри РФ усиливается напряженность между федеральным центром и Чеченской республикой, вследствие чего, туда вводятся правительственные войска с целью восстановления конституционного строя.

ЧЕЧЕНСКИЕ ВОЙНЫ (первая: 1994–96, вторая: 1999–2001) — широкомасштабные военные действия Российской армии против вооруженных формирований чеченских сепаратистов и иностранных наемников.

Корни чеченской проблемы уходят в XIX в., когда между Российской империей и Великобританией велось соперничество за контроль над Черным морем и его проливами. Орудием в этой борьбе британцы видели кавказских горцев, которым стали поставлять радикально-исламистскую литературу и оружие. Разбойники предстали в европейской прессе «борцами за свободу», эмиссары «черкесов» приветствовались в европейских правительствах.

50 лет на Северном Кавказе чеченцы вместе с другими горскими народами под руководством имама Шамиля вели активную борьбу с русской армией. После окончания Кавказской войны и пленения Шамиля поддержка сепаратизма со стороны Великобритании, Турции и других стран прекратилась, и на Кавказе воцарился относительный мир.

Октябрьская революция 1917 г. вновь разогрела ситуацию, но Советская власть в короткий срок навела порядок без большого числа жертв. В годы Второй мировой войны некоторая часть населения Чечни поддержала немецких захватчиков. По законам военного времени и согласно принципу солидарной ответственности народа, большая часть мужского населения Чечни подлежала расстрелу. В 1944 г. И. Сталин заменил расстрел ссылкой в Казахстан, и эта мера была воспринята чеченцами без серьезного сопротивления (операция «Чечевица).

Во времена Н. Хрущева эти репрессивные меры были отменены, началось возвращение чеченцев из ссылки и уравнение их в правах с другими народами СССР. Так, позже чеченцы смогли достичь больших высот в политике, науке, экономике. Будущий лидер сепаратистов Джохар Дудаев был генералом, ученый Р. Хасбулатов — спикером Верховного Совета России.

Тем не менее, республика оставалась одной из самых бедных в РСФСР и существовала на дотации из центра. Промышленность (нефтепереработка) работала на привозном сырье — из Азербайджана и Западной Сибири: уровень добычи собственной нефти был невысок.

В результате провозглашенной М. Горбачевым перестройки произошло резкое ослабление партийно-государственного контроля над ситуацией в стране, к власти в республике стали рваться радикалы-националисты из тех, кто сделал карьеру вне Чечено-Ингушетии, так как местная номенклатура была довольна своим положением при КПСС.

Литератор З. Яндарбиев убедил возглавить национальное движение единственного чеченского генерала — Д. Дудаева, командовавшего в Тарту (Эстония) дивизией стратегических бомбардировщиков. В 1991 г. он возглавил исполком Общенационального Конгресса чеченского народа (ОКЧН), который приступил к созданию параллельных органов власти в республике.

Дудаевцы разогнали Верховный Совет ЧИАССР. Затем решением Верховного Совета РСФСР Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую и Ингушскую Республики (без определения границ). Дудаев был избран президентом т. н. Чеченской Республики. Одновременно прошли выборы в парламент. Поскольку в них приняло участие лишь 10–12% избирателей, съезд народных депутатов РСФСР признал выборы недействительными.

В Чечне объявляется всеобщая мобилизация мужчин в возрасте от 15 до 65 лет, дудаевцы блокируют гарнизоны Минобороны РФ, захватывают здания КГБ, МВД и прокуратуры, разоружают Внутренние войска. Начались массовые этнические чистки, жертвами которых стали 20 тыс. погибших и 250 тыс. покинувших территорию Чечни человек, преимущественно русских.

Первым своим декретом Дудаев провозгласил независимость Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ), а в 1992 г. парламент Чечни принял конституцию республики, объявив ее независимым светским государством. Все структуры Минобороны РФ на ее территории были ликвидированы, а вооружение российских воинских частей захвачено сепаратистами.

Добившаяся фактической независимости Чечня оказалась экономически несостоятельной, что привело к расцвету криминальной «экономики». Средства, поступавшие из федерального бюджета на выплату зарплат, пособий и пенсий, шли на закупку оружия для бандформирований. Многочисленные вооруженные структуры занимались хищением нефтепродуктов под видом их охраны. Регулярно подвергались разграблению российские поезда, проходившие транзитом через Чечню.

Массовый характер приняли сомнительные финансовые операции, в частности, с помощью т. н. «чеченских» фальшивых авизо. Считается, что таким образом в карманы преступников попало до 5 млрд долларов. Эти средства использовались в ходе приватизации многих российских предприятий.

«Ичкерия» стала убежищем для многих преступников из разных регионов России, здесь процветали похищения и торговля людьми. Мятежный режим препятствовал бесперебойному транзиту каспийской нефти из стран СНГ на Запад по единственному трубопроводу Кизляр — Грозный — Новороссийск. Западный бизнес отказывался инвестировать деньги в российскую нефтяную промышленность.

В обстановке обострившегося кризиса власти в 1993 г. Дудаев распустил кабинет министров, парламент, Конституционный суд и Грозненское городское собрание, ввел прямое президентское правление на всей территории Чечни и комендантский час.

Спецподразделение национальной гвардии взяло штурмом здание парламента в Грозном. В результате погибло 58 чел., ранено около 200. В конце 1993 г. оппозиция, возглавляемая Временным советом во главе с Умаром Автурхановым, начала партизанскую войну против Дудаева. Штурм Грозного формированиями Временного совета закончился их полным разгромом, танки, предоставленные федералами, сожжены или захвачены.

Убедившись в невозможности свергнуть Дудаева силами самих чеченцев, руководство страны принимает решение ввести на территорию мятежной республики федеральные войска. Президент Б. Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики», федеральные войска вошли в Чечню с трех направлений. В общей сложности в операции было задействовано около 40 тыс. военнослужащих.

Подготовка большинства частей была недостаточная. Боевым опытом обладали лишь немногие солдаты и офицеры элитных подразделений армии и МВД. Кроме того, российские солдаты были не обучены боевым действиям в условиях города. Незаконные же вооруженные формирования, уступая в численном отношении федеральным войскам (11–12 тыс. чел.), превосходили противника в плане боеготовности. Костяк их составляли не народные ополченцы, мобилизованные в «армию Ичкерии» дудаевским указом, а профессионалы — многочисленные наемники из Афганистана, Пакистана, Боснии, Прибалтики, Грузии, Украины, Азербайджана, Иордании, Таджикистана, имевшие значительный опыт участия в региональных войнах и навыки ведения диверсионной войны.

Оклад наемника составлял в среднем 100 долларов в день плюс бонусы (800 долларов за убитого офицера, 600 долларов за солдата, 1200 долларов за выведенную из строя бронетехнику). У дудаевцев было около 50 танков.

Совет безопасности РФ принимает решение штурмовать Грозный. Он начался в новогоднюю ночь. Согласно изначальному плану, наступление полагалось провести с трех сторон. Но авиационная поддержка обеспечена не была, да и погода 1–2 января была нелетная.

Несогласованность действий подразделений, противоречивые приказы командования различных силовых ведомств — Минобороны, МВД, ФСБ — привели к тому, что северная группа войск (131-я мотострелковая бригада и 81-й мотострелковый полк), заняв вокзал, попала в ловушку. 106-я и 76-я дивизии двинулись на помощь окруженным частям поутру, когда спасать практически было некого.

Штурм закончился разгромом российской группировки. 3 января началось новое наступление путем захвата города поквартально с предварительными авиаударами и артподготовкой. 21 января восточная и северная группы наступающих встретились в центре Грозного, 27 января военные действия в городе по существу завершились. Началось наступление в южные районы республики, в конце марта взяты штурмом 3 главные твердыни сепаратистов — Шали, Аргун и Гудермес. Российская армия, используя авиацию, артиллерию, бронетехнику, постепенно расширяла радиус своего контроля, чеченские формирования переходили к тактике партизанской войны.

В июне 1995 г. отряд боевиков под командованием Ш. Басаева совершил налет на г. Буденновск (Ставропольский край) и захватил в заложники всех, находившихся в городской больнице, и других жителей города. При попытке их освободить погибло свыше 130 человек. Ради спасения жизни 1600 заложников руководству РФ пришлось выполнить требования боевиков и начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но после покушения на командующего Российскими войсками генерала А. С. Романова военные действия возобновились.

В январе 1996 г. отряд С. Радуева совершил нападение на г. Кизляр (Дагестан) и занял здание больницы. Были захвачены в заложники жители ближайших домов (всего свыше 3000 чел.). В результате террористической атаки погибло 25 мирных граждан. После этого Б. Ельцин отдает приказ на устранение Дудаева. Операции по внедрению в его окружение агентов ФСБ проваливаются.

Весной 1996 г. ФСБ разрабатывает новую операцию по уничтожению президента Чечни ракетным ударом по координатам, перехваченным с подаренного Дудаеву американцами спутникового телефона «Инмарсат». Вечером 21 апреля 1996 г. Д. Дудаев во время телефонного разговора с К. Боровым был уничтожен ударом с фронтового бомбардировщика Су-24. Совет чеченских «полевых командиров» возложил исполнение обязанностей главы «Ичкерии» на «вице-президента» З. Яндарбиева.

Несмотря на подавляющее превосходство в живой силе, вооружении и воздушной поддержке, федеральные войска так и не смогли установить эффективный контроль над многими районами Чечни. Сказались слабость и нерешительность как политического, так и военного руководства России.

Необустроенность российских границ на Кавказе приводила к тому, что сепаратисты получали постоянную «подпитку» из-за рубежа деньгами, оружием, боеприпасами, добровольцами, инструкторами, прошедшими подготовку, в частности, в Афганистане. Средства поступали и от чеченцев, проживающих в России, от чеченских организованных преступных группировок. В горных районах были созданы многочисленные базы, учебные лагеря, тайники с оружием, медикаментами и боеприпасами. Раненых боевиков вывозили на лечение за рубеж.

Серьезные потери, которые понесли федеральные войска в Чечне, недостаточное боевое и тыловое обеспечение, враждебность местного населения и непрекращающиеся нападения со стороны боевиков привели к падению морального духа личного состава. Российское государство потерпело поражение в пропагандистской войне. Общественное мнение России, подогреваемое либерально-демократическими политиками и СМИ, открыто стоящими на стороне боевиков, оказалось в целом настроено против продолжения боевых действий.

В 1996 г. Б. Ельцин впервые встретился с представителями ЧРИ. Результатом переговоров стало подписание соглашения «О прекращении боевых действий в Чечне с 1 июня».

В течение двух недель после подписания документа (до 10 июня) должны были получить свободу все пленные и заложники. Договоренность об этом в присутствии Б. Ельцина подписали В. Черномырдин и З. Яндарбиев, а также представители миссии ОБСЕ.

В начале августа 1996 г. бандформирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о проведении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета безопасности А. Лебедю. 30 августа 1996 г. в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод Российских войск с территории республики и проведение всеобщих демократических выборов. Решение же по статусу Чечни откладывалось на 5 лет. Так завершилась первая чеченская война.

По некоторым данным, в ходе ее погибло более 80 тыс. человек (в основном мирных жителей), количество раненых превысило 240 тыс., военные потери российских войск превысили 15 тыс. человек.

В 1997 г. президентом ЧРИ был избран Аслан Масхадов. Занявший 2-е место на выборах Ш. Басаев развивает контакты с представителями Усамы бин Ладена, способствует распространению идей ваххабизма.

Летом 1997 г. на «Конгрессе народов Чечни и Дагестана», провозгласившем территорию двух республик «халифатом», Басаев был объявлен имамом.

После подписания Хасавюртовских соглашений мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило. Чеченские криминальные структуры безнаказанно делали бизнес на массовых похищениях людей, захвате заложников (в т. ч. официальных российских и иностранных представителей, работающих в Чечне), хищениях нефти из нефтепроводов и скважин, производстве и контрабанде наркотиков, выпуске и распространении фальшивых денег, терактах и нападениях на соседние регионы.

На территории республики были созданы лагеря для обучения боевиков — молодых людей из мусульманских регионов России. Сюда направлялись из-за рубежа инструкторы по минно-подрывному делу, специалисты по партизанской войне и исламские проповедники.

Значительную роль в жизни ЧРИ стали играть многочисленные арабские наемники. Главной их целью являлась дестабилизация положения в соседних с Чечней российских регионах и распространение идей сепаратизма на северокавказские республики (в первую очередь в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии).

В 1997 г. взорвана бомба в здании железнодорожного вокзала на ст. Армавир, взрывное устройство на втором этаже здания вокзала станции Пятигорск. В следующем году банда Хаттаба произвела несколько нападений на российских военнослужащих в Дагестане.

После столкновений между своими сторонниками и религиозными экстремистами в Гудермесском районе А. Масхадов в 1998 г. объявил ваххабизм в ЧРИ вне закона. Однако реализовать запрет не удалось, так как последних поддержали Басаев и Яндарбиев, обладавшие, в отличие от номинального «президента», реальной властью в Чечне.

Чечня превратилась в оплот международного терроризма, плацдарм для наступления на Россию с целью ее расчленения по национально-религиозному признаку.

В августе 1999 г. отряды Басаева и Хаттаба вторглись на территорию Дагестана. Ожесточенные бои продолжались свыше трех недель, и после разгрома боевиков федеральные войска, продолжая их преследование, вошли в ЧРИ. Началась вторая чеченская война.

Руководители сепаратистов не раз заявляли о намерении перенести войну на российскую территорию. Поэтому, когда с началом второй чеченской кампании произошла серия подрывов многоэтажных жилых домов в Буйнакске (4 сентября 1999 г.), Москве (9 и 13 сентября 1999 г.) и Волгодонске (16 сентября 1999 г.), эти преступления потрясли Россию и мир. Общество в большинстве своем объединилось в поддержку жестких действий российского руководства.

Морально-духовная атмосфера в России резко изменилась. К 26 ноября 1999 г. федеральными войсками была освобождена вся равнинная часть республики, на которой проживало 90% жителей. За время боевых действий в августе — ноябре 1999 г. по данным Генштаба погибло 326 российских военнослужащих и свыше 6500 чеченских боевиков. Вскоре военная структура «Ичкерии» была в целом разгромлена.

B 2001 г., по окончании активной фазы боевых действий, были проведены выборы президента Чеченской Республики как субъекта РФ. Президентом стал перешедший на сторону федеральной власти Ахмад Кадыров. 9 мая 2004 г. он погиб в результате теракта. Его преемником стал Алу Алханов.

Но и после окончания боевых действий на территории республики и соседних регионов сохраняется диверсионная и террористическая активность сепаратистов.

Во время второй чеченской войны вследствие распространения в республике идеологии ваххабизма сепаратисты стали широко использовать смертников. Среди терактов, организованных Ш. Басаевым и его «соратниками» на деньги международных «покровителей», захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве 23 октября 2002 г. (см. «Норд-Ост»); взрыв Дома правительства в Грозном 27 декабря 2002 г.; теракт в с. Знаменское Надтеречного р-на Чечни 12 мая 2003 г.; взрывы на рок-фестивале «Крылья» в Москве (5 июля 2003 г.), в электричке в Ессентуках (5 декабря 2003 г.), у гостиницы «Националь» в Москве (9 декабря 2003 г.); взрыв в Грозном 9 мая 2004 г., в результате которого погиб президент Чечни А. Кадыров; взрывы двух российских пассажирских лайнеров 24 августа 2004 г.; захват школы в г. Беслан (1 сентября 2004 г.) и проч. Эти теракты привели к гибели многих сотен мирных жителей России.

8 марта 2005 г. «президент» Ичкерии А. Масхадов был уничтожен в результате спецоперации Российских войск в с. Толстой-Юрт под Грозным. Его полномочия перешли к «вице-президенту» А.-Х. Сайдуллаеву. В 2006 г. он был ликвидирован в г. Аргун. Полномочия «президента» Ичкерии были возложены на «вице-президента» Д. Умарова. Его заместителем стал Ш. Басаев. 10 июля 2006 г. Басаев был уничтожен в результате взрыва сопровождаемого им грузовика с взрывчаткой.

Ликвидация одиозного лидера сепаратистов означала разгром остатков организованного бандитского подполья. Многие участники незаконных вооруженных формирований воспользовались амнистией и сложили оружие (к 30 января 2007 г. — свыше 500 человек).

Установление легитимной власти на территории Чечни как субъекта РФ, восстановление конституционного порядка на ее территории и возвращение республики в правовое и экономическое поле Российской Федерации, стабилизация социально-политической обстановки, энергичные меры по восстановлению разрушенной инфраструктуры — вот главный итог второй чеченской кампании. Не менее важно и то, что без нее Россия столкнулась бы с серьезнейшей угрозой своей национальной безопасности.

Вторая чеченская война официально завершилась с выходом приказа председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) директора ФСБ России А. Бортникова, согласно которому с 16 апреля 2009 г. на территории республики отменяется режим контртеррористической операции, действовавший с 1999 г.

В 1999 г. власть в Чеченской Республике перешла в руки Ахмата Кадырова, который встал на позицию отстаивания интересов ее мирного развития в составе Российской Федерации. Федеральное правительство действенно поддержало эту политику. После убийства А. Кадырова террористами страну возглавил Алу Атханов, а в 2007 г. линию мирного развития продолжил сын Ахмата Рамзан Кадыров. Положение в регионе стало постепенно стабилизироваться. Активность боевиков и террористов в Чечне резко снизилась, постепенно размываясь по другим северо-кавказским республикам, в частности Ингушетии и Кабардино-Балкарии.

По данным, опубликованным Госсоветом Чечни, с 1991 по 2005 г. в республике погибли 160 тыс. человек., из которых только 30–40 тыс. чеченцы. Большинство жертв конфликта — русские. Также пострадали дагестанцы, ингуши и другие народы.

3.Межнациональные конфликты в Грузии: события в Аджарии, суверенитеты Абхазии и Южной Осетии.

Аджарский кризис 2004 года — политико-административный конфликт (кризис) 2003 — 2004 годов между властями Автономной республикой Аджария (под управлением Аслана Абашидзе) и официальными грузинскими властями Тбилиси под управлением Михаила Саакашвили. Кризис явился следствием нестабильной политической ситуации в постсоветской Грузии, особенно после «Революции Роз».

Аджария — автономная республика в составе Грузии, населённая аджарцами (этнографическая группа грузин, с небольшим преобладанием мусульманского вероисповедания). В 1991 году председателем Верховного совета Аджарской Автономной Республики стал Аслан Абашидзе. После начала гражданской войны он создал собственную армию в качестве противовеса вооружённым группировкам, объединявших сторонников и противников Звиада Гамсахурдия. В отличие от руководства Абхазии и Южной Осетии, Абашидзе не пытался добиваться независимости Аджарии и развивал её как «свободную экономическую зону» с правом оставления таможенных сборов в республике, а в 2000 году добился внесения в Конституцию Грузии особого государственного статуса Аджарии. Фактически он являлся полунезависимым правителем республики. Кроме того, в Батуми располагалась 145-я мотострелковая дивизия ВС России, с руководством которой Абашидзе поддерживал дружеские отношения. До 1999 года ему помогали также российские погранвойска, но после их ухода он начал подготовку собственных пограничников .

В связи с присутствием в Аджарии военной базы ВС России у российского руководства имелся реальный механизм если не влияния, то, по меньшей мере, контроля ситуации в аджарском регионе. Грузия же стремилась вернуть влияние на Батуми. Помимо этого, имелась и существенная экономическая предпосылка конфликта: до установления в автономии контроля со стороны центральной власти в 2004 году Аджария самостоятельно контролировала границу с Турцией и поступления от таможенных сборов, собираемых с морских судов (преимущественно), авиасудов и автотранспорта (согласно поправке в Конституции Грузии от 2000 года, отменённой 5 июля 2004 года).

В ноябре 2003 года в Грузии начались митинги оппозиции, обвинившей власти страны в фальсификации результатов парламентских выборов, которые затем переросли в Революцию роз. Во время этих выступлений Абашидзе поддержал президента страны Эдуарда Шеварднадзе и, выступив по аджарскому телевидению, он назвал руководителей оппозиционного "Единого национального движения" Михаила Саакашвили и Давида Бердзенишвили "фашистами", а их движение — "фашистским". 23 ноября, после захвата оппозицией здания парламента, правительство Аджарии ввело режим чрезвычайного положения.

После победы «Революции роз» у Аслана Абашидзе не сложились отношения с новыми властями, в частности с лидером оппозиции Михаилом Саакашвили. Абашидзе заявил о том, что его автономия не примет участия в президентских выборах. С избранием президентом Грузии Михаила Саакашвили отношения между Тбилиси и автономией не улучшились, а наоборот накалилась.

Саакашвили предъявил лидеру Аджарии ультиматум сроком до 12 мая 2004 года разоружить незаконные вооружённые формирования, пригрозив в противном случае роспуском правительства и парламента Аджарии. Действия Грузии подержали США.

Масштабный вооружённый конфликт в автономной республики был предотвращён в результате переговоров между Россией и Грузией. В Аджарию отправился секретарь Совета Безопасности РФ Игорь Иванов. В ночь с 5 на 6 мая Аслан Абашидзе вместе с сыном Георгием покинули Аджарию, вылетев с секретарём Совета Безопасности РФ в Москву.

Отставку Абашидзе тысячи людей встретили ликованием на улицах Батуми. В тот же день был создан временный совет Аджарии во главе с руководителем департамента железных дорог Грузии Леваном Варшаломидзе. 10 мая в Батуми были назначены руководители районных управ и временный мэр города Эдвард Сурманидзе. В тот же день Саакашвили принял участие в демонтаже контрольно-пропускного пункта на реке Чолоки и, управляя бульдозером, снёс здание, где ранее располагалась охрана и проводился досмотр граждан.

20 июня в автономии прошли выборы Верховного совета, на которых победу одержала партия «Саакашвили — победившая Аджария», набравшая около 70 % голосов. 5 июля президент Грузии подписал конституционный закон "О статусе Аджарской автономной республики в связи с изменениями в Конституцию Грузии", согласно которому в автономии функционируют высший представительный орган Верховный Совет Аджарии и исполнительная власть в лице правительства, которое подотчётно центральным властям Грузии. Аджарский кризис завершился полным подчинением автономии столичным властям.

В грузинской политике нарастали признаки готовности применить силу для восстановления контроля центрального правительства и над территорией Южной Осетии, которая не подчинялась Тбилиси и считала себя независимым государством. Амбиции грузинского руководства возросли еще больше после переподготовки грузинской армии при американской поддержке. Теперь армия Грузии была оснащена некоторыми современными видами вооружений (танками, системами залпового огня, средствами ПВО), закупленными у Украины и модернизированными израильскими специалистами.

В июле 2006 г. грузинские силы установили контроль над верхней частью Кодорского ущелья на территории Абхазии. Эта местность населена грузинским племенем сванов, которые говорят на особом языке и имеют собственную идентичность, хотя - в отличие от абхазов - не отрицают свою принадлежность к Грузии. После событий начала 1990-х годов сванская часть Кодорского ущелья оказалась отрезанной от «основной части» Грузии территорией, подконтрольной властям Абхазии, поскольку низовье Кодорского ущелья было прежде населено другим грузинским племенем - мегрелами, большая часть которых в ходе войны в Абхазии была вынуждена покинуть родные места. Абхазские власти понимали деликатность ситуации и де-факто не пытались распространить свой контроль на земли сванов, довольствуясь позициями в нижней части Кодори, которая, таким образом, оказалась зажатой между позициями грузинских войск к юго-западу от нижней части Кодорского ущелья и сванской частью Кодори на северо- востоке.

Сваны сохраняли собственную систему управления, соблюдали мир с абхазами, но признавали над собой символическую власть Тбилиси.
Летом 2006 г. между главой администрации сванской части Кодорского ущелья Эмзаром Квициани и правительством в Тбилиси возник конфликт. Глава администрации был отстранен от власти, но отказался подчиниться распоряжениям из столицы. Для подавления его оппозиции в июле 2006 г. грузинские силы смогли успешно осуществить молниеносную операцию по переброске в Верхний Кодори дополнительного контингента, с помощью которого Тбилиси восстановил свой контроль над этой территорией. Вместе с тем, в тылу Абхазии появился плацдарм, с которого усилившаяся теперь группировка грузинских войск могла проводить боевые операции. Российская Федерация не заявляла протестов по поводу событий в Кодори, признавая их внутренним делом Грузии. Абхазские власти высказывали по поводу случившегося серьезные опасения, полагая, что Тбилиси планирует нападение на Абхазию с Кодорского плацдарма. Грузинское правительство заявило, что разместит в верхней части Кодори так называемое правительство Абхазии в изгнании. Это усугубило возмущение в Абхазии.

Успех в Кодори, по всей видимости, уверил грузинское руководство в результативности силовых методов. 8 августа 2008 г. грузинские войска после артиллерийской подготовки из систем залпового огня по г. Цхинвалу, который является столицей Южной Осетии, начали штурм города. Сопротивление нападению пытались оказать российские и осетинские миротворческие батальоны, а затем - гражданское население осетинских сел и городов.

Несмотря на сопротивление, грузинские войска успели почти полностью захватить город прежде, чем ситуация стала меняться.
Российское руководство приняло решение направить на пресечение агрессии регулярные войска. В Москве было заявлено, что российские войска получили приказ осуществить операцию по принуждению Грузии к миру. В течение последующих пяти дней они изгнали грузинские формирования со всей территории Южной Осетии и продвинулись на грузинскую территорию, заняв город Гори, через который проходят главные железнодорожные и шоссейные коммуникации между Восточной и Западной Грузией. Одновременно российские силы блокировали позиции грузинских войск в верхней части Кодорского ущелья и захватили базу грузинских ВВС в Сенаки (Западная Грузия). Корабли Черноморского флота России перекрыли подходы к грузинскому порту Поти, через который в Грузию обычно поступала военная помощь из-за рубежа. Вооруженные силы Абхазии начали наступление против грузинских войск в Верхнем Кодори и почти полностью вытеснили их оттуда.

Президент Грузии издал декрет об объявлении войны России, который на следующий день был одобрен грузинским парламентом.

В ходе серии спецопераций, а также во временно занятых Гори и Сенаки, российские войска целенаправленно уничтожили или взяли в качестве трофеев большую часть объектов военной инфраструктуры, склады боеприпасов, вооружения и технику грузинской армии. В то же время, в ходе войны произошли разрушения гражданских объектов - жилых домов, элементов гражданской инфраструктуры. Человеческие жертвы имелись среди осетинского и грузинского населения. Спасаясь от войны, жители грузинских сел в пределах административных границ бывшей Юго-Осетинской АО покинули свои дома, став беженцами.

После завершения боевых действий российские войска были отведены с «основной территории» Грузии - т.е. передислоцировались в границы бывшей ЮОАО. Эта территория была больше той, которую охраняли российские и осетинские миротворцы до 8 августа 2008 г., так как до нападения на Цхинвал часть территории бывшей ЮОАО с преимущественно грузинским населением контролировались властями Грузии и грузинским миротворческим контингентом. После «пятидневной войны» эта часть Южной Осетии под контроль тбилисского правительства возвращена не была.

Западные СМИ в первые три-четыре дня кампании вели настоящую информационную войну против России, полностью замалчивая все факты, свидетельствующие о том, что Грузия напала на Цхинвал первой. Не имея возможности утверждать обратное, западные информационные агентства делали акцент на том, что Россия как страна намного больше и сильнее Грузии.
Администрация США, которую в России подозревают в оказании помощи Грузии в подготовке нападения на Цхинвал, не отмежевалась от грузинской агрессии, хотя и не подтвердила своей сопричастности ее подготовке. Американские руководители выступили с обвинениями в адрес России, безосновательно обвиняя ее в попытке свержения грузинского руководства.

Страны ЕС в такой ситуации проявили настойчивость и гибкость. Министры иностранных дел Франции и Финляндии вылетели в Тбилиси, где они попытались убедить грузинское руководство пойти на политическое урегулирование конфликта и сделать заявление об отказе от применения силы против Южной Осетии и Абхазии, как того требовала Россия. Затем в переговоры включился президент Франции Н. Сар- кози. Он отправился в Москву, а затем в Тбилиси, пытаясь найти формулу урегулирования. В России ему удалось подписать документ из шести пунктов, которые были предложены грузинской стороне.

В Тбилиси согласились только с частью из них. Грузинская сторона отказывалась дать гарантии неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии и требовала «полного вывода российских войск из Грузии», имея в виду и удаление российских миротворцев из Южной Осетии и Абхазии. Хотя российские воска уже начали отходить с собственно грузинских территорий, политическая напряженность не спадала.

Страны ЕС пробовали угрожать России применением против нее санкций, требуя вывода войск из Грузии. Однако далеко не все лидеры Евросоюза понимали тезис о выводе войск так. как его интерпретировали в Тбилиси. В Брюсселе, прежде всего, настаивали на уходе России с земель «основной части» Грузии - задерживаться на которых в Москве и не собирались.

Ситуация стала еще сложнее, когда 26 августа 2008 г. Россия заявила о дипломатическом признании Южной Осетии и Абхазии. Москва сослалась на прецедент Косова, которое имело основания на независимость не больше, чем Абхазия и Южная Осетия, но получило признание со стороны многих стран мира. В ответ Грузия разорвала дипотношения с Россией. 5 сентября Абхазию и Южную Осетию признало правительство Никарагуа (президентом которой с ноября 2006 г. снова стал Д. Ортега).

Для обсуждения ситуации в Брюсселе 1 сентября 2008 г. было созвано заседание Европейского совета. Предполагалось, что на нем будет обсуждаться вопрос о введении антироссийских санкций, с предложением о которых выступили Польша и прибалтийские страны. Решения о санкциях принято не было.
Ближайшие партнеры России, как в рамках ШОС, так и по интеграционным проектам в СНГ заняли выжидательную позицию, выступив, в основном, «с пониманием» позиции России. Никто из них независимость Южной Осетии и Абхазии не признал.

18 февраля 2008 года Госдума РФ приняла постановление-реакцию на провозглашении независимости Косово и его признание шестью из пятнадцати членов Совета безопасности OOH, в котором было отмечено что данные факты развязывают руки РФ в решении вопросов по статусу непризнанных территорий на постсоветском пространстве (то есть Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Нагорный Карабах).

8 августа 2008 года Грузия предприняла попытку насильственного захвата территорий Южной Осетии и Абхазии, Россия вступила в вооруженное противодействие на стороне последних.

20 августа 2008 года парламент Абхазии обратился к России с просьбой признать независимость республики .

21 августа 2008 года это обращение поддержал всенародный сход Абхазии.

22 августа 2008 года аналогичное обращение поступило от парламента Южной Осетии.

25 августа 2008 года Совет Федерации России принял обращение к Президенту Дмитрию Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. За обращение проголосовали 130 членов Совета Федерации, при отсутствии воздержавшихся и голосовавших против.

В тот же день Государственная дума 447 голосами «за» при отсутствии голосовавших против (воздержались — 0, не голосовали — 3) приняла аналогичное обращение к Президенту России . Дума направила обращение парламентам государств-членов ООН и международным парламентским организациям, в котором призвала их поддержать признание независимости Абхазии и Южной Осетии в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств.

26 августа 2008 года последовало международно-правовое признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии . Это решение в своём обращении огласил Президент Дмитрий Медведев: «Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии».

29 августа 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией.

9 сентября 2008 года Россия официально установила дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией.

15 декабря 2008 года первый посол России в Абхазии Семён Григорьев вручил копии верительных грамот министру иностранных дел республики Сергею Шамба.

На следующий день, 16 декабря 2008 года, президент Абхазии Сергей Багапш принял верительные грамоты Семёна Григорьева.[24]

В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты принял верительные грамоты первого российского посла в Южной Осетии — Эльбруса Каргиева.

16 января 2009 года президент России Дмитрий Медведев принял верительные грамоты первых послов Абхазии и Южной Осетии в России — Игоря Ахбы и Дмитрия Медоева.

В феврале 2009 года было открыто российское посольство в Южной Осетии.

1 мая 2009 года в Сухуме было открыто посольство Российской Федерации.

17 мая 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия посольства Абхазии.

7 апреля 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон, ратифицирующий Соглашение с Абхазией и Южной Осетией о взаимных безвизовых поездках.