ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ТЕХНОЛОГИЯ

Педагогическая диагностика является одним из компонентов личностно ориентированного педагогического процесса. Профессиональная деятельность педагога сродни деятельности врача. Насколько точно будет поставлен индивидуальный диагноз (от греч. diagnosis – определение, распознавание), настолько эффективным будет педагогическое взаимодействие.

В педагогике диагностика определяется как педагогическая деятельность, направленная на изучение воспитанника, педагогической деятельность, педагогического процесса.

Основываясь на том, что назначением педагогического процесса, педагогической деятельности является всестороннее развитие участников педагогического процесса, а развитие есть изменение состояния чего-либо, можно дать следующее определение этого понятия.

Педагогическая диагностика – процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.

Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции:

1) констатирующую (информационную):

- получение информации об участниках педагогического процесса,

- выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности,

- выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности,

- выявление состояния педагогического взаимодействия,

- составление характеристики воспитанника, педагогического процесса;

2) прогностическую:

- способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса,

- прогнозирование организации педагогического взаимодействия;

3) ценностно-ориентационную (оценочную):

- представление о результативности педагогического взаимодействия,

- определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств;

4) самоизучения, саморазвития:

- познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики;

5) развивающую (воспитательную):

- создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности;

6) конструктивную:

- повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.

Сущность педагогического диагностирования состоит в том, чтобы:

· обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического взаимодействия, педагогического процесса;

· увидеть нормы или отклонения в изменении их состояния (ориентируясь на эталон);

· определить степень (уровень) развития;

· проанализировать полученные факты;

· установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;

· выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса.

Педагогическая диагностика представляется нам как сложное системное явление, в котором можно выделить ряд направлений:

1) диагностика развития ребенка (воспитанника, ученика);

2) диагностика педагогической деятельности, личностных качеств педагога;

3) диагностика педагогического взаимодействия.

Процедура педагогической диагностики предполагает следующую логику операций (действий):

1. постановка целей диагностики;

2. определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности;

3. отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы);

4. осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы);

5. анализ результатов диагностики;

6. выделение уровней развития учащихся;

7. учет, фиксирование результатов диагностики.

Дадим пояснения о реализации каждой из названных операций на примере диагностики развития воспитанника (ученика).