Военное дело.

Право.

Римское право явилась наиболее развитой и законченной системой права античного общества.

Римское право имело два раздела.

Публичное право охраняло интересы государства и его органов, определяло компетенцию учреждений и должностных лиц, регулировало взимание налогов, определяло, какие деяния являются преступными и какие наказания полагаются за них. В целом, к публичному праву, по современной терминологии, относилось государственное, административное, финансовое, судебное, уголовное, военное и международное право.

Частное право защищало интересы частных лиц – право собственности, семейные отношения, право наследования, обязательства, выраженные в договорах. То есть гражданское право.[1]

Законченные формы кодификация римского права получила при византийском императоре Юстиниане (Кодекс, 529 г.).

Отличие норм публичного от частного права заключалось в том, что первые являлись общеобязательными, во втором доминировали нормы, установленные самими сторонами («как они договорятся, то пусть так и будет»).

До середины 4 в. до н.э. источником права были обычаи и постановления народных собраний (главным образом в области публичного права), затем постановления сената, постановления и распоряжения (эдикты) магистратов и деятельность юристов (юриспруденция), конституции или постановления императоров, в 4-5 вв. н.э. – так называемые общие законы. Одним из наиболее ранних и известных источников права считаются популярные у римлян Законы XII таблиц. В 451-450 гг. до н.э. комиссия из патрициев составила и написала законы на двенадцати таблицах (tabula), выставленных затем у входа в здание курии, где заседал сенат. В подлинном виде Таблицы до нас не дошли, сохранилось более ста отрывков в сочинениях греческих и римских авторов.

В период Республики появляются светские юристы (ранее их функции выполняли понтифики), они давали консультации частным и должностным лицам, руководили процессуальными действиями клиента, редактировали формальные документы, занимались научно-литературной деятельностью (комментарии к эдиктам, толкование права, учебники и т.д.). Из наиболее известных юристов можно назвать Мания Манилия, Юния Брута, Публия Муция Сцеволу, Сальвия Юлиана, Помпония, Папиниана, Павла, Ульпиана. Гай Младший (2 в.) обрел знаменитость у будущих поколений как автор учебника «Институты».

Значимость юристов в Риме была такова, что с эпохи Августа их ответы (консультации) были обязательны для судей и чиновников.

В деятельности римских юристов превосходно сочетались теория и практика. Они досконально знали проблемы повседневной жизни. Их анализ конкретных правоотношений отличался всесторонностью, убедительностью, логикой рассуждений. Римляне исходили из правила «равное оценивать равно, различное - различно» при индивидуализировании отношений и случаев – в этом состоит смысл латинского термина справедливость (aequitas). Точность терминологии и лаконичность сделали сочинения юристов своего рода образцом и пособием для выработки юридического мышления многих последующих поколений правоведов.

Римляне стали первым народом, который подходил к закону с научной точки зрения. Уже со 2 в. до н.э. в Риме начинается развиваться теоретическая юриспруденция. Многие теоретические положения юристов пережили века. Например, воля народа может быть выражена не только путем голосования, но и молчаливым согласием всех путем неприменения; знание законов состоит в том, чтобы удерживать их содержание и значение, а не слова; в обход закона поступает тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл. Закон есть письменное правовое обоснование, воплощающее принципы естественной справедливости.

«Великим достижением римлян считается их подход к закону с точки зрения взаимоотношений одного человека с другим. …Природная проницательность и пунктуальность римлян в делах законодательства обогащались и развивались благодаря влиянию идей греческой философии, в том числе идеи «естественного», всеобщего права…».[2] Римское законодательство ближе всех из когда-либо составленных сводов законов подходило к тому, чтобы быть принятым повсеместно другими народами древности.

Из римского права унаследованы термины и понятия, которыми мы достаточно часто пользуемся до сих пор: республика, сенат, империя, мандат (в Риме – инструкция чиновникам или магистратам), конституция (постановление императора), декрет (судебное решение императора, когда он выступал в качестве судьи по гражданским делам), законы (распоряжения императоров позднего Рима), консультация (ответы или разъяснения по вопросам права), делегация (управомочие сената или народного собрания должностному лицу отправлять уголовное правосудие), инквизиция (следствие), гонорар (вознаграждение адвоката), фиск (императорская казна; буквально fiscus означает корзину, в которой во время похода в обозе войска перевозили деньги), куратор (название должности контролера городских финансов), стипендия (прямой налог с провинциальных городов), трибунал (tribunal, специальное возвышение, на котором сидели магистраты, рассматривая дела на площади).

В римском праве появляется такой термин как юридическое лицо. Под ним понималось объединение отдельных хозяев или физических лиц-собственников. Если два лица или несколько лиц объединялись для достижения какой-либо хозяйственной цели, то подобное объединение называлось товариществом (societas).

Возникают школы будущих юристов. Обучение предполагало как разъяснение теоретических вопросов (instituere; отсюда слово институт как учебное заведение), так и присутствие учеников на консультациях учителей.

Были также школы или направления в самой юриспруденции.

Уголовный суд и процесс.

Отметим некоторые важные аспекты.

В ранний период римской истории потерпевший сам расправлялся с нарушителем его права. В период Республики обвиняемый мог отвратить грозившее ему наказание добровольным удалением в изгнание. Если консул выносил смертный приговор гражданину, то такой приговор обязательно требовал санкции народного собрания.

Лица, которым сенат предписывал произвести следствие, суд и вынести приговор именовались квесторами.

В Риме существовали постоянные суды, специальные суды, ведавшие делами о взяточничестве. В период империи появляются специальные суды для солдат, священнослужителей, для рабов и поселенцев. Сенаторы могли быть судимы либо особой коллегией, либо самим императором. Чиновники подлежали суду своих начальников.

Любой гражданин мог возбудить уголовное перед постоянным судом, подав претору заявление в письменном виде, в котором указывал имя ответчика и свойство его преступного деяния. Затем римлянин приносил присягу, что выступает истцом без стремления оклеветать. Претор вписывал дело в судебный реестр и назначал день вызова ответчика (обычно в течение десяти дней). Ответчиком могло быть любое лицо, нарушившее право на вещь.

В назначенный день председатель суда приглашал судей, истца и ответчика. Судьи отбирались председателем суда из числа внесенных в соответствующий список граждан. Любой взрослый римский гражданин мог быть судьей по гражданским спорам. В период империи судьи назначались императором из чиновников его канцелярии.

Неявка истца без уважительной причины влекла за собой прекращение судебного преследования. Если не являлся обвиняемый без законных на то оснований, дело могло быть рассмотрено в его отсутствие, если отказывался явиться в суд, мог автоматически проиграть процесс.

Судебное разбирательство было публичным.[3] Клятву приносили обе стороны, свидетели и судьи. За ложные показания по делу, которое влекло за собой смертную казнь, представители сторон могли заплатить или ссылкой, или своей головой. В законе о подлогах (1 в. до н.э.) деяниями, совершаемыми в корыстных целях, считались соглашения о ложных свидетельских показаниях, подкуп судьи, подлог в документах.

Стороны имели право отвода судей.

Закон также определял, сколько по времени могут говорить стороны: истец со своими товарищами, обвиняемый с помощью коллег или ораторов. Выслушивались свидетели и так называемые «свидетели доброй славы тяжущихся». После этого судьи удалялись на совещание. Голосовали они посредством табличек с изображением начальных букв слов: оправдываю («А»), осуждаю («С»), неясно («NL»). Новое публичное разбирательство назначалось при победе «NL».

Последнее слово при отправлении правосудия принадлежало императору. Он мог прекратить уголовное преследование, по амнистии освободить от наказания, восстановить честное имя осужденного (если, с точки зрения монарха, он этого был достоин).

Наказанием в Риме служили смертная казнь (от отсечения головы до сжигания заживо до отдачи диким зверям на растерзание); совершивших убийство близких родственников секли розгами, зашивали в мешок вместе с собакой, петухов и змеей, а затем топили в море. Далее шли: пожизненная или срочная ссылка на острова, в рудники на каторжные работы, отдача в гладиаторы или для ловли диких зверей. Смертная казнь или ссылка сопровождались конфискацией имущества.

Один из авторов 2 в. свидетельствует, что, в случае, если должник был один, а кредиторов много и должника никто не выкупал, то законы XII таблиц разрешали разрубить такого должника на части – окажутся они больше или меньше, за это кредиторы не отвечали.

Малолетних иногда вовсе освобождали от наказания, а иногда наказывали более мягко.

На любое решение, вынесенное нижестоящим чиновников, допускалось обжалование (appellatio) вышестоящему должностному лицу.

В период империи развивался инквизиционный процесс (inquisitio, следствие). Дело от его возбуждения до вынесения приговора велось только одним лицом – судьей. Пытки применялись даже в отношении свидетелей и граждан. Показания одного лица, предпочтительно письменные и от мужчин, не считались полным доказательством. Судебная процедура была платной (обязанность сторон вносить судебные пошлины) и дорогостоящей.

Здесь же надо отметить, что в Риме не было создано уголовного кодекса. При определении уголовно наказуемых действий и при определении меры наказания царили усмотрение и произвол императоров и должностных лиц. Но именно в Риме возник принцип, что любое лицо, участвовавшее в преступлении (соучастник), должно отвечать за него полностью. Именно в Риме, на закате Республики, вводится такой состав государственного преступления как оскорбление величия (впоследствии под это понятие подвели, помимо оскорбления римского народа и государства, такие деяния как самовольное ведение войны, убийство магистрата, подлог государственных документов, заговор об убийстве членов сената и др.); преследование по обвинению в оскорблении величия возбуждалось и после смерти обвиняемого, по таким делам дозволялось выступать даже рабам в качестве обвинителя против своих господ. «Раб может донести на господина, если тот обманывает налоговое ведомство». [4]Если кто-либо вопрошал астролога или гадальщика о здоровье императора, то отвечавший и вопрошавший предавались смертной казни.

Так же надо подчеркнуть, что издаваемые законы против определенных явлений, могли вообще не достигать цели. Например, законы против роскоши или против происков, то есть домогательств в получении какой-либо должности с использованием при этом недозволенных способов (протекции, взятки, подкупа, устройство пиров и развлечений для «нужных людей»), ибо происки в императорском Риме стали обычным явлением.

Появление адвокатуры – важнейшее достижение римского права. Адвокаты (advocati) состояли при судебных учреждениях, которые имели право налагать на адвокатов штраф, исключать их из списков, запрещать на определенное время ведение дел. Адвокатов вносили в списки (statuti) на основании предварительного испытания. Адвокаты выступал в суде и составляли для своих клиентов деловые бумаги. Последнее было крайне важно, ибо ошибка только в произнесении исковой формулы влекла за собой проигрыш процесса. Возглавлял коллегию адвокатов старшина (primas). Адвокат не мог быть судьей, сам решал, принять на себя ведение дела или отказаться от него. Если сторона не находила себе защитника, судья мог назначить адвоката от суда. Адвокат получал гонорар («в границах справедливой умеренности»), максимальную плату за адвокатскую деятельность иногда устанавливало государство.

Римское право непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью государственного и уголовного прав многих стран Средневековья и Нового времени. Оно, в частности, послужило одним из источников Гражданского кодекса Наполеона I (1804), ставшим образцовым сводом законов XIX века и легшего в основу кодификаций многих государств мира. Лишь 1 января 1900 года, со вступлением в действие нового общегерманского гражданского уложения, прекратилось формальное действия Кодекса Юстиниана в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось.

Восстановление действия римского права в последующие эпохи имело прогрессивное значение. Оно способствовало, в частности, развитию частной собственности, ликвидации сословных привилегий.

 

Из истории военного дела.

Военная организация Рима сложилась в ходе многочисленных войн с этрусками, другими соседними племенами, галлами.

Римская армия несколько первых столетий представляла собой народное ополчение. Военная служба считалась и обязанностью, и честью. Стаж службы был необходим для занятия гражданских магистратур.

Согласно традиции, в первой половине 6 в. до н.э. царь Сервий Туллий разделил всех римских патрициев и плебеев, способных носить оружие, на пять имущественных (первоначально ценз, вероятно, был земельный) разрядов или классов (classis). Каждый класс выставлял определенное число военных единиц – центурий в ополчение (легион). Например, первый класс – 80 пеших центурий и 188 конных. Лица, не обладавшие цензом, составили разряд пролетариев и выставляли одну центурию.

Полным тяжелым вооружением обладал только первый класс – шлем, круглый щит, поножи, панцирь, меч и копье.

Так возникло патрицианско-плебейское войско. Неявка на призыв каралась денежным штрафом, конфискацией имущества, телесным наказанием или даже продажей в рабство. Среди причин освобождения от службы было завершение определенного количества походов или постановление сената в виде награды.

После окончания набора приносилась присяга. Воины клялись, в частности, что их можно вести на любую войну и что они будут всегда находиться в повиновении консула. Имелись также другие присяги: знамени, лагерная, когда все, находившиеся в лагере лица, граждане и рабы, клялись всё захваченное доставлять своим военачальникам – трибунам и клятва-обещание не убегать, не покидать рядов войска.

Во 2 в. до н.э. армия Рима состояла из граждан, италийских союзников и вспомогательных отрядов, укомплектованных из жителей неиталийских областей. Когда в конце Республики союзники получили гражданские права, то состав римского войска стал определяться только двумя группами – граждане и наемники.

Структура. Основная единица римского войска - легион делился на 30 манипул, которые в свою очередь делились на две центурии.

Количественный состав римской армии.

В период Республики два легиона (8400 человек), союзники и вспомогательные отряды составляли до 24 тысяч человек. В начале Империи в каждом легионе насчитывалось 6 тысяч пехотинцев и 700 конных воинов. В позднем Риме численность легионов уменьшилась до 1-2 тыс. человек.

Численность вспомогательных войск составляла половину и более состава всей римской армии. Эти войска формировались из населения провинций, не имевшего гражданских прав.

В начале 1 в. н.э. безопасность империи обеспечивали 25 легионов, численность которых вместе с конными соединениями составляла 150 тысяч человек.

В самой Италии ни легионы, ни вспомогательные войска никогда не стояли.

Командный состав.

Первоначально командующими римским войском были консулы. Они производили набор и комплектование легионов, назначали часть военных трибунов (другая часть выбиралась в трибутных комициях). В период военных действий один консул оставался в Риме. В случае, если должны были быть задействованы обе военные группировки, консулы распределяли области (provincia) для самостоятельных военных действий (и вообще служебных действий) жребием, посредством соглашения или по усмотрению сената. Если при войске находилось оба консула, они командовали, сменяясь каждый день (фасци были у того, кто командовал в данный день).[5]

С образованием провинций высшее командование перешло к наместникам. Консулы командовали только в Италии.

Все главнокомандующие имели при себе квестора и несколько легатов, которым во время сражения могло быть поручено командование отдельными частями.

По мере превращения всадников в сословие они перестают служить в коннице (она стала набираться из союзников Рима), из них стал рекрутироваться высший командный состав - пехотные трибуны (военные трибуны) и начальники союзников для кавалерии.

Верховное командование в период Империи переходит к императору. Ему подчинялся весь офицерский корпус.

Создание профессиональной армии.

В ранний период службы в армии не оплачивалась, каждый пехотинец должен был сам заботиться о своем вооружении и пропитании. Жалованье (stependium) государство стало выплачивать, по Ливию, на рубеже 5-4 вв. до н.э. Служба в коннице стоила очень дорого, поэтому всадники получали от государства субсидию, состоявшую из суммы на покупку коня (или конные деньги) и суммы на его содержание.

Достаточно рано возникает практика приема в армию добровольцев, вербовавшихся в основном из отслуживших свой срок ветеранов.

В 107 г. до н.э. полководец Гай Марий проводит реформу, согласно которой в армии могли служить все желающие. Воины получали снаряжение за государственный счет и плату за службу. Служба в армии становилась профессией.

Завершился процесс создания профессиональной армии при Августе. Был закреплен принцип добровольности вступления в армию, определена продолжительность срока службы. Легионы, когорты и кавалерийские алы получили постоянный названия и нумерацию.

Толкало добровольцев под военные знамена прежде всего соображения материальной выгоды.

Но не только. Легионеры имели ряд привилегий. Их запрещалось в качестве наказания по суду сечь розгами, ссылать в рудники, отдавать на бой с дикими зверями. Их не дозволялось пытать на допросах (кроме перебежчиков). К ним не могло быть применено повешение как способ смертной казни, ибо оно считалось позорным. Ветераны освобождались от повинности по строительству кораблей (хотя платили налог с имущества), по выслуге лет имели право приобретать земельные участки, которые вместе с жалованьем и наград от императора составляли их совокупный доход.

В 30 г. до н.э. Август потратил 860 млн. сестерциев на приобретение земель в Италии и провинциях для раздачи солдатам. В 6 г. император выделил 170 млн. сестерциев на создание специальной военной кассы, предназначенной для материального поощрения ветеранов, прослуживших в армии двадцать и более лет. Касса пополнялась за счет введенного налога на наследство и за счет налога на куплю-продажу.

Материальными благами для военнослужащих являлось их лагерное имущество. Его источниками были, в том числе, дарения от родителей и родственников, наследство от павшего в бою товарища. Это имущество считалось собственностью легионера, он мог завещать его по своему усмотрению. Завещание легионера считалось действительным безотносительно к его форме.

Были и особенности жизни профессионального военного.

Военнослужащий до момента отставки не имел права вступать в законный брак. Если он был женат к моменту зачисления в армию, то брак расторгался. Легионерам, чей срок службы истек, император своим указом предоставлял право вступать в юридически оформленный брак с сожительницей.

С другой стороны, случалось, что командиры легионов допускали нарушения в деле предоставления отпусков, посылали легионеров на частные работы, не связанные со службой, на охоту, рыбную ловлю (понятно, для кого).

Тацит писал, что солдатам, когда им нечего было делать, они всегда устраивали возмущения и бунтовали. Поэтому императоры и командиры пуще всего боялись праздности в войске. Отсюда постоянные походные марши, строительные работы, учения.

Военное право.

Детальная регламентация всех сторон жизни армии в мирное и военное время привела к созданию особой отрасли права – военного права.

В качестве примера можно привести два раздела этой отрасли права: преступления и наказания военнослужащих.

Под воинским преступлением понималось «все то, что нарушает требования общей дисциплины, как то: преступная трусость, неповиновение, праздность».[6] В перечне воинских преступлений можно найти: поступление на воинскую службу лиц, которым это запрещалось законом, продажа оружия, разглашение военной тайны, неоказание помощи начальнику во время боя, симуляция болезни, покушение на самоубийство, самовольная отлучка и т.д. К наказаниям относились: смертная казнь, телесное наказание, ссылка на острова, зачисление в штрафную часть, денежное взыскание, разжалование, позорное изгнание из армии и др.

Ряд норм военного права устанавливал запреты на военную службу для некоторых категорий лиц. Запрещался, в частности, доступ в армию рабам, лицам, чье юридическое положение оспаривалось, хотя в действительности они были свободными, выкупленным из плена, тем, кто был обвинен в совершении уголовного преступления. Имевшаяся подробная регламентация различных случаев связана с тем, что разорившиеся граждане часто пытались спастись от судебного преследования ценой зачисления в армию.

Серьезным видом преступления было уклонение от военной службы. Если отец в мирное время разыскал уклониста-сына и доставил его в часть, сын отправлялся в штрафное подразделение; если укрывал сына в военное время, подвергался ссылке и конфискации части имущества. Дезертирство в военное время, как правило, каралось смертной казнью. Пощада перебежчику допускалась в исключительных случаях (достаточно часты были нарушения караульной службы).

Смертную казнь влекли: призыв к восстанию, переход вала, окружавшего лагерь, покидание рва в боевой обстановке, бегство с поля боя, продажа или утрата оружия во время похода, если воин имел возможность защитить своего начальника, но не сделал этого или покинул центуриона, окруженного противником, с умыслом сломал жезл, носимый центурионом, из страха перед врагом симулировал болезнь. Похитивший чужое оружие подвергался разжалованию, а тот, кто ранил своего товарища по подразделению камнем, подлежал изгнанию из армии.

Преторианская гвардия.

В лагере палатка главнокомандующего (консула, диктатора, др.) называлась "преторий".

Преторианская когорта существовала во времена Республики в качестве личной стражи военачальника (претора). В конце Республики число преторских когорт дошло до трех.

Август создал почетную гвардию, в которую вошли бывшие республиканские военачальники, и особую «преторианскую» гвардию, насчитывавшую 4,5 тыс. воинов, поделенных на 9 когорт и усиленных конными отрядами. Эти формирования подчинялись двум командирами – «префектам претория». Три когорты были размещены в частных квартирах в Риме, а остальные в казармах близлежащих городов.

В самом Риме из граждан набирались 4 когорты, призванные следить за общественным порядком, подчинявшиеся городскому префекту.

Военную службу несли в Риме и 7 когорт караульщиков, которые набирались из рабов и вольноотпущенников. Под командованием префекта ночной стражи они следили за пожарной безопасностью и обеспечивали порядок на ночных улицах.

За личной безопасностью императора следила особая охрана – 500 воинов-германцев.

 


[1] Надо иметь в виду, что ius civile в римском праве не соответствует современному термину «гражданское право». Римское имеет другое значение: исконное древнеримское право, распространяющееся исключительно на квиритов – римских граждан.

[2] Грант М. Цивилизация Древнего Рима / Пер. с англ. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. С. 116-117.

[3] В эпоху империи дела могли рассматриваться в закрытых помещениях (secretum), куда доступ широкой публике был либо ограничен, либо вовсе невозможен.

[4] Дигесты. Кн. XLVIII // Хрестоматия по истории Древнего Рима: Уч. пособие… М.: Высшая школа, 1987. С. 274.

[5] Например, в одной из самых крупных в древней истории битв - в битве с карфагенским флотом в 256 г. до н.э. около сицилийского мыса Экном - римским флотом командовали оба консула (но благодаря этим же консулам, флот возвращался из Африки не берегом Сицилии, как настойчиво убеждали их кормчие, а открытым морем, попал в шторм - это стоило римлянам потери 280 судов из 364 и 95 тысяч гребцов и солдат).

[6] Цит. по: Скрипилев Е.А. Основы римского права: Конспект лекции. М.: ОСЬ-89, 1998. С. 65.