Заключительный этап

Следующая схема представляет один из вариантов кооперативно-групповой работы студентов, которая предусматривает выполнение каждой малой группой или парой части общего задания. При дифференцированно-групповой работе разным группам даются задания разные по объему, сложности и т.д.

Основной этап

Основной этаппроекта включает в себя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Каждый урок должен планироваться как звено единого цикла, который полностью охватывает изучение той или иной темы с применением проектной технологии. Проведение каждого занятия как проекта становится возможным при применении разных вариантов организации обучения в сотрудничестве.

Индивидуально-групповая работа студентов предполагает распределение обязанностей и заданий внутри группы, выполнение которых направлено на достижение общего результата, получение общего продукта. Выбранный группой «лидер» (или лидеры), или преподаватель, который в данном случае наравне со студентами принимает на себя роль одного из участников проекта, распределяет задания среди членов группы с учетом их способностей, языковой подготовки, интереса к выполняемой работе. Выполненные задания возвращаются к «лидеру» и тот из студентов, кто справился с поставленной задачей лучше других, может быть выбран «контролером» и осуществить проверку проделанной работы всеми членами группы. Задача каждого члена команды состоит не только в том, чтобы сделать это вместе, а в том, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. После сверки выполненных заданий избранным группой контролером, результаты проделанной работы озвучиваются спикерами каждой из групп.

 

 
 

 

 


 
 

 

 


Изображенные графически варианты командо-игрового взаимодействия наиболее приемлемы для совершенствования и применения навыков и умений говорения при проведении ролевых и деловых игр, а также при планировании выполнения заданий проекта и систематизации подготовленного материала, при обсуждении прочитанного или прослушанного текста, при написании писем и т.д.

 
 

 


 

Третий вариант командно-игрового сотрудничества известен преподавателям ИЯ и применяется для совершенствования навыков диалогической речи и аудирования. Участники игры движутся по кругу, каждый раз сменяя речевых партнеров.

 

 

 


Организация учебного процесса на данном этапе невозможна без руководящей роли преподавателя. Начиная аудиторную работу над проектом, учитель организует учебную деятельность студентов в группах, учит их реализовать разные формы сотрудничества.

Функция преподавателя на данном этапе заключается в координировании распределения ролей, дифференциации заданий по степени сложности, контролировании вовлечения в проектную деятельность всех членов группы без исключения.

Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы студентов по проекту предоставляет преподавателю возможность перейти на позиции партнера. На этапе, когда осуществление аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов тесно взаимосвязано, преподаватель имеет возможность стать полноправным членом каждой рабочей группы. Он может «попросить» определить роль и для него, поручить и ему выполнить какое-либо задание, принести необходимый материал и попросить студентов оценить его ценность для проекта,

Завершение работы по теме позволяет вести речь о заключительном этапе проекта, который предполагает презентацию проекта, оценивание и обсуждение проделанной работы. Презентация результата проделанной работы является кульминационным моментом всего проекта. Способ презентации во многом зависит от формы итогового продукта. Это может быть представление статьи для одной из городских газет, презентация разработанного туристического маршрута местному туристическому агентству или отелю, показ подготовленного видеофильма, проведение конференции, организация дискуссии, открытие странички в Интернет, публикация книги, презентация макета парка для одного из районов города с приглашением представителей городской администрации и т.д.

Проведенная студентами работа требует оценивания. Оценивание в проектной методике является специфичной проблемой, так как преподаватель имеет дело с групповой формой работы, где присутствует групповая и индивидуальная оценки. Уже на подготовительном этапе, во время предварительного планирования педагог должен определить не только критерии оценивание самого проекта (его конечного продукта), но и предусмотреть каким образом будет оценена работа группы в целом и каждого студента в отдельности.

Кроме оценивания речевой деятельности студентов целесообразно принимать во внимание: инновацию, т.е. учет новых путей и подходов к решению проблемы; оригинальность – определенное своеобразие презентации (И. Бастиан, Г. Хаас, 1996); информативность проекта – обращение к различным источникам и материалам; качество презентации - наличие наглядности, эстетическое

оформление конечного продукта; соблюдение временных рамок, срока презентации материала; связь проекта с контекстом будущей специальности.

Наиболее распространенным при оценивании является метод экспертных оценок, который заключается в организации работы одного или нескольких специалистов, имеющих опыт в конкретной области. В нашем случае, когда мы ведем речь о применении проектного обучения в профессиональном образовании и говорим о создании реально-значимого конечного продукта, оценивание результата деятельности студентов по осуществлению проекта обязательно должно осуществляться компетентными лицами (представитель туристического агентства, городской администрации, психолог, социальный работник, юрист, преподаватель профилирующей дисциплины).

Преподавателю очень важно на данном этапе сохранить партнерское взаимодействие со студентами, исходя из его мотивирующего характера. Никоим образом преподаватель не должен из члена группы «превратиться» в контролера. Для осуществления контролирующих функций ему необходимо принять роль «эксперта», причем необходимо скоординировать действия студентов таким образом, чтобы они сами предоставили ему право оценить их деятельность.

В качестве экспертов могут выступать сами студенты. В этом случае студенты привлекаются к самостоятельной, оценочной деятельности в условиях их коллективной учебной работы, в процессе которой каждый из учащихся выполняет контрольно-оценочные функции по отношению к членам группы. Взаимоконтроль становится важной основой для перехода к самостоятельной оценке собственной деятельности.

На последней стадии проектной работы проводится обсуждение проекта студентами и преподавателем. Участники проекта должны решить достигнута ли цель осуществленного проекта, насколько полно решена проблема, анализируются шаги, предпринятые для реализации поставленных задач.

Необходимо особо подчеркнуть ценность приобретенного студентами опыта и его связь с будущими профессиональными нуждами. Участники проекта могут также определить те аспекты проекта, которые могут быть усовершенствованы при последующей работе. Рефлексия проделанной работы, осуществляемая на заключительном этапе проекта, имеет большое значение, как для студентов, так и для преподавателей. Презентация проекта, его оценивание и последующее обсуждение позволяют выявить положительные стороны проделанной работы, применить приобретенный опыт в осуществлении последующих проектов. В то же время все замечания, пожелания студентов и партнеров по проекту заставляют координаторов проекта увидеть недоработки в планировании, постановке задач и поиске путей их решения, учесть их в дальнейшей работе, совершенствовать применение проектной технологии, преодолевая возникшие трудности.