Япония в период американск. оккупац. режима.

Виды боевых графических документов и требования, предъявляемые к ним.

Боевые документы по виду носимой информации могут быть текстовыми, графическими и табличными.

Боевыми графическими документами называют чертежи местности с нанесенными на них тактическими данными.

2. По предназначению они подразделяются на:

документы по управлению

 


   

 

 


 

Разгром Японии войсками Квантунской армии => капитуляция. Населен. не могло пример-ся с поражением => 2 волны самоубииств: 1я после речи имп. с призывом смириться с поражан (срада военных); 2я – после отказа имп. от божеств. происхожден.(1 янв 1946 г)Вслед за этим Яп оккупирована американцами. => до вступления в силу в 1952 г. Сан-францисского м. д. верховная власть в стране в руках США. Амер-цы осущ. ряд успешн. проектов по переуст-ву экон. яп-и.1 из черт яп. нации – фанатизим => 1 из причин успеха амер. политики.Управление Яп-ей косвенное – через с яп императ. Окупац. Яп. осущ-лась только амер. воисками, т.к. (в отлич. от Герм.) не была захвач в рез. воен. действ. на её тер-и. СССР окупир. Курильск. о-ва.Выполняются решения Потсдамской конф. (26 июля 1945 г): 1. искоренение милитаризма в Яп. 2. демократия. 3. свобода слова, вероисповедания и мышления 4. уважение человеческих прав 5. миролюбивое пр-во.Распущ. армия и карател. органы + националистич. орг-ции. Чистка админ аппарата => американцы создали послушную им машину. США присвоили себе все важнейш. гос. функции. США взяли в свои руки: финансы, составление госбюджета, внеш. торговлю и политику, суды и полицию + огранич. законодат. власть парла-та. Соц. и эконом. реф:1. Рабочим - права на создание профсоюзов, демок-ция системы образ-ния, ликвид. абсолют-ма, уравн. в правах женщин, демок-ция эк-ки. 2. Распущ. дзайбацу(пром.-фин. концерны), запрещ. монополии. Земел. Реф (1946 г): Исход. из установ. в стр. земеньного max = 3 га, на Хоккайдо 12 га. Остальная помещ. земля выкупалась и продовалась. К 1950 г. 2 млн га (80% арендной земли) перешли в руки крест-м. => частн. соб-ть стала преобладать => услов. для развит. кап-ла в с/х. Чистки => отстранено болше 200 тысяч политков, арестов. и осужд. 28 главных воен. прест-ков. Выпущены > 3 тыс полит. закл.С окт 1945 г. в пр-ве кабинет Сидэхара(до него были Судзуки и Хигасикуни) => проамерикан позиция. В годы правл. этого каб. осущ. основ. американск. преобр-ния:- выборы в 1й послевоен. парламент (приняли участие нов. партии: Ком. партия и Соц. партия Яп-ии)3 ноября 1946 г.(вступила в силу 3 мая 1947) – нов. конституц.(действует по наст. время): 1. упраздн. абсолют. монарх. => у монарха нет власти он только «символом единства нации» 2. суверенная власть народа 3. граждане и муж. и жен. = равные избират. права(с 20 лет) 3. всеобщее избират. право 4. упраздн патриархал. семейн. система 5. декларировались гражд. права. 6. верх. палата – выборная (палата советников). Ниж. палата (представителей) наделена большими полн-ми по сравн. с верхней.Экономика: Потеря рынка сбыта(армия, тов. на экспорт) + морал-псих. кризис => в 1945г. объем пром. произв = 28% от довоен., в 1946 – 14%. Инфляц., безраб-ца. В 1948 г. ситуац. изменилась: Яп. стала партнёром и союз. против СССР. => прин. план стабилз. эк-ки.Идет процесс реаним-и партий. С права – либ., с лева – соц. и ком. Возник. Всеяп. конгесс производит. союзов (объед. 47% профсоюзов) под рук-ом соц. и ком-ов, Яп. федерация проф-ов Судомэй. На 1х выборах победили соц-ты. Нах-сь у вл. < 2х лет (до фев. 1948 г.). С 1947 до 1994 у власти либ-дем. партия (объед. в 1955).

Восстанов. экономич. позиций Японии к конц. 50-х гг.Деят-ть. амер. админ. в период «обратного курса» (1948-1951) имела больш. знач. для вост-я эк-ки. + Больш. влиян. оказала корейск. война. (Яп. - эк. партнер США => воен заказы позвол. гармон-ть структуру яп. пром-ти). После войны пром-ть в кризисе. В 51г. парл-т принял законы, по кот. выделил ср-ва для важнейших отр-лей пром-ти. Модер-я треб. закупки техники => золотоволют. ресурсов.Одновремен. Яп. востанав связи со стр. Юж. Азии: выплачивает репарации => получ. рынки сбыта.1955-57 гг. – буйн. рост пром-ти. в том числе в нов. отраслях (радиоэлектрон., автомобилестрой., судострой.) Массовое накоплен. капитал => бурн. эк-й рост. Больш. кол-во квалифицир. раб. силы, при сохр. низкой зарплаты. Это позволило эфф-но исп. передовые технол. произ-ва, конкурент-ные на внеш. рынке (низк. цена, высок кач-во).

Расширен. внутр. рынка:В довоен Яп. образец поведения – min потреблен., аскетизм., осн. ресурсы – на войну. После WWII критерий изменился. Купил – поддержал св. произ-ля.Аграрн. реф. => большой слой кр-ан собственников => больш. спрос на с/х прод., хим. удобрения, потребит. товары и т.д. + Происх. пролетариз-я нас-я. Рабоч. класс станов. предметом массового спроса.Определён роль играет гос. регулир: Гос. прямо не вмешивалось в эк. жизнь, но от регулир не ушло и играло актив роль. Сущ. госсектор эк-ки. Г-во реализов. ряд программ, кот. влияли на эконом разв-е путём предоставления предпр-ям и корпортивам планов разв-я, имеющих рекомендат. хар-р. 1 план в 1955г. должен был способст-ть достижению эк. нез-ти к конц. 50-х гг.Полит. партии:1 пол. 50-х гг. – время госп-ва буржуаз. партий. Обед-ся либ. и дем. партии (схожесть программ и социал. базы). В 51 г. – раскол на левом фланге, в связи с отнош. к Сан-Франц. договором. В 55 г. – воссоед. соц. партии. В 1955 г либер-дем. утрат. парлам. больш-во => потер. возм-ть изменен. конституц. => Система «полутора партий»: при налич неск. партий, у вл-ти находится одна. => У оппозиц. нет шансов прийти к вл. и сформ. своё пр-во. В 54 г. сформ. партия Комэйто (партия чистой политики) на базе буддийск. орг-ии (сущ. до 1996г.) В 1960 г. сформ партия демократия. социал-ма (ЛДПЯ), заинтерисов. в возн. нов партий => дроблен. оппазиц. В 90-е гг партия переж. кризис, но сохр. влиян.

Японское эконом. «чудо» 60-х гг. Причины ускоренного разв-я яп. эк-ки в 60-е 1й пол. 70-х гг.Базис для «яп. чуда» 60-х гг. заложен реф-ми 2й пол. 40-х. По темпам роста ВНП Яп. в 60-х – 1 пол. 70-х заним. лидир. позиции (до 10% в год). (У ФРГ рост ВНП max 4,5%, у США - 3,9%, Фр. 5,6%, Ит. 5%, ВБ 3,1%) К конц. 1960-х Яп. - на 2м месте в капит. мире по ВНМ. Не обладая сырьевой базой, чтобы избежать энергозавис. в 70-х нач. бурное строй-во АЭС. (пром-ть СССР, США и Яп. могла бы произв. весь пром. ассортимент).В 60-е заверш. перестройка эк. структуры. Уменьш. доля с/х в ВНП => Яп. превр. из аграрно-инд. в индустр. страну. В итоге доля Яп. в пром. произ-ве в капит мире выросла более чем в 2 раза (2я после США). На ускоренное успеш. развитие оказ. влиян. ряд факторов:1. Замкнутый круг: чем выше темпы развит., тем больше инвестиц. => сохр. и увелич-е темпов. Многие аналитики сравн. Яп. модель эк-ки с велосипедом. Инвестиц. играли роль педалий благодоря кот. эк-ка двигалась => их сокращ. должно вызвать кризис (прогноз не оправдался).2. Возм-ти внутр. рынка. Для 60-х хар-но наличие большого кол-ва нас-я, обладающего платежеспособ. спросом. До нач. 60-х Яп. проводила жесткую протекцион-ю политику. Как только США и Зап. Евр. сталкив. с яп-ой. конкуренцией зап. произв. пытались оказ. давление на Яп. пр-во и заставить его открыть свой внутр. рынок. Яп. вынуждена уступать. Протекц. тарифы понизились, но не нас/х рынке. 3. Высокие темпы комплексной механ-и и автомат-и пр-ва. Сущ. нехватка квалифиц. кадров => мех-я и автомат-я пр-ва.4. Максимал. эффек-е исп. люд. ресурсов. К нач. 21го века достигнута 100% грамотность. В сер. 70-х 40% людей имело высш. образ-е.5. Низкие цены на сырьё и топливо на мир рынке.6. Благоприятн. финанс. система. Твердый курс Йены по отнош к $: 1$=360Y7. Более высокие цены на внутр рынке. 8. Модель управления – коллективистская модель капит-ма (в отлич. от амер. модели свобод. конкуренц.):Система пожизненного найма рабочих и служ-х. Не распр. на временных работников задейст-х в круп. предприят. и гос. учережд.Сист. оплаты и продвиж. по службе по старшинству. Организац-я структура управления. На ряду с вертикал. исп-ся горизонтал. связи. Решение производст-х вопр-ов – совещ-я руковод-лей разн. уровней с равн. провами и обяз-ми, с одинаково учитываемыми правами голоса.г) Группы контроля и качества. Созданые в США не прижились. В Яп. движение распростран. быстро (в СССР аналог – соцсоревнования). В 70 – 80-е гг на смену приходит орг-я врем-ых научных коллективов, кот позволяет обойти сист. оплаты вне завис-ти от возраста и стажа. Мин. срок деят-ти коллектива 5 лет. Деньги выдавались на безотчетной основе. По прогнозам эконом-ов если 1 коллектив из 10ти будет успешным их успех перекроет потери остальных.д) Согласование решений с низу до верху. е) Материалист-я сист. упр-я.9. Сохр. значит роли гос-ва в эк-ке. Ифрастр-ра, энерг-ка, плановые учережд-я: планы разв-я отраслей, планы инветиц., сворачив-е нерентаб. отраслей.Последствия бума 60-х:1. Урбанизация. С 50-х по 80-е город. нас-е увелич. с 31 млн. до 89 млн. (с 37% до 76%). Движ. сила урб-ии – быстрый рост эк-ки. Структурная перестройка эк-ки – переход раб силы из первичных отраслей во вторичн. и третичн.(услуги и бизнес). Урб-я => нов. образ жизни, нов товары и услуги => расширен пр-ва. Недостаток – нехватка населения в районах запустения, где концентрир. мелк. произ-ва с низкой произ-ю труда. За 1 пол 60-х гг неселен. в районах запустен-я уменьш. на 13,4%, за 2ю пол – на 12%. К районам запуст-я относ 46% тер-и, на них проживает 7,2% нас-я.

Перестройка модели соц-эк развития Японии во 2-ой пол 70-х-80-е ггВ 70-80гг экстенсивная парадигма разв-я эк-и была заменена интенсивной. Строительство предприятий→Яп к 70 гг-одна из самых загрязненных стран мира.→прин-ся законы о контроле уровня шума и загрязнения, поиск нов-х энергоносителей и эф-ой системы исп-я сырья. Рост цен на нефть→сниж-е конкурентоспособности в энергоемких отраслях→акцент перенос-я на наукоемкие отр-и.

Особенности соц-полит устройства Японии в 50-90-е гг.С 1947 до 1994 у власти либ-дем. партия (объед. в 1955). Сент 51-Сан-Фр-ий договог→конец оккупации.→амнистия лиц-ам, подвер-ся чисткам в послев-е время. Огранич права на пов-е забастовок.1-я пол 50-время господства бурж партий. Схожесть их программ→объед-е либ и дем партий(ЛДП). 51-раскол на левом фланге из-за отн-я к Сан-Фр дог-у. 55-воссоед-е соц-ой парт-и(СПЯ). Еще левее-ком пра-я Яп-и, но она непопулярна из-за влияния на нее маоизма. «Полуторапартийная система» →у оппозиции нет возм сформ правит-о. Партии, не имеющие большого влияния: Комейто(п-я чистой политики)на базе буддийской орг-ии(64-96)., партия дем-ко сой-ма(ПДС, образ в 59), новыл либ-ый конгресс(НЛК, 76). Кабинет Сато напр силы на восст военной мощи(сил самообор-ы) К66г численность ВС-247 тыс чел. 89-ЛДП лишилась больш-а в верх палате парл-а, из-за скандала с коррупцией, 98-ЛДП проиграла выборы и лидер ЛДП Хасимото сразу ушел в отставку.56-Яп стала членом ООн

«белая» революция.Соц-экономич и полит реформы проводимые шахом и его новым окружением(технократами) с референдума 63г и направленые на ликвидацию полуфеодальных отношений в деревне,модерназ ирана и его интеграцию в современный капиталистический мир получили официал название «белая революция» или революция шаха и народа.Из 19 реформ-вазжнейшая авграрная:в 3 этапа.Для ирана земельная реформа это прогресс.Привела к ликвидации полуфеодального землевладения и землепользования,к превращению большинства крестья в собственников, ведущих самостоятельное мелкотоварное хозяйство.Вместе с тем множество семей землевладельцов не смогли адаптироватьсь к новым условиям,разорялись и устремлялись в города,поподняя ряды неквалифиц рабочих и безработных.реформы:национал лесов и пастбищ, продажа госпредприятий частным лицам,создание корпуса просвещения для борьбы с неграмотностью,предоставление избирател прав женщинам,созданы корпуса здравохранения для медпомощи сельскому населению,дома правосудия-общественные суды селбской местности.Особый упор шах сделал на развитие промышлен,желая превратить иран к концу века в 5ую индутриальную державу мира.Этому способствовал постоянный спрос на нефть,возросший в 70 годы вследствии энергетич кризиса.К концу 60гг в иране уже имелись современ крупные предприятия не только легкой промышленности но и новых отраслей: машиностроит, автомобильная, аллюмин, нефтехим. Иран стал превращаться из аграрной в аграрно-индустриал страну.Реформы помогли стране преодолеть ее социально эконом отсталость.По темпем роста экономики иран занимал 2 место после Японии но его развитие не было органичным и равномерным.В пол жизне страны проявлялась дальнейшая тенденция усиления личной власти шаха.75г-заменив многопартийнуу систему однопартийной шах создал партию Растахиз(возрождение),имевшую цель консолидировать иранское общество вокруг династии Пехлеви.Но борьба духовнства против реформ.Возглавил аятолла(обладатель высшего религиозного звания) Хомейни. Пытаясь смегчить нараставшую соц напряженность в 75 г шах начал новую серию реформ,но если реформы 60г сыграли миротворяющую роль то последнии наоборот усугубили ситуацию.Наступление властей на традиционный базар,который и так не мог конкурировать с госсектором.

Итоги соц-экон и пол развития ирана в сер70ггМодернизация Ирана вследствие белой революции,аграрная реформа,ликвидация полуфеодального землевладения,превращения большинства крестья н в собственников,ведущих самостоятельное мелкотоварное хозяйство,в то же время увеличение безработных и люмпенов,создании корпуса просвешения и здравохраненияи домов правосудия.Развитие промыш,увелечение доходов от экспорта нефти.Иран стал превращаться из аграрной в аграрно-индустр страну. Внп возрастал тежегодно более чем на 10%.составил на 70г 15млрд дол(в 4р больше чем в 60г).реформы помогли стране преодолеть её социальную эконом отсталость,но они имели ряд негативных черт.Одни отрасли разви кскоренно а в других наблюдался застой.В пол жизни страны проявлялась дальнейшая тенденция усиления личной властишаха. В 75г заменив многопартийную систему однопартийной щах создал партию Растахиз(возрождение),имевшую цель консолидировать иранское общество вокруг династиии Пехлеви.Тем неменее шах недооценил возможности шиидского духовенства,ущемленого реформами-фактически единственная позиция,находящаяся в середине 70г на легальном положении. Возглавил аятолла(обладатель высшего религиозного звания) Хомейни. Пытаясь смегчить нараставшую соц напряженность в 75 г шах начал новую серию реформ,но если реформы 60г сыграли миротворяющую роль то последнии наоборот усугубили ситуацию.Наступление властей на традиционный базар,который и так не мог конкурировать с госсектором.Т.о среднии городские слои,связанные с базаром,численность которых более 25% населения, стали той базой которая питала надвигающуюся революцию.Револ ситуация возникла к концу 70гг,когда окончательно оформилдся союз базара с шиидским духовенством.

Причины иранской революции 1978-79гг.В пол жизни страны проявлялась дальнейшая тенденция усиления личной власти шаха. В 75г заменив многопартийную систему однопартийной щах создал партию Растахиз9возрождение),имевшую цель консолидировать иранское общество вокруг династиии Пехлеви.Тем неменее шах недооценил возможности шиидского духовенства,ущемленого реформами-фактически единственная позиция,находящаяся в середине 70г на легальном положении. Возглавил аятолла(обладатель высшего религиозного звания) Хомейни.он проповедовал что земельная реформа и другие законы противоречят предписаниям корана и нормам мусульманской морали.Особенно резко выступал против уравнения женщин в правах с мужчинами,такие же идеи распространяли и другие шиидские лидеры.Не ограничиваясь проповедями духовенство организовывало антиправительственные выступления.Многие лидеры( Хомени) были высланы из страны.Но и в эминрации Хомени через посредства 200 тыс иранских мулл культивировавших в стране антишахские настроения продолжал борьбу с продажным шахским режимом.Его проповеди,записанные на магнитофонные кассеты,распространялись по всему ирану. Простые и понеятные лозунги духовенства-Ликвидация шахского режима,преодоление пропасти между богатыми и бедными,изгнание из страны иностранного особенно американского капита,прекращение чуждого иранцам ззападного влияния-привлекли самые широкие слои населения,уставшего преспосабливаться к быстрой капиталист модернизации страны. Пытаясь смегчить нараставшую соц напряженность в 75 г шах начал новую серию реформ,но если реформы 60г сыграли миротворяющую роль то последнии наоборот усугубили ситуацию.Наступление властей на традиционный базар,который и так не мог конкурировать с госсектором,т.о среднии городские слои,связанные с базаром,численность которых более 25% населения, стали той базой которая питала надвигающуюся революцию.Револ ситуация возникла к концу 70гг,когда окончательно оформилдся союз базара с шиидским духовенством. Исламская революция неразрывно связана с провалом реформ,проводя которые шах,его окружение,и его америк советники не считались ни с народом ни с его традициями и обычаями. Всеобщее падение нравственности и морали,соц взрыв был неибежен.Духовенство им умело воспользовалось.

Иранская революция 1978-1979Начало революции-расстрел антиправит-ной демонстрации в Куме в январе 1978 г. В ожесточенных схватках с войсками, жандармами, агентами САВАК(Управл. безоп-ти и информации Ирана)погибли десятки тысяч иранцев. Попытка шаха разрядить сит-ю путем замены в конце 1978 г. военного прав-ва кабинетом во главе с либеральным политиком не удалась.16 января 1979 г.шах с шахиней покинул Иран-в стране некоторое время сохранялось двоевластие. Конец двоевластию положило вооруженное восстание в Тегеране, нач 9—10 февраля 1979 г.11 февраля Высший военный совет заявил о своем нейтралитете и отдал приказ войскам вернуться в казармы.Бахтияр покинул страну.Последние очаги сопрот-я сторонников шаха были подавлены утром 12 февраля. «исламская революция» неразрывно связ с провалом реформ, проводя которые, шах, его окружение и амери¬канские советники не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями. В стране расцвели коррупция, преступность, проституция, наркомания. Всеобщее падение нравственности и морали дополнило картину.Социальный взрыв был неизбежен. Духовенство им умело воспользовалось. «Исламскую революцию» можно опред-ть след образом: по хар-ру, движущим силам и методам борьбы как народную, по основной направ-ти как антимонархическую, антиимпериалистическую и остро антиамериканскую, по соц сути как буржуазную, по руководящей роли духовенства и организационно-идеологической основе как исламскую. Шиитское духов-во,оказ. у власти, сумело превратить орг-ии, созд-е в ходе рев-ии, в свою опору.Легализовались позиции террит-х исламских рев-ных комитетов, рев-ные суды стали исламскими рев-ми трибуналами; в кач-ве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции; под их контролем оказ. сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предпр-х и в учрежд-х органы самоуправления были преобраз-ны в руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Вместе с террит-ми комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима.1 апреля 1979 г. Иран был объявлен Исламской Республикой (ИРИ). Основной внешнеполит-ий принцип «Ни Запад, ни Восток, а Ислам».Иран заявил о выходе из СЕНТО. Был расторгнут ряд военных и гражданских контрактов с США и другими западными державами, ликвидир-ы амер военные базы, аннулировано соглашение с МНК, закрыты многие иностранные, прежде всего амер, банки и компании. Пиком антиамериканской компании стал захват в ноябре 1979 г. посольства США и объявление всех его сотрудников «заложниками».В декабре 1979 г. в рез-те референдума была утвер. конституция ИРИ. Исламская республик. партия (ИРП) стала фактически правящей партией в стране. Увольн-е Базаргана с поста главы прав-ва в к.1979 г. и отставка 1го президента Ирана Банисадра летом 1981 г. Свидет-ли об усилении позиции лидеров ИРП и об устранении от власти как сторонников умеренно-либерального курса, так и поборников интересов торгово-предпринимательских кругов.

 

Турция после 2МВ.В конце 40-х и вплоть д мая 60-х рук-во Турции придерживалось политики отхода от кемалистских идей, в частности протекционизма, был взят курс на либерализацию и развитие частного предпринимательства. В Турции были сильны позиции США. 1947 – Трумэн с посланием к конгрессу, в кот просил об ассигновании спец ср-в для оказания помощи Т и Гр и посылке инструктора для обучения вооруж сил этих стран (доктрина Трумэна). Июль 1948 – США и Т подписали соглашение о сотрудничестве в рамках «плана Маршалла». За 10 лет (до 1957) Т получила ок 800 млн дол, за 1950-54 получила 6 займов от Междунар банка реконструкции и развития. Крупные кредиты и займы предоставляла и ФРГ. Более 60% бюджета уходили на военные расходы. Т содержала самую большую армию (после СССР). В 1952 – вступила в НАТО

Первое послевоенное десятилетие было отмечено пересмотром концепции развития страны. Тщетными становились попытки лидеров НРП выдавать ее за выразительницу общенациональных интересов. В партии происходит раскол. В начале 1946 г. организуется другая буржуазно-помещичья партия — Демократическая (ДП). Однако по своим программным установкам новая партия мало чем отличалась от НРП.Турецкая буржуазия после войны стала тяготиться кемалистгкпй политикой этатизма, которая лишала ее возможности предпринимательской инициативы и дальнейшего обогащения. Правительство предприняло ряд мер по смягчению авторитарности режима, расширению демократических основ власти. Были приняты законопроекты по переходу от однопартийной системы к многопартийной. Вскоре в стране образовалось до 30 партий разных приентаций. Наиболее влиятельной из них стала ДП. В партийной программе ДП — ≪Обете свободы≫, понятие ≪этатизм≫ было наполнено новым содержанием как предоставление большей свободы частной инициативе и деятельности частного капитала. Наметившийся пересмотр пути развития турецкого общества способствовал быстрому сближению Турции и США.

Обострение внутриполитической обстановки в Турции в период правления ДП (1950—1960 гг.)

В экономической области Кабинет министров стал проводить политику поощрения частной инициативы. Увеличился вес частного капиталистического сектора в промышленности, он даже превысил государственный. Осуществлялась политика привлечения иностранного капитала. Однако успехи в улучшении экономического положения страны оказались весьма скромными. Получив в 1951—1954 гг. ряд льгот, иностранные монополии задушили слабый (по сравнению с ними) турецкий национальный капитал. Пагубную роль для экономики Турции играл также неэквивалентный обмен с западными странами, приводивший к росту дефицита платежного баланса. Уже в 1955 г. правительство, не имея средств для покрытия текущих платежей по внешним займам, заложило почти весь золотой запас. С 1956 г. Турция оказалась вынужденной импортировать и зерно.

В 50-е гг осн гос капиталовложения поступали в с/х и инфраструктуру, лишь 1/5 ср-в направлена в обрабатывающую пром-ть. Привело к дисбалансу отраслей. В эк-ке проводилась политика поощрения частной инициативы. Прав-во привлекало иностр капитал. Продолжал расти внутр и внеш долг. В 1955 прав-во, не имея ср-в для погашения долга, заложило весь золотой запас.

 

Переворот 27.05.1960 ТурцияВ конце 1950-х гг. страну охватили волнения. Демонстрации студентов и курсантов военных училищ в Турции составили часть общей волны народных выступлений. Среди их участников особенно были сильны антиамериканские настроения. Руководство ДП, отметив падение авторитета партии, обратилось к неконституционным методам расправы с недовольными. В начале 1960 г. правительство Мендереса предприняло меры по подавлению оппозиции. В этой ситуации 27 мая 1960 г. в стране произошел военный переворот. Созданный военными Комитет национального единства (КНЕ) взял управление страной в свои руки. Была отменена конституция 1924 г., распущен парламент, запрещена деятельность политических партий. Так закончился первый этап существования Турецкий республики.

27 мая 1960 – военный переворот, власть в руках военных, объединившихся в Комитет нац единства, председатель – г-л Джемаль Гюрсель. Он же возглавил Врем прав-во (вошли 3 генерала и 15 гражданских). Две группировки в Комитете – умеренная (Гюрсель) и радикально-националистическая (полковник Тюркеш). Нояб – 14 радикальных членов Комитета высланы из страны.1961 – нов К: Тур респ-ка – нац, дем, светское и соц-правовое гос-во. Великое нац собрание: Нац палата и Сенат. В Т была создана парламентская респ-ка, прав-ва создавались по итогам парламентских выборов, но при этом в кризисных ситуациях решения принимались президентом или армейской верхушкой – период контролируемого парламентаризма.

 

Вторая республика: время политической либерализации (1960—1980 гг.)По поручению КНЕ


видными юристами страны был подготовлен проект новой конституции страны, который в июле


1961 г. был вынесен на референдум. Получив одобрение, Основной закон вступил в силу.

Согласно конституции Турция определялась как социально-правовое государство. Авторы новой конституции полагали, что свои обязанности государство может осуществлять лишь через развитие

плановой экономики. Декларировалась необходимость аграрной реформы и допускалась возможность национализации частных предприятий. Конституция содержала статьи, предупреждающие попытки неконституционных и антидемократических действий как со стороны населения, так и со стороны партий, находящихся у власти. Турция, оставаясь и в этот период отсталой страной, тем не менее стала наращивать производство в ряде областей экономики.

В частности, число промышленных предприятий выросло по сравнению с довоенным уровнем более чем в 4 раза, объем производства — в 7 с лишним раз. С помощью государственного и иностранного капитала ускоренно развивалась частная фабрично-заводская промышленность. Большое развитие получила сборочная промышленность, для которой основные узлы, агрегаты, сложные детали

ввозились из-за рубежа.

В обл-ти эк-ки принцип смешанной эк-ки (на смену принципу этатизма. По уровню эк развития и пром произ-ву Т оставалась отсталой страной. Прав-во поддерживало развитие пром сектора. В 1938-60 кол-во пром предприятий возросло в 4р, а пром произ-во выросло в 7р. В послевоенные годы ускоренно развивалась частная фабрично-заводская пром-ть, большое развитие получила сборочная пром-ть, компоненты для кот ввозились из-за границы. В Т возникли довольно крупные гос-капиталистич объединенияс участием гос и частного капитала.

1965 – на выборах в Меджлис победила партия Справедливостии было сформировано однопартийное пра-во Сулеймана Демиреля, в 1966 – президентом выбран Сунай. В 1969-70 – резкое замедление темпов эк роста, была проведена 3ья после войны девальвация лиры. Возрос дефицит бюджета, гос долг (72млрд лир). Из-за роста б/р З страны вынуждены были эмигрировать 600 тыс турецких рабочих. Эк тупик, кризис – активация военных. 1971 – высшее командное рук-во предъявило президенту меморандум – необходимость замены прав-ва, подчеркивалась значимость создания надпартийного прав-ва, кот покончило бы с анархией и продолжило бы реформирование в духе Ататюрка.

 

Кризис развития общества 70-80Путь, избранный политиками Второй республики, имел положительные и негативные результаты. С одной стороны, были достигнуты существенные сдвиги в экономике, благодаря которым Турция превратилась в индустриально-аграрную страну; с другой — в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы роста, а в политике — устранить острое соперничество между теми, кто выступал за этатизм, и теми, кто добивался либерализации и расширения частной инициативы.

Чтобы остановить дальнейшее нарастание кризиса, военное руководство вновь решило взять инициативу и осуществило в сентябре 1980 г. государственный переворот. Находившиеся у власти правительство Сулеймана Демиреля было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приостановлена, демонстрации и забастовки запрещены. Вся полнота власти перешла к сформированному военными Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом К. Эвреном. Переворот 1980 г. как бы подвел итог усилиям по реализации модели догоняющего развития, разработанной еще лидерами ДП, ни существенно переработанной в годы существования Второй

республики.

14 окт 1979 – частичные выборы в Меджлис – победа партии Спарведливости. Демирель сформ-ал однопартийное прав-во, отклонив предложение Эджевита о создании коалиц прав-ва. В дек 1979 – в Стамбуле собрались высшие военные чины, составили письмо, в кот призывали полит партии и конституц органы выполнять свои обязанности. Во многом это было связано с тем, что в кон 1979-нач1980 – Демирель совместно с Озалом разработал нов эк программу 24 янв 1980 принял ее. НЭП: концепция саморегулирующегося рыночного мех-ма, внедрение принципов свободного рынка, усиление позиций нац предпринимательства, свертывание ряда форм гос регулирования, первоочередная развитие экспортных отраслей, широкое исп-ние частного иностр капитала. От импортозамещения к экспортоориентированной модели.

В течение пер половины 80-х – прав-во принимало срочные меры по реализации программы: девальвация лиры, сужение границ ден эмиссии, в июне 80 – трехлетняя программа сдерживания инфляции. Эта программа устраивала как зап кредиторов, так и крупный капитал внутри страны. Но в условиях отсутствия полит стабильности сущ-ла опасность, что программа не будет реализована. И в ночь с 11 на 12 сент 1980 введено военное положение, власть перешла к Совету нац безопасности во главе с Эвреном, парламент был распущен, прав-во отстранено от власти, приостановлено действие всех партий. Совет нац без-ти обеспечил дальнейшее проведение реформ, введя в прав-во Озала. Эта ситуация продолжалась до нояб 1982, когда была принята нов К, по кот расширялись полномочия президента. На семилетний срок президентом избран Эврен, вместо двухпалатного однопалатный парламент, кот избирал президента в течении 30 дней. Постепенно отменено военное положение, разрешены партии. С этого момнте начинается процесс образования партий(1983). Партия благоденствия (усиление роли ислама в общ-полит жизни), Партия верного пути (опирается на часть крупных и средних пром-ков, торговый капитал и земельных собственников), Партия Отечества (выражает интересы крупного тур капитала), Партия националистического движения. Полит направления, между которыми ведется борьба – праволиберальное (партия Отечества и партия верного пути), левоцентристское (дем левая партия, нар-респ партия), происламское (партия благоденствия), ультранационалистическое (партия нац движения). В нояб 1983 выборы, к кот были допущены 3 партии из 15. Победа у партии Отечества, созданной Озалом. Он же стал п-м. Эти выборы ознаменовали переход Т к гражд пралению. Окт 1989 – эта партия подала свою кандидатуру на пост президента, в нояб Озал был избран президентом. Озал осущ-ял эк модернизацию. Он смог вывести страну из кризиса, осущ-ил меры восстан банковского сектора, сферы услуг, смог обеспечить раост доходов и переход к конвертируемости лиры. Рук-во Т объявило о намерении сделать Т членом ЕС. В 1987 – Т офиц обратилась в ЕС с просьбой о приеме ее в эту орг-цию в качестве полноправного члена.

Но несмотря на достигнутые успехи страна столкнулась с рядом трудно решаемых проблем: инфляция, доходящая до 40% в год, нет пособий по б/р, огромная б/р (8% активного населения),растущая внеш задолженность.

 

Турция «направляемая демократия»Армия, выйдя из казарм под лозунгами пресечения правого и левого экстремизма, оздоровления общественной жизни в стране, оставалась у власти более 3 лет. Важное место в замыслах военных занимала разработка новой конституции, которая была введена в действие в 1982 г. Авторы конституции отказались от идеалистических, по их мнению, принципов управления обществом, введенных в 1961 г., в пользу более рациональных, лучше отвечавших условиям страны и в большей степени обеспечивающих стабильность и эффективность политического режима. Разрешив создание политических партий, военное руководство оговорило при этом, что вновь образуемые партии не должны быть восприемниками старых. Из 15 зарегистрированных партий к выборам в парламент, намеченным на 1983 г., было допущено лишь 3.

В ходе выборов победила и получила большинство мест в ВНСТ партия отечество (ПО), а ее руководитель Тургут Озал стал премьер-министром. До конца 1980-х гг. ПО оставалась ведущей партией страны, а ее лидер Т. Озал все эти годы возглавлял исполнительную власть. В 1990 г. он заменил на посту президента К. Эврена и находился при исполнении вплоть до своей смерти в 1993 г.

В основе концепции отца турецких реформ Т. Озала лежала идея о необходимости либерализации экономики и укрепления рыночных отношений за счет отказа от строго государственного регулирования. В качестве конечного результата предполагалось превращение Турции в полноправного члена Европейского экономического сообщества.

Осуществление программы Озала позволило Турции достичь высоких в ее современной истории темпов роста ВВП (до 8%), резко увеличить производство электроэнергии, стали, выпуск автомобилей и бытовой техники, одежды и обуви. Производство зерновых и технических культур, мяса и молока стало значительно опережать прирост населения, что способствовало увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции. К концу 1980-х гг. турецкий экспорт вырос в 4 раза по сравнению с 1980 г. и составил 10 млрд долл., причем доля промышленных изделий в экспорте выросла с 35% до 80%. Госсектор к началу 1990-х гг. включал 30 крупных предприятий и около 100 более мелких. Он производил 40% ВВП,

обеспечивая работой до 30% лиц наемного труда. 75% турецких промышленных предприятий стали конкурировать с аналогичными европейскими. Собственно, в этот период завершился процесс превращения Турции в современное индустриальное государство.