Вопрос № 24. Посадка и погрузка раненых в транспортные средства.
Техника применения.
1. Подготовляют боковые деревянные бранши:
· планки каждой бранши раздвигают на такую длину, чтобы наружная бранша упиралась накостыльником в подмышечную область, внутренняя – в промежность, а их нижние концы выступали ниже стопы на 15 – 20 см;
· верхнюю и нижнюю планки каждой бранши соединяют с помощью гвоздя-шпенька, место соединения обматывают куском бинта (если этого не сделать, то во время транспортировки шпенек может выскочить из отверстия в нижней планке и тогда обе планки бранши сместятся по длине);
· накостыльники и внутреннюю поверхность обеих бранш обкладывают толстым слоем серой ваты, которую прибинтовывают к шине (возможно применение заранее приготовленных ватно-марлевых полос с пришитыми к ним завязками), особенно важно чтобы ваты было достаточно в местах соприкосновения с костными выступами таза, тазобедренного и коленного суставов, лодыжек.
2. Фанерную подошву плотно прибинтовывают к обуви на стопе восьмиобразными турами бинта вокруг голеностопного сустава. Если обувь на стопе отсутствует, голеностопный сустав и стопу покрывают толстым слоем ваты, фиксируют ее марлевым бинтом и только после этого прибинтовывают фанерную подошву.
3. По задней поверхности ноги укладывают тщательно отмоделированную лестничную шину, чтобы предупредить провисание голени, и укрепляют ее спиральной повязкой. На участке, соответствующем подколенной области, лестничную шину выгибают таким образом, чтобы придать конечности положение незначительного сгибания в коленном суставе.
4. Нижние концы наружной и внутренней бранш проводят через проволочные скобы фанерной подошвы и соединяют их с помощью подвижной поперечной дощечки внутренней бранши. После этого прикладывают бранши к боковым поверхностям нижней конечности и туловищу. Накостыльник внутренней бранши должен упираться в область промежности, а наружной – в подмышечную область. Тщательно уложив обе бранши, шину плотно прикрепляют к туловищу специальными матерчатыми ремнями, брючным ремнем или медицинскими косынками. К самой же ноге шина пока не прибинтовывается.
5. Приступают к вытяжению ноги. Для этого прочный шнур или бечевку, укрепленные за металлическую рамку на фанерной подошве, пропускают через отверстие в подвижной части внутренней бранши. В петлю шнура вставляют палочку-закрутку. Осторожно производят вытяжение поврежденной ноги руками по длине. Вытяжение производят до тех пор, пока накостыльники плотно не упрутся в подмышечную впадину и промежность, а длина поврежденной конечности не будет равна длине здоровой. Шнур укорачивают скручиванием, чтобы удержать поврежденную конечность в вытянутом состоянии. Деревянную закрутку фиксируют за выступающий край наружной бранши.
6. После вытяжения шину плотно прибинтовывают к конечности марлевыми бинтами.
Посадка (погрузка) раненых и больных в автомобили и их размещение производятся санитарными дружинниками под руководством медицинских работников с учетом состояния здоровья раненых и больных (характера ранения или заболевания), их массы и роста, возможности наблюдения за ними в пути следования, оказания им необходимой медицинской помощи, а также создания щадящего режима при транспортировании. При этом:
1. первыми грузят раненых и больных на носилках, а затем сидячих;
2. раненых и больных на носилках размещают в кузове автомобиля головами вперед;
3. при комбинированном размещении носилочных раненых и больных располагают в передней части кузова автомобиля, сидячих раненых и больных — ближе к заднему борту;
4. вначале заполняются места, наиболее удаленные от места погрузки;
5. при размещении носилок в несколько ярусов, вначале производится установка носилок верхнего яруса, затем нижних с обязательным их креплением;
6. раненых, требующих наблюдения, размещают не выше второго яруса, вдоль проходов;
7. раненых, имеющих массу тела свыше 80 кг, размещают на нижних ярусах;
8. носилочных раненых и больных с транспортными шинами на верхних конечностях размещают на носилках верхнего яруса, при этом поврежденные конечности направляют в сторону прохода;
9. ходячих раненых и больных ростом более 180 см рассаживают на местах, не имеющих стесненных условий по высоте;
10.лежачим раненым и больным обеспечивается приподнятое положение головы на мягком подголовнике за счет использования кармана полотнища носилок сеном, соломой или другими подручными материалами.
При перевозке раненых и больных необходимо соблюдать следующие правила:
1. перевозка раненых осуществляется с максимально возможной скоростью, однако скорость движения автомобилей с людьми не должна превышать 60 км/ч;
2. трогание автомобиля с места, торможение, а также преодоление неровностей дороги производятся плавно, без рывков и толчков;
3. первая короткая остановка производится не позднее чем через 30 минут после начала движения в целях проверки прочности и надежности крепления оборудования;
4. при перевозке раненых и больных необходимо чередовать движение в течение 45 минут с 15-минутным отдыхом;
5. время отдыха использовать для обслуживания больных, осмотра машин и оборудования;
6. своевременно удалять из автомобиля раненых и больных, не выдерживающих условий перевозки, и передавать их в ближайшее медицинское учреждение (часть).
При перевозке раненых и больных запрещается:
1. перевозить людей сверх количества, предусмотренного нормами посадки, в грузовых прицепах, в кузове автомобиля-самосвала, в буксируемом автомобиле;
2. сидеть на бортах, стоять в кузове автомобиля, высовываться за борт во время движения, а также курить и зажигать спички в кузове автомобиля;
3. выходить на проезжую часть при посадке (высадке) на автомобиль;
4. останавливать колонну в туннелях во избежание отравления отработавшими газами;
5. заправлять автомобиль горючим при нахождении в кузове автомобиля раненых;
6. перевозить раненых и больных вместе с опасными грузами.
Погрузка и размещение раненых в УАЗ-3962 (452А)
Перед размещением раненых в автомобиле санитарном УАЗ-3962 (452-А) водитель-санитар открывает задние двери машины, стопорит их фиксаторами, раскладывает подножку, освобождает кузов от носилок, убирает и пристегивает боковые и передние сиденья, устанавливает в рабочее положение бортовые кронштейны и закрепляет ремни подвески в потолочных гнездах и на полу. После этого он подает команду к погрузке. Два санитарных дружинника, приблизившись с носилками к автомобилю, по команде старшего осторожно ставят их на землю. Затем они становятся по обеим их сторонам, берутся за брусья (одной рукой — в области плеча раненого, другой — у середины бедра), поднимают носилки и устанавливают их ножками на пол кузова. В это же время водитель-санитар (он находится в кузове) берется за головные ручки косилок и вместе с одним из санитарных дружинников вносит раненого в машину. Другой санитарный дружинник помогает водителю-санитару укрепить носилки на кронштейнах и подвесных ремнях. Вначале загружается верхний ярус, затем нижний.
В условиях дефицита времени погрузку раненых осуществляют «с ходу». Для этого передний санитар, подойдя к задней дверце автомобиля, поочередно передает рукоятки носилок водителю-санитару.
Погрузка и размещение раненых в АС-66.Для перевозки раненых на автомобиле санитарном АС-66 на носилках поднимают боковые сиденья и закрепляют их запорами к стенам. Решетки, защищающие окна, опускают, замки пристеночных кронштейнов открывают, среднюю складную скамейку убирают под потолок и фиксируют чекой. Средние опорные стойки вынимают из гнезд пола, поднимают к потолочным связям опорных стоек и закрепляют ремнями. Размещение раненых и больных в автомобиле АС-66 возможно по четырем вариантам. Для их погрузки требуется 3 - 5 санитаров. Если работают 3 человека, то двое подносят носилки с раненым и переходят в кузов для их установки в места крепления, а третий остается на грунте. При погрузке впятером два санитара размещаются вне кузова (подготавливают все погрузочные устройства, подносят и перемещают носилочных раненых в салон автомобиля, помогают пострадавшим при посадке), а трое работают в кузове. Правила погрузки такие же, как и в УАЗ-452А.
Носилки вначале устанавливают на верхний, затем на средний и нижний ярусы с правой и левой сторон. После этого опускаются опорные стойки и на них размещают средний ряд носилок. Ручки носилок фиксируют замками кронштейнов и подвесными ремнями.
Погрузка и размещение раненых в грузовых автомобилях.Расположение пострадавших вгрузовых автомобилях зависит от марки машины, степени ее оборудования, наличия носилок, подручных средств и т. д. Лучше, если пострадавших эвакуируют с помощью универсальных приспособлений для грузовых автомобилей «УСП-Г».
Для того чтобы установить «УСП-Г», бортовые сиденья автомобиля приподнимаются и закрепляются. Затем концы двух балок приспособления вытягиваются на нужную длину, накладываются на боковые борта и закрепляются с таким расчетом, чтобы расстояние между балками соответствовало длине носилок, а промежуток между передней балкой и кабиной автомобиля не затруднял движение санитарного дружинника. Погрузка осуществляется пятью санитарными дружинниками. Трое из них работают на грунте, двое - в кузове машины. «Внутренние» санитарные дружинники становятся с наружных сторон балок, лицом друг к другу, и по мере поднятия раненых на днище платформы укладывают носилки поверх балок. Первые носилки закрепляются (с помощью кронштейнов) у левого, вторые—у правого бортов, третьи (четвертые) - посредине. В такой же последовательности происходит установка второго ряда носилок на подвесных устройствах. В случае комбинированного размещения носилочные раненые сосредоточиваются в передней части автомобиля, сидячие - ближе к ее заднему борту.
Погрузка раненых на вертолет (Ка-60, Ми-26, Ми-24Д, Ми-8 МТВ-5) проводится тремя санитарными дружинниками, из которых два подносят носилки к грузовому люку, а третий, находясь в кабине машины, помогает в их установке в кабине. Сидячие раненые размещаются в вертолете при помощи двух санитарных дружинников, один из которых способствует эвакуируемому подняться по трапу и войти в кабину, другой усаживает перевозимых на место согласно плану посадки.
Подъем раненого с земли в режиме зависания вертолета производится на обычных носилках (с фиксацией их носилочными ремнями или с помощью других приспособлений (гамак, кресло). Для этого штурман опускает трос, а находящийся на земле санитар прикрепляет к нему подвесную систему. По сигналу снизу включается лебедка троса и раненый осторожно подтягивается к проему двери вертолета.
В случае если в машине находится медицинский работник, он опускается к пострадавшему на веревочной лестнице и организует его подъем в вертолет.
Подвешивание носилок с прикрепленным к ним раненым производится при помощи двух лямок Ш-4 или специальной подвесной системы. Длина подвесных петель, образованных лямками Ш-4, регулируется с помощью имеющихся на лямках пряжек. Прежде чем начать подъем, необходимо добиться такого положения, чтобы носилки с раненым находились в горизонтальном висячем положении, что достигается регулировкой длины подвесных петель.