ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ТЕХНОЛОГИЯ
Педагогическая диагностика является одним из компонентов личностно ориентированного педагогического процесса. Профессиональная деятельность педагога сродни деятельности врача. Насколько точно будет поставлен индивидуальный диагноз (от греч. diagnosis – определение, распознавание), настолько эффективным будет педагогическое взаимодействие.
В педагогике диагностика определяется как педагогическая деятельность, направленная на изучение воспитанника, педагогической деятельность, педагогического процесса.
Основываясь на том, что назначением педагогического процесса, педагогической деятельности является всестороннее развитие участников педагогического процесса, а развитие есть изменение состояния чего-либо, можно дать следующее определение этого понятия.
Педагогическая диагностика – процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.
Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции:
1) констатирующую (информационную):
- получение информации об участниках педагогического процесса,
- выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности,
- выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности,
- выявление состояния педагогического взаимодействия,
- составление характеристики воспитанника, педагогического процесса;
2) прогностическую:
- способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса,
- прогнозирование организации педагогического взаимодействия;
3) ценностно-ориентационную (оценочную):
- представление о результативности педагогического взаимодействия,
- определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств;
4) самоизучения, саморазвития:
- познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики;
5) развивающую (воспитательную):
- создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности;
6) конструктивную:
- повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.
Сущность педагогического диагностирования состоит в том, чтобы:
· обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического взаимодействия, педагогического процесса;
· увидеть нормы или отклонения в изменении их состояния (ориентируясь на эталон);
· определить степень (уровень) развития;
· проанализировать полученные факты;
· установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;
· выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса.
Педагогическая диагностика представляется нам как сложное системное явление, в котором можно выделить ряд направлений:
1) диагностика развития ребенка (воспитанника, ученика);
2) диагностика педагогической деятельности, личностных качеств педагога;
3) диагностика педагогического взаимодействия.
Процедура педагогической диагностики предполагает следующую логику операций (действий):
1. постановка целей диагностики;
2. определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности;
3. отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы);
4. осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы);
5. анализ результатов диагностики;
6. выделение уровней развития учащихся;
7. учет, фиксирование результатов диагностики.
Дадим пояснения о реализации каждой из названных операций на примере диагностики развития воспитанника (ученика).