ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГО

Рис.8.49. Условные знаки для составления схем местности

Простейшими графическими документами являются схемы местности, ориентиров, опорного пункта, карточка огня, схема (карточка) - донесение и др. Содержание и степень подробности графических документов определяются их назначением.

При составлении схемы местностипо карте вначале на карте обозначают участок, на который составляется схема, и все квадраты километровой сетки, вошедшие в этот участок, нумеруют. Затем на чистом листе бумаги строят такую же сетку, но большего размера. Занумеровав квадраты на бумаге в том же порядке, что и на карте, переносят с карты на схему все необходимые объекты таким образом, чтобы расположение местных предметов относительно квадратов сетки на карте и на схеме было сходным. В первую очередь переносят местные предметы (населенные пункты, дороги, реки, озера, леса, болота), затем, пользуясь сеткой квадратов и полученной на схеме основой, переносят элементы рельефа.

Масштаб схемы определяют таким образом. Например, сторона километрового квадрата на схеме составила 8 см. Масштаб схемы рассчитывается по формуле:

1 8см 1

------ = ----------------- = -------------- ,

m 100 000 см 12500

т.е. 1 см схемы соответствует 125 м на местности.

В формуле 1/m - масштаб схемы, 100 000 см - сторона километрового квадрата в сантиметрах.

Подписи на схеме располагают на свободных местах около условного знака того предмета, к которому относится данная подпись, или внутри контура, если позволяют его размеры (река, лес, озеро и т. п.).

После этого на схеме подписывают масштаб, оцифровывают линии сетки так же, как и на карте, и прочерчивают стрелку север — юг.

Схема (карточка) - донесениесоставляется методом кругового визирования с одной точки стояния и предназначена для доклада старшему начальнику о ходе выполнения боевой задачи, чаще всего в разведке.

На схеме указываются район (рубеж), достигнутый подразделением, место и действия обнаруженного (встреченного) противника, свое решение и дальнейшие действия. Местность изображается так, чтобы, пользуясь характерными местными предметами и их названиями, можно было изображенную на ней местность найти на карте, т. е. привязать схему (карточку) к карте.

Такое графическое донесение дает возможность старшему начальнику видеть, как выполняется задача подразделением по времени и месту, своевременно принять решение и дать указание подчиненным.

На местности боевые графические документы обычно составляют в следующем порядке:

- встать лицом к противнику, бумагу держать перед собой и, пользуясь компасом, на краю листа начертить стрелку север — юг;

- внизу листа нанести точку своего стояния с таким расчетом, чтобы уместить на одной странице все то, что нужно иметь на схеме (карточке);

- тонкой линией прочертить направление из точки своего стояния на наиболее удаленный ориентир; это направление в последующем используется для ориентирования схемы (карточки) при визировании на остальные объекты, а отложенное расстояние служит масштабом при нанесении этих объектов;

- нанести остальные объекты (ориентиры) в соответствии с их удаленностью относительно точки своего стояния и взаимного расположения на местности;

- пользуясь нанесенными ориентирами, зарисовать нужные детали местности и нанести тактические данные;

- на полях документа, если требуется, кратко нанести необходимые пояснения — легенду.

К боевым графическим документам предъявляются требования:

- своевременность составления;

- точность нанесения данных обстановки;

- краткость, ясность и достоверность содержания;

- наглядность.

 

А.первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;

1. Для чего предназначена ГО?

Ответ.ГО – это система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствий этих действий.

2. Кто является начальником ГО в стране и на других уровнях управления?

Ответ. Начальником ГО стране является Председатель Правительства РФ.
Руководство ГО возлагается на руководителей органов исполнительной власти,
а также на руководителей отдельных организаций. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

3. Каким законом регламентируются задачи ГО, какова его структура?

Ответ. Задачи регламентируются ФЗ «О гражданской обороне», в котором определен
состав сил ГО, основы деятельности её войск, а также порядок создания и деятельности гражданских организаций ГО.

4. Какие существуют основные способы защиты населения ГО?

Ответ. Способы защиты населения ГО условно можно разделить на коллективные и индивидуальные.

 

Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;

1. Опишите задачи ГО.

Ответ. Задачи ГО:
• обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• оповещение населения об опасности;
• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы страны;
• предоставление населению убежищ и СИЗ;

• проведение мероприятий по световой и другим видам маскировок;
• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание ПМП, срочное предоставление жилья и др. необходимых мер;

• борьба с пожарами;
• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и иному заражению. Санитарная обработка населения, техники, зданий, территорий и проведение др. мероприятий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление коммунальных служб в военное время;
• срочное захоронение трупов в военное время.

2. Опишите объем проводимых мероприятий ГО в мирное время.

Ответ. Объем проводимых мероприятий в мирное время

• обучение населения в ЧС и просветительская работа;
• создание надежной системы оповещения и достаточного количества защитных сооружений;
• создание запаса СИЗ.

3. Опишите объём проводимых ГО мероприятий при введении угрожаемого положения.

Ответ. Объем проводимых мероприятий при введении угрожаемого положения
• введение светомаскировочного режима;
• иметь постоянно включенными СМИ;
• подготовка к эвакуации;
• получить и привести в готовность СИЗ.

4. Опишите объем проводимых ГО мероприятий в военное время.

Ответ. Объем проводимых мероприятий в военное время
• рассредоточение населения;
• эвакуация населения;
• проведение мероприятий по ликвидации ЧС.

5. Опишите Основные принципы защиты населения ГО.

Ответ. Основные принципы защиты населения
Защита населения при возникновении ЧС в условиях мирного и военного времени организуется в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: Мероприятия по защите населения заблаговременно планируются и проводятся по всей территории страны, во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах народного хозяйства. Защита населения планируется и проводится дифференцировано с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов и объектов народного хозяйства. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются в комплексе с планами экономического развития республики, края, области или объекта народного хозяйства.

6. Опишите коллективные и индивидуальные способы защиты ГО.

Ответ. К коллективным способам защиты относятся: своевременное оповещение населения, мероприятия противорадиационной и противохимической защиты; эвакомероприятия; укрытие населения в защитных сооружениях. К индивидуальнымспособам защиты относятся: использование табельных и простейших СИЗ.

7. Опишите действие населения при объявлении угрозы ЧС.

Ответ. Действие населения при объявлении угрозы ЧС:
• иметь постоянно включенными СМИ города, района: радиоточки, телевидение и т.д.;
• начать подготовку к эвакуации (рассредоточению) в загородную зону;

• уточнить место расположения убежищ (укрытий), при необходимости приступить к оборудованию ПРУ или простейших укрытий;

• получить и привести к использованию СИЗ, в том числе медицинские средства;
• продолжать производственную деятельность.

8. Опишите действие населения при объявлении эвакуации.

Ответ. Действие населения при объявлении эвакуации (рассредоточения)
• по распоряжению администрации завершить производственную деятельность и в дальнейшем действовать согласно указаниям органов ГОЧС объекта;

• следовать на прикрепленный к данному объекту (предприятию, учреждению) сборный эвакуационный пункт для последующего выезда (выхода) в загородную зону.

9. Опишите организационную структуру ГОЧС в учебных заведениях.

Ответ. ГОЧС в учебных заведениях организуется так же, как и на всех объектах народного хозяйства, но с учетом их особенностей и технических возможностей. Начальником ГОЧС учебного заведения (вуза, школы и т.д.) является ректор (директор), который своим приказом может назначить начальником штаба (отдела) ГОЧС одного из штатных работников учебного заведенияпо совместительству. В учебном заведении разрабатывается план ГОЧС, который доводится до исполнителей (старшеклассников и старшекурсников). Все мероприятия по линии ГОЧС в учебном заведении проводятся по распоряжению начальника ГОЧС объекта штатными работниками или преподавателями. Для проведения мероприятий по линии ГОЧС на объекте создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГОЧС являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты и учащиеся включаются в состав формирований и привлекаются на объектовые учения.

10. Опишите схему организационной структуры ГОЧС учебного заведения.

Ответ. Схема организационной структуры ГОЧС учебного заведения:
Начальник ГОЧС (школы, вуза) и два его заместителя (по эвакуации и МТО);
штаб ГОЧС во главе с начальником штаба, имеющего заместителя и помощника начальника штаба; формирования: пост ПРХ наблюдения, группа спасателей, группа ООП, звено по обслуживанию убежищ (укрытий). В учебных заведениях в зависимости от их профиля и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГОЧС. Количество людей в формированиях определяет начальник штаба ГОЧС объекта.

11. Опишите задачи, стоящие перед службами ГОЧС.

Ответ. Задачи, стоящие перед службами ГОЧС. Звено оповещения и связи:оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения ЧС, передача сигнала ГОЧС и срочных сообщений, обеспечение объекта и штаба ГОЧС средствами связи и поддержание средств связи в постоянной готовности.

Команда по охране общественного порядка: обеспечение надежной охраны учебного заведения, поддержание общественного порядка в случае ЧС на объекте (пожар, авария и т.п.), оказание помощи руководству при эвакуации.

Команда противопожарной службы: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля над их выполнением, обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных, локализация и тушение пожаров, оказание помощи ПР и ПХЗ при дегазации и дезактивации участков заражения.

Дружина медицинской службы: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, оказание доврачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебное учреждение, принимают участие в проведении мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

Звено ПР и ПХЗ: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся, преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ, изготовление и подготовка к использованию простейших СИЗ органов дыхания и кожи, контроль за состоянием СИЗ и коллективной защиты, ведение РХН и разведки, проводят мероприятия по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.

12. Опишите, что должен уметь каждый студент (учащийся) учебного заведения в рамках ГО.

Ответ. Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:
• действовать при угрозе возникновения ЧС;
• пользоваться СИЗ и коллективной защиты;

• уметь изготовить простейшие СИЗ органов дыхания;
• приспособить подручные средства защиты кожи (одежду и обувь);

• защитить продукты питания и питьевую воду от заражения;
• проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную санитарную обработку одежды и обуви;

• работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
• действовать в составе поста РХН и других формирований;

• быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;
• уметь пользоваться АИ-2;
• оказывать первую помощь пораженным и раненым.

 

В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;

 

 

Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.

 

1. Органы управления по делам ГО и ЧС на территориальном уровне создаются при …

а) военных округах на территории РФ;

б) органах исполнительной власти субъектах РФ;

в) органах законодательной власти субъектах РФ;

г) органах внутренних дел субъектах РФ.

Ответ: б.

2. Гражданской обороной называют систему …

а) обороны от терроризма и бандитизма силами мирных граждан;

б) обороны и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты гражданского населения в условиях ЧС;

в) мероприятий, направленных на сохранение, бережного использования и воспроизводства природных ресурсов;

г) оборонных заказов, которые выполняются на гражданских предприятиях и военно-промышленных комплексах.

Ответ: б.

3. Главной функцией Гражданской обороны общеобразовательного учреждения является

а) эвакуация населения из зоны ЧС;

б) защита населения в зоне ЧС;

в) оказание медицинской помощи и вывоз из зоны ЧС;

г) обучение способам защиты учащихся в ЧС.

Ответ: г.

4. Территория, отнесенная к группе по ГО, представляет собой:

а) места, на которых встречаются редкие и исчезающие виды растений и животных;

б) особо охраняемые природные места;

в) особо охраняемые и хорошо законспирированные места в тылу противника;

г) населенные пункты, имеющие важное оборонное и экономическое значение.

Ответ: г.

5. Одним из направлений использования современных взрывчатых средств поражения является нанесение ударов по …

а) культурным объектам;

б) природным объектам;

в) растениеводству и животноводству противника;

г) городам и населенным пунктам.

Ответ: г.

6. Система изоляции - организация мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, называется …

а) миграция;

б) дезактивация;

в) обсервация;

г) эвакуация.

Ответ: в.

7. Для предотвращения, профилактики, тушения пожаров в России существует …

а) служба спасения;

б) аварийная служба;

в) войска гражданской обороны;

г) государственная противопожарная служба МЧС России.

Ответ: г.

8. Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи, называются …

а) электромагнитными колебаниями;

б) потоком невидимых нейтронов;

в) скоростным потоком продуктов горения;

г) световым излучением.

Ответ: г.

9. Бактериальные средства массового поражения могут вызвать особо опасные инфекционные болезни - …

а) поллиноз и язву;

б) остеохондроз и тромбофлебит;

в) гепатит и панкреатит;

г) туляремию и бруцеллез.

Ответ: г.

10. Вещества и смеси, поражающие высокой температурой, относятся к ______________ оружию.

а) биологическому;

б) зажигательному;

в) химическому;

г) инфразвуковому.

Ответ: б.

11. Ожоги кожи, поражение глаз возникают при воздействии …

а) светового излучения;

б) электромагнитного импульса;

в) ударной волны;

г) проникающей радиации.

Ответ: а.

12. К основным поражающим факторам ядерного взрыва относятся:

а) радиоактивное излучение, выброс ядовитых веществ, осколочные поля;

б) электромагнитный импульс, высокая температура, выброс пепла и газа;

в) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация;

г) ударная волна, радиоактивное облако, радиационные осадки.

Ответ: в.

13. К современным видам оружия, основанных на новых физических принципах, относится __________ оружие …

а) метательное;

б) фугасное;

в) биотехнологическое;

г) зажигательное.

Ответ: в.

14. Первый противогаз создал …

а) Н.Д. Зелинский;

б) К.Э. Циолковский;

в) М.В. Фрунзе;
г) М.В. Ломоносов.

Ответ: а.

15. Средства индивидуальной защиты предохраняют от …

а) бытовых травм;

б) попадания внутрь организма воздуха;

в) попадания на кожные покровы радиоактивных, отравляющих веществ;

Ответ: в.

16. В случае возникновения ЧС в школе, учитель в первую очередь обязан …

а) собрать ценные вещи и документы;

б) эвакуировать учащихся;

в) ожидать дальнейших указаний;

г) укрыться в защитных сооружениях.

Ответ: б.

17. Заполняются защитные сооружения по сигналу гражданской обороны …

а) «Воздушная тревога»;

б) «Тревога»;

в) «Внимание»;

г) «Внимание опасность».

Ответ: г.

18. Противогаз носится в положении «Наготове» …

а) по сигналу «Воздушная тревога»;

б) при условии обнаружения признаков применения ОВ;

в) по сигналу «Внимание всем»;

г) при угрозе заражения, после информации по радио или команде «Противогаз готовь».

Ответ: г.

19. Если охват головы человека равен _____ см, то ему потребуется ГП-5 первого роста:

а) 68,5-70,5;

б) 66-68;

в) до 63;

г) 63,5-65,5.

Ответ: г.

20. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения …

а) «Воздушная тревога»;

б) «Тревога»;

в) «Внимание всем»;

г) «Внимание! Опасность!».

Ответ: в.

21. При невозможности покинуть образовательное учреждение по лестничным маршам необходимо …

а) использовать помощь учеников;

б) ждать прибытия спасателей;

в) задействовать средства связи;

г) использовать запасные выходы.

Ответ: г.

22. При возникновении пожара в образовательном учреждении, в первую очередь следует …

а) вызвать милицию;

б) вызвать пожарных;

в) уточнить свои действия у директора;

г) оставаться на рабочем месте.

Ответ: в.

23. Если сигнал «Воздушная тревога» застал вас на улице, то необходимо …

а) укрыться в том районе, где застал сигнал;

б) позвать кого-нибудь на помощь;

в) быстро попасть домой;

г) сообщить родственникам о тревоге.

Ответ: а.

24. Получив распоряжение о начале эвакуации, постоянный персонал образовательного учреждения обязан подготовиться к …

а) занятию верхних этажей здания;

б) защите от взрыва(пожара);

в) выезду (выходу) на сборный эвакопункт;

г) сбору необходимых документов.

Ответ: в.

25. Выдача СИЗ рабочим и служащим производится …

а) от погодных условий;

б) в случае введения угрожаемого положения;

в) по их желанию;

г) заранее для отработки навыков пользования.

Ответ: б.

26. Предмет или группа предметов, предназначенных для защиты одного человека от РВ, ОВ, БВ, называется …

а) спецодеждой;

б) СИЗ;

в) оборонительным комплектом;

г) защитным сооружением.

Ответ: б.

27. Противорадиационное укрытие защищает от …

а) проникающей радиации;

б) химического и бактериологического оружия;

в) ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия;

г) светового излучения и электромагнитного импульса.

Ответ: а.

28. Убежища представляют собой ….

а) помещения в жилых домах;

б) оборудованные помещения в заглубленной части здания;

в) недостроенные промышленные объекты;

г) подвалы в жилых помещениях.

Ответ: б.

29. К укрытиям простейшего типа, выполненным по стандартным размерам, относят:

а) овощехранилища;

б) подвалы в жилых домах;

в) открытая и перекрытая щель;

г) садовые домики.

Ответ: в.

30. В жилом доме наибольшим ослабляющим действием на радиационное излучение обладает:

а) чердак;

б) средняя часть подвала;

в) помещения средних этажей дома;

г) лифт.

Ответ: б.

31. Защитные сооружения, которые обеспечивают защиту укрываемых от ионизирующего излучения при радиоактивном заражении местности - это …

а) убежище;

б) бомбоубежище;

в) противорадиационное укрытие;

г) простейшее укрытие.

Ответ: в.

32. Открытая щель снижает облучение в зоне радиоактивного заражения в ____ раза.

а) 2-3 раза;

б) 3-4 раза;

в) 5-6 раз;

г) 4-5 раз.

Ответ: а.

33. На каждого укрываемого в убежище должен быть запас продуктов не менее чем на:

а) сутки;

б) неделю;

в) двое суток;

г) месяц.

Ответ: в.

34. Комплекс мероприятий по вывозу населения из зоны, где возникла ЧС, и его временное размещение в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения, называется …

а) профилактические мероприятия;

б) эвакуация;

в) эмиграция;

г) переселение.

Ответ: б.

35. Орган, который создается во время ЧС, призванный заниматься вопросами эвакуации учащихся и персонала учебного заведения, называется:

а) объектовая комиссия;

б) эвакуационная комиссия;

в) штаб;

г) милиция, армия.

Ответ: б.

36. Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются службы:

а) энергоснабжения и питания;

б) теплоснабжения и охраны

в) оповещения, убежищ и укрытий;

г) охраны здания и территории.

Ответ: в.

37. При объявлении эвакуации граждане обязаны взять с собой …

а) необходимый ремонтный инструмент;

б) хозяйственные принадлежности (стирающие и моющие средства, посуду и т.д.);

в) личные вещи и документы;

г) домашних животных.

Ответ: в.

38. В помощь пожарной охране в каждом образовательном учреждении организуется (создается):

а) комиссия по безопасности;

б) добровольная пожарная дружина;

в) эвакуационная комиссия;

г) спасательная служба.

Ответ: б.

39. При возникновении ЧС в образовательном учреждении оповещение учащихся и постоянного персонала осуществляется:

а) через учреждения службы спасения;

б) личным доведением;

в) посыльными;

г) средствами звонковой сигнализации и местных радиоузлов.

Ответ: г.

40. Истребление насекомых-переносчиков и бытовых паразитов, являющихся переносчиками инфекций, называется …

а) дегазацией;

б) дезинсекцией;

в) дезинфекцией;

г) дезактивацией.

Ответ: б.

41. Измеритель мощности дозы ДП-5В служит для …

а) определения степени радиоактивного заражения объектов;

б) определения степени зараженности продуктов питания;

в) определения интенсивности альфа-излучения;

г) обнаружения гамма-излучения на поверхности объектов.

Ответ: а.

42. Индикаторные трубки предназначены для определения:

а) отравляющих веществ (ОВ);

б) степени зараженности продуктов питания радиоактивными веществами (РВ);

в) интенсивности альфа-излучения;

г) обнаружения гамма-излучения на поверхности объектов.

Ответ: а.

43. Индивидуальный измеритель дозы ИД-11 предназначен для регистрации:

а) биологических веществ;

б) отравляющих веществ;

в) индивидуальных доз гамма-излучений.

Ответ: в.

44. Приборы, предназначенные для определения количества радиоактивных веществ или потока ионизирующего излучения, называются …

а) психометрами;

б) газоанализаторами;

в) барометрами;

г) радиометрами.

Ответ: г.