I. Сущность административного процесса
Современное российское законодательство во главе с Конституцией Российской Федерации регулирует несколько видов процессов: конституционный, законодательный, гражданский, арбитражный, административный, бюджетный, уголовный и некоторые другие.
Каждый вид процесса с большей или меньшей степенью обстоятельности регулируется соответствующими законодательными актами, форма и содержание которых известным образом отражают особенности конкретного вида процесса.
Административный процесс и составляющие его производства пока еще не обеспечены должным правовым регулированием. Исключение, пожалуй, составляет такая часть административного процесса, как производство по делам об административных правонарушениях. Явно неприемлемый для современных потребностей уровень регулирования важнейших сторон административного процесса и составляющих его производств неоднократно отмечался в отечественной правовой литературе.
Из всех разновидностей процесса только три, а именно гражданский, административный и уголовный, представляют собой масштабные правовые явления, вследствие чего нормы, регулирующие эти виды процессов, в своей совокупности приобретают важные системные качества – статус самостоятельной процессуальной отрасли российского права: гражданско-процессуального, административно-процессуального и уголовно-процессуального.
Только эти три группы норм могут «претендовать» на роль отрасли права, причем для двух из них никаких сомнений на этот счет давно уже не существует. Что же касается третьей группы норм (административно-процессуальных), то, как раз она и является предметом нашего изучения.
Главная особенность административного процессасостоит в том, что это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая как по содержанию, так и по своей цели и результатам. Правовая природа процесса вообще, в том числе административного, проявляется главным образом в его юридическом результате. Смысл процесса – достижение предусмотренного законом юридического результата, модель которого заложена в соответствующей материальной норме, и оформленного в виде определенного юридического акта – закона, постановления, решения, приговора, определения суда, акта органа исполнительной власти, его должностного лица. Поэтому можно сказать, что назначение процесса любого вида – обеспечить надлежащую реализацию материальных норм российского права и, следовательно, достичь юридического результата.
Являясь по своему содержанию и результатам деятельностью юридической, административный процесс, следовательно, объективно нуждается в специальном правовом регулировании. Это регулирование с разной степенью детализации охватывает основные стороны процессуальной деятельности различных государственных органов и осуществляется с помощью процессуальных норм, играющих важную, хотя и неоднозначную роль в системе российского права.
Таким образом, завершая рассмотрение первого вопроса, сформулируем общепринятое в современный период понятие административного процесса: это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательных действий, совершаемых с целью реализации норм административного права.