История развития города. Египет и Двуречье
Возникновение городов в рабовладельческих государствах относится к периоду достаточно развитого способа производства. Эти первые государства, с историей которых связано рождение древнейших городов, сформировались на территории плодородных долин больших рек: Тигра и Евфрата, среднего Инда и Нила, а также предгорий Сирии и Ирана уже на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. Именно здесь ранее всего население стало заниматься земледелием (оседлым), развивать ремесленное производство, а также торговать с соседями. В Египте были созданы несколько культурных центров: Мемфис, Фивы, Ахетатон и др., а культура народов Двуречья начиналась с шумеро-аккадских городов, а позже сосредоточилась в городах Древневавилонского, Ассирийского и Нововавилонского царств.
В Египте и Двуречье, впервые в истории человечества, были решены главные проблемы: образов жилых и общественных зданий; ансамблей, включавших в себя произведения архитектуры, скульптуры и живописи; проблема пропорций и ритмов здания, являлась одной из важнейших у древних народов.
В Египте и Двуречье еще за двадцать веков до н.э. существовали регулярные планы городов с геометрически правильной сетью улиц и ярко выраженными городскими центрами, включавшими дворцовые и храмовые комплексы, при этом форма городов менялась в зависимости от стратегических условий. В Древнем Царстве наибольшее распространение получили круглые поселения, в то время как в Среднем Царстве уже появились прямоугольные города вслед за утверждением представления о четырехугольной форме Земли. Эти образования, как правило, были небольших размеров. Крупные египетские города еще не имели геометрически правильных планов.
Египтяне сооружали свои дома из сырцового кирпича, который изготавливали из наносимых лессовых пород, смешанных с глиной. Это были временные сооружения и постройки, ибо стоило воде прорваться сквозь валы, окружавшие город и защищавшие его от наводнений, как сырцовый кирпич размокал, и с течением времени от строений исчезали всякие следы.
2. Принципы ступенчатая система культурно-бытового обслуживания населения.
Все учреждении культурно-бытового обслуживании по периодичности пользования ими населении разделены натри ступени с установлением длякаждой из нихрасстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшей удобства для населения.
Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания и их количество определяется по СНиП 2.07.01-89* в зависимости от их вместимости и потребности.
При проектировании системы обслуживания в городе необходимо учитывать особенности демографической структуры, бюджета времени населения, социальную, возрастную и профессиональную структуру, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное размещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позволяет населению широко использовать предприятия сферы общественного обслуживания.
Стандартное обслуживание включает универсамы, комплексные пункты питания и службы быта, магазины заказов. Специализированное (избирательное) обслуживание осуществляется в торговых центрах городского значения и удовлетворяет разнообразные запросы и вкусы людей. Торговые центры включают крупные универмаги, специализированные магазины, торговые комплексы, рестораны, дома отдыха, салоны красоты и т.д. Транспортная доступность определена в пределах 20...30 мин.
Для больших городов радиусы доступности могут быть несколько увеличены при условии, что центры, осуществляющие повседневное (стандартное) обслуживание, удобно расположены по пути следования от остановок транспорта к жилым домам. Связь транспортных коммуникаций и торговых центров создает большое удобство пользования ими, поэтому прогрессивным явлением считается создание общественно-транспортных центров.
В перспективе намечается создание в городах многофункциональных общественно-торговых комплексов в единой системе с транспортными узлами и зданиями учреждений, гостиниц и др. Четкое разделение пешеходных и транспортных путей сообщения может быть достигнуто при широком использовании подземного пространства. При планировке и застройке общественных центров следует предусматривать кооперацию учреждений и применять многоуровневые объемно-пространственные решения, что позволит сохранить отведенные для них территории.
Системное размещение сетей обслуживания в городе повышает степень общего благоустройства города и способствует улучшению условий жизни людей.
3. Нарисовать схему ленточной планировки городской территории
5 БИЛЕТ
1. Типы Городов в древнегреческой культуре
Особый тип государственного устройства Древней Греции — полис — представлял собой город-государство, отражавший мировоззрение греков, основанное на системе ценностей, высшей из которых был человек-гражданин. Древнейшие греческие города имели, как правило, нерегулярную, свободную планировку, подчиненную естественному рельефу местности. Большинство из них располагались на морском берегу у подножья горы, а иногда поднимались вверх по склону. Греки с особой тщательностью выбирали наиболее удобное место для города, позволявшее при минимальной затрате труда и строительных материалов достигнуть наилучших результатов. Большое значение они придавали поиску благоприятных микроклиматических условий, о чем свидетельствует размещение таких городов, как Приена, Ассос, Книд и многих других, поднятых над заболоченной территорией и защищенных горами от северных ветров. Будучи художественно одаренным народом, греки стремились к органичному слиянию застройки с природным окружением, что способствовало усилению архитектурной выразительности города.
Развитие ремесел не отразилось на планировочной структуре античного города, так как ремесленное производство, сопряженное с шумом и грязью, было вынесено на территории окрестных деревень, жители которых только юридически считались горожанами. Ядро характерной двухчастной структуры античного города, защищенного стенами по всему периметру, составляли: священный участок акрополь, вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале или вершине укрепленного холма; у подножия акрополя строились жилые кварталы — так называемый нижний город с торговой площадью агора и другими общественными сооружениями. Ни до ни после общественному воспитанию граждан не было уделено столько внимания и места в городе, как во времена античной демократии.
Греческие города, разрушавшиеся в ходе долгих греко-персидских войн, начиная с V в. до н.э. подвергались перестройке, которая велась уже на основе регулярных планов. Древнегреческая культура породила прямоугольную планировочную сетку, свойственную большинству античных городов. Истории известно имя человека, с которым связывают широкое внедрение регулярной планировки, — Гипподам. Его изобретение — так называемая гипподамова сетка — служит человечеству уже более двух с половиной тысяч лет (Ми-лет, II в. до н.э., рис. 6). Жилая застройка, агоры и общественные постройки, как правило, заполняют одну или несколько ячеек регулярного плана. Они группируются вдоль одной или двух главных улиц, связывающих наиболее важные элементы города — главные въезды, гавань, акрополь и т.п.
Жилые дома отличались высоким для того времени уровнем комфорта: спальни группировались вокруг внутреннего дворика с декоративным бассейном, ванные комнаты и кухни с вытяжкой были оборудованы водопроводом и канализацией.
Жесткие планировочные сетки античных городов с удивительной легкостью вписываются в сложную береговую линию, не нарушая живописности застройки. Но были и исключения из правил. Самый большой по размеру и самый знаменитый из всех городов Древней Греции — Афины — не имеет регулярного плана. Расположенный среди скудной природы на безводной равнине, над которой значительно возвышаются холмы и скала акрополя, город разрастался в разных направлениях в различные эпохи, переживая расцветы и упадки. В глубокой древности немалое число построек размещалось в пределах скалистого холма акрополя. В начале архаического периода (УШ-У1 вв. до н.э.) город стал распространяться в юго-западном, а позднее в северном направлениях. В этот период проводились значительные градостроительные работы по всей стране. Города архаической эпохи имели нерегулярную планировку, что отразилось в планировочной структуре Афин. В период правления Писистрата (конец VI в. до н.э.) наряду с большими строительными работами в самом городе и его окрестностях была впервые возведена оборонительная каменная стена, которая тем не менее не спасла город от разрушений персами. «...Вплоть до начала IV в. до н.э
Афины представляли собой беспорядочно застроенный и загрязненный город. ...Улицы и площади, как правило, не мостились; число колодцев было до крайности ограниченным, а нечистоты, особенно обильные в окрестностях рынков и боен, накоплялись на улицах и площадях, вызывая зловоние, грязь и частые эпидемии»1.
В классическую эпоху (У-1У вв. до н.э.) Афины получили статус столицы рабовладельческой демократии, и туда стали стекаться лучшие творческие силы. Восстановление города (в конце V в. до н.э., во времена правления Фемистокла) началось со стратегического укрепления, для чего были построены новые Длинные стены (Северная и Южная), охватившие обширную территорию вплоть до соединения с г. Пиреем в единое целое (рис. 7). Именно в этот период акрополь превратился в «священное место», на его горных склонах появились театры, в нижнем городе сформировались обширные центры, состоявшие из площадей различного назначения; около площадей расположились гимнасии, пристани, склады и другие сооружения, обеспечивавшие обслуживание общественной жизни.
В Древнем Римебольшое значение придавалось выбору места для города. Знаменитый римский зодчий и теоретик архитектуры Витрувий в своем трактате советовал «тща тельно учитывать климат, а также принимать в расчет местные природные богатства, обеспечивающие город продовольствием и производственным сырьем», уделял много внимания строительству оборонительных стен, поскольку проблема обороны непосредственно связана с планировкой самого города. Он давал рекомендации о размещении городских центров, расположении статуй и говорил о важности пропорций форумов.
Римскую систему ценностей определял, в первую очередь, патриотизм, а достойными римлянина делами считались политика, война, земледелие и правотворчество. Планировка многочисленных городов Древнего Рима восходит к устройству военного лагеря (рис. 8). Характерная прямоугольная сетка кварталов небольших городов была разрезана взаимоперпендикулярными улицами: «кардо», проложенная с севера на юг, и «декуманус», ведущая с запада на восток. Эти улицы пересекали весь лагерь, соединяя противостоящие ,. ворота, или представляли собой букву Т. У их пересечения располагал-» ся форум — основное общественное ^ пространство (как правило, прямоугольная площадь, вокруг которой располагались торговые помещения в виде галерей, перистильных дворов и базилик, там же размещались храмы, административные и судебные учреждения). Хотя в крупных городах эти правила нарушались, стержнем композиции всех римских городов являлась главная улица, которая, кроме коммуникационной функции, служила дорогой торжественных триумфальных процессий, достигала 20-35 м в ширину и была архитектурно оформленным общественным пространством. Для усиления архитектурной и художественной выразительности улицу обстраивали с двух сторон непрерывными колоннадами, выполненными в одном ордере. Римляне вывели гармоничное отношение поперечного сечения улицы и ее обрамления, равное 1:1. Колоннады, как правило, размещались между тротуарами и проезжей частью, что позволяло перекрывать тротуары навесами для защиты пешеходов от палящего солнца. Кроме того, они разработали особый тип мощения дороги каменными плитами с плоским верхом и предусмотрели продольные уклоны для отвода атмосферных осадков.
Но и римский градостроительный канон имел исключения. Так, Рим никогда не был регулярным городом (рис. 9). Городские стены огибали римские холмы и прерывались с западной стороны руслом реки Тибр, вместе с которым создавали живописный, несколько напоминающий звезду абрис. Со временем город разрастался, обветшалые стены сносились, а новые не возводились уже никогда. Только древнейшая его часть, расположенная на вершине Палатинского холма, судя по названию — «Рома квадрата», имела прямоугольную форму плана. Позже на Капитолийском холме был построен акрополь, а в осушенной болотистой низине расположился форум Романум с гигантским каменным водостоком «Клоака максима», существующим поныне.
Второй этап развития Рима охватил значительную территорию, ограниченную оборонительными стенами Сервия Туллия протяженностью 8 км. Город, компактно расположенный на семи знаменитых римских холмах, развивался вдоль дорог, разбегавшихся но сильно пересеченной местности. В силу центрального положения Рима на территории страны эти дороги, ведущие к республиканскому форуму, обусловили радиальную планировочную структуру города.
В эпоху республики (VI—! вв. до н.э.), так же как и в эпоху империи (1-У вв. н.э.) Рим не имел геометрически правильной уличной сети. Этому в известной степени способствовали холмы и долины, направлявшие улицы в обход крутых подъемов и спусков. Одна лишь виа Фламиниа, расположенная на плоском Марсовом поле, получила прямолинейное направление. Главной целью всех императоров Древнего Рима было прославление своих личностей, чему должны были служить форумы, храмы и другие значительные сооружения. Их активная строительная деятельность превратила центр Рима в гигантский торжественный монумент, в то время как окраины были застроены переуплотненными многоэтажными доходными домами — инсулами.
Третий, последний этап развития города завершился постройкой стен Аврелиана, за пределы которых он уже не вышел. В 330 г. столица империи была перенесена в Византию, а Рим превратился в провинциальный город.