Подготовительный этап

На подготовительном этапе проекта, особого внимания при организации проекта заслуживает выбор его темы.

При выборе темы, прежде всего, следует исходить из интересов студентов, их познавательных потребностей, желания исследовать ту или иную проблему. Только такой подход способствует стимуляции положительной мотивации изучения учебной дисциплины. Однако, с другой стороны, темы для изучения определяются содержанием обучения, предусмотрены рабочей программой преподавателя и не всегда в полной мере соответствуют интересам студентов. Решение данного противоречия является сложным, но выполнимым. В первую очередь студенты должны осознавать необходимость изучения той или иной темы для практического применения знаний по дисциплине, успешного осуществления их будущей профессиональной деятельности, для расширения кругозора, совершенствования определенных знаний, навыков и умений. Они должны выбрать тему, которая имела бы значимость для них лично или для окружающих людей. Другими словами, при выборе темы опора на мотивацию студентов должна быть максимальной. Во-вторых, студентам могут быть заданы определенные параметры выбора темы. Например, преподаватель может предупредить студентов о том, что тема может быть оригинальной, но это не значит, что нужно придумывать что-то новое. Возможно, студенты смогут нестандартно подойти к изучению традиционных предметов и явлений. Тема должна быть выполнимой, а ее исследование приносить конкретную пользу. Кроме того, студентам может быть предложен общий тематический аспект или направление (например, «социальные проблемы общества», «здоровый образ жизни»). Выбор темы внутри предлагаемого аспекта выполняется студентами.

Выбор темы позволяет приступить к процессу планирования проекта. Осуществление проекта предполагает предварительное планирование, осуществляемое преподавателем, и совместное планирование проекта студентами и преподавателем (Бастиан И. 1990, Гудьонс Г. 1990). Предварительное планирование и совместное планирование проекта не противоречат друг другу, если предварительное планирование является достаточно гибким, чтобы приспособиться к интересам студентов.

На данном этапе преподаватель выступает главным организатором деятельности студентов. Он предлагает студентам осуществление проекта, организует выбор темы, привлекает и стимулирует интерес студентов к ее изучению, активизирует речемыслительную деятельность студентов в ходе ознакомления с лексическим материалом по теме, решения задач, предваряющих возникновение проблемной ситуации.

Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащихся, возникшее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах

или условиях выполнения задания. (Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. 1991). А.М. Матюшкин предлагает ряд правил создания проблемных ситуаций, согласно которым перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которых учащиеся должны открыть новые знания или действия. При этом следует соблюдать ряд условий: задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеют студенты; выполнение проблемного задания должно вызывать у них потребность в усваиваемом знании; предлагаемое проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям; оно должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. (Матюшкин А.М.1972)

Для создания проблемной ситуации используются различные проблемные задания, в качестве которых могут использоваться: учебные задачи; вопросы; практические задания; беседа; проблемная лекция; ассоциограмма; дефиниция понятия, явления или действия; выбор из ряда понятий, описания явлений, путей решения единственного, наиболее точного; задания, заключающиеся в разрешении противоречий между теорией и практикой и др. Проблемная ситуация может быть создана с помощью различных заданий. Обсуждение проблемной ситуации приводит студентов к формулированию проблемы.

Совместное планирование проекта как процесса включает следующие действия студентов:

- дробление проблемы на задачи;

- поиск путей решения задач;

- деление на малые группы;

- распределение ролей и обязанностей в малых группах.

Кроме того, совместное планирование предусматривает обсуждение результата деятельностистудентов по осуществлению проекта, который должен быть представлен как конечный продукт в той или иной материальной форме. Конечный продукт может быть определен как результат деятельности целой группы, и как результат выполнения какого-либо задания одной из малых групп. Конечный продукт всего проекта складывается из малых продуктов, представляющих вклад каждой малой группы в решение единой проблемы.

Наиболее часто применяемой для осуществления совместного планирования является техника «мозгового штурма» (или «мозговой атаки»). В основе этой методики лежит свободное высказывание самых разных (вплоть до нелепых) идей, которые могут способствовать разрешению проблемы. Автору идеи задаются наводящие, уточняющие вопросы. После внесения предложений и идей должен производиться их отбор.

На этапе планирования организующая функция преподавателя сменяется координирующей. Его главная задача заключается в том, чтобы студенты поняли, что именно они сами являются главными участниками осуществляемой деятельности. От их планов и решений зависит успешность всей последующей работы. Студенты должны определить для себя, что им нужно сделать, и как это сделать. Преподаватель лишь направляет их деятельность, приводит примеры достижения результатов, напоминает о том, как можно использовать способности и возможности каждого из студентов, высказывает свое мнения, в то же время не настаивает действовать согласно тому, как он думает. Такая гибкая координация выступает мотивирующим фактором деятельности студентов. Обычно они

воодушевляются тем, что им доверяют что-то делать самостоятельно, но иногда происходит некоторый спад первой волны активности. Для этого и необходима координация деятельности студентов преподавателем, когда он должен вновь вовлечь студентов в деятельность, указывая на то, чего смогли достигнуть студенты, поощряя их первые попытки самостоятельной деятельности.

Для дальнейшей работы студенты делятся на группы по количеству зафиксированных предложений. Каждый студент выбирает группу, которая будет разрабатывать интересную для него идею. Первая задача группы заключается в изложении аргументов в поддержку выдвигаемого предложения. Поиск рационального звена в том, что самому студенту, может быть, не очень нравится, способствует, по нашему мнению, развитию позитивного мышления. Выбранные «Спикеры» озвучивают результаты поиска аргументов и производится отбор самых аргументированных, наиболее обоснованных вариантов.

Следующая задача рабочих групп – критика отобранных идей, объяснение неприемлемости выполнения предлагаемых вариантов решения проблемы. Задача выступающих – показать иную точку зрения. Итогом данного этапа работы является отбор предложений, одобренных всеми участниками проекта. Причем это не отброс слабых решений, а отбор сильных. Таким образом, происходит дробление проблемы на задачи, так как отобранные предложения по решению проблемы по сути являются задачами проекта.

Формулирование задач предполагает поиск путей их решения. Для стимуляции деятельности студентов преподаватель может подсказать ряд приемов, которые могут направить процесс поиска путей решения задач в нужное русло.

Другой важный аспект, который имеет значение при формулировании задач проекта и поиске путей их решения, заключается в том, что преподаватель, зная какие умения студентов могут быть сформированы с помощью решения определенных учебных и конкретно-практических задач, какую роль при этом играет каждая из них, вновь координирует действия студентов таким образом, чтобы они поняли и осознали какие умения потребуются им для выполнения того или иного задания, чего они еще не умеют делать и чему важно научиться чтобы более эффективно решить ту или иную задачу и проблему в целом. Понимание того, что они готовы к выполнению проекта не в полной мере, недостаточно компетентны в том или ином вопросе, связанном с решением проблемы, побуждает студентов выдвигать задачи, которые способствуют приобретению теоретических знаний, методологических, профессиональных, процессуальных умений и навыков. Для этого студентам предстоит изучить специальную литературу, проконсультироваться с преподавателями специальных дисциплин, освоить методики выполнения тех или иных процессуальных действий. То есть, задачи проекта, пути их решения должны в максимальной степени способствовать освоению содержания обучения студентов в контексте их будущей специальности. Именно с этих позиций необходимо обосновывать задачи, рассматривать их целесообразность. Путь решения каждой из них может стать и путем приобретения знаний, умений и навыков, обязательных не только для выполнения проекта, но и таких, что составляют основу профессиональной деятельности специалиста.

Определение конечного продукта становится возможным тогда, когда

намечены пути решения задач. Студенты вместе размышляют над тем, чего они могут достигнуть в результате выполнения задания, каков будет результат их деятельности. В конечном продукте с одной стороны находит отражение приобретенный социальный и практический опыт, а с другой – сама деятельность по созданию этого продукта позволяет обучаемым либо расширить, либо усовершенствовать его.

Важным звеном в совместном планировании проекта является деление общей группы на малые группы. Первое деление на группы происходит уже тогда, когда студенты выделили задачи проекта и начинают разрабатывать пути их решения. Окончательный выбор студентами группы по интересам происходит после того, как определены пути решения проблемы, и необходимо распределить роли и обязанности в группе.

Педагогу необходимо учитывать разные факторы деления на малые группы: отношение студентов к изучению программного материала, их восприимчивость к обучению, способности каждого отдельного студента, темп его продвижения в познавательной деятельности, познавательную самостоятельность студентов. Студенты же, планируя проект, делятся на группы исходя из собственных предпочтений в выборе партнера. Однако в результате такого деления формируются, чаще всего, гомогенные малые группы, где сильные студенты объединяются в одну группу, а средне и слабоуспевающие – в другие. И хотя существует мнение Клюевой Н.В.(1987), согласно которому целесообразно создавать только гомогенные группы, т.к. в таких группах легче организовать усвоение знаний и весь учебный процесс, мы считаем более эффективной является работа в гетерогенной группе с дифференцированным распределением ролей и обязанностей и поэтому рекомендации преподавателя студентам по поводу деления на группы бывают просто необходимы.

В гетерогенной группе слабоуспевающий учащийся получает посильное для него задание. Опыт применения проектного обучения показывает, что студенты, которые имеют посредственные знания в том или ином предмете (в частности в ИЯ), могут оказаться незаменимыми при выполнении прагматической деятельности по осуществлению проекта. Многие из них лучше, чем любой другой из сильных студентов, владеют навыками работы на компьютере, могут фотографировать или пользоваться видеокамерой. Часто такие студенты оказываются более практичными, коммуникабельными, они быстрее осуществляют подбор информации, сбор данных, их обсчет, могут хорошо рисовать, чертить схемы, быть более творческими по своему складу людьми, чем те студенты, которые исполнительны, добросовестны в изучении ИЯ и имеют к нему особые способности. Увлеченные выполняемым заданием, ощущая необходимость и значимость проделанной ими части работы, средне- и слабоуспевающие студенты чаще всего уже самостоятельно предпринимают попытки вникнуть в саму суть выполняемого проекта, возникшие внутренние мотивы движут ими, заставляя доводить работу до конца. Они сами пытаются осуществлять презентацию подготовленной информации, для чего им приходиться осваивать необходимый иноязычный материал. Задача сильных учащихся в этом случае помочь, научить отстающих в языковом плане студентов тому, как лучше это сделать.

Если основным содержанием деятельности студентов на занятии на подготовительном этапе является выбор темы проекта, ознакомление с лексическим материалом по теме, планирование проекта, то внеаудиторная деятельность студентов на данном этапе предусматривает работу со справочной литературой с целью поиска основных тематических понятий, поиск информации по теме проекта на сайтах интернет, социологической литературе, средствах массовой информации и т.п. Кроме информационного поиска студентам предстоит осуществить планирование проекта в рабочих группах и подготовить составленный план для дальнейшего обсуждения на занятии.

Результатом осуществления подготовительного этапа должен стать план проекта, который может быть оформлен на отдельном стенде, плакате и помещен в определенном месте таким образом, чтобы каждый участник проекта мог обращаться к нему в случае необходимости. Для того, чтобы наглядно отразить работу, которая будет проводиться студентами в ходе осуществления проекта, чтобы каждый студент представлял себе то, над чем предстоит подумать, с каким родом деятельности предстоит иметь дело и какое задание можно выбрать согласно своим интересам, мы рекомендуем поместить план проекта, план работы каждой группы на большом листе бумаги или постере и поместить его там, где каждый может прочитать его, сделать пометку о выполнении, дописать какие-либо дополнительные детали, внести свои фамилию в список группы, работающей по тому или иному заданию.