Права, обязанности и принципы работы медицинского персонала в вооруженных конфликтах.

Для успешного выполнения этих задач решающее значение имеет высокий уровень профессиональной подготовки медицинского состава, устойчивое и эффективное управление военными медицинскими частями и организациями.

Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Республики Беларусь в мирное и военное время.

Формирование федеральной администрации

Юридической и фактической осью федерального управления стала власть президента. Первые выборы президента США завершились 4 февраля 1789 г. (им стал Д. Вашингтон). При вступлении в должность президента была проведена торжественная процедура инаугурации, которая стала с этого времени обязательной. В конце XVIII – начале XIX в. реальные полномочия президента ограничивались непосредственным государственным управлением; законодательное вето применялось очень редко. С середины XIX в. влияние президентской власти возросло, президент все более стал вмешиваться в законодательный процесс. В конце XIX в. президент Кливленд применял вето уже более 400 раз, подчиняя своему влиянию Конгресс.

В XIX в. президент практически единолично исполнял все должностные полномочия. Только в 1857 г. было разрешено ему нанимать себе секретаря за государственный счет. (До этого канцелярский аппарат нанимали сами президенты за счет собственных средств.) Не существовало никакого аппарата Белого Дома. Даже охрана президента появилась только в 1901 г., после убийства президента Мак-Кинли.

Федеральная администрация, помимо президента, была представлена несколькими государственными секретарями (министрами), которые возглавляли департаменты. Реально объединенного правительства не существовало, и все правительственные решения принимались единолично – президентом или самим министром по его должности. Совместные встречи-совещания секретарей стали проводиться с 1791 г., но были редкими: на протяжении первой половины XIX в. около 20 раз в году. Кабинет и высшее чиновничество формировались по принципу личной преданности президенту либо во исполнение тех или иных предвыборных договоренностей. Президент Т. Джефферсон впервые ввел в практику (1800) единовременную замену высших должностных лиц на основании принадлежности их к другой партийной группировке. К концу XIX в. такая замена чиновников по принципу партийной принадлежности в зависимости от успехов той или другой партии на выборах стала правилом и распространялась уже на несколько тысяч постов, включая и среднее чиновничество. Бюрократический аппарат значительно вырос, насчитывая до 100 тыс. должностей, формально назначаемых президентом (в 1790 г. в федеральном аппарате было до 350 служащих). Естественно, что президент физически не был в состоянии выбрать и назначить такое количество должностных лиц. Поэтому сложилась практика, согласно которой конгрессмен победившей на выборах партии имел право рекомендовать к назначению от 100 до 250 чиновников, которые тем самым как бы попадали под его патронат. Чтобы несколько упорядочить эту практику (в итоге которой на правительственные посты могли попасть даже вовсе неграмотные люди по принципу личной «полезности»), в 1872 г. был принят первый закон «О гражданской службе». Теперь специальный комитет из 3 человек вырабатывал правила назначения, систему конкурсных экзаменов для претендентов.

Первые ведомства – департаменты – были образованы в 1789 г.: Департамент финансов, Департамент военных дел, Департамент иностранных дел. Каждый из них в конце XVIII в. насчитывал до сотни служащих, что для того времени было значительной цифрой. Основную роль среди государственных учреждений играл Департамент иностранных дел, хотя поначалу регулярные дипломатические отношения США установили только с Францией и Испанией. Значение Департамента военных дел было снижено практически отсутствием регулярной армии. Согласно закону 1791 г. американская армия основывалась на обязательной милиционной службе мужского населения штатов от 18 до 45 лет с собственной экипировкой. В организационном подчинении милиция находилась у штатов. Реально экипированы были не более трети ополченцев. Регулярная армия насчитывала до 5 тыс. солдат и офицеров, в течение первой половины XIX в. она еще более сократилась. Это стало причиной многих трудностей в ходе англо-американской, американо-мексиканской войн того времени. Только после Гражданской войны началась организация многочисленной регулярной федеральной армии. С 1794 г. федерация начала строительство собственного военного флота (поводом стала необходимость борьбы с пиратскими действиями алжирского флота). В 1798 г. был учрежден Военно-морской департамент; тогда же образован и регулярный корпус морской пехоты как ударная боевая единица федеральных вооруженных сил.

На протяжении XIX в. образовались еще несколько департаментов-министерств: Внутренних дел (1849), Сельского хозяйства (1862), Юстиции (1870), Почтовый (1872). Появились также административные учреждения, образованные Конгрессом для особых видов главным образом социально-культурного управления и находившиеся вне прямого контроля президентской администрации. Наиболее видными такими учреждениями были Смитсонианский институт (1846) для содействия развитию наук, Комиссия по регулированию междуштатной торговли (1887). Если учреждения типа Смитсонианского института были внутрисистемными и не имели никакой принудительной власти, то федеральные комиссии обладали квазисудебными правами, решали споры как между юридическими, так и между частными лицами, принимая на себя по сути регулирующие функции.

Руководители федеральных министерств были не только чиновниками, но и должностными лицами государственной исполнительной власти. При известных условиях они могли занять пост президента и взять на себя все его полномочия. Порядок этот был отрегулирован особым Законом о преемственности президентской власти (1886). Согласно ему, в случае каких-либо обстоятельств президента замещали поочередно вице-президент, государственный секретарь, министр финансов, военный министр, министр юстиции и т. д.

Демократическая (1828) и Республиканская (1854) партии поначалу резко отличались друг от друга по своим политическим, социальным и экономическим программам. Сказывался и старый антагонизм южных штатов, сторонников демократов, и северян-республиканцев. На выборах еще 1864 г. партии занимали антагонистические позиции – так что победа одной из них исключала возможность законодательных и политических компромиссов с другой. На выборах 1877 г. их платформы были уже практически одинаковы, отличаясь только нюансами. Именно в это время исторически была основана современная двухпартийная система США, в рамках которой победа на выборах одной из партий не приносит кардинальных, перемен в политический курс и в экономические действия федеральных властей. Партии попеременно уступали друг другу большинство в Конгрессе, посты президента, оставаясь чисто верхушечными группировками административной элиты.

 

Задачи медицинской службы в мирное время изложены в приказе Министра обороны Республики Беларусь от 15 марта 2004г. №10 «Об утверждении Инструкции о порядке медицинского обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь» (далее Инструкция о порядке медицинского обеспечения). Они определяются структурой Вооруженных Сил и задачами, стоящими перед ними, условиями боевой подготовки и быта военнослужащих, состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем и характером заболеваний военнослужащих, санитарно-эпидемическим состоянием соединений, воинских частей, вероятностью возникновения крупномасштабных аварий и катастроф.

Основными задачами медицинской службы в мирное время в соответствии с вышеназванной Инструкцией о порядке медицинского обеспечения являются:

Поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности сил и средств медицинской службы

Выполнение этой задачи возможно лишь при наличии в ее составе высококвалифицированных военных врачей, способных организовать медицинское обеспечение в сложных условиях современной войны, а также при условии тщательного планирования и организации мероприятий по мобилизационному развертыванию военных медицинских частей, подразделений и организаций. Из сказанного следует, что важнейшим направлениям деятельности медицинской службы в мирное время является поддержание высокой степени боевой и мобилизационной готовности военных медицинских частей и организаций.

Боевая и специальная подготовка медицинского персонала Вооруженных Сил

Под боевой подготовкой медицинского персонала понимается система мероприятий по его обучению и воинскому воспитанию, слаживанию военных медицинских частей, подразделений и организаций в целях поддержания в них высокой боевой готовности и успешного выполнения задач по медицинскому обеспечению боевых действий соединений, воинских частей. Она включает профессионально-должностную подготовку офицеров, прапорщиков, боевую подготовку военнослужащих, проходящих срочную военную службу, специальную подготовку гражданского персонала военных медицинских частей и организаций.

Организация и проведение мероприятий по медицинской защите военнослужащих от воздействия неблагоприятных факторов боевой подготовки и окружающей среды

Изменение общей экологической обстановки в связи с последствиями аварии на ЧАЭС, стремительное развитие и совершенствование аграрно-промышленного комплекса, а также оснащение соединений, воинских частей новой сложной и разнообразной военной и другой техникой привели к дальнейшей дифференциации военного труда, к появлению новых, не встречавшихся ранее, военно-профессиональных вредностей (радиоактивное излучение, воздействие агрессивных жидкостей, электромагнитного поля сверхвысокой частоты и другие.). Возросли, соответственно, требования к здоровью военнослужащих, к соблюдению ими техники безопасности, к качеству санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах.

Медицинское обеспечение боевой подготовки Вооруженных Сил

Деятельность медицинской службы подчинена интересам Вооруженных Сил и направлена на укрепление их боеспособности и боеготовности. Большое влияние на содержание задачи и практическую значимость отдельных разделов работы медицинской службы оказало появление и принятие на вооружение новейших современных систем вооружения. Новые взгляды на способы ведения боевых действий, изменения условий боевой подготовки военнослужащих способствуют совершенствованию медицинского обеспечения, накладывают отпечаток на все стороны деятельности медицинской службы.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, предупреждение возникновения и распространения заболеваний среди них

Большая практическая значимость указанной задачи вытекает из социальной природы нашего общества. Роль медицинской службы в решении этой задачи заключается в осуществлении специальных медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, а также в разработке рекомендаций командованию по проведению соответствующих мероприятий немедицинского характера, оказании методической помощи в их реализации.

Осуществление в Вооруженных Силах санитарного надзора, медицинского контроля состояния условий жизнедеятельности военнослужащих

Конечная цель этой задачи направлена на сохранение здоровья военнослужащих, предупреждение заболеваемости среди в соединениях, воинских частях. С реализацией данной задачи связаны такие важные направления медицинской службы, как организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Оказание медицинской помощи больным военнослужащим, их лечение и медицинская реабилитация

Актуальность этой задачи определяется тем, что на современном уровне развития медицинской науки профилактическая медицина еще не в состоянии определить некоторые заболевания, полностью исключить возникновение бытовых и производственных травм.

Участие в комплектовании Вооруженных Сил здоровым пополнением

Систематический контроль и оказание методической помощи призывным комиссиям военных комиссариатов при проведении медицинского освидетельствования осуществляют врачи-специалисты ЦВВК. Должностные лица медицинской службы соединений, воинских частей активно участвуют в работе комиссий по отбору молодого пополнения для Вооруженных Сил.

Проведение военно-врачебной экспертизы

Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях комплектования и медицинского обеспечения Вооруженных Сил, улучшения медико-социальной помощи военнослужащим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах создаются военно-врачебные (врачебно-летные) комиссии. В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в организациях здравоохранения Министерства здравоохранения.

Военно-врачебная (врачебно-летная) экспертиза в Вооруженных Силах осуществляется в соответствии с законодательными актами Правительства Республики Беларусь, правовыми актами Министерства обороны и Министерства здравоохранения.

Научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта деятельности медицинской службы, научная разработка проблем военной медицины и внедрение в деятельность медицинской службы передовых достижений медицинской науки и практики

Решение указанной задачи обеспечивается ведением всеми звеньями медицинской службы научно-исследовательской и военно-научной работы. Это направление деятельности медицинской службы приобретает в последние годы все больший размах и вовлекает в свою сферу не только научно-исследовательские учреждения, но и войсковую медицинскую службу.

Организация повышения квалификации медицинского состава

Повышение квалификации медицинского состава осуществляется с целью постоянного совершенствования его военных, профессиональных знаний и практических навыков, а также с целью подготовки специалистов различного профиля для работы в военных медицинских частях, организациях.

Основными формами повышения квалификации являются самостоятельная работа медицинского состава, его специализация и усовершенствование, лечебная практика войсковых врачей в воинских госпиталях и медицинских ротах соединений, участие в медицинских конференциях, в войсковых тактических и командно-штабных учениях.

В зависимости от конкретных условий повышение квалификации военных врачей может осуществляться с использованием любых форм, в том числе и тех, которые проводятся за пределами воинской части и организуются вышестоящими звеньями медицинской службы (обучение в клинической ординатуре, адъюнктуре, факультете руководящего медицинского состава ВМА РФ).

Обеспечение соединений, воинских частей медицинскими техникой и имуществом.

Выполнение медицинской службой задач по всестороннему медицинскому обеспечению соединений, воинских частей и поддержание высокой степени боевой и мобилизационной готовности своих сил и средств должно быть подкреплено материально. Необходимо, в частности, обеспечить соединения, воинские части, военные медицинские части и организации всеми видами медицинского имущества, других материальных средств, организовать их заготовку, прием, хранение и отпуск, накопление и содержание запасов медицинского имущества на военное время.

Военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни

С принятием на вооружение армий современных, новейших видов вооружения, своевременное оказание медицинской помощи всем раненым и больным стало чрезвычайно острой и сложной проблемой. Массовый характер поражений, возможность практически одномоментного их возникновения резко повысили роль само- и взаимопомощи на поле боя, так как силами и средствами только медицинской службы задачу по своевременному оказанию первой медицинской помощи при возникновении большого количества санитарных потерь выполнить невозможно. В связи с этим особую актуальность приобретает в современных условиях военно-медицинская подготовка военнослужащих, составляющая вместе с гигиеническим воспитанием и пропагандой здорового образа жизни самостоятельное направление деятельности медицинской службы.

Основными задачами медицинской службы в военное время являются:

организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий с целью сохранения жизни и быстрейшего восстановления боеспособности раненых и больных;

организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также мероприятий медицинской разведки с целью сохранения и укрепления здоровья личного состава, предупреждения возникновения и недопущения распространения заболеваний;

обеспечение военных медицинских частей и подразделений медицинскими техникой и имуществом, а личного состава — индивидуальными средствами медицинской защиты;

организация и проведение мероприятий по медицинской защите личного состава от воздействия поражающих факторов современного оружия, а также неблагоприятных факторов боевой деятельности и окружающей среды;

организация и проведение мероприятий по защите, охране и обороне военных медицинских частей и подразделений;

постоянное совершенствование медицинского обеспечения на основе изучения, обобщения и анализа характера ведения боевых действий, особенностей возникновения и течения боевых поражений и заболеваний, достижений медицинской науки и практического опыта работы медицинской службы в боевых условиях.

Характеризуя задачи медицинской службы Вооруженных сил Республики Беларусь в военное время, необходимо, прежде всего, подчеркнуть особое значение сохранения жизни максимальному числу раненых и больных, быстрейшего восстановления их боеспособности и трудоспособности. Здесь речь идет не только о медицинском обеспечении той или иной операции, но и о сохранении боеспособности наших войск до победоносного окончания войны. Быстрое восполнение людских потерь за счет возвращения в строй раненых и больных после лечения становится фактором оперативного и даже стратегического значения.

 

 

Среди обязанностей, возложенных на медицинский персонал, следует выделить обязанности, требующие действия, и обязанности, требующие воздерживаться от действий. Например, медицинский работник обязан дей­ствовать, когда больной или раненый нуждается в помощи; однако медицинский работник обязан также воздерживаться от некоторых действий, а именно от таких, которые противоречат интересам пациента. С другой стороны, бездействие – т. е. неоказание должной помощи больному – может представлять собой невыполнение медицинским персоналом своих обязанностей.

Среди признанных прав медицинского персонала могут быть также выделены права, предполагающие определенные действия сторон в конфликте, такие, как оказание всевозможного содействия медицинскому персоналу для того, чтобы он мог как можно лучше выполнить свои задачи, и права, предполагающие обязанность сторон в конфликте воздерживаться от определенных действий, например, от применения репрессалий к ме­дицинскому персоналу.

Репрессалии— это действия, которые не соответствуют нормам права, но тем не менее преднамеренно осуществляются одним государством против другого в ответ на предшествующее противоправное действие последнего и имеют целью прекратить такое противоправное действие.

Положения международного гуманитарного права защищают медицинских работников, чьи услуги необходимы во время вооруженных конфликтов, если:

на территории их страны идет внутренний конфликт;

их страна вовлечена в вооруженный конфликт с другой страной;

их страна частично или полностью оккупирована другой страной;

их Национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца, или их страна, сохраняя нейтралитет в конфликте, принимают решение предоставить медицинский персонал в распоряжение одной из воюющих сторон или МККК.

Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение, военнопленные и гражданское население, страдающие от последствий вооруженного конфликта, т. е. все лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением.

Все перечисленные категории лиц пользуются защитой международного гуманитарного права. Медицинские работники, призванные оказывать этим людям помощь, должны в любых обстоятельствах действовать гуманно, как можно более ответственно выполняя свой долг, как велит им совесть. Принцип гуманности, сострадания к жертвам является одним из основополагающих принципов международного движения Крас­ного Креста.