Реформация и Гражданские войны во Франции.

ПОЛИТИКА ВОЕННОГО КОММУНИЗМА

Военный коммунизм — непосредственный переход к коммунизму силовыми методами в одной стране — так называется внутренняя политика Советского правительства летом 1918 — в начале 1921 годов.

 

Элементы политики военного коммунизма:

1) национализация всей промышленности.

2) запрет частной торговли, свертывание товарно-денежный отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатность коммунальных услуг.

3) уравнительная оплата труда рабочих и служащих.

4) всеобщая трудовая повинность. Все трудоспособные граждане России от 16 до 50 лет обязаны были заниматься общественнополезным трудом, в противном случае они привлекались к нему принудительно. Мобилизация по трудовой повинности приравнивалась к мобилизации в армию.

5) продразверстка — обязательная сдача крестьянами, государству всех излишков (кроме необходимого на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов — введена с 11 февраля 1919 года. Проводилась органами Наркомпрода, продотрядами, комбедами, местными Советами. Плановые задания разверстывались по уездам, волостям, селениям, крестьянским дворам.

6) деятельность чрезвычайных органов (ВЧК).

Для развития Реформации во Франции не было такой благоприятной почвы, как в Германии или Швейцарии.

 

Усиливавшаяся королевская власть противостояла папским притязаниям, и уже в XV в. были отменены папские аннаты;

 

епископы выбирались духовными капитулами и утверждались королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только по делам вероучения. Согласно Бо-лонскому конкордату 1516 г., король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Он мог подолгу не замещать вакантные должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом, доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. Поэтому во Франции не было таких конфликтных отношений короля с папской курией, как, например, в Англии.

 

Однако идеи Реформации начали распространяться весьма рано. Один из французских гуманистов — Лефевр д'Этапль — в 1513 г. написал трактат «Послания апостола Павла», в котором он выдвинул два основных положения Реформации: оправдание верой и признание священного писания единственным источником веры. Во Франции распространилось лютеранство. Первым основателем протестантской общины был Брисоннэ, епископ города Мо; но она не приобрела значительного влияния.

 

Протестантизм не получил первое время широкого признания;

 

богословский факультет Парижского университета решительно выступил против учения реформаторов. Буржуазия севера Франции, включая и Париж, поддерживала католическую религию, поскольку католицизм был символом национального единства. «Единый король, единая католическая вера» — было ее лозунгом. Известное значение имело и то обстоятельство, что крупные мануфактуристы были связаны с королевским двором. Для французского крестьянства идеи реформации были чужды, оно оставалось верным католической религии. Реформационные идеи распространялись только среди дворянства, буржуазии и ремесленного населения юго-западных областей.

 

В начале 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно, В ответ на это королевское правительство перешло к репрессиям; в 1535 г. было сожжено 35 лютеран и 300 человек арестовано. При Генрихе II был создан чрезвычайный трибунал для борьбы с кальвинистами, получивший название «Огненной палаты»: за три года своей деятельности он вынес около 500 обвинительных приговоров, 60 были смертными.

 

Но Реформация продолжала распространяться и находила сторонников в городах. С середины XVI в. наибольшее влияние получил кальвинизм, и не только в кругах буржуазии юга, но и среди наемных рабочих и ремесленников. К нему примкнула и часть дворянства, заинтересованного в секуляризации церковных земель.

Образование гугенотской и католической партий. Неудачи итальянских походов способствовали развитию оппозиционных настроений по отношению к королевской власти. Одной из форм протеста был отход от католицизма и обращение к кальвинизму.

 

 

На севере кальвинизм получил значительно меньшее распространение. Его приверженцы встречались лишь в некоторых крупных городах Нормандии. Феодальная знать и дворянство Северной Франции поддерживали католический лагерь, возглавляемый Гизами. Герцоги Гизы располагали огромными владениями в Шампани, Лотарингии и Бургундии; Франсуа Гиз был главнокомандующим королевской армией. Гизы считали себя защитниками «истинной», т.е. католической, веры.

 

Кальвинистская партия, которую во Франции называли гугенотской, возглавлялась домом Бурбонов (король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих и принц Конде), а также представителем старинного рода Шатильонов — адмиралом Гаспаром де Колиньи. Это была группа южного дворянства, которая держалась за свои вольности и привилегии. Так как королевская власть предостав-

 

 

ляла важные должности при дворе дворянству северных и центральных провинций, аристократы и дворяне юга чувствовали себя обделенными и видели средство к улучшению своего эконо^-мического положения в секуляризации земель католической

 

церкви.

 

Резко расходясь в вероисповедании, оба лагеря аристократической оппозиции мало чем различались в решении основных политических вопросов: и те и другие выдвигали требования возрождения Генеральных и провинциальных штатов. Эти настроения получили широкое распространение на юге и западе Франции — в Лангедоке, Провансе, Бретани.

 

В лагере защитников абсолютизма наиболее надежной силой являлись «люди мантии» Северной Франции, к которым примыкала и значительная часть буржуазии севера. Из них сложилась партия «политиков». Эти две группы ставили интересы Французского государства выше религии, выступая за политическое единство страны, централизацию власти и подчинение церкви государству.

 

Таким образом, обстановка накануне гражданских воин во Франции характеризовалась переплетением самых противоречивых социальных и политических интересов, приобретавших религиозную окраску, в силу чего войны получили религиозный характер.

 

В стране усиливалась антифеодальная оппозиция, выражавшая чаяния феодально зависимого крестьянства и городского плебса. Крестьянство оставалось в своей массе католическим. В гугенотах-дворянах оно видело своих классовых врагов; его врагами были и дворяне-католики, о чем свидетельствуют вспышки крестьянских восстаний и против дворян-гугенотов, и против дворян-католиков.

 

Начало гражданских войн. Гражданские войны продолжались 36 лет (1562—1598). Они начались в 1562 г. с эпизода в местечке Васси, когда герцог Гиз со своей вооруженной свитой напал на молитвенное собрание гугенотов. Поскольку гугеноты были вооружены, произошло столкновение. С этого момента начались военные действия. После третьей войны в 1570 г. был заключен мир в Сен-Жермене. Протестантское богослужение разрешалось во всем королевстве; гугеноты располагали четырьмя крепостями;

 

они могли занимать высшие государственные должности. После гибели лидера гугенотов Антуана Бурбона его место занял его сын Генрих Наваррский.

 

В 1572 г. возник план примирения враждующих партий посредством династического брака Генриха Бурбона и Маргариты Валуа, сестры короля Карла IX.

 

Этот проект был сорван Гизами и матерью короля Екатериной Медичи, боявшимися усиления гугенотов. Приехавшие на свадьбу гугеноты были вероломно перебиты в ночь на 24 августа (Варфо-ломеевская ночь). Подобные же избиения гугенотов происходили и в других городах. Погибло более двух тысяч гугенотов; в Вар-фоломеевскую ночь был убит адмирал Колиньи. Но расчеты Екатерины Медичи и Гизов не оправдались: после событий Варфо-ломеевской ночи военные действия стали еще более ожесточенными.

 

Второй период гражданских войн (1572—1576). Не надеясь на победу в масштабе всего государства, гугеноты создали на юго-западе Франции свое государство в форме федерации отдельных провинций. Некоторые южные города склонялись к подчинению королевской власти. Но дворяне организовали отряды и принуждали города к выступлению против короля. Под их давлением крупная буржуазия отошла от активной политической деятельности, и власть оказалась в руках рьяных кальвинистов, которые присоединились к дворянству. Каждая провинция управлялась губернатором из местной знати. Таким образом, юг отделился от Северной Франции.

 

Во второй период гражданских войн оформилась политическая идеология гугенотов, боровшихся против абсолютизма. В памфлетах гугенотских публицистов — монархомахов — прославлялись средневековые Генеральные штаты; развивалась теория происхождения государственной власти путем установления «общественного договора» между народом и избранным им королем. Короли, которые злоупотребляли своей властью, объявлялись тиранами, и народ был вправе изгнать или казнить их.

 

Но под народом они понимали аристократию. Юбер Ланге писал: «Под народом мы понимаем не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, знатных... Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства...»

 

Другой публицист-Дю Плесси Морне (республиканец), написавший памфлет «Иск к тиранам», определял народ как многоголовое чудовище. Таким образом, в памфлетах обнаруживается реакционный характер политической программы аристократов, которые желали вернуться к старым временам Меровингов и Ка-ролингов или еще более раннему времени, когда население избирало короля (Франсуа Отман."«Франко-Галлия»). В конце гражданских войн появилась публицистика и другого направления. Известный юрист, историк и экономист Жан Боден (1530—1596) в своем труде «О республике» отстаивал идею единого централизованного государства в форме абсолютной монархии. Монарх, с точки зрения Бодена, единственный носитель государственного суверенитета. Но он не должен стать тираном. В важнейших государственных делах монарх обязан советоваться с «лучшими людьми» государства.

 

Третий период гражданских войн (1576—1598). После смерти Карла IX в 1574 г. трон Франции перешел к его брату Генриху III. Опасаясь, что в случае смерти Генриха III престол перейдет к его ближайшему родственнику Генриху Наваррскому, кальвини-

 

 

сту и вождю гугенотов, католики решили создать свою организацию, подобную конфедерации гугенотов на юге, — Католическую лигу (1576 г.). Возглавивший ее Генрих Гиз рассматривался как претендент на трон Франции. В 1576 г. в Блуа собрались Генеральные штаты. Сторонники Гизов были против попыток Генриха III примириться с гугенотами и предоставить им свободу вероисповедания. Однако по королевскому эдикту гугенотам было обещано право исповедовать свою религию везде, кроме Парижа;

 

они получили восемь крепостей и сохраняли свою армию.

 

Создание Католической лиги оживило деятельность фанатиков Парижа, но внутри лиги существовали разногласия между аристократами, рядовым дворянством и буржуазией. Генрих III, используя эти противоречия, объявил себя главой лиги. Гизы повели усиленную агитацию против короля, используя движение среди мелких торговцев, ремесленников и плебейства, страдавших от налогов, смут в государстве и затянувшейся войны. Парижская буржуазия была возмущена вымогательствами короля, низы населения страдали от поборов и притеснений. В Париже образовался антикоролевский фронт. В 1584—1585 гг. была создана Парижская лига. Руководящую роль в ней играли средняя буржуазия, адвокаты, прокуроры, нотариусы; в целом она имела более демократический характер, чем Католическая лига. Но в Парижской лиге существовали расхождения между руководителями, среди которых были фанатики-монахи католических орденов, проводившие политику в интересах католической реакции, и рядовыми членами лиги.

 

Парижская лига учредила комитет, которому было поручено следить за действиями короля. Очень скоро власть в Парижской лиге перешла в «Комитету 16-ти», составленному из представителей от 16 кварталов Парижа. По примеру Парижа и другие города превращались в независимые республики.

 

Король решил разогнать Парижскую лигу и избавиться от опеки Гизов; он начал стягивать войска к Лувру. Когда об этом узнали, на улицах Парижа стали строить баррикады. Ремесленники, мелкие торговцы, подмастерья, рабочие, поденщики готовились сражаться с королевскими войсками. Король бежал из Парижа в Шартр. В 1588 г. в Блуа собрались Генеральные штаты, которые полностью поддержали Гизов. Генрих III решил избавиться от своих католических соперников. Герцог и кардинал Гизы были приглашены на королевский совет и по приказу короля убиты его охранниками. В ответ на это в Париже вспыхнуло возмущение, город отказался повиноваться королю. Лига выдвинула своего кандидата на престол Франции — брата убитого Генриха Гиза, герцога Майеннского. Воспользовавшись обстановкой политической анархии, испанский король Филипп II ввел, с согласия лиги, испанский гарнизон в Париж (1591 г.). К гражданской войне прибавилась война с испанскими интервентами на французской территории.

 

 

Генрих III попытался исправить положение и пошел на союз со своим недавним врагом Генрихом Наваррским, которого он провозгласил своим наследником. Весной 1589 года оба короля пошли на Париж. В Париже обстановка была тревожной; боялись, что появление королей, особенно Генриха Наваррского, вызовет теперь расправу с католиками. Католические проповедники произносили в церквах речи, призывающие отомстить за смерть Генриха Гиза. Первого августа 1589 г. Генрих III был убит монахом — членом лиги. Династия Валуа окончилась. Королем Франции должен был стать Генрих Наваррский. Но ему предстояла еще война с лигой и другими католическими противниками.

 

Положение во всей стране было крайне напряженным. В Париже развернулась ожесточенная борьба между «Комитетом 16-ти» и герцогом Майеннским. Буржуазная верхушка теряла свой престиж в массах, и «Комитет 16-ти» был распущен.

 

Во многих районах юго-запада страны развернулось широкое крестьянское движение против налогов и бесчинств дворянства. Восставшие крестьяне «кроканы» (их лозунгом было «на грызунов» — aux croquans) громили дома сборщиков налогов и усадьбы дворян. Движение народных низов заставило оба лагеря пойти на взаимные уступки, чтобы восстановить королевскую власть и укрепить порядок в стране. Париж был согласен принять Генриха, который уже был коронован в Шартре, но недовольство вызывал его протестантизм. Генрих Бурбон 22 июля 1593 г. перешел в католичество. «Париж стоит мессы», — отвечал он на упреки со стороны бывших соратников.

 

Нантский эдикт. Война с Филиппом II Испанским окончилась успешно для Франции в 1598 г. После того как при Вервье испанские войска потерпели тяжелое поражение, противники Генриха капитулировали.

 

Гражданские войны закончились. Генрих IV в 1598 г. издал Нантский эдикт, ставивший цель примирить католиков с гугенотами. Католичество восстанавливалось во всей Франции и признавалось государственной религией. Католическому духовенству возвращались его земли. Гугеноты получили право исповедовать кальвинизм, собирать свои церковные съезды. Это был первый эдикт веротерпимости в Западной Европе. Гугенотское дворянство начало отходить от политической позиции и возвращалось обратно в католицизм. Гугенотам было оставлено около 200 крепостей на юге и юго-западе. Они получили право иметь при короле своих представителей, а также собирать особые политические совещания. В результате гражданских войн гугеноты юга Франции получили значительную самостоятельность.

 

Во Франции после тридцати лет войны и анархии восторжествовал абсолютизм. Торговля и финансы находились в полном расстройстве, государственная казна была пуста. В этих условиях восстановление сильной королевской власти являлось жизненно 492

 

необходимым. В установлении порядка в стране были заинтересованы широкие слои французского общества.