Компетентностного подхода в образовании
Организация научно-исследовательской работы студентов в рамках
Как известно, основной целью научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС) как системы деятельности студентов является приобретение и совершенствование навыков исследовательской работы. НИРС включает два элемента: учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), подразумевающая исследовательскую работу студентов в учебное время (во время занятий), и студенческое научное общество (СНО), подразумевающее исследовательскую работу студентов во внеучебное время (после занятий).
УИРС проводятся во время практических (лабораторных) занятий, ее основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин. УИРС является обязательной. В то же время УИРС допускает определенный свободный выбор путей решения поставленных проблем, т.е. формирует у студента навыки исследовательской работы. Эта работа способствует более эффективному закреплению теоретических знаний, развивает требовательность к себе, дисциплинированность, самостоятельность, научную активность.
Основными формами научно-исследовательской деятельности студентов являются: доклады на научно-практических конференциях и семинарах всех уровней, участие в олимпиадах, конкурсы по специальностям, выполнение курсовых и дипломных работ. Исследовательская работа студентов по курсовому и дипломному проектированию носит сквозной характер, что дает возможность достаточно глубоко изучить теорию и накопленный опыт по исследуемой проблеме, детально разработать практическую часть исследования, провести эксперимент и описать его результаты.
Для создания условий формирования компетенций у студентов необходимо, чтобы преподаватель постоянно демонстрировал образцы этих компетенций в своей деятельности и в то же время, создавал пространство для формирования, актуализации этих компетентностей у студентов. Формированию такой педагогической позиции, несомненно, способствует постоянная научно-методическая и научно-исследовательская работа преподавателей.
Формирование исследовательских компетенций студентов будет проходить наиболее результативно при соблюдении ряда следующих условий:
- подготовки студентов в области методологии научного познания (через дисциплину Основы исследовательской деятельности», семинары, консультации),
- проведения постоянной целенаправленной и всеохватывающей работы по развитию у студентов исследовательских умений и навыков (в ходе освоения всех учебных дисциплин, практики путем выполнения реферативных работ, подготовки к публичным выступлениям и т.п.),
- мониторинга качества руководства исследовательской работой студента профессионально-подготовленным педагогом, активной научно-методической и научно-исследовательской позицией педагогического состава учебного заведения.
В перечне исследовательских компетенций актуальными для профессиональной подготовки можно выделить:
Информационно-коммуникативные:
- умение поиска, отбора, обработки, анализа и передачи информации;
- умение понять и воссоздать структуру текста, представить текст в виде вторичного документа (план, тезисы, аннотация, рецензия, реферат, конспект, цитировать,
- умение оформить сообщение с учётом жанровых различий, научного стиля речи,
- умение участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии и т.п.,
- умение самостоятельно приобретать собственные знания и творчески применять их на практике.
Методологические:
- умение определить проблему, определить пути её решения,
- умение предложить ведущую идею исследования и структуру работы,
- умение определить объект и предмет, цель и задачи, гипотетическое предположение исследования.
Теоретические:
умения анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления, абстракции и конкретизации, классификации и систематизации, аналогии и обобщения, теоретического моделирования.
Эмпирические:
- умение проводить опросы, тестирование, наблюдения и изучать их данные
- умение изучать и обобщать опыт,
- умение организовать и провести эксперимент;
- умение интерпретации результатов исследования.
В соответствии с компетентностной моделью стратегия организации научно-исследовательской деятельности основана на:
- принципе проблемности любой научно-исследовательской задачи для студента (исследуемая проблема должна требовать постановку цели, задач, поиска и реализации различных вариантов её решения),
- дифференцированном и индивидуальном подходах (разные уровни сложности),
- личностно-ориентированный подход (предлагаются такие темы и задачи, которые требуют проявления личностных способностей, творчества, самостоятельности, что и составляет ценностно-смысловой аспект компетентности),
- герменевтический подход (требуется способность понимать тексты, выявлять логические и смысловые связи, создавать свой собственный смысл в виде оценочных суждений и выводов),
- использовании проектной технологии (формирование не только знаний и умений, но и способность решать на основе усвоенных знаний реальные жизненные, познавательные и профессиональные задачи).