ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ШКОЛЕ.

II. Основная часть

 

Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

● Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи

● Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.

● Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

● Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.

● Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

● Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.

● Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.

● Участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.

Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием.

Поэтому я, как заместитель директора по ВПВ, при составлении проекта плана, работаю в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата, общественных организаций. Только после этого план представляю директору школы на утверждение. Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнения плана осуществляется всем педагогическим коллективом. Но для более чёткой работы, исключением дублирования – мы распределили обязанности между членами педагогического коллектива. (См. приложение 1).

Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету” Основы военной службы,ОБЖ” проводятся по программе разработанной городским методическим объединением и военным комиссариатом города и проводится с учащимися 10-11 классов по 2 часа в неделю по разделам:

● Армия России – история и традиции.

● Тактическая подготовка.

● Огневая подготовка.

● Строевая подготовка

● Общевоинские уставы.

● Военная топография.

● ОБЖ и гражданская оборона, а также в конце учебного года планируются и проводятся 3-х дневные полевые занятия с юношами 10 классов.

На занятиях по” Основам военной службы и ОБЖ” учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам.

На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.

Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

На занятиях введена единая военизированная форма одежды для учащихся, урок начинается с построения взвода по отделениям, доклад командира взвода преподавателю, приветствие, осмотр внешнего вида учащихся.

То есть, урок проходит согласно требованиям строевого устава, приближённо к армейским условиям.

В каждом классе сформирован взвод, состоящий из трёх отделений, во главе которых назначены наиболее ответственные и подготовленные ребята.

Эти правила и требования я ввожу и изучаю с ребятами с первых уроков в 10-ом классе, а затем они обязательны в течении 2-х лет изучения курса “Основы военной службы и ОБЖ” в 10-м и 11-м классах. Для этой цели использую уроки по строевой подготовке. Так в ноябре я подготовил и провёл открытый урок с учащимися 10 “В” класса, на котором кроме практической отработки строевых элементов, были показаны фрагменты видеофильмов “Парад Победы” и “Строевая подготовка в Дальневосточном военном институте”, которые сыграли важную воспитательную роль, показали важность и необходимость хорошей строевой выучки будущего воина. Урок был снят на видеоплёнку и был высоко оценён присутствующими на уроке военным комиссаром полковником Степаненко А.Ф., представителем МУО Окользиной Т.В., заместителями директоров по ВПВ из школ города. (см. приложение 2 )

Высокое качество уроков невозможно без хорошей учебно-материальной базы, поэтому в школе ведётся работа по её созданию и совершенствованию.

Так за короткий срок в школе создан военный кабинет, оборудованный красочными стендами по всем разделам предмета, техническими средствами.

Имеется видеосистема с набором учебных и художественных фильмов по военной тематике . Создан собственный учебный фильм по строевой подготовке с участием учащихся 10 “В” класса, имеется видеофильм об участии команды школы в городском смотре строя и песни.

В кабинете так же оборудован пневматический тир, что позволяет вести обучение прицеливанию и стрельбе из пневматического оружия.

С помощью военного комиссариата, предприятий посёлка приобретены: 5 пневматических винтовок, армейские средства связи, приборы радиационной и химической разведки, учебные мины, гранаты, тренажёр для стрельбы, противогазы, индивидуальные средства защиты и многое другое.

Сделан заказ на учебные АКМ, на которых можно тренировать разборку и сборку.

Оборудована комната для хранения оружия и учебных боеприпасов.

Мы с нетерпением ждём завершения строительства нового здания школы, где спроектирован стандартный тир на 25 м, а пока, для стрельбы из малокалиберной винтовки мы пользуемся тиром СШ.№1. Очень важно, что активное участие в создании учебно-материальной базы принимают сами старшеклассники.

По итогам смотра учебно-материальной базы школ, представителями военного комиссариата и МУО, военный кабинет школы признан в числе лучших среди школ города.

Предметом особой гордости нашей школы является то, что в школе уже 3 года как введены предметы: “Слесарь по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств”, “Водитель транспортных средств категорий “В”–“С”, которые в комплексе с предметом “Основы военной службы и ОБЖ” дают для армии России практически готового специалиста–водителя категории “В”–“С”.

Ведёт предмет отличный специалист своего дела – преподаватель Наумов Сергей Геннадьевич, бывший воин-десантник, который участвовал в боевых действиях и имеет боевые награды. Он, не по наслышке, а по личному боевому опыту передаёт свои знания и практические навыки ученикам 10-х – 11-х классов – будущим воинам –водителям. При поддержке администрация школы, под его личным руководством и с участием ребят 10-х,11-х классов созданы кабинеты:

● Устройство автомобиля.

● Правила дорожного движения и основы безопасности дорожного движения.

● Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобиля.

● Автодром.

В школе имеются два автомобиля ГАЗ-53 и ВАЗ-2106, на которых ученики обучаются практическому вождению.

Ежегодно из числа выпускников школы 20 юношей и девушек выходят с удостоверением водителя категории “В”-“С”, всего на базе школы за три года подготовлено 144 водителя.

Весной 2000 г. у меня с Наумовым С.Г. возникла идея создать при школе военно-технический клуб, в котором можно было бы организовать занятие с юношами по военным специальностям – водителя и связиста, а также по спортивно-техническому виду–картингу.

Директор школы идею поддержал, и в мае, мы посетили военного комиссара города Нерюнгри- полковника Степаненко А.Ф. обсудили этот вопрос.

Он обещал всемерную поддержку. Мы понимаем, что решение этого вопроса требует основательной подготовки и материальных затрат, времени. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000г. №551 “О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях” позволяет надеяться, что исполнительные органы власти города, посёлка Беркакит будут иметь реальную возможность оказать нам помощь.

Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины.

Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как “Родина”, “Подвиг”, “Патриот”, “Воин-освободитель”, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу.

Администрация школы и я, как заместитель директора школы по военно-патриотическому воспитанию, в повседневной работе, на педагогических советах акцентируем внимание предметников на большие возможности для военно-патриотического воспитания на уроках любого предмета.

Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о воине и армии, о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодёжи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далёкого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.

Преподаватели русского языка и литературы Кузьменко Л.А., Капорцева С.Г., Сурова К.В., активно используют творческие работы учащихся на военно-патриотические темы.

Так, например, Кузьменко Л.А. очень интересно и поучительно провела 2-х часовой урок развития речи на тему: “Описание памятника воину- освободителю в Берлине” с 8-ми классами.

1-й урок – подготовка к описанию:

В кабинете при помощи графопроектора на экране демонстрируются материалы посвящённые памяти героев и жертв ВОВ:

● Мамаев курган.

● Пескарёвское кладбище.

● Бабий Яр.

● Крепость- герой Брест.

● Хатынь.

● Трептов парк в Берлине.

Экскурсоводами по каждому мемориалу выступили ученики класса. Затем на каждый стол перед учениками были положены фотографии памятника воину-освободителю Советской Армии с немецкой девочкой на руках в Трептов парке. Учитель поведала историю о подвиге советского солдата, который послужил прототипом скульптору Вучетичу для создания этого знаменитого памятника.

Кроме того, на стенах кабинета были развешены плакаты и иллюстрации, посвящённые подвигам народа и армии в войне. Прочитано стихотворение и на втором уроке ученики преступили к написанию сочинения- описания памятника.

В процессе изучения основ физики, химии, биологии географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы. Школьники знакомятся с применением законов физики ,химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, содержание которых отражена военная тематика.

Так, например: учитель физики Комарова Т.М. интересно провела открытый урок физики, на котором рассказала, как советские физики в годы войны за кратчайший срок изобрели способ размагничивания корпусов кораблей и тем самым спасли жизнь многих тысяч моряков от подрывов на минах. Я также выступил на уроке и рассказал о применении достижении физики в современных видах оружия.

На уроках математики и физики, которые проводят Комарова Т.М., Левина О.А., Лаптева Т.П. ребята с увлечением решают задачи различной сложности по военной тематике. Причём такие задачи я также использую и на уроках по “Основам военной службы и ОБЖ”.

Несколько примеров таких задач я прилагаю к докладу (см. приложение 3).

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров.

Наличие в школе двух компьютерных классов, оснащённых современными компьютерами, позволяет в полной мере реализовать эти возможности. Пока на уроках школьники играют в военные компьютерные игры, но это позволяет до разработки специальных обучающих программ, развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как: быстроту реакции, навыки работы на сложной боевой технике.

Большое внимание в своей работе я уделяю урокам физической культуры, лично провожу занятия с юношами 8-х,10-х,11-х классов.

Принимаю зачёты по нормативам спортивного комплекса “ЭРЭЛ”. Ориентирую юношей на выработку качеств необходимых солдату:

· высокая работоспособность;

· выносливость;

· чёткая координация и точность движений.

Пропагандируем успехи лучших спортсменов школы. Мы создали панно лучших спортсменов школы за годы её существования, куда ежегодно заносятся новые имена по итогам года.

Посещение занятий по “Основам военной службы и ОБЖ” в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они стали более дисциплинированными, как в школе, так и вне её, поднялся их общефизический уровень, улучшилась выправка и собранность, появился интерес к выбору военной профессии.

Так, сейчас пять выпускников школы, в том числе одна девушка, готовятся к поступлению в военно-учебные заведения Вооружённых Сил России.

3) Военно-патриотическая работа с учащимися во внеурочное и внешкольное время

Как показывает опыт, успех военно-патриотической работы, прежде всего, зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной направленности мероприятий. Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов военно-патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор в школе мы осуществляем с учётом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния материальной база, окружения и расположения школы, наличие предприятий, общественных организаций и администрации посёлка, способных оказать нам необходимую помощь.

1999-2000 годы прошли под знаком подготовки и празднования яркой даты в жизни российского народа, его Вооружённых Сил– 55-летия победы в Великой Отечественной войне.

Общую направленность по военно-патриотическому воспитанию в школе в 1999--2000 годы, мы сориентировали на эту важную дату. Хочу привести несколько примеров проведённых мероприятий и другой работы.

К юбилею Победы общественностью и администрацией посёлка Беркакит было решено воздвигнуть монумент памяти героев в Великой Отечественной войне.

Учащиеся школы приняли в этом активное участие: привели в порядок территорию прилегающую к монументу, произвели озеленение площади монумента. Ко дню открытия монумента руками учеников была изготовленна гирлянда из хвои с красной лентой, которая была возложена лучшими учениками школы к монументу в день открытия на митинге посвящённом Дню Победы.

Из числа школьников в единой военизированной форме одежды к монументу был выставлен почётный караул. В назначенное время учащиеся школы собрались у монумента на митинг, торжественно одетые с лозунгами и транспарантами, которые изготовили сами.

На открытие были приглашены ветераны войны и тыла, почётные гости. Пришли многие жители посёлка. Ребята на долго запомнят выступление ветеранов войны, воина танкиста Доржиева Жамсарата Эрдышевича, который в бою горел в танке, чудом остался жив, стал инвалидом, но до сих пор, не смотря на возраст, сохранил молодость духа и веру в молодое поколение страны.

Большой популярностью среди учащихся пользуется смотр строя и песни, который мы проводим ежегодно в рамках месячника оборонно-массовой работы к 23 февраля. В смотре участвует младшее, среднее и старшее звено. Условия и правила смотра я составляю с заместителем по воспитательной работе, которые заранее доводим до классных руководителей и учащихся. Лучшие по итогам смотра поощряются не только грамотами и ценными подарками, но и различными поездками в составе класса, которые финансируются предприятием железной дороги станции Беркакит, администрацией посёлка.

Так, начальник станции Беркакит Ляшко В.И., обеспечил команду школы единой формой для участия в городском смотре строя и песни, выделил автобус для поездки в город, где мы выступили неплохо и заняли 4 место среди 16 школ города и района.

Очень поучительно и интересно прошёл тематический вечер “Деревья тоже воевали” посвящённый 55-летию Победы.

Большую и кропотливую работу по подготовке вечера провела Андреева Г.В. классный руководитель и учитель по биологии, она написала сценарий, были изготовлены декорации, форма солдат времён ВОВ, подобрана музыка, На вечер был приглашён и выступил ветеран, участник ВОВ Любчик Филипп Афанасьевич (дедушка одного из учеников школы).

Вечер не только показал героизм защитников Родины, но и заставил всех присутствующих по новому посмотреть на окружающую нас родную природу, лес, деревья и бережно относиться к ним.

Хорошей традицией в нашей школе стали встречи с воинами –бывшими выпускниками школы, юноши и девушки школы регулярно весной и осенью принимают участие в “Дне призывника” , который проводит военный комиссариат города. По инициативе учеников среднего и старшего звена были собраны и отправлены посылки в адрес воинов наших земляков, которые проходят трудную службу в Чечне. В этом году к 23 февраля мы намерены ходатайствовать перед командирами воинских частей, где проходят службу наши выпускники, отпустить их в отпуск на встречу с учащимися школы. В этом нам оказал помощь военный комиссар города полковник Степаненко А.Ф.

Особое внимание в школе мы уделяем формированию у учащихся здорового образа жизни, регулярным занятиям спортом. В школе под моим руководством работает стрелковая секция, весной 2000 года команда школы заняла 4 место по стрельбе среди 16-ти команд города.

Уже несколько лет в школе под руководством опытного тренера С.Кожемякина, работает школа “Единоборство” (бокс, кикбоксинг, карате ). В школе постоянно тренируются более 60 человек, причём не только юноши, но и девушки. Успехи ребят на соревнованиях вызывают у нас законную гордость! Назову несколько фамилий наших отличившихся учащихся:

Салатаев Николай- призёр России, неоднократный призёр Республики Саха, победитель первенства города, в ближайшее время у него есть все шансы стать мастером спорта по боксу.

Феденёв Василий – победитель зоны Дальнего Востока в городе Благовещенске, призёр Республики Саха-1999 г.

Самойлов Саша – победитель зоны Дальнего Востока в городе Комсомольск-на –Амуре, призёр республики Саха 2000 год.

Салатаев Дима- - победитель республики Саха, призёр зоны Сибири и Дальнего Востока в городе Комсомольск-на-Амуре, неоднократный победитель первенств города.

Белоглазов Николай – победитель зоны Дальнего Востока и Сибири, победитель первенства республики Саха 2000 год.

Также в школе отлично оборудован и действует уже несколько лет клуб настольного тенниса, в котором занимается 62 юноши и девушки, тренер Золотарёв И.И.

Воспитанники клуба достигли значительных успехов:

Ануфриева Аня – призёр зоны Сибири и Дальнего Востока 2000 год.

Золотарёва Марина – чемпион города, призёр зоны Сибири и Дальнего Востока, чемпион Дальневосточной железной дороги 2000 года.

Бабакаев Алексей – чемпион города Нерюнгри.

Дворянинов Игорь – чемпион города Нерюнгри.

В секции вольной борьбы школы, тренер Барченков Ю.В., занимается более 60 ребят, из них подготовлены:

Ожегов Андрей – призёр республики Саха 2000 год.

Пашев Владимир – призёр республики Саха 2000 год, 4-ое место на первенстве зоны России 2000 год, город Владивосток.

Комаров Анатолий – чемпион города Нерюнгри, 4-ое место по республике Саха.

Всего в различных спортивных секциях школы занимается 265 ребят.

Ежегодно в феврале мы проводим военно-спортивный праздник, посвящённый годовщине Российской Армии, на котором кроме чисто спортивных состязаний обязательно включаются элементы из военной подготовки:

· одевание противогазов и действие в них на время;

· стрельба из пневматической винтовки;

· метание гранаты на точность;

· оказание помощи “пострадавшему” и его эвакуация.

В празднике принимают участие команды 10-х, 11-х классов.

Ежегодно проводим военно-спортивную игру “Зарничка” с учащимися 1-8 классов, соревнования с юношами старших классов “ А ну-ка парни!”, фестиваль военной песни к 9 Мая. Непосредственное участие в этой работе принимает актив школы, учащиеся во главе с Фоменковой Е.В. – старшей вожатой школы.

Планируя и проводя внеклассные и внешкольные мероприятия, я стремлюсь к тому, чтобы в них участвовало максимальное количество учащихся младшего, среднего и старшего звена. При этом учитываю реальные возможности и условия, чтобы не падало качество и действенность мероприятия.

В своей работе опираюсь на помощь командиров отделений и взводов 10-х, 11-х классов, с которыми регулярно провожу занятия во внеурочное время, также привлекаю их к проведению занятий стрелковой секции с учениками 5-х, 6-х классов.

Стараюсь, чтобы каждое проводимое мероприятие достигло души и сердца каждого ученика, ведь только тогда оно будет иметь большой военно-патриотический воспитательный эффект.

Судя по откликам наших ребят-выпускников, которые служат в армии, их командиров – юношам, которые прошли в школе курс “Основы военной службы и ОБЖ”, активно участвовали в школьных мероприятиях военно-патриотического характера, намного легче, чем другим, органично, без долгой “притирки” входить в воинские коллективы. Ведь они уже многое знают и умеют практически – стрелять, нести внутреннюю службу, выполнять строевые приёмы, жить в полевых условиях, участвовать в тактических учениях.

Проводя подготовительную работу с допризывниками, в педагогическом коллективе школы, в беседах с родителями, подчёркиваю и убеждаю, что военную службу отменить нельзя и в обозримом будущем службу будут нести не столько по контракту ( денег у государства нет), сколько по призыву, то поэтому и надо решать вопрос, как обеспечить безопасность наших выпускников на военной службе.

Самая отвратительная негуманность – посылать не подготовленных юношей для выполнения воинского долга, давать им в руки сложную технику и смертоносное оружие, заведомо делать их пушечным мясом.

Поэтому школа не должна ставить вопрос: готовить или не готовить молодёжь к военной службе в учреждениях общего и профессионального образования.

Совершенно очевидно, что чем короче срок службы, сложнее сама служба, тем лучшую довойсковую подготовленность к ней должен иметь гражданин.