Государственное регулирование экономики: цели, функции, инструменты.

Роль государства в экономической системе той или иной стра­ны проявляется через его функции. 1)Функция стратегического, экономического, структурного, техничес­кого, социального, демографического прогнозирования и планирова­ния и функции прямого и косвенного регулирования экономики. 2) Функция государ­ственного предпринимательства по созданию необходимых обществу государственных предприятий, производственной и социальной инфраструктуры: железных и шоссейных общенациональных дорог, мостов, каналов, газо- и нефте. проводов, объектов связи, больниц, школ и т.д.; 4)функция обеспечения нормального функциониро­вания рыночной системы, защиты прав покупателя, интересов пред­принимателей, создавая службы стандартов, измерения веса и каче­ства продукции, поддерживая конкуренцию и неустанную борьбу с проявлением монополизма в рыночной экономике, создавая для этого определенную правовую базу. 4)функцию по выработке и реализации антикризисной политики, перераспределе­ния национального дохода с помощью бюджетной политики и под­держания полной занятости населения, функцию стабилизации эко­номики; 5)государству предстоит взять на себя функцию социаль­ной защиты населения: Таковы блоки основных экономических функций государства в рыночной экономике.

Основные методы регулирования рынка-это способы целенаправленного воздействия государства и его учреждений на воспроизводствен­ный процесс с целью обеспечения нормальных условий для функ­ционирования рыночного механизма. Методы регулирования можно классифицировать в зависимости от регулирующих субъектов на гос и негос, а в зависимости способности воздействия на рыночное равновесие- на прямые (способы, ис­пользуемые централизованно как для формирования совокупного платежеспособного спроса, для обеспечения стабильности на­родного хозяйства)и косвенные(они связаны с воздействием на условия и результаты эконо­мической деятельности.)

Инстру­менты гос регулирования:1. Фискальная политика. Она охватывает средства регулирова­ния, связанные с государственным бюджетом (увеличение или сокращение государственных закупок, программ капитальных вложений, социальных платежей, дотаций и субсидий из бюджета отдельным отраслям и предприятиям, налоговые меры).

2. Кредитно-денежная политика. Государство выдает целевые льготные кредиты под решение конкретных отраслевых и региональных проблем, под специальные государственные программы. Оно может создать и специальные вне­бюджетные фонды развития. Регулирование процента по потребительскому кредиту, размер биржевого процента и т.д. 3. Политика регулирования цен и доходов. 4. Социальная политика (систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п.) Охватывает та­кие сферы как: образование, медицину, культуру, оказание помо­щи многодетным, занятость населения. 5. Внешнеэкономическое регулирование (торго­вая политика государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий) 6. Административное регулирование (регулирование отраслей общественного пользования (электроэнергетики, транспорта, связи, комму­нальных услуг и т.п.), административный контроль над фондовой биржей и кредитно-банковскими учреждениями, службы по регулированию рынка рабочей силы, в частности, службы занятости (то есть учет безработных, выплата пособий, организация их трудоустройства)).

7. Краткосрочное регулирование имеет целью такое воздействие на воспроизводство, которое рассчитано на получение результатов в течение нескольких месяцев (по­пытки изменить ход текущей фазы экономического цикла, ограничить, ослабить размах экономического кризиса, уско­рить наступление фазы оживления, сдержать или продлить фазу промышленного подъема и т.д. ) 8. Долгосрочное регулирование целенаправленное воздействие на воспроизводство, рассчитаное на получение результатов в течение ряда лет (поддержание определенного длительного темпа роста экономики, изменение структуры общественного производства путем преимущественного раз­вития некоторых отраслей.

Цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильнос­ти, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безо­пасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.