Введение.

Волгоград

Для студентов 3 курсов лечебного, педиатрического , стоматологического и медико-биологического факультетов

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ».

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ

МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА

Военный коммунизм.

Гражданская война, поставившая большевистский режим на край гибели, потребовала создания огромной армии, максимальной мобилизации ресурсов, а отсюда дальнейшей централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизни.

Чрезвычайная обстановка совпала с представлением о социализме как обществе бестоварном, централизованном, «единой фабрике», а так же революции в Европе возродили у большевиков психологию революционного штурма и привели к формированию феномена «военного коммунизма».

Это социокультурное явление включало в себя особую экономическую политику, свой политический режим, идеологию и тип общественного сознания.

Военный коммунизм сложился к началу 1919 г. – и это пик гражданской войны. Он представлял собой попытку сверхбыстрого перехода к коммунизму с помощью чрезвычайных мер. Он был порожден не только утопической верой в мировую революцию, но и всей логикой предшествующего развития Советской России. Его предпосылками стали: создание мощного госаппарата, чисто большевистское правительство, провал политики «госкапитализма», опыт военно-политического нажима на деревню (весна-лето 1918 г.).

В период военного коммунизма полностью была национализирована промышленность. Продразверстка начала 1919 г., попытки полного обобществления крестьянских дворов. Огромная инфляция с курсом на ликвидацию товарно-денежных отношений привела к господству уравнительного государственного распределения, натурализация зарплаты. К числу социальных новаций военного коммунизма относятся принудительная кооперация населения, отмена платы за коммунальные и некоторые другие услуги, трудовая повинность, милитаризация труда рабочих, создание трудовых армий.

Функции партии большевиков сливались с функциями госаппарата. Сама партия все более обюрокрачивалась.

Острейшая обстановка, ставка на государственное принуждение, всемерное культивирование классовой ненависти привели к господству «чрезвычайности» и репрессиям.

Гражданская война, военный коммунизм наложили сильный отпечаток на общественное сознание, придав ему жесткость, бескомпромиссность, веру во всемогущество насилия, военных методов управления.

В военно-коммунистическом сознании удивительно уживались вера в светлое будущее, революционный романтизм и пренебрежение к человеческой жизни, личности и всей дореволюционной культуре.

Фактически трудящиеся были отчуждены от власти. Поэтому отойти от политики военного коммунизма и перейти к НЭПу заставили большевиков не решения Советов – органов, которые были призваны выражать интересы рабочих и крестьян, а восстания и мятежи, забастовки 1920-1921 гг.

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ»

«МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

Настоящие материалы подготовлены на основании трёх основных учебных пособий используемых для подготовки к занятиям по данной дисциплине, а именно: Учебное пособие «Организация медицинской службы ГО РФ» Ю.И.Погодин, С.В.Трифонов «М»-2002г., Учебное пособие «Гражданская оборона» под редакцией Завьялова В.Н. «М» - 1991г., Учебное пособие «Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях» Сахно И.И. «М» - 2002 г.. Данные материалы должны использоваться студентом, как основа для подготовки к занятию, для полной готовности к занятию необходимо изучить и дополнительную литературу по вопросам занятия. Студенту Высшей школы России необходимо знать и твёрдо выполнять постулат получения высшего образования данный ещё Валентином Пикулем: «…Я только тогда начал по-настоящему изучать науки высшей школы, когда начал заниматься самостоятельно».

Данные материалы составлены следующим образом. Каждое практическое занятие по дисциплине (кроме первого) имеет следующую структуру в «материалах»: тема занятия, вопросы тестового контроля по занятию, учебный материал по каждому вопросу, порядок выполнения ситуационной задачи, вопросы для подготовки при пропуске данного занятия, тестовые вопросы по лекции по данной теме, вопросы для подготовки к следующему занятию, список литературы. Первое занятие проводится преподавателем в полном объёме в виде лекции, поэтому начинаются «материалы» с: темы первого занятия, вопросы тестового контроля по занятию, вопросы для подготовки при пропуске данного занятия, вопросы тестового контроля по лекции № 1(тема № 2), вопросы для подготовки при пропуске по лекции № 1 (тема № 2), вопросы для подготовки к занятию № 2, список литературы. В конце «материалов» представлены вопросы итогового письменного контроля.

Вопросы, которые будут применяться при итоговом тестовом контроле, применяются в тестовых контролях занятий и лекций.

На зачёт, который представляет итоговый тестовый и итоговый письменный контроль, допускаются студенты, не имеющие или отработавшие пропуски практических и лекционных занятий.