МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
ЛАНДА Р.Г.
(ВОСТОК. – 2004.- № 1. – С. 57-72)
Мир ислама накануне Первой мировой войны искал пути к объединению. Эти поиски воплотились в движение панисламизма, стремившегося сплотить всех мусульман в борьбе с колониальной экспансией европейских держав, ответить на культурно-идеологический вызов Запада, преодолеть идейные расхождения среди мусульман. Последнее было достаточно трудно, ибо помимо суннизма, в мире ислама были распространены шиизм и его разновидности (в Иране, Йемене и Ираке, на Кавказе и Памире), в том числе исмаилизм с его многочисленными ответвлениями (от Ливана до Индии). Менее заметны были тогда ваххабизм (в Аравии), бабизм и бехаизм (в Иране и Средней Азии). Все эти многочисленные течения имели не только разные взгляды и обряды, но и собственную организацию, стремившуюся отгородить своих подопечных от влияния прочих, хотя бы и конфессионально близких, общин. Ситуация осложнялась огромным количеством (до 325) суфийских (дервишеских) орденов (братств), также отличавшихся своей практикой, а иногда и политическими установками.
Первые попытки добиться единения мусульман предпринял кокандский хан Худояр (1845-1875), который выступал за союз арабов и курдов с мусульманами Средней Азии, Афганистана и Индии на основе провозглашения джихада ("священной войны") против англичан, вторгшихся тогда в Афганистан, и русских войск, воевавших в Средней Азии. Но наиболее успешно идея панисламизма была использована османским султаном Абдул-Хамидом II (1876-1909). Считаясь с 1517 г. халифами, носившими титул хадим алъ-харамейн ("служитель обоих священных городов", т.е. Мекки и Медины), султаны признавались большинством мусульман (во всяком случае, суннитов) лидерами всего исламского мира. Однако в XIX в. это встречало более сильное, чем раньше, сопротивление, прежде всего христианских держав, стремившихся нейтрализовать влияние Стамбула на своих подданных-мусульман. Ведь если в Османской империи в 80-е гг. XIX в. насчитывалось 16-18 млн мусульман, то в России их было 18 млн, а в колониальных империях Англии, Франции и Голландии - соответственно 82, 22 и 30 млн человек. К тому же султаны все чаще сталкивались в XIX в. с неповиновением мусульман и внутри Османской империи, не говоря уже об отрицании их прав на халифат в Иране, Марокко и некоторых других странах.
Дабы утвердить свой авторитет во всех концах мусульманского мира, султан стал поощрять осуждение всего "западного" и пропаганду достижений мусульман и средневековой арабо-исламской цивилизации. Он награждал орденами и титулами глашатаев панисламизма за пределами империи. Особенно большой резонанс во всех странах исламского мира получила деятельность Джамаля ад-Дина аль-Афгани, который выступал за решительное обновление ислама, за отказ от замены иджтихада (личного мнения в результате свободного обсуждения) признанием лишь мнения духовных авторитетов, за салафийю, т.е. возврат к первоначальным истокам ислама (С. 57-58). Аль-Афгани резко осуждал распри между мусульманами, особенно между суннитами и шиитами, призывал их к единству и был уверен, что "религиозную и племенную рознь можно преодолеть путем патриотического воспитания молодежи". Характерно, что аль-Афгани был "антинационалистом" и утверждал: "Мусульмане не знают иной истинной национальности, кроме своей религии". Он еще в 60-е гг. XIX в. высказал идею о необходимости религиозно-политического единства Афганистана, Белуджистана, Кашгара, Бухары и Коканда при одобрении османского султана и денежной помощи мусульман Индии. Под его влиянием и при его содействии возникали партии, общества и тайные организации в различных странах ислама, в первую очередь в Египте. Панисламистское движение стало постепенно развиваться, охватив огромную территорию: от Юго-Восточной Азии до Алжира.
Существовали различия в положении разных мусульманских стран, большинство которых в то время стали колониями. Их интересы далеко не всегда и не во всем совпадали с политикой Османской империи. К тому же главный идеолог панисламизма Джамаль ад-Дин аль-Афгани и многие его приверженцы, например, муфтий Египта Мухаммед Абдо, использовали идеи обновления и реформации ислама, что отвергалось мусульманскими традиционалистами. Абдо хотел "примирить ислам с наукой", отвергал таклид (средневековую традицию комментариев Корана), выступал за слияние всех толков и сект ислама, находя в Коране эквиваленты научных представлений своего времени. Проповедуемое им обновление ислама и усвоение мусульманами достижений западной культуры встретило понимание в кругах интеллигенции и молодежи во многих странах.
Однако большинство мусульман к началу второго десятилетия XX в. оставались традиционалистами, которые отвергали какие-либо новшества (бидъа) не только в силу их осуждения с позиций таклида, но и потому, что все, исходившее от Запада, воспринималось ими как чуждое и враждебное. Поэтому даже передовые люди мусульманского Востока не хотели казаться западниками. "Ислам - религия моей родины, и мой долг - защищать его". Это убеждение Салямы Мусы, видного философа и публициста, одного из первых социалистов Египта, в мире ислама было аксиомой. Еще дальше шел основатель панарабизма ливанский эмир Шакиб Арслан, считавший, что "халифат Османов - это гарантия для Востока". Разумеется, подобный консерватизм отбрасывал панисламистов на позиции косности, архаизма и застоя, лишал их поддержки наиболее прогрессивно мысливших мусульман. Неспособность панисламизма действенно противостоять идеологическому влиянию Запада привела его к упадку, который способствовал краху Османской империи в 1918 г. и устранению султана-халифа как политической фигуры. В дальнейшем панисламизм выродился в бессильное халифатистское движение.
В известной степени падению державы Османов способствовала ее зависимость от иностранцев. Английские и французские компании долго хозяйничали в экономике страны, создав себе опору среди немусульманских меньшинств. Однако с начала XX в. их стала теснить все более усиливавшаяся Германия. Кайзер Вильгельм II "хотел изгнать британцев из Индии, а русских - с Кавказа и из Центральной Азии... Разведслужбы короля (Великобритании), кайзера, султана и царя развернули битву от проливов Константинополя на западе до Кабула и Кашгара на востоке". Немцы распускали слухи о том, что кайзер "тайно совершил паломничество в Мекку", а "вся германская нация последовала примеру своего императора и в массовом порядке приняла ислам" (С. 58-59). Специально подготовленные группы германских разведчиков наводнили Восток под видом археологов, врачей, путешественников, инженеров, учителей. Немецкие генералы и офицеры в качестве советников возглавили османскую армию. Особенно быстро этот процесс пошел после визита кайзера в Стамбул, Иерусалим и Дамаск. "Где будущее Германии? - вопрошал ведущий немецкий геополитик Пауль Рорбах. - Оно на Востоке. В Турции..., в Месопотамии..., в Сирии". С контролируемой османами территории германские миссии, диверсионные группы и отдельные агенты были посланы в Иран, Афганистан, Белуджистан и мусульманские регионы на севере Индии. Есть данные, что они были причастны и к антироссийским акциям в Центральной Азии.
Во многом благодаря усилиям Берлина Османская империя оказалась вовлечена в войну как бы "на равных" с великими державами. Это льстило тщеславию младо-турецких правителей империи, питало их панисламистские и пантюркистские иллюзии, удовлетворяло" как националистические и милитаристские претензии военной касты, усилившейся при младотурках, так и великодержавно-экспансионистские замашки староосманской элиты. Однако возможностей для реализации всех этих замыслов у империи не было. Поэтому, вступив в войну, она сделала шаг навстречу своей гибели.
В Первой мировой войне мир ислама участвовал по-разному. Наиболее заметным было участие Османской империи, мусульман России, а также исповедовавших ислам жителей британских и французских колоний. В английских войсках на разных фронтах в 1914-1918 гг. служили 1.5 млн уроженцев Индии, преимущественно мусульман и сикхов. Военные расходы британских властей в Индии составили в 1914-1918 гг. свыше 212 млн ф. ст. Намного меньше была армия Египта (17 тыс. человек в 1914 г., 50 тыс. - к 1918 г.) и ее участие в войне было незначительным. Но сотни тысяч египтян служили в "трудовых корпусах", занятых на оборонных и строительных работах, на обслуживании нужд 275-тысячной английской (на 2/3 - индийской) армии. С этой же целью 10 тыс. египтян были посланы во Францию, восемь тысяч - в Месопотамию. Франция получила из колонии 545 тыс. солдат (в большинстве своем - мусульман из Алжира, Туниса, Марокко, Сенегала и других стран Африки). Из всех этих стран были направлены в метрополию сотни тысяч рабочих, заменивших французов в промышленности и сельском хозяйстве. В Алжире Франция разместила военные займы на 1768 млн франков, в остальных своих владениях - на 600 млн франков. Англичане же прямо использовали для возмещения военных расходов золотой запас Национального банка Египта.
Во французскую армию были мобилизованы 155 тыс. европейцев Алжира и 173 тыс. алжирских мусульман. Из них погибли 22 тыс. европейцев и 25 тыс. (а по другим данным - до 50 тыс.) мусульман. Известно, что именно против алжирских частей французской армии немцы впервые применили газы под городом Ипр в Бельгии. Впоследствии заслуги алжирцев на поле боя стали их политическим козырем в антиколониальной борьбе. Ранены были 82 тыс. алжирцев. Кроме того 119 тыс. алжирцев (в том числе 89 тысяч принудительно) были направлены на работы во Францию. Очевидно, предполагалось мобилизовать в армию и на "трудовой фронт" гораздо больше алжирцев, так как примерно 120 тыс. человек, уклонившись от мобилизации, бежали в горы. Другие владения Франции с мусульманским населением были вовлечены в события связанные с войной, в меньшей степени. Так во Франции в 1914-1918гг. работали 30 тыс. тунисцев, а из 63 тыс. тунисских солдат французской армии 10.5 тыс. человек погибли на фронте (С. 59-60). Тогда же во Францию были отправлены на работы военного значения 25 тыс. (по другим данным - свыше 35 тыс.) марокканцев, при этом вдвое меньше их оказалось в рядах французской армии. Это объяснялось сравнительно недавним (всего за три года до начала войны) установлением власти Франции над Марокко и открытым нежеланием многих влиятельных марокканских феодалов помогать Франции.
Некоторые конфликты, происходившие в годы войны на территориях, где проживали мусульмане, были как бы унаследованы от довоенного времени и на первый взгляд не имели отношения к борьбе противостоявших друг другу коалиций. Однако они логично "интегрировались" в общемировой конфликт, так как их участники вынуждены были искать себе союзников либо на той, либо на другой стороне.
Так, патриоты Триполитании и Киренаики (территорий, впоследствии образовавших Ливию) продолжали сопротивление Италии, начавшееся еще в 1911 г. И поскольку последняя примкнула к Антанте, местные арабы и берберы встали на сторону Германии и Османской империи. Эти державы и до 1914 г. оказывали помощь различным группировкам местной знати, а после 1914 г. посылали им оружие, боеприпасы и денежные средства, а также направили миссию военных инструкторов во главе с генералом Нури-беем (братом османского военного министра Энвер-паши) и представителем генштаба Германии К. Маннесманом. До 1916-1917 гг. эти усилия были достаточно эффективны: итальянцы были вытеснены с основной части территории, а в соседнем Египте англичане были вынуждены отражать атаки арабо-османских отрядов с запада.
Иначе обстояло дело в Аравии, в то время расколотой на множество эмиратов, формально - вассалов Османской империи. Англия энергично склоняла их к союзу и к борьбе против османов. Но они либо оставались верны Стамбулу (Йемен, Джебель-Шаммар), либо сохраняли выжидательный нейтралитет, используя, как эмиры Асира и Неджда, полученные от Лондона деньги и оружие в своих целях. Единственным правителем, ставшим союзником Англии, был шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими, под чьим влиянием (и юрисдикцией) находились племена Хиджаза. Английский верховный комиссар в Египте Мак-Магон вел с ним долгие переговоры, пообещав Хусейну, наконец, в октябре 1915 г. признать его королем будущего государства всех арабов Азии (за исключением Ливана, запада Сирии, юга и востока Аравии). После этого Хусейн поднял в июне 1916 г. знаменитое "восстание в пустыне". Повстанцами командовали сын Хусейна, эмир Фейсал, и британский разведчик, полковник Лоуренс. В результате их действий османы к июлю 1917 г. были вытеснены из Хиджаза.
В ходе Первой мировой войны Османская империя - ведущая и самая могущественная держава ислама - потерпела полное поражение. Правившие при фактически безвластном султане триумвиры-младотурки - военный министр и начальник генерального штаба Энвер-паша, председатель ЦК правящей партии "Иттифак ве теракки" ("Единение и прогресс"), министр внутренних дел Талаат-паша, морской министр Джемаль-паша, - всячески притесняя нетюркские народы - армян, греков, арабов, курдов, в то же время стремились объединить всех тюркоязычных, в том числе проживавших в России, Иране и других странах. Плохо оснащенная, к тому же устаревшей техникой, состоявшая в значительной мере из представителей угнетенных этнических общин империи, поставленная под контроль германских офицеров османская армия оказалась вынужденной одновременно воевать на Кавказе и на Синайском полуострове, в Ираке и на Балканах.
Несмотря на отдельные удачи на Балканах и в Ираке, османская армия постоянно терпела поражения, потеряв убитыми и ранеными более 2.6 млн человек, оставив громадную территорию от Синая до Басры и Эрзерума (С. 60-61). Свои неудачи османы "компенсировали" расправами с наиболее значительными немусульманскими общинами страны - армянами и греками, а впоследствии - и с мусульманами (например, с арабами Сирии и Ливана в 1915-1916 гг.). Империя была разорена, урожаи и производство резко сократились, чудовищное обогащение коррумпированной бюрократии контрастировало с голодом и обнищанием низов. Все это обусловило дезинтеграционные процессы в империи, стремление нетурецких народов отделиться от нее, тем более что отступавшие по их землям войска османов занимались грабежами, погромами и насилием. В октябре 1918 г., подписав перемирие, Османская империя сдалась на милость победителей, оккупировавших ее столицу. Руководители младотурок бежали в Германию, а султан стал марионеткой Англии и Франции. Это был конец империи.
Отсталая полуфеодальная держава оказалась ни экономически, ни политически, ни технически не готовой к выполнению возложенной ею на себя роли гегемона мирового ислама. Для этого у нее, как показал опыт войны 1914-1918 гг., не было ни военных, ни материальных, ни духовных сил. Осталась лишь тень былого величия. Все подданные Османов, в том числе и в первую очередь мусульмане, знали, что официальная пропаганда всесилия империи сочетается с ее полной зависимостью от Запада (до 1908 г., в основном от Англии и Франции, после этого - преимущественно от Германии), что панисламизм и османизм вытесняются воинствующим шовинистическим пантюркизмом, прямо направленным не только против соседних стран, но и собственных подданных нетурецкого происхождения. С провозглашавшимися принципами Корана и шариата никак не вязались произвол, коррупция, жестокость, наглость и авантюризм младотурецкой верхушки и ее окружения, аморальность и корыстолюбие которых не имели ничего общего с исламскими представлениями о социальной справедливости.
Все это подточило империю гораздо больше, чем военные неудачи. Империя, а особенно султан-халиф, сохранивший после младотурецкой революции 1908-1909 гг. не так уж много власти, не пользовались авторитетом в глазах мусульман всего мира, по крайней мере - таким, как еще в середине XIX в. Мусульмане не верили в искренность панисламистских лозунгов Стамбула, а репрессивная политика младотурок противопоставила друг другу различные общины и группы, в том числе и мусульманские. Против младотурок выступили не только иноконфессиональные, но и инонациональные подданные, в частности - арабы (мятежи в Сирии и Ливане в 1915-1916 гг., "восстание в пустыне" в Хиджазе в 1916 г.). В рядах британских войск против османов сражалось немало мусульман, особенно из Индии.
То же самое относится к мусульманам - подданным Франции и России, что можно продемонстрировать на конкретных примерах, в частности в странах Магриба, где раньше, в 1905-1906 гг., французы отмечали большое влияние "панисламистской агитации" Стамбула. Стоит также учесть службу во французской армии множества мусульман из Сенегала и других африканских колоний, на которых панисламизм не оказывал ни малейшего воздействия.
* * *
В годы войны Франции не пришлось посылать в Алжир солдат для "поддержания порядка". Алжирские марабуты, т.е. суфийские лидеры, и значительная часть мусульманского духовенства заняли позицию лояльной поддержки метрополии. Они не откликнулись на призыв к джихаду - "священной войне", провозглашенной в октябре 1914 г. османским султаном как религиозным главой всех мусульман-суннитов и выступили на стороне Франции против Германии и державы Османов (единственный во французской армии подполковник-алжирец Кади и еще восемь офицеров-алжирцев были направлены в Египет в 1916 г. для помощи в организации антиосманского восстания в Хиджазе, а с 1918 г. участвовали в боях против турок в Аравии) (С. 61-62). В ряды французской армии вступили многие представители видных мусульманских фамилий. В чине капитана частей спахи (иррегулярной "туземной" кавалерии) сражался внук национального героя алжирцев Абд аль-Кадира, эмир Халид, который в 1913 г. вышел в отставку в знак протеста против дискриминации алжирцев во французской армии, но с началом войны вернулся на военную службу. Другие младоалжирцы, т.е. усвоившие французскую культуру "мусульмане-французы", в большинстве своем также поддерживали Францию, рассчитывая на уступки с ее стороны. Но многие из них и во время войны "протестовали против рекрутчины", требовали уравнения в правах алжирских и французских чиновников, представительства в парламенте Франции.
Лишь небольшая группа традиционалистов Алжира и Туниса возлагала надежды на победу Германии и Османской империи. Они распространяли панисламистские листовки, призывавшие к "священной войне", саботировали военные усилия Франции, агитировали за отказ от военной службы. Но их деятельность постепенно угасала после начала антиосманского восстания в 1916 г. Воззвание шерифа Мекки Хусейна в котором он обвинял турок в "пренебрежении и враждебности благородному и благочестивому эмиру Абд аль-Кадиру Алжирскому", имело в Алжире определенный отголосок. То же самое можно сказать и о прокламации эмира Халида, заявившего в 1915 г., что все арабы выступают против турок, как своих угнетателей.
На деле это было не совсем так. Один из сыновей Абд аль-Кадира, эмир Абд аль-Малик, дослужившийся в Сирии до чина полковника османской армии, с декабря 1914 г. действовал в Марокко как союзник Османов. Его 15-тысячная армия угрожала городам Таза и Касабланка. Получая оружие и деньги из Германии и Испании, Абд аль-Малик в марте 1915 г. даже объявил войну французской администрации в Марокко, которой удалось с ним справиться только в 1924 г.
Алжирцы знали о борьбе Абд аль-Малика. Они также сочувстовали антиитальянскому движению в соседней Ливии, проходившему под руководством братства Сену-сийя. В 1914 г. Германия обратилась к сенуситам демагогическим призывом "освободить мусульман от рабства" и вернуть им "честь". Под влиянием сенуситов шейхи Хогтара (Южной Сахары) Ахмед Султан и Абд ас-Салям объявил Франции джихад в 1915 г. и с февраля 1916 г. начали осаду французских опорных баз. Франция была вынуждена направить против них корпус генерала Ляперрина, усмирявшего туарегов вплоть до конца 1917 г. Открытые выступления против французов имели место в Алжире в 1914 г. в районах Бени Шугран (близ Маскары) и Милианы. Повстанцев возглавляли шейхи племен, не пожелавшие подчиняться приказам о мобилизации. Один из них сказал: "Можно увеличить налоги и забрать у нас имущество, но мы не дадим своих детей". В то же время многие крестьяне, не ограничиваясь этим, с декабря 1914 г. стали требовать возвращения земель, конфискованных у них французами после восстания 1871 г. Однако всеобщее восстание мусульман Магриба, на которое уповало германо-турецкое командование, так и не произошло, хотя партизанские налеты в 1915-1917 гг. отмечалось по всему востоку страны - от Тебессы до Бужи, а также в Тенесе на западе, где бунт солдат-алжирцев был поддержан рабочими - по словам Белькасем Саадаллаха, "как в России 1917 года". В 1916-1918 гг. в Алжире было зарегистрировано до девяти тысяч нападений, покушений и актов саботажа (С. 62).
Некоторое влияние на магрибинцев и других мусульман - подданных Франции в годы войны прогерманская и панисламистская пропаганда все же оказала: распространялись легенды о Хадж Гийуме (т.е. кайзере Вильгельме), которого воспевали, как "сражающегося со звездами", и открыто желали ему победы; панисламисты в Константине уверяли, что халиф (т.е. османский султан) может сжечь весь мир, стоит ему "лишь поднять знамя пророка". Активен был и образованный в Берлине в январе 1916 г. Комитет за независимость Алжира и Туниса во главе с тунисскими шейхами Салахом аш-Шарифом и Исмаилом ас-Суфайхи. От Алжира в его состав был включен сын Абд аль-Кадира, эмир Али-паша, и внук Абд аль-Кадира, эмир Сайд. Комитет вел патриотическую агитацию среди пленных солдат французской армии (магрибинцев и вообще мусульман), многие из которых потом тайно забрасывались на родину с диверсионными целями или поступали в османскую армию.
В первом воззвании от имени комитета (1916) аш-Шариф обвинил страны Антанты в "намерении подчинить другие народы, похитив их самостоятельность и личную свободу". Ас-Суфайхи и аш-Шариф подробно описывал тяготы жизни алжирцев и тунисцев под властью Франции: налоговый гнет, юридическое бесправие, земельный грабеж, принудительный труд, подавление всех свобод и национальной культуры. Предлагалось сорвать "дьявольские планы" Антанты путем мобилизации "материальных и духовных сил стран Ислама" и "братского союза Турецкого государства" с Германией и Австро-Венгрией. В том же 1916 г. эмир Али-паша опубликовал в Берлине на арабском языке "Призыв к мусульманам, служащим в союзных армиях, встать на защиту Халифата, спасти ислам и святые города, освободить Алжир, Тунис и Марокко".
Несмотря на малочисленность магрибинцев в Германии и Турции, а также ограниченность их влияния (в основном - среди военнопленных), их деятельность положила начало важному процессу политизации мусульманской эмиграции в Европе, во многом повлиявшему на политическую и социальную жизнь континента на протяжении всего XX в. и на темпы модернизации мусульманского Востока. До Первой мировой войны выходцы из стран ислама занимались в Европе преимущественно экономической деятельностью, в меньшей степени - религиозной: в Англии, где первая мечеть была выстроена уже в 1889 г., вплоть до 1914 г. мусульманами были в основном купцы и моряки из Адена, Сомали, Индии, во Франции - докеры, строители, мыловары и шахтеры из Алжира, как правило - неграмотные и неквалифицированные. Война привела к резкому росту мусульманской эмиграции, а также к последующему ее вовлечению в рабочее и социалистическое движение, прежде всего во Франции.
В годы войны эмигранты в Германии и Турции (в основном - традиционалисты) устанавливали связи с единомышленниками из Туниса и Марокко, скрывавшимися в Швейцарии и Испании, планируя создание Объединенной Североафриканской Республики в составе Алжира, Туниса, Марокко, Триполитании и Барки (Киренаики). На международных конференциях делегаты стран Магриба обычно выступали солидарно, обращаясь к Германии, Австро-Венгрии и Османской империи за помощью "против режима угнетения" и в поддержку требований независимости. В 1915 г. в Стамбуле были изданы брошюры лейтенанта Хаджа Абдуллаха (дезертировавшего из французской армии Бу Кабуйя) "Священная война и роль черной армии в Алжире" и "Ислам во французской армии". В них описывалась "арабофобия" французских офицеров, их вражда к "молодым тюрбанам", "смуглякам" и "назам" (от араб, ан-нас -"люди"), как они оскорбительно именовали всех грамотных военнослужащих-алжирцев, а также постоянная слежка за алжирцами со стороны агентов полиции. С января 1917 г. Бу Кабуйя, который жил в Цюрихе, вел агитацию среди алжирцев Европы (С. 63). В том же году из Стамбула в Алжир было переправлено множество других антифранцузских брошюр и листовок. Часть из них - в основном исламистского содержания - была заброшена в окопы на фронтовых позициях, занимавшихся алжирскими стрелками. Через Севилью в Алжир поступал также подпольный листок "Девуар" ("Долг"), который издавал дезертировавший из французской армии "Мехмет-алжирец, ушедший в Турцию для борьбы с гонителями ислама".
Комитет партии Единение и прогресс в Стамбуле основал в Лозанне под руководством бывшего египетского хедива Аббаса II Хильми свой филиал - Международное мусульманское общество, которое стало издавать с 1916 г. бюллетень, вскоре превратившийся в ежемесячный журнал "Ревю дю Магриб". Редактор журнала Мухаммед Баш-Ханба, его брат Али и другие младотунисцы (т.е. близкие младоалжирцам либералы-националисты) постоянно писали об угнетении народов Туниса и Алжира. В сентябре 1917 г. "Ревю дю Магриб" опубликовал "Хартию алжирского народа", в которой требовал отмены колониального "туземного кодекса" и репрессивных трибуналов, гарантий уважения личности, имущества, свободы, языка и религии алжирцев, восстановления правосудия и законности, налоговой реформы и равенства "в расходах и доходах бюджета", предоставления гражданских и политических прав вплоть до представительства в парламенте Франции.
Часть алжирских эмигрантов поддерживала связи с бывшим марокканским султаном Мулаем Абд аль-Хафизом (Хафидом), пытавшимся, находясь в Барселоне, поднять антифранцузское восстание в Северной Африке, а также поддерживала требование Комитета за независимость Алжира и Туниса о предоставлении независимости "алжиро-тунисскому народу". Этот комитет, объединявший традиционалистов Туниса и Алжира, эмигрировавших в Женеву, возглавляли Мухаммед Мезиан ат-Телимсани, Бираз аль-Джазаири и Хамдан Бен Али аль-Джазаири. Однако вся эта деятельность алжирской эмиграции, оторванной от родины и ее повседневных проблем, не представляла большой опасности для колониального режима. Французские службы контрпропаганды, издававшие в Магрибе ряд специальных газет на арабском языке, в том числе "Ахбар аль-Харб" ("Военные новости") и "Аль-Мустакбаль" ("Будущее") легко нейтрализовали агитацию эмигрантов.
Наиболее дальновидные представители французских правящих кругов считали необходимым, особенно в трудных условиях войны, удовлетворить хотя бы часть требований мусульман Магриба, не без оснований полагая, что долготерпению служивших в армии или работавших в метрополии может наступить конец после их возвращения на родину. "Опыт алжирских войск, мобилизованных в 1914-1918 гг. на службу Франции, - писал впоследствии германский историк Томас Опперман, - открыл новые политические горизонты для наиболее передовых умов страны... Познакомившись с Европой, они стали более критически рассматривать ситуацию в своем отечестве". Многие парламентарии Франции стали присоединяться к позиции Ж. Клемансо, уже в 1915 г. требовавшего проведения реформ в Алжире. И хотя он стал главой правительства Франции осенью 1917 г., осуществить свои замыслы он смог только после окончания войны из-за ожесточенного сопротивления верхушки европейских колонистов Алжира. Выразитель настроений последних, сенатор Гастон Томсон, например, заявил, что во всех проектах реформ "нет ничего, кроме немецкой пропаганды".
Первая мировая война принесла магрибинцам и другим мусульманам - подданным Франции вместе с людскими потерями и материальными тяготами некоторое развитие экономики, рост современных общественных слоев и классов, в том числе буржуазии (главным образом торговой), общее изменение социально-психологического климата (на это повлияло участие многих магрибинцев и африканцев в военных действиях и их жизнь в Европе в течение нескольких лет), увеличение рядов и оживление деятельности оппозиционной властям политической элиты из переехавших в Европу или в страны Арабского Востока и тех, кто проходил во Франции военную службу, учился или был трудовым эмигрантом (С. 64-65). Обострив и углубив многие довоенные противоречия колониального строя, обстановка военного времени содействовала усилению антиколониальных настроений.
Ставка немцев и турок на панисламизм, на вражду мусульман к Франции и авторитет султана-халифа не оправдалась как вследствие негативных черт Османской империи и ее правителей, так и по причине нейтрализации влияния османов и местных традиционалистов (в том числе эмигрировавших) политическим, экономическим и культурным влиянием Франции и всех ее местных сторонников - от Туниса до Сенегала.
Англия укрепила свои позиции в Аравии и районе Персидского залива. Но получив мандат на управление Ираком и Палестиной, сохранив свое влияние в Египте и Иране, она оказалась вынужденной пойти на уступки, создав систему местных органов самоуправления в Индии (1919), учредив арабские монархии в Ираке и Трансиордании (1921), формально признав независимость Египта (1922). Вместе с тем Англия еще долго держала свои войска в большинстве стран Ближнего Востока, включая Турцию и Иран, развязала в 1919 г. очередную войну против Афганистана, стремилась проникнуть на Кавказ и в Среднюю Азию, чему способствовала обстановка на юге России.
* * *
К концу войны очень непростое положение сложилось в мусульманских регионах России. Здесь выразители настроений приверженцев традиции (кадимисты) делали упор на лояльности царской администрации и лично Белому царю (Ак Падишаху). Противостоявшие им либералы-обновленцы (джадиды) ориентировались на либеральные и отчасти на умеренные левые круги русского общества, которые с пониманием относились к национально-религиозным требованиям мусульман. Добиваясь модернизации мусульманской среды, джадиды выступали за развитие контактов с русской культурой и наукой, за восприятие через Россию новейших веяний из Европы. После русской революции 1905-1907 гг. возросло взаимопонимание православных и мусульман, особенно в Поволжье, Сибири и на Урале, в меньшей степени - на Кавказе и в Центральной Азии. Первая мировая война все изменила. Лояльность мусульман Ак Падишаху не сразу, но постепенно была поставлена под вопрос, особенно после поражений на фронте в 1915 г. Сомнения в прочности царизма привели, начиная с 1916 г., к волнениям и открытому недовольству, к распространению национализма и сепаратизма. Однако это произошло под воздействием не Османской империи или ее пропаганды, и не каких-либо религиозных или этнических факторов. Главными здесь были политические и социальные потрясения, произошедшие в России во время и после первой мировой войны.
После вступления в войну Османской империи (октябрь 1914 г.) в России не произошло никаких выступлений в пользу султана-халифа и ведущей державы ислама. Солдаты-мусульмане русской армии (преимущественно уроженцы Поволжья и Северного Кавказа) честно исполняли свой воинский долг. Довольно быстро выявилась военная несостоятельность Османской империи, армия которой уже в конце 1914 г. - начале 1915 г. была разгромлена русскими у Сарыкамыша, потеряв при этом убитыми и ранеными 70 тыс. человек из 90 тыс. солдат и офицеров. После этого русская армия на Кавказском фронте постоянно побеждала, заняв в 1916 г. Эрзерум и Трабзон и выйдя к Ханекину в северном Ираке (С.65).
Однако по мере затягивания войны, роста потерь и тягот военного времени, ухудшения экономического положения стала увеличиваться социальная напряженность, которая сказалась на российско-мусульманских отношениях. Следует иметь в виду, что в мусульманских областях, помимо общего для всей России недовольства бездарным правлением Николая II, существовал еще и фактор падения престижа Белого царя, неспособного победить в войне (от тяжелых поражений 1915 г. на Восточном фронте Россия так и не оправилась, несмотря на ее постоянные успехи на Кавказском фронте и знаменитый Брусиловский прорыв 1916 г. в Галиции) и, главное, выполнить свои обещания.
Одним из таких обещаний было обязательство правительства не брать мусульман Средней Азии в армию (конная дивизия из мусульман, называвшаяся впоследствии "Дикая", насчитывая всего 1350 человек, состояла в основном из чеченцев, кабардинцев, ингушей и черкесов). Однако тяжелое положение империи заставило российское правительство, с одной стороны, резко увеличить размеры налогов, податей, реквизиций и различных других сборов, а с другой - издать указ от 25 июня 1916 г. о принудительном привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах 250 тыс. мусульман из Туркестанского края и 230 тысяч - из Степного. Это вызвало всеобщее недовольство. 4 июля 1916 г. 10-тысячная толпа в Ходженте потребовала отмены царского указа. Антиправительственные выступления быстро охватили огромную территорию от Амударьи до Урала с многонациональным, преимущественно мусульманским, населением. В июле 1916 г. произошло 25 выступлений в Самаркандской области, 20 и 86 - в Сырдарьинской и Ферганской областях. Формы их были различны - от массового ухода с предприятий и бегства в степи, в горы и за границу до вооруженных нападений на чиновников, войска и полицию. Именно тогда возродилось понятие басмачи (от тюркского басмак - "давить, атаковать, нападать"), которое впервые возникло в конце 60-х гг. XIX в. для обозначения мусульманских партизан, нападавших на царские войска в Туркестане и Хорезме.
Вследствие мощного сопротивления повстанцев (их численность к концу ноября 1916 г. достигла 50 тыс. человек) царским властям удалось отправить из Туркестана на работы в прифронтовой полосе не более 123 тыс. человек. Жестокими репрессиями и политическими маневрами царизму удалось подавить это стихийное, неорганизованное и во многом разноплановое восстание, в котором участвовали степные скотоводы и дехкане, обычно не покидавшие своих кочевий и кишлаков, небольшие группы партизан в горах и степях, рабочие и ремесленники в городах (особенно в Ташкенте). Мусульманская верхушка осталась верной царю и, за исключением некоторых мулл и улемов, восстание не поддержала. Так же поступили и местные традиционалисты, и джадиды, и созданная в 1905 г. группой кадетов казахская националистическая организация Алаш. Оказавшееся без единого руководства, разделенное природными условиями и этнической пестротой участников (казахи, узбеки, таджики, киргизы, уйгуры и др.), неодинаковостью целей (одни выступали против войны и царского указа, другие - против феодалов, баев и кулацких элементов среди русских мигрантов, третьи - вообще против господства России и в защиту традиционного образа жизни), восстание к январю 1917 г. было разгромлено. Лишь небольшой части повстанцев удалось скрыться в степях и горах. Три тысячи восставших были преданы суду, из них 300 человек осуждены на смертную казнь (из них 50 были помилованы). Однако, как считают некоторые исследователи, отголоски этого движения в Средней Азии чувствовались вплоть до 1941 г.
Англичане считали причастной к организации восстания германскую миссию, незадолго до этого покинувшую Кабул. "За шесть месяцев, - пишет Питер Хопкерк, -пролилось русской крови больше, чем за все время завоевания региона в предшествовавшем столетии" (С. 66-67). Действительно, во время восстания погибли, наряду с десятками тысяч мусульман, 200 русских военных и чиновников, а также - до четырех тысяч мирных жителей. Многие мусульмане вынуждены были бежать в Кашгар (Синьцзян).
Февральская революция 1917 г. явилась для большинства мусульман России громом среди ясного неба. Традиционалисты - кадимнсты и мусульманская знать (эмир Бухары, хан Нахичевани) - естественно, сожалели о падении монархии. "Многие, - говорил генерал Халилов (представитель верхушки Дагестана), - называют русскую (февральскую) революцию Великой. Но я ее так никогда не назову: я скорее назову ее Великой анархией, от которой нам необходимо избавиться". Несколько позже, в 1919г., премьер-министр Северокавказского эмирата Арсанукаев-Дышнинский писал: "В стране мусульманской не может быть республики, так как по существу нашей священной книги наличие халифа необходимо, ибо отрицание его - это есть отрицание Пророка, что означало бы не что иное, как отрицание Бога. Всякое суждение по поводу республики или конституции... это не что иное, как смута, так как эта идея среди мусульман проведена быть не может".
Подобного рода крайние взгляды вовсе не были присущи всем мусульманам, особенно джадидам. Однако данное высказывание во многом помогает понять логику не только ультраклерикальных кадимистов, но вообще верующих мусульман, в глазах которых свержение монарха, тем более возвеличенного исторической традицией Ак Падишаха, безусловно подрывало авторитет России, и, главное, уверенность в ее способности выполнять свои обязательства в отношении мусульман, служить им опорой и защитой, в том числе от посягательств соседних государств, главным образом Великобритании. Необходимо также учесть и то обстоятельство, что свержение монархии в России ставило под вопрос сложившуюся модель взаимоотношений имперского Петербурга с элитой российских мусульман. Короче, весь комплекс проблем, рожденных бурлящей непредсказуемостью российской действительности после февраля 1917 г., должен был вызвать изумление, ярость, сомнение и неуверенность среди мусульман и, как следствие этого, усиление центробежных автономистских и сепаратистских националистических тенденций.
Но произошло это далеко не везде. Возникшая в Азербайджане в 1914 г. партия Мусават отказалась от ориентации на Стамбул и поддерживала Россию в войне "до победного конца". После февраля 1917 г. она выступила за создание единой Российской демократической республики и даже не требовала официальной автономии для Азербайджана. В июле 1917 г. мусаватисты объединились с Тюркской партией федералистов и стали выступать за федеративное устройство будущей России "на началах национально-территориальной автономии", вместе с тем проповедуя классовый мир внутри азербайджанской нации. Позиция партии во многом определялась влиянием мусульманских рабочих, трудившихся (в основном на нефтепромыслах) вместе с немусульманами. Мусаватисты наряду с представителями других партий (в том числе левых) вошли даже в состав Совета рабочих депутатов Баку. Сдерживающее воздействие на мусаватистов оказывал и пример соседнего Ирана, где шахский режим жестоко угнетал азербайджанцев.
Позиция партии изменилась вследствие резкого обострения политической борьбы в Азербайджане после октября 1917 г. и горького опыта турецкой и английской оккупации 1918г. Последующая политика мусаватистов была не антироссийской, а антибольшевистской, хотя они в то же время не ладили и с Деникиным.
Примерно такую же позицию заняли мусульманские националисты Поволжья и Урала. Рассредоточенность поддерживавшего их населения (в основном татарского и башкирского) на больших пространствах среди немусульманского большинства сама по себе способствовала их лояльности России и стремлению сотрудничать с любой российской властью (С. 67-68). Вместе с тем панисламистские и пантюркистские настроения, всегда имевшие хождение в кругах татаро-башкирской буржуазии и интеллигенции, после февраля 1917 г. заметно усилились. Они доминировали, в частности, на Первом съезде мусульман России (Москва, апрель 1917 г.) и на Втором съезде (Казань, июнь 1917 г.), где были выдвинуты требования автономии "тюрко-татарских мусульман внутренней России и Сибири", создания Национального собрания как выразителя воли "тюрко-татарской нации". В дальнейшем, после ноября 1917 г. произошло размежевание поволжско-уральских мусульман и выделение из их среды башкирских националистов во главе с Ахметом-Заки Валидовым.
Одним из результатов февраля 1917 г. явился "парад суверенитетов" в мусульманских регионах. В мае 1917 г. имам Узун Гаджи (в свое время сосланный в Сибирь за пропаганду мюридизма и агитацию против власти царя) провозгласил создание Северокавказского эмирата. При этом он получил от османского султана, как халифа, официальный фирман, объявлявший его главой светской и духовной власти на Северном Кавказе. Об уровне этого "верховного вождя", как называли его приверженцы, можно судить по следующему высказыванию: "Я вью веревку для того, чтобы перевешать всех инженеров, студентов и вообще пишущих слева направо". Правда, позднее он спохватился, заявив, что "нация не может процветать и развиваться без знаний, медицины, техники, военного искусства и прочего". Однако, когда в 1917 г. проходила кампания по выборам в Учредительное собрание России, единомышленники имама строили свою полемику с усиливавшимися в Дагестане социалистами исключительно на обвинении их в отходе от ислама: "Они не верят..., не молятся, не постятся, они дошли до того, что совершенно отрицают факт существования Бога". Социалисты Дагестана обвинялись в отказе от шариата и адата, в стремлении захватить земли, пастбища и леса ханов и беков.
Характерно, что в Дагестане (и в некоторых других мусульманских регионах России) вопрос о шариате и вообще о мусульманской догматике ставился разными политическими течениями весьма своеобразно. К ним вполне применимо сравнение с политиками средневековой Европы, облекавшими свои идеи в наиболее понятную массам религиозную форму. Именно в такой форме и шла борьба между феодально-клерикальным блоком во главе с Узуном Гаджи и Наджмутдином из Гоцо (Наджмутдином Гоцинским), с одной стороны, и Социалистической группой - с другой. Наджмутдин, который в глазах части мусульман был "носителем традиций Шамиля, блюстителем веры, поборником прав народа" (чему способствовал факт пребывания его в царской тюрьме и заявление, что он "не учился в русских школах, чтобы остаться верным шариату"), важный для Дагестана вопрос о земле хотел передать на "рассмотрение съезда алимов из Бухары, Казани, Крыма, Турции", а всякого противника этого решения объявлял "сошедшим с истинного пути и насильником, навлекавшим на себя Божий гнев и наказание".
Однако социалисты сумели противопоставить религиозной аргументации Наджмутдина и других клерикалов также религиозную аргументацию и во время крестьянского съезда Дагестана в августе 1917 г., и в период избирательной кампании в Учредительное собрание. "Шариат на съезде, - писал в 1927 г. видный революционер А. Тахо-Годи, - перевернули "вверх ногами", так как к съезду были заготовлены специальные цитаты из шариатских же книг, где говорилось, что земля принадлежит тому, кто ее "оживляет", т.е. крестьянину, так как помещики самолично не пашут. Воды также были объявлены достоянием общим, так что в итоге шариатисты со своим шариатом были побиты шариатом же социалистической группы и голодным, требующим земли желудком съехавшихся крестьян" (С. 68).
Наджмутдин и Узун Гаджи установили через Саид-бея (внука Шамиля) прямую связь с младотурками и создали в мае 1917 г. Союз объединенных горцев, потребовавший учредить "исламское государство". В августе 1917 г. Наджмутдин был провозглашен имамом Чечни и Дагестана при поддержке суфийского шейха Али Митаева и его шести тысяч чеченских и ингушских вооруженных сторонников. С ними соперничал председатель Чеченского национального совета Ахметхан Мутушев, опиравшийся на суфийскую группировку Кунта-Хаджи. Борьба Наджмутдина и Мутушева не дала возможности туркам эффективно влиять на положение на Северном Кавказе.
В Крыму после февраля 1917 г. также оживились мусульманские сепаратисты, выдвинувшие лозунг: "Крым для крымцев". Был проведен Всекрымский мусульманский съезд, избравший верховным муфтием Челебиджана Челебеева, который установил тесные контакты с единомышленниками (партией Шуро) в Казани и Уфе. Создав в июле 1917 г. партию Милли-Фирка, Челебеев от ее имени направлял делегации в Турцию. За призывы против участия солдат-мусульман в войне с турками Челебеев был на некоторое время арестован Временным правительством. Партия Милли-Фирма создала Временный мусульманский исполком, который пытался повести за собой татарское крестьянство (требуя, в частности, изъятия в его пользу вакуфных земель) и молодежь, объединившуюся вокруг Союза учащихся татар. Органом исполкома стала газета "Миллиет". В Бахчисарае и Евпатории миллифирковцами были созданы объединения Зия и Союз молодежи, в Бахчисарае открыты художественная промышленная школа и учительская гимназия. Существовавшее ранее духовное училище было преобразовано в Институт Менгли-Гирея (в честь знаменитого хана Крыма). На созванном в ноябре 1917 г. курултае была создана Национальная директория из пяти министров во главе с Челебеевым. Директор по военным делам Джафер Сейдамет стал формировать из эскадронов конного крымско-татарского полка верные Директории части. Принятые курултаем в дальнейшем "Крымско-татарские законы" носили сугубо националистический характер.
Однако вследствие демографической ситуации монополизировать власть в Крыму Директории не удалось. В 1917 г. в Крыму русские составляли абсолютное большинство горожан (60.4%) и значительную долю сельских жителей (35.9%); татары были на втором месте (соответственно 11.3% и 36.6%); было также немало евреев (14.5% горожан), греков (4.7% и 2.4%), армян, болгар и других, совершенно не склонных поддерживать диктатуру Милли-Фирка. К тому же военная власть находилась в руках признавших Временное правительство России генерал-губернатора Эбелова и вице-адмирала Колчака. Поэтому дальнейший ход событий в Крыму определяли не Милли-Фирка и Директория, а нараставшая стихия революции в России.
В Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, Сибири и на Кавказе после февраля 1917 г. происходил общественный подъем, выражавшийся в активизации уже суще: ствовавших или в создании новых политических, профсоюзных и других массовых организаций. Однако следует подчеркнуть, что в отличие от крымской Милли-Фирка, занимавшей вследствие своей протурецкой ориентации пантюркистскую и панисламистскую позицию, националисты Татарии, Башкирии (партия Шуро) и Азербайджана (Мусават) придерживались принципа "федерализма".
Созданный в марте 1917 г. Исполком общественных организаций в Баку и в апреле 1917 г. Туркестанский комитет (заменивший упраздненную власть генерал-губернатора в Ташкенте) поддержали Временное правительство. Оживились также небольшие группы джадидов в Бухаре и Хиве (младобухарцы и младохивинцы). Это вынудило бухарского эмира издать манифест с обещаниями демократических-сво-бод, которые в целом остались на бумаге. В Туркестане возникли партии джадидов (Шура-и-Ислами) и традиционалистов (Шура-и-Улама), мусульманские профсоюзы (Иттифак), а также Советы мусульманских рабочих (наряду с действовавшими среди немусульманского населения Советами рабочих и солдатских депутатов) (С. 69-70). Казахская организация Алаш-Орда политически оформилась на Первом всекиргизском (казахском) съезде в Оренбурге в августе 1917 г., встав на позиции пантюркизма и панисламизма и одновременно сомкнувшись с русскими властями в борьбе против народных революционеров (А. Иманова, А. Джангильдина), вышедших из мусульманских повстанцев 1916 г.
Все эти организации поддерживали связи с Временным правительством, которое для Них было хотя и ненадежным и действительно "временным", но все же союзником в борьбе, с одной стороны, против старого чиновничества (вернее - против колонизаторских и военно-бюрократических методов управления), а с другой - против нараставшего рабочего и социалистического движения, которое, будучи в основном немусульманским, начинало активно вовлекать в свои ряды тружеников-мусульман, а кое-где и демократическую мусульманскую интеллигенцию (Социалистическая группа в Дагестане, Мусульманский социалистический комитет в Казани).
В целом к концу Первой мировой войны для мусульман России были характерны рост национализма и смягчение противоречий между традиционалистами и джадидами, вызванные неумелой политикой царизма (справа) и нажимом социализма и коммунизма (слева). Февраль 1917 г., изменив политический строй России, еще не разрушил российского общества с его историческими, административными, экономическими и социокультурными связями, в системе которых ислам занимал свое место. Но ход событий в России постепенно привел к Октябрю 1917 г., когда взрыв всех старых общественных структур коренным образом изменил ситуацию в стране, в том числе и положение ислама.
Именно события Первой мировой войны привели к двум революциям в России в 1917г., которые явились как бы двумя этапами кардинального социально-политического и идеологического переворота в жизни страны. Многие мусульмане, в первую очередь в сравнительно недавно присоединенной Средней Азии, не приняли этот переворот, что и обусловило антисоветское сопротивление басмачей в Средней Азии в 1920-1930-е гг. и менее продолжительную партизанщину на Северном Кавказе в 1920-е гг. Однако в основном мусульмане России в конечном счете приняли революцию и поддержали ее. Это во многом было заслугой выдающихся татарских революционеров Мулланура Вахитова и Мирсаида Султан-Галиева, а также прямым следствием просчетов и промахов Колчака, Деникина и других белых генералов, чье примитивное великодержавие и пренебрежение интересами мусульман многое решили. "Политическая слепота белых вождей, - писали в этой связи американский советолог Александр Беннигсен и французский тюрколог Шанталь Лемерсье-Келькеже, - их неспособность понять подлинный характер революции и правильно выбрать главного противника были основными причинами их окончательного краха".
* * *
Первая мировая война существенно изменила лицо мира ислама. Он стал еще более раздроблен и зависим. В нем усилились позиции Англии и Франции за счет потерпевшей поражение Германии и переставшей существовать Османской империи. На весь мир ислама оказали влияние "советизация" мусульман в СССР, не говоря уже об угрозе "экспорта революции", особенно через соответствующие секции Коминтерна. Сказалась также идейно-политическая изоляция советских мусульман от мира ислама, возникшая как следствие политики "санитарного кордона", проводившейся в отношении Советского Союза державами Запала, и стремления самого СССР прервать связи между средне азиатскими басмачами и их зарубежными покровителями (С. 70-71).
Массовое участие мусульман в военных действиях в Азии, Африке и Европе, понесенные ими потери и жертвы, разрушения на обширных территориях, населенных мусульманами от Марокко до Средней Азии, знакомство мусульманских солдат и рабочих с движениями социального протеста и революционными выступлениями в Европе, крах главного политического оплота ислама - Османской империи - все это способствовало небывалому расширению кругозора и политизации мусульман, усилению их стремления к национальному и социальному освобождению, к свободе и независимости. Поэтому совершенно закономерно итогами Первой мировой войны явились антиколониальные восстания после 1918 г. почти во всех странах ислама.
В Афганистане и Иране в 1920-х гг. настало время реформ. Образовавшаяся на месте Османской империи Турецкая республика отстояла в 1918-1923 гг. свою независимость в борьбе с империалистами Запада. Одним из результатов восстания 1920 г. в Ираке было возникновение иракского государства во главе с королем. Египетское восстание 1919 г. стало главной причиной признания Англией в 1922 г. независимости Египта. Национально-освободительная война 1925-1927 гг. в Сирии привела к выработке конституции и началу движения к независимости. В Ливии и Марокко освободительная борьба, начавшаяся еще до 1914 г., вспыхнула после войны с новой силой и продолжалась до начала 1930-х гг. Особенно яркой была эпопея Рифской республики на севере Марокко, в 1921-1926 гг. противостоявшей Испании и Франции. При этом борцы за освобождение в Марокко, Египте, Сирии и Ираке указывали на Россию как на образец для подражания.
Первая мировая война резко активизировала освободительную борьбу мусульман, вскрыла новые социальные силы и резервы этой борьбы, усилила ее за счет умножения их и политического, и военно-технического опыта. Обострив социально-экономические и иные проблемы практически во всех мусульманских странах, война вывела на первый план социально-политическое содержание борьбы, несколько приглушив ее собственно религиозный аспект. Именно поэтому канули в лету панисламизм, османизм и прочее идейное оснащение обветшавшей Османской империи. Зато вышли на авансцену идеи свободы, национализма, демократии, социализма, так или иначе присутствующие с тех пор в идеологическом вооружении почти всех политических сил мира ислама (С. 71).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. М., 1987.
Авторханов А. Империя Кремля. М., 1991.
ГолдобинА.М. Национально-освободительная борьба народа Египта. 1918-1936 гг. М., 1989.
Иванов Н.А. Кризис французского протектората в Тунисе. М., 1971.
Исхаки Г. Идель-Урал. Казань, 1991.
Кастельская З.Д. Основные предпосылки восстания 1916 года в Узбекистане. М., 1972.
Крым, прошлое и настоящее. М., 1988.
Ланда Р.Г. Борьба алжирского народа против европейской колонизации (1830-1918). М., 1976.
Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.
Ланда Р.Г. Мирсаид Султан-Галиев // Вопросы истории. 1999. № 8.
Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М., 1972.
Массэ А. Ислам. М., 1962.
Ментешашвили З.А. Социальное развитие независимого Марокко. М., 1988.
Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и проблемы ареальной типологизации и периодизации. – М., 1993.
Пробуждение угнетенных. – М., 1968.