К главе 8

Контрольные вопросы

Любой тест говорит о результате успеваемости только на данный момент.

Виды

Применяются

· определяются необходимые знания перед началом изучения новой темы

· выделяются группы для обучения

 

Стандартные тесты – наборы заданий, подогнанных под стандартные программы в официальных брошюрах и анкетах, приобретаемых школой и предлагаемых школьникам. Проводятся по единым правилам и оцениваются по единым общенациональным нормам.

· тест достижений – определяет то количество знаний , которое ученик усвоил в данной области

· диагностический тест – применяется индивидуально для обозначения проблем у данного ученика

· тест способностей – предсказывает будущие успехи обучаемых

 

Таким образом, современный учитель располагает различными способами диагностики обученности. Их необходимо сочетать, так как у каждого есть достоинства и недостатки.

Диагностика воспитанности – это, прежде всего, диагностика нравственных качеств. Нравственные качества помогут диагностировать:

 

· Неоконченные предложения

· Недописанный рассказ

· Альтернативный тезис

· Символический рисунок

· Коллективное создание картины

· Коллективное рассказывание /сочинение /сказки

· Опосредствованный диалог

· Интерпретация художественного текста

· Сказочные задачи

· Групповые игры /философические, этические, психологические/

· Опросники

· Наблюдение

 

1. В основу современной классификации хромосом положены:

а) интенсивность окрашивания;

б) характер поперечной исчерченности при дифференциальной окраске;

в) размер и расположение центромеры;

г) длина плеч хромосом.

2. Массовый биохимический скрининг предполагает:

а) обследование детей из учреждений для слабовидящих;

б) исследование крови и мочи новорожденных на содержание гликозаминогликанов (мукополисахаридов);

в) обследование новорожденных с целью выявления определенных форм

наследственной патологии в доклинической стадии;

г) обследование детей с судорожным синдромом, отставанием в психомоторном развитии, параплегией.

3. Для проведения цитогенетического анализа используются:

а) клетки костного мозга;

б) клетки печени;

в) лимфоциты периферической крови;

г) биоптат семенника.

4. Показания для проведения биохимического исследования:

а) задержка психического развития в сочетании с признаками мочекислого диатеза;

б) легкая олигофрения, задержка полового созревания;

в) олигофрения в сочетании с общей диспластичностью;

г) мышечная гипертония, гипопигментация, задержка моторного и речевого развития.

5. Молекулярный зонд - это:

а) комплементарный участок ДНК;

б) протяженный участок ДНК, комплементарный последовательности ДНК,

содержащей мутантный ген;

в) синтетическая олигонуклеотидная меченная (радиоактивно или флюоресцентно) последовательность, комплементарная мутантному или нормальному гену.

6. Хромосомы с концевым расположением центромеры называются:

а) метацентриками;

б) акроцентриками;

в) субметацентриками;

г) дицентриками.

7. Показания для проведения специальных биохимических тестов:

а) умственная отсталость, врожденные пороки развития различных органов и систем;

б) привычное невынашивание;

в) катаракта, гепатоспленомегалия, отставание в развитии;

г) расторможенность, нарушение поведения, имбецильность, необычный запах мочи.

8. Эухроматиновые участки хромосом содержат:

а) множественные повторы последовательностей ДНК;

б) гены;

в) нетранскрибируемые локусы;

г) регуляторные области.

9. Биохимическая диагностика показана при:

а) сочетании задержки психомоторного развития с гипопигментацией и необычным запахом мочи;

б) гипогенитализме, гипогонадизме, бесплодии;

в) прогредиентном утрачивании приобретенных навыков.

10. Для диагностики болезней, для которых мутантный ген неизвестен и не локализован, применяется:

а) прямая детекция с использованием специфических молекулярных зондов;

б) семейный анализ распределения нормального полиморфизма длины рестриктных фрагментов;

в) метод специфических рестриктаз;

г) прямой сиквенс.

11. С применением цитогенетических методов диагностируются:

а) наследственные дефекты обмена веществ;

б) мультифакториальные болезни;

в) болезни, обусловленные изменением числа и структуры хромосом.

12. Показания для проведения биохимического исследования:

а) повторные случаи хромосомных перестроек в семье;

б) отставание в физическом развитии, гепатоспленомегалия, непереносимость каких-либо пищевых продуктов;

в) множественные врожденные пороки развития;

г) повторные спонтанные аборты.

13. Для диагностики небольших структурных перестроек применяются методы окраски:

а) простой (рутинный);

б) дифференциальный;

в) флюоресцентный.

14. Массовому биохимическому скринингу подлежат заболевания:

а) нейрофиброматоз;

б) гемохроматоз;

в) мукополисахаридозы;

г) фенилкетонурия;

д) адреногенитальный синдром.

15. Эндонуклеазные рестриктазы - это:

а) ферменты, разрезающие ДНК в строго специфических местах;

б) ферменты, сшивающие разрывы молекулы ДНК;

в) ферменты, обеспечивающие соединения, осуществляющие репарацию ДНК.

16. При повторных спонтанных абортах (более 3-х) на ранних сроках беременности и при мертворождениях в анамнезе цитогенетический анализ назначается:

а) обоим супругам;

б) одной женщине;

в) родителям женщины;

г) плоду.

17. Проведения специальных биохимических исследований требуют:

а) мышечная гипотония, рвота, отставание в психомоторном развитии, нарушение координации движений, тромбоцитопения;

 

б) хронические пневмонии, нарушение всасывания в кишечнике, гипотрофия;

в) шейный птеригиум, лимфатический отек кистей и стоп, низкий рост;

г) снижение зрения, кифосколиоз, гепатоспленомегалия, умственная отсталость.

18. Наиболее часто используются в пренатальной диагностике методы разделения фрагментов ДНК:

а) центрифугирование в градиенте плотности солей цезия;

б) методы одномерного электрофореза.

19. Для диагностики геномных мутаций применяют:

а) метод G-окраски;

б) метод С-окраски;

в) рутинную окраску;

г) метод с использованием флюоресцентных красителей.

20. Одно из условий проведения массового биохимического скрининга новорожденных:

а) низкая частота гена болезни в популяции;

б) отсутствие методов патогенетического лечения;

в) наличие быстрого, точного, простого в выполнении и недорогого метода диагностики биохимического дефекта;

г) выраженный клинический полиморфизм болезни.

21. Явление полиморфизма по длине рестриктных фрагментов обусловлено:

а) химической и функциональной гетерогенностью ДНК;

б) наследуемыми, фенотипически не проявляющимися различиями в последовательности групп оснований в геноме;

в) существованием различных уровней конформационной организации ДНК.

22. Гетерохроматические участки хромосом содержат:

а) множественные повторы последовательностей ДНК;

б) гены;

в) нетранскрибируемые локусы;

г) регуляторные области.

23. Подлежат массовому биохимическому скринингу:

а) врожденный гипотиреоз;

б) маннозидоз;

в) синдром Марфана;

г) множественная эндокринная неоплазия;

д) фенилкетонурия.

24. Амплификация генов - это:

а) идентификация последовательности оснований ДНК;

б) многократное повторение какого-либо участка ДНК;

в) выделение фрагмента ДНК, содержащего изучаемый ген.

25. Цитогенетический метод является решающим для диагностики:

а) моногенной патологии с известным первичным биохимическим дефектом;

б) синдромов с множественными врожденными пороками развития;

в) хромосомной патологии;

г) мультифакториальных болезней.

26. Показания для проведения специальных биохимических исследований:

а) комплексы врожденных пороков развития и микроаномалий развития

на фоне пре- и постнатальной задержки физического развития;

б) рвота, дегидратация, нарушение дыхания, асцит у ребенка 1-го года жизни при исключении пороков развития ЖКТ;

в) прогредиентная умственная отсталость и неврологическая симптоматика после периода нормального развития различной длительности.

27. Для диагностики болезней, обусловленных мутантным геном известной последовательности, применяют:

а) специфичную рестриктазу;

б) прямую детекцию с использованием специфических молекулярных зондов;

в) семейный анализ распределения нормального полиморфизма длины рестриктных фрагментов.

28. Для проведения цитогенетического анализа используют:

а) мышечные клетки;

б) эритроциты;

в) биоптат хориона;

г) эмбриональную ткань.

29. Проведения биохимических исследований требуют:

а) микроцефалия, умственная отсталость, лицевые дизморфии, пороки развития почек и сердца;

б) судороги, повышенная возбудимость, отставание в психомоторном развитии;

в) повышенная фоточувствительность кожи, тетраплегия, полиневриты, изменение цвета мочи;

г) низкий рост, пороки развития сердца и ЖКТ, брахидактилия, эпикант, мышечная гипотония.

30. Секвенирование ДНК - это:

а) идентификация последовательности оснований ДНК;

б) многократное повторение какого-либо участка ДНК;

в) выделение фрагмента ДНК, содержащего изучаемый ген.

31. Современные цитогенетические методики:

а) исследование полового хроматина;

б) интерфазный анализ хромосом;

в) молекулярно-цитогенетический метод;

г) метод рутинной окраски.

32. Массовому биохимическому скринингу подлежат болезни с:

а) тяжелым течением, летальностью в раннем возрасте независимо от проводимого лечения;

б) высокой частотой гена болезни в популяции;

в) курабельностью при назначении специфической патогенетической терапии.

33. Для получения образцов ДНК можно использовать:

а) кровь;

б) сыворотку;

в) ворсины хориона;

г) амниотическую жидкость;

д) клетки амниотической жидкости;

е) биоптаты кожи, мышц, печени.

34. Микрохромосомные перестройки (микроделеции, микродупликации, транслокации небольших участков хромосом) выявляются с помощью:

а) прометафазного анализа хромосом;

б) метода С-окрашивания;

в) анализа полового хроматина;

г) молекулярно-цитогенетических методов.

35. Для проведения блот-гибридизации по Саузерну необходимы:

а) нитроцеллюлозный или нейлоновый фильтр;

б) ДНК пациента;

в) последовательность ДНК используемого зонда;

г) специфичная рестриктаза;

д) ДНК-зонд.

36. Верные утверждения относительно аллельспецифичной гибридизации с олигонуклеотидными зондами:

а) необходимо знание мутации, обусловливающей данное заболевание;

б) перед началом ДНК-диагностики необходимо знание последовательности

всего гена, включая фланкирующие регуляторные последовательности;

в) может использоваться для диагностики серповидно-клеточной анемии;

г) для диагностики достаточно ДНК нескольких членов семьи;

д) этот диагностический метод применим для небольшого числа генных болезней.

1 - б, в, г; 2 - в; 3 - а, в, г; 4 - а, в, г; 5 - в; 6 - б; 7 - в, г; 8 - б; 9 - а, в; 10 -б; 11 - в; 12 - б; 13 - б, в; 14 - г. д; 15 - а; 16 - а, г;

17 - а, б, г; 18 - б; 19 - в; 20 - в; 21 - б; 22 - а, в, г; 23 - а, д; 24 - б; 25 - в; 26 - б, в; 27 - б; 28 - в, г; 29 - б, в; 30 - а; 31 - б, в; 32 - б, в; 33 - а, в, д, е; 34 - а, г; 35 - а, б, г, д; 36 - а, в, г, д.

Методика обследования больных с наследственной патологией включает: первый (клинический) и второй (параклинический) этапы.

На клиническом этапе применяются: основные и дополнительные клинические, а также основные клинико-инструментальные и клинико-лабораторные методы. Кроме того, на завершающей стадии этого этапа применяется метод постановки предварительного диагноза на основе компьютерных баз данных. В случае обследования организма беременной, зародыша, эмбриона и плода дополнительно применяются специальные клинико-инструментальные и клинико-лабораторные методы преимплантационной и пренатальной диагностики.

На параклиническом этапе применяются специальные лабораторные методы, цитогенетические, молекулярно-генетические и биохимические методы, а в определенных ситуациях еще и популяционностатистический метод (см. главу 19).