ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГО
Рис.8.49. Условные знаки для составления схем местности
Простейшими графическими документами являются схемы местности, ориентиров, опорного пункта, карточка огня, схема (карточка) - донесение и др. Содержание и степень подробности графических документов определяются их назначением.
При составлении схемы местностипо карте вначале на карте обозначают участок, на который составляется схема, и все квадраты километровой сетки, вошедшие в этот участок, нумеруют. Затем на чистом листе бумаги строят такую же сетку, но большего размера. Занумеровав квадраты на бумаге в том же порядке, что и на карте, переносят с карты на схему все необходимые объекты таким образом, чтобы расположение местных предметов относительно квадратов сетки на карте и на схеме было сходным. В первую очередь переносят местные предметы (населенные пункты, дороги, реки, озера, леса, болота), затем, пользуясь сеткой квадратов и полученной на схеме основой, переносят элементы рельефа.
Масштаб схемы определяют таким образом. Например, сторона километрового квадрата на схеме составила 8 см. Масштаб схемы рассчитывается по формуле:
1 8см 1
------ = ----------------- = -------------- ,
m 100 000 см 12500
т.е. 1 см схемы соответствует 125 м на местности.
В формуле 1/m - масштаб схемы, 100 000 см - сторона километрового квадрата в сантиметрах.
Подписи на схеме располагают на свободных местах около условного знака того предмета, к которому относится данная подпись, или внутри контура, если позволяют его размеры (река, лес, озеро и т. п.).
После этого на схеме подписывают масштаб, оцифровывают линии сетки так же, как и на карте, и прочерчивают стрелку север — юг.
Схема (карточка) - донесениесоставляется методом кругового визирования с одной точки стояния и предназначена для доклада старшему начальнику о ходе выполнения боевой задачи, чаще всего в разведке.
На схеме указываются район (рубеж), достигнутый подразделением, место и действия обнаруженного (встреченного) противника, свое решение и дальнейшие действия. Местность изображается так, чтобы, пользуясь характерными местными предметами и их названиями, можно было изображенную на ней местность найти на карте, т. е. привязать схему (карточку) к карте.
Такое графическое донесение дает возможность старшему начальнику видеть, как выполняется задача подразделением по времени и месту, своевременно принять решение и дать указание подчиненным.
На местности боевые графические документы обычно составляют в следующем порядке:
- встать лицом к противнику, бумагу держать перед собой и, пользуясь компасом, на краю листа начертить стрелку север — юг;
- внизу листа нанести точку своего стояния с таким расчетом, чтобы уместить на одной странице все то, что нужно иметь на схеме (карточке);
- тонкой линией прочертить направление из точки своего стояния на наиболее удаленный ориентир; это направление в последующем используется для ориентирования схемы (карточки) при визировании на остальные объекты, а отложенное расстояние служит масштабом при нанесении этих объектов;
- нанести остальные объекты (ориентиры) в соответствии с их удаленностью относительно точки своего стояния и взаимного расположения на местности;
- пользуясь нанесенными ориентирами, зарисовать нужные детали местности и нанести тактические данные;
- на полях документа, если требуется, кратко нанести необходимые пояснения — легенду.
К боевым графическим документам предъявляются требования:
- своевременность составления;
- точность нанесения данных обстановки;
- краткость, ясность и достоверность содержания;
- наглядность.
А.первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;
1. Для чего предназначена ГО?
Ответ.ГО – это система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствий этих действий.
2. Кто является начальником ГО в стране и на других уровнях управления?
Ответ. Начальником ГО стране является Председатель Правительства РФ.
Руководство ГО возлагается на руководителей органов исполнительной власти,
а также на руководителей отдельных организаций. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
3. Каким законом регламентируются задачи ГО, какова его структура?
Ответ. Задачи регламентируются ФЗ «О гражданской обороне», в котором определен
состав сил ГО, основы деятельности её войск, а также порядок создания и деятельности гражданских организаций ГО.
4. Какие существуют основные способы защиты населения ГО?
Ответ. Способы защиты населения ГО условно можно разделить на коллективные и индивидуальные.
Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;
1. Опишите задачи ГО.
Ответ. Задачи ГО:
• обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
• оповещение населения об опасности;
• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы страны;
• предоставление населению убежищ и СИЗ;
• проведение мероприятий по световой и другим видам маскировок;
• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения;
• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание ПМП, срочное предоставление жилья и др. необходимых мер;
• борьба с пожарами;
• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и иному заражению. Санитарная обработка населения, техники, зданий, территорий и проведение др. мероприятий;
• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление коммунальных служб в военное время;
• срочное захоронение трупов в военное время.
2. Опишите объем проводимых мероприятий ГО в мирное время.
Ответ. Объем проводимых мероприятий в мирное время
• обучение населения в ЧС и просветительская работа;
• создание надежной системы оповещения и достаточного количества защитных сооружений;
• создание запаса СИЗ.
3. Опишите объём проводимых ГО мероприятий при введении угрожаемого положения.
Ответ. Объем проводимых мероприятий при введении угрожаемого положения
• введение светомаскировочного режима;
• иметь постоянно включенными СМИ;
• подготовка к эвакуации;
• получить и привести в готовность СИЗ.
4. Опишите объем проводимых ГО мероприятий в военное время.
Ответ. Объем проводимых мероприятий в военное время
• рассредоточение населения;
• эвакуация населения;
• проведение мероприятий по ликвидации ЧС.
5. Опишите Основные принципы защиты населения ГО.
Ответ. Основные принципы защиты населения
Защита населения при возникновении ЧС в условиях мирного и военного времени организуется в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: Мероприятия по защите населения заблаговременно планируются и проводятся по всей территории страны, во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах народного хозяйства. Защита населения планируется и проводится дифференцировано с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов и объектов народного хозяйства. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются в комплексе с планами экономического развития республики, края, области или объекта народного хозяйства.
6. Опишите коллективные и индивидуальные способы защиты ГО.
Ответ. К коллективным способам защиты относятся: своевременное оповещение населения, мероприятия противорадиационной и противохимической защиты; эвакомероприятия; укрытие населения в защитных сооружениях. К индивидуальнымспособам защиты относятся: использование табельных и простейших СИЗ.
7. Опишите действие населения при объявлении угрозы ЧС.
Ответ. Действие населения при объявлении угрозы ЧС:
• иметь постоянно включенными СМИ города, района: радиоточки, телевидение и т.д.;
• начать подготовку к эвакуации (рассредоточению) в загородную зону;
• уточнить место расположения убежищ (укрытий), при необходимости приступить к оборудованию ПРУ или простейших укрытий;
• получить и привести к использованию СИЗ, в том числе медицинские средства;
• продолжать производственную деятельность.
8. Опишите действие населения при объявлении эвакуации.
Ответ. Действие населения при объявлении эвакуации (рассредоточения)
• по распоряжению администрации завершить производственную деятельность и в дальнейшем действовать согласно указаниям органов ГОЧС объекта;
• следовать на прикрепленный к данному объекту (предприятию, учреждению) сборный эвакуационный пункт для последующего выезда (выхода) в загородную зону.
9. Опишите организационную структуру ГОЧС в учебных заведениях.
Ответ. ГОЧС в учебных заведениях организуется так же, как и на всех объектах народного хозяйства, но с учетом их особенностей и технических возможностей. Начальником ГОЧС учебного заведения (вуза, школы и т.д.) является ректор (директор), который своим приказом может назначить начальником штаба (отдела) ГОЧС одного из штатных работников учебного заведенияпо совместительству. В учебном заведении разрабатывается план ГОЧС, который доводится до исполнителей (старшеклассников и старшекурсников). Все мероприятия по линии ГОЧС в учебном заведении проводятся по распоряжению начальника ГОЧС объекта штатными работниками или преподавателями. Для проведения мероприятий по линии ГОЧС на объекте создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГОЧС являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты и учащиеся включаются в состав формирований и привлекаются на объектовые учения.
10. Опишите схему организационной структуры ГОЧС учебного заведения.
Ответ. Схема организационной структуры ГОЧС учебного заведения:
Начальник ГОЧС (школы, вуза) и два его заместителя (по эвакуации и МТО);
штаб ГОЧС во главе с начальником штаба, имеющего заместителя и помощника начальника штаба; формирования: пост ПРХ наблюдения, группа спасателей, группа ООП, звено по обслуживанию убежищ (укрытий). В учебных заведениях в зависимости от их профиля и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГОЧС. Количество людей в формированиях определяет начальник штаба ГОЧС объекта.
11. Опишите задачи, стоящие перед службами ГОЧС.
Ответ. Задачи, стоящие перед службами ГОЧС. Звено оповещения и связи:оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения ЧС, передача сигнала ГОЧС и срочных сообщений, обеспечение объекта и штаба ГОЧС средствами связи и поддержание средств связи в постоянной готовности.
Команда по охране общественного порядка: обеспечение надежной охраны учебного заведения, поддержание общественного порядка в случае ЧС на объекте (пожар, авария и т.п.), оказание помощи руководству при эвакуации.
Команда противопожарной службы: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля над их выполнением, обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных, локализация и тушение пожаров, оказание помощи ПР и ПХЗ при дегазации и дезактивации участков заражения.
Дружина медицинской службы: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, оказание доврачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебное учреждение, принимают участие в проведении мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.
Звено ПР и ПХЗ: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся, преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ, изготовление и подготовка к использованию простейших СИЗ органов дыхания и кожи, контроль за состоянием СИЗ и коллективной защиты, ведение РХН и разведки, проводят мероприятия по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.
12. Опишите, что должен уметь каждый студент (учащийся) учебного заведения в рамках ГО.
Ответ. Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:
• действовать при угрозе возникновения ЧС;
• пользоваться СИЗ и коллективной защиты;
• уметь изготовить простейшие СИЗ органов дыхания;
• приспособить подручные средства защиты кожи (одежду и обувь);
• защитить продукты питания и питьевую воду от заражения;
• проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную санитарную обработку одежды и обуви;
• работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
• действовать в составе поста РХН и других формирований;
• быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;
• уметь пользоваться АИ-2;
• оказывать первую помощь пораженным и раненым.
В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;
Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.
1. Органы управления по делам ГО и ЧС на территориальном уровне создаются при …
а) военных округах на территории РФ;
б) органах исполнительной власти субъектах РФ;
в) органах законодательной власти субъектах РФ;
г) органах внутренних дел субъектах РФ.
Ответ: б.
2. Гражданской обороной называют систему …
а) обороны от терроризма и бандитизма силами мирных граждан;
б) обороны и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты гражданского населения в условиях ЧС;
в) мероприятий, направленных на сохранение, бережного использования и воспроизводства природных ресурсов;
г) оборонных заказов, которые выполняются на гражданских предприятиях и военно-промышленных комплексах.
Ответ: б.
3. Главной функцией Гражданской обороны общеобразовательного учреждения является
а) эвакуация населения из зоны ЧС;
б) защита населения в зоне ЧС;
в) оказание медицинской помощи и вывоз из зоны ЧС;
г) обучение способам защиты учащихся в ЧС.
Ответ: г.
4. Территория, отнесенная к группе по ГО, представляет собой:
а) места, на которых встречаются редкие и исчезающие виды растений и животных;
б) особо охраняемые природные места;
в) особо охраняемые и хорошо законспирированные места в тылу противника;
г) населенные пункты, имеющие важное оборонное и экономическое значение.
Ответ: г.
5. Одним из направлений использования современных взрывчатых средств поражения является нанесение ударов по …
а) культурным объектам;
б) природным объектам;
в) растениеводству и животноводству противника;
г) городам и населенным пунктам.
Ответ: г.
6. Система изоляции - организация мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, называется …
а) миграция;
б) дезактивация;
в) обсервация;
г) эвакуация.
Ответ: в.
7. Для предотвращения, профилактики, тушения пожаров в России существует …
а) служба спасения;
б) аварийная служба;
в) войска гражданской обороны;
г) государственная противопожарная служба МЧС России.
Ответ: г.
8. Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи, называются …
а) электромагнитными колебаниями;
б) потоком невидимых нейтронов;
в) скоростным потоком продуктов горения;
г) световым излучением.
Ответ: г.
9. Бактериальные средства массового поражения могут вызвать особо опасные инфекционные болезни - …
а) поллиноз и язву;
б) остеохондроз и тромбофлебит;
в) гепатит и панкреатит;
г) туляремию и бруцеллез.
Ответ: г.
10. Вещества и смеси, поражающие высокой температурой, относятся к ______________ оружию.
а) биологическому;
б) зажигательному;
в) химическому;
г) инфразвуковому.
Ответ: б.
11. Ожоги кожи, поражение глаз возникают при воздействии …
а) светового излучения;
б) электромагнитного импульса;
в) ударной волны;
г) проникающей радиации.
Ответ: а.
12. К основным поражающим факторам ядерного взрыва относятся:
а) радиоактивное излучение, выброс ядовитых веществ, осколочные поля;
б) электромагнитный импульс, высокая температура, выброс пепла и газа;
в) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация;
г) ударная волна, радиоактивное облако, радиационные осадки.
Ответ: в.
13. К современным видам оружия, основанных на новых физических принципах, относится __________ оружие …
а) метательное;
б) фугасное;
в) биотехнологическое;
г) зажигательное.
Ответ: в.
14. Первый противогаз создал …
а) Н.Д. Зелинский;
б) К.Э. Циолковский;
в) М.В. Фрунзе;
г) М.В. Ломоносов.
Ответ: а.
15. Средства индивидуальной защиты предохраняют от …
а) бытовых травм;
б) попадания внутрь организма воздуха;
в) попадания на кожные покровы радиоактивных, отравляющих веществ;
Ответ: в.
16. В случае возникновения ЧС в школе, учитель в первую очередь обязан …
а) собрать ценные вещи и документы;
б) эвакуировать учащихся;
в) ожидать дальнейших указаний;
г) укрыться в защитных сооружениях.
Ответ: б.
17. Заполняются защитные сооружения по сигналу гражданской обороны …
а) «Воздушная тревога»;
б) «Тревога»;
в) «Внимание»;
г) «Внимание опасность».
Ответ: г.
18. Противогаз носится в положении «Наготове» …
а) по сигналу «Воздушная тревога»;
б) при условии обнаружения признаков применения ОВ;
в) по сигналу «Внимание всем»;
г) при угрозе заражения, после информации по радио или команде «Противогаз готовь».
Ответ: г.
19. Если охват головы человека равен _____ см, то ему потребуется ГП-5 первого роста:
а) 68,5-70,5;
б) 66-68;
в) до 63;
г) 63,5-65,5.
Ответ: г.
20. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения …
а) «Воздушная тревога»;
б) «Тревога»;
в) «Внимание всем»;
г) «Внимание! Опасность!».
Ответ: в.
21. При невозможности покинуть образовательное учреждение по лестничным маршам необходимо …
а) использовать помощь учеников;
б) ждать прибытия спасателей;
в) задействовать средства связи;
г) использовать запасные выходы.
Ответ: г.
22. При возникновении пожара в образовательном учреждении, в первую очередь следует …
а) вызвать милицию;
б) вызвать пожарных;
в) уточнить свои действия у директора;
г) оставаться на рабочем месте.
Ответ: в.
23. Если сигнал «Воздушная тревога» застал вас на улице, то необходимо …
а) укрыться в том районе, где застал сигнал;
б) позвать кого-нибудь на помощь;
в) быстро попасть домой;
г) сообщить родственникам о тревоге.
Ответ: а.
24. Получив распоряжение о начале эвакуации, постоянный персонал образовательного учреждения обязан подготовиться к …
а) занятию верхних этажей здания;
б) защите от взрыва(пожара);
в) выезду (выходу) на сборный эвакопункт;
г) сбору необходимых документов.
Ответ: в.
25. Выдача СИЗ рабочим и служащим производится …
а) от погодных условий;
б) в случае введения угрожаемого положения;
в) по их желанию;
г) заранее для отработки навыков пользования.
Ответ: б.
26. Предмет или группа предметов, предназначенных для защиты одного человека от РВ, ОВ, БВ, называется …
а) спецодеждой;
б) СИЗ;
в) оборонительным комплектом;
г) защитным сооружением.
Ответ: б.
27. Противорадиационное укрытие защищает от …
а) проникающей радиации;
б) химического и бактериологического оружия;
в) ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия;
г) светового излучения и электромагнитного импульса.
Ответ: а.
28. Убежища представляют собой ….
а) помещения в жилых домах;
б) оборудованные помещения в заглубленной части здания;
в) недостроенные промышленные объекты;
г) подвалы в жилых помещениях.
Ответ: б.
29. К укрытиям простейшего типа, выполненным по стандартным размерам, относят:
а) овощехранилища;
б) подвалы в жилых домах;
в) открытая и перекрытая щель;
г) садовые домики.
Ответ: в.
30. В жилом доме наибольшим ослабляющим действием на радиационное излучение обладает:
а) чердак;
б) средняя часть подвала;
в) помещения средних этажей дома;
г) лифт.
Ответ: б.
31. Защитные сооружения, которые обеспечивают защиту укрываемых от ионизирующего излучения при радиоактивном заражении местности - это …
а) убежище;
б) бомбоубежище;
в) противорадиационное укрытие;
г) простейшее укрытие.
Ответ: в.
32. Открытая щель снижает облучение в зоне радиоактивного заражения в ____ раза.
а) 2-3 раза;
б) 3-4 раза;
в) 5-6 раз;
г) 4-5 раз.
Ответ: а.
33. На каждого укрываемого в убежище должен быть запас продуктов не менее чем на:
а) сутки;
б) неделю;
в) двое суток;
г) месяц.
Ответ: в.
34. Комплекс мероприятий по вывозу населения из зоны, где возникла ЧС, и его временное размещение в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения, называется …
а) профилактические мероприятия;
б) эвакуация;
в) эмиграция;
г) переселение.
Ответ: б.
35. Орган, который создается во время ЧС, призванный заниматься вопросами эвакуации учащихся и персонала учебного заведения, называется:
а) объектовая комиссия;
б) эвакуационная комиссия;
в) штаб;
г) милиция, армия.
Ответ: б.
36. Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются службы:
а) энергоснабжения и питания;
б) теплоснабжения и охраны
в) оповещения, убежищ и укрытий;
г) охраны здания и территории.
Ответ: в.
37. При объявлении эвакуации граждане обязаны взять с собой …
а) необходимый ремонтный инструмент;
б) хозяйственные принадлежности (стирающие и моющие средства, посуду и т.д.);
в) личные вещи и документы;
г) домашних животных.
Ответ: в.
38. В помощь пожарной охране в каждом образовательном учреждении организуется (создается):
а) комиссия по безопасности;
б) добровольная пожарная дружина;
в) эвакуационная комиссия;
г) спасательная служба.
Ответ: б.
39. При возникновении ЧС в образовательном учреждении оповещение учащихся и постоянного персонала осуществляется:
а) через учреждения службы спасения;
б) личным доведением;
в) посыльными;
г) средствами звонковой сигнализации и местных радиоузлов.
Ответ: г.
40. Истребление насекомых-переносчиков и бытовых паразитов, являющихся переносчиками инфекций, называется …
а) дегазацией;
б) дезинсекцией;
в) дезинфекцией;
г) дезактивацией.
Ответ: б.
41. Измеритель мощности дозы ДП-5В служит для …
а) определения степени радиоактивного заражения объектов;
б) определения степени зараженности продуктов питания;
в) определения интенсивности альфа-излучения;
г) обнаружения гамма-излучения на поверхности объектов.
Ответ: а.
42. Индикаторные трубки предназначены для определения:
а) отравляющих веществ (ОВ);
б) степени зараженности продуктов питания радиоактивными веществами (РВ);
в) интенсивности альфа-излучения;
г) обнаружения гамма-излучения на поверхности объектов.
Ответ: а.
43. Индивидуальный измеритель дозы ИД-11 предназначен для регистрации:
а) биологических веществ;
б) отравляющих веществ;
в) индивидуальных доз гамма-излучений.
Ответ: в.
44. Приборы, предназначенные для определения количества радиоактивных веществ или потока ионизирующего излучения, называются …
а) психометрами;
б) газоанализаторами;
в) барометрами;
г) радиометрами.
Ответ: г.