Вопрос 2: Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основные понятия, определения и классификация чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 1: Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Время: 2 часа.

ВОРОНЕЖ -2011

Государственной системы предупреждения и ликвидации

ТЕМА № 1. «Задачи и основы организации Единой

Методические указания

Имени Н.Н. Бурденко

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Задание к следующему семинару

Тема №4: «Подготовка лечебно-профилактических учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях»

Учебные вопросы:

1. Защита медицинского персонала, больных и имущества при работе в чрезвычайных ситуациях.

2. Организация работы больницы в чрезвычайных ситуациях.

а) Задачи, решаемые руководством лечебно- профилактического учреждения в ЧС.

б) Действие дежурного персонала ЛПУ при угрозе возникновения ЧС.

в) Действие медицинского персонала больницы при приеме больных из различных очагов ЧС.

г) Расчет потребности материально-технического обеспечения эвакуации ЛПУ.

 

___________________________________________________

 

 

по медицине катастроф

 

 

чрезвычайных ситуаций.»

 

 

Учебные цели:

 

1. Дать представление об основных положениях нормативных правовых документов по мобилизационной подготовке здравоохранения и организации медицинского обеспечения населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени (Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, методические указания Министерства здравоохранения России).

2. Ознакомить студентов с задачами и основами организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебные вопросы:

 

1.Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени.

2.Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

3.Задачи и состав сил и средств РСЧС.

4.Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Литература:

1.И.И.Сахно, В.И.Сахно «Медицина катастроф», М.,ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002г.

2. Постановление Правительства РФ № 420 от 3 мая 1994г. « О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами».

3. Медицина катастроф/Учебное пособие под редакцией проф. С.Ф.Гончарова. Благовещенск 2000г.

4. Постановление Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995г. « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

Аварии, катастрофы, стихийные бедствия, происшедшие в последние годы в России и за рубежом и сопровождавшиеся значительными человеческими жертвами обусловили необходимость пересмотра многих ставших традицион­ными подходов к организации и оказанию медицинской помощи в чрезвычайных си­туациях. При этом важное значение имеет также одинаковое понимание терминов, определений и толкований, используемых в официальных документах и литератур­ных источниках.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)- это обстановка на определенной терри­тории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпи­зоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные по­тери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения- обстановка, сложив­шаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, ха­рактеризующаяся наличием или возможностью появления значительного чис­ла пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формиро­ваний, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авария- опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, оп­ределенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводя­щее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанося­щее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа- внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой че­ловеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия- это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферно­го и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофи­ческие ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятель­ности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, по­ражением или гибелью людей.

Стихийные бедствия могут служить причиной различных аварий и катастроф. По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

• биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяй­ственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм);

• военные (военные конфликты, войны);

• природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, селевые потоки и др.);

• техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; топле­ние, крушение (аварии транспортных средств);

• экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пораженных в этих ситуациях; от количества людей, у которых были нарушены усло­вия жизнедеятельности; от нанесенного материального ущерба, а также с учетом зон распространения ЧС

Поражающие факторы источников ЧС- это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологиче­ского), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приво­дящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.

Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей.

Динамические (механические) факторыв результате непосредственно­го действия избыточного давления в фронте ударной волны, отбрасывания че­ловека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторич­ных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

Термические факторы- в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма иотморожения.

Радиационные факторы- при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхатель­ные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы– аварийно-опасные химические вещества (АОХВ), боевые отравляющие вещества, про­мышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

Биологические (бактериологические) факторы- токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распростране­ние которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в во­енных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

Психоэмоциональное воздействиепоражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работо­способности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

Неблагоприятное влияние поражающих факторов ЧС на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности их воздействия (мгновенно или растянуто во времени). При этом вероятны сочетанные, множествен­ные и комбинированные поражения. Поражения различных анатомических областей (например, груди и живота), вызванные одним и тем же травмирующим агентом (пуля, осколки и др.), называют сочетанными, а поражения одной анатомической области в нескольких местах (например, переломы бедренной кости в двух местах) -множест­венными; поражения двумя и более травмирующими агентами (например, механиче­ская сила и ионизирующее излучение) относят к комбинированным.

Предупреждение ЧС- это комплекс мероприятий, проводимых заблаго­временно и направленных на максимально возможное уменьшение риска воз­никновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС- это аварийно-спасательные и другие неотложные ра­боты, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни исохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей при­родной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекра­щение действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС- это территория, на которой сложилась чрезвычайнаяобстановка.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации- это ком­плексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организа­цию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возник­ших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обста­новку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидеми­ческих учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Пораженный в чрезвычайной ситуации(при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

 

На территории Российской Федерации имеется большое количество потенциаль­но опасных (в плане возможности возникновения ЧС) объектов

Последствия ЧС мирного времени приобретают трагический характер в связи с выходом из строя лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) стационарного и амбулаторно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия оказания медицинской помощи и лечение пораженных.

В зонах (районах) ЧС обычно значительно ухудшается санитарно-гигиеническое и санитарно-эпидемическое состояние, возникает реальная угроза возникновения и роста инфекционной патологии.

 

Основными задачами РСЧС являются:

• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

• проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

• создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

• подготовка населения к действиям в ЧС;

• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

• ликвидация ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавше­го от ЧС, проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующиепринципы:

• защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;

• организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собствен­ности (далее организации);

• реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществ­ляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по за­щите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как и мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;

• согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по за­щите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

• соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройст­ву Российской Федерации и решаемым задачам.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных дейст­вий или введения Президентом Российской Федерации военного положения па тер­ритории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правитель­ством Российской Федерации.

 

Для выполнения вышеперечисленных задач РСЧС представлена территориальными и функциональными подсистемами и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧСсозданы в субъектах Российской Феде­рации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих терри­торий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территори­альных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с уче­том особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС(службы) создаются федеральными орга­нами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и террито­рий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органа­ми исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

• служба медицины катастроф (Минздрав России);

• служба охраны общественного порядка (МВД России);

• противопожарная служба (МЧС России);

• служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);

• государственная спасательная служба (МЧС России);

• служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

• служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

• служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

• противопаводковая служба (Минприроды России);

• служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

• служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

• транспортная служба (Минтранс России);

• служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной раститель­ности (Рослесхоз);

• служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

 

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, ме­стном и объектовом уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для ре­шения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Ми­нистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

• постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);

• органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

• силы и средства;

• резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

на федеральном уровне- МЧС России;

на территориальном уровне,охватывающем территорию субъекта Россий­ской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне,охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне(в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных под­систем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным си­туациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами. Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, об­работки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

• оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъек­тов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

• дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения феде­ральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами свя­зи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в со­стоянии постоянной готовности к использованию.

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на тер­ритории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятель­ности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, орга­низации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные цен­тры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры).