Универсальный - мультимарочный сканер AutoCom CDP PRO CARS
Глава 2
2.1 «Диагностика межличностных отношений дошкольников»
На данном этапе исследования нашей задачей явилось выявление особенностей межличностных взаимоотношений дошкольников. В психологии существуют определенные методики (условно делящиеся на субъективные и объективные), позволяющие выявить наличие данных особенностей. К объективным методикам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников (симпатии или антипатии). Субъективные методики направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения ребенка к другим детям, которые связаны с особенностями его личности и самосознания.
При проведении эксперимента были использованы следующие методики:
∙социометрическая методика «Секрет», разработанная Репиной Т.А; ∙методика «Два домика».
Проведение методики «Секрет». Перед началом игры каждому ребенку дается инструкция: «Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной». Результаты заносились в заранее заготовленную таблицу. Данные по данной методике представлены в Приложение 1.
Проведение методики «Два домика».
Для проведения методики «Два домика» было необходимо 2 рисунка с изображением домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
В начале исследования каждому ребенку были показаны обе картинки и дано пояснение: «Посмотри на эти домики.
В красном – много разных игрушек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике?». Детям было предложено сделать 3 выбора. Результаты проведенной методики отображены в Приложение 2.
Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен как сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий:
I – «Звезды» (5 и более выборов): Шашкова Кристина, Коршунов Дмитрий, Нефидов Антон, Потапова Яна, Кулаков Даниил
II – «Предпочитаемые» (3-4 выбора): Гугина Яна, Петрухина Ирина, Спирина Марина
III – «Пренебрегаемые» (1-2 выбора): Зайончковская Ксения, Буйнов Петр, Беспалова Кристина, Буздалова Светлана
IV – «Изолированные» (0 выборов): Корнеева Мария, Юртаева Виктория, Нежнов Евгений.
Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений детей в данной группе детского сада.
Коэффициент благополучия отношений. КБО = (С1 + С2)/n, где С1 – количество «звезд», С2 – количество «предпочитаемых», n – число детей в группе. КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%.
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого коллектива определяется как высокий.
Коэффициент оптимальности отношений. КОО = (С2+ С3)/n, где С2 – количество «предпочитаемых» КОО = 3+4/15 = 0,46 Коэффициент «звездности». КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3
Коэффициент «изолированности». КИ = С4/n, где С4 – количество «изолированных» в группе. КИ = 3/15 = 0,2
Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов. КВ = SВВ/SВ. В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%
Т. о., коэффициент взаимности выборов детей в группе характеризуется как высокий. Коэффициент осознанности. КО = R0/Rx*100%, где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов, а Rx – число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок. Коэффициент сплоченности группы. КС = КС = 20/46 × 100% = 0,43
Кроме того, фиксировался индекс социометрического статуса ребенка в группе – маргинальное значение полученного количеств баллов. Маргинальное значение высчитывалось по формуле: где m – суммарная оценка полученных выборов, N – число детей в группе.
2.2 «Проведение коррекционной работы по оптимизации межличностных отношений в старшей группе детского сада»
Полученные данные констатирующего эксперимента явились основанием для создания программы совершенствования межличностных отношений дошкольников. Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между детьми в группе распределяются неравномерно.
Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений. В благоприятном положении находится около 54% детей исследуемой группы.
В неблагоприятном положении оказались 46% детей, имеющих низкий социометрический статус. Исходя из выше сказанного, коррекционная программа, разработанная нами, включает в себя дидактические игры и упражнения. Задачами коррекционной программы будут являться следующие:
∙повышение социометрического статуса «непопулярных» детей, изменение отношения к ним со стороны сверстников, выработка системы положительных оценок;
∙эмоциональное сближение детей друг с другом, формирование групповой сплоченности и дружеских взаимоотношений между детьми.
Предлагаемые дидактические игры и упражнения помогают детям понять чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Игры и упражнения на развитие самопринятия и принятия партнера по общению
1. Игра «Кто я?»
Цель: расширить у детей представление о себе, формировать представление о себе.
Ребенку необходимо предоставить несколько ответов на вопрос: «Кто я такой (такая)?» Самохарактеристики могут касаться физических качеств (внешний облик, особенности телосложения), психологических особенностей, социальных ролей и др. Дети сидят в кругу и по очереди стараются дать как можно больше ответов («Я человек», «Я девочка», «Я мальчик», «Я дочка», «Я сестричка», «Я мамин помощник» и т.д).
2. «В центре круга»
Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, предоставить возможность каждому ребенку ощутить внимание и дружескую поддержку одногруппника.
Дети сидят на стульчиках. В центре игрок, который выбирается педагогом или помощью считалки.
Задача детей - говорить находящемуся в центре круга разные приятный слова: «Ты вежливая и добрая», «Я люблю с тобой играть». Каждый ребенок должен побывать в центре круга.
«Слова поздравления и пожелания»
Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребенку, умения говорить ему добрые слова и пожелания.
Дети делятся на пары. Каждой паре взрослый задает ситуацию поздравления (поздравить с Новым годом, днем рождения и т.д). Дети обсуждают, что будут говорить. Затем один ребенок произносит поздравление, другой дополняет его пожеланиями. Остальные дети слушают и оценивают.
«Опиши друга»
Цель: учить детей обращать внимание на внешность и индивидуальные особенности другого человека, принимать его таким, какой он есть.
С помощью считалочки или какой-либо игры, например, «Найди глазами пару», дети разбиваются на пары.
Они становятся спиной друг к другу и по очереди описывают рост, лицо, цвет волос и одежду партнера. Взрослый обращает внимание на точность описания.
Игры и упражнения на умение вступать в контакт, вести диалог, располагать к себе
«Познакомимся поближе»
Цель: учить детей задавать вопросы собеседнику, запоминать информацию о нём, развернуто формулировать и излагать свои мысли.
Описание:
Взрослый предлагает детям коробку с разрезными открытками. С помощью открытки игрок находит себе партнера. Каждая пара, выбирает себе место, где можно спокойно поговорить. Предлагается заранее обсудить вопросы друг к другу: можно выяснить, с кем живет партнер, есть ли у него братья или сестры, с кем дружит, что любит делать. Сначала вопросы задает один ребенок, потом другой. По сигналу все садятся в круг. Один из детей становится за другим, положив руки ему на плечи, и начинает рассказывать о нем всё, что запомнил. По следующему сигналу дети в парах меняются местами.
«Паутинка»
Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт прочувствования сплоченности группы.
Дети сидят в кругу. У педагога в руках- клубок ниток. Он начинает игру со словами «Меня зовут…Я очень люблю читать книги, животных». Свободный конец нити педагог зажимает в руке, а клубок передает ребенку и предлагает ему назвать свое имя, рассказать что-нибудь о себе, о том, что больше всего получается, чем он любит заниматься и т.д. Ребенок наматывает нитку на палец и передает дальше. Таким образом, дети оказываются соединенными одной нитью. В конце игры каждый ребенок возвращает нитку предыдущему, называя его по имени.
«Можно-нельзя»
Цель: учить детей оценить эффективность различных способов общения.
В руках у детей по две карточки: зеленая и красная. Зелёная означает «можно, допустимо, так принято», красная - «нельзя, неправильно, так непринято». Педагог описывает разные ситуации взаимодействия, а дети оценивают их с помощью карточек и обосновывают своё мнение.
Игры на умение слушать и слышать партнера
1. «Передай движение»
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
2.«Передай настроение»
Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
3. «Выбери партнера»
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.
Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста совершенствовать межличностные отношения в группе сверстников детского сада, по средствам социальных игр.
Игры и упражнения на сплочение группы
1. «Путаница»
Цель: помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе.
Ход игры: выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и встают в круг. Не разжимая рук, они начинают распутываться, кто как может.
Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, так же, не разжимая рук.
2. «Дотронься до…»
Цель игры: уметь ориентироваться в данной игровой ситуации, уметь уступать другому.
Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий говорит: "Дотронься до… синего!" Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронутся до этого цвета. Больше двух детей до одного участника игры дотрагиваться нельзя.
3. «Скульптуры»
Цель игры: развивать сплочённость между детьми.
Материал: каждому ребёнку по одной счётной палочке.
Ход игры: каждый из играющих берёт по одной палочке. Один начинает игру: он кладёт палочку посреди группы на пол. Второй кладёт свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных.
Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Нужно расположить палочки так, чтобы из них получилась какая-нибудь фигура. Потом палочки убираются, и предлагается выложить такую же фигуру из тел, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.
4. «Друг к дружке!»
Цель игры: закреплять знания о частях своего тела, обеспечение контакта и взаимодействие всех детей друг с другом.
Ход игры: дети выбирают партнёра по игре и пожимают ему руку. Ведущий в быстром темпе говорит, какими частями тела нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом: правая рука к правой руке, нос к носу, спина к спине, левая нога к правой ноге. А когда ведущий скажет: "Друг к дружке" нужно быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку и игра продолжается (называются другие части тела).
5. «Переходы»
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д. Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз — от самых светлых до самых черных.
Игры и упражнения на повышение социометрического статуса каждого ребенка в группе.
1. Игра «Кто я?»
Цель: расширить у детей представление о себе, формировать представление о себе.
Ребенку необходимо предоставить несколько ответов на вопрос: «Кто я такой (такая)?» Самохарактеристики могут касаться физических качеств (внешний облик, особенности телосложения), психологических особенностей, социальных ролей и др. Дети сидят в кругу и по очереди стараются дать как можно больше ответов («Я человек», «Я девочка», «Я мальчик», «Я дочка», «Я сестричка», «Я мамин помощник» и т.д).
Упражнение «Моё имя»
Цель: создать комфортную обстановку в группе для каждого ребенка. Описание:
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена…) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь называть в группе (Лена или Леночка и т.д.).
3. «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: способствовать развитию умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развить элементы эмпатии.
Описание:
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.
4. ПОДАРОК ДЛЯ ВСЕХ (ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК)
Цель: способствовать развитию умения сотрудничать со сверстником.
Описание:
Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик – семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
5. Упражнение «Я в тебе уверен»
Цель: развитие навыков социальной перцепции.
Процедура: Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: «Я уверен, что ты…» (например: я уверен, что ты не скажешь обо мне плохо).
2.3 «Повторная диагностика и обработка результатов»
В ходе повторной диагностики, проведенной после коррекционной работы, были получены результаты, представленные в Приложение 4. Коэффициент оптимальности межличностных отношений в данной группе повысился до 70%, коэффициент сплоченности до 66%.
Проверка заявленной гипотезы была осуществлена с помощью метода статистической обработки-критерия Спирмена.
Значения «А» в таблице- индексы социометрического статуса до проведения коррекционной работы; значения «B»- индексы социометрического статуса после проведения коррекционной работы.
№ п/п | Значение «А» | Ранг «А» | Значение «B» | Ранг «B» | d=ранг «А»-ранг «B» | d2 |
0.06 | 11.5 | 0.4 | -3.5 | 12.25 | ||
0.009 | ||||||
0.01 | 6.5 | 0.02 | 6.5 | |||
0.009 | 4.5 | 0.01 | 4.5 | |||
0.05 | 0.05 | |||||
0.009 | ||||||
0.009 | 4.5 | 0.009 | 2.5 | 6.25 | ||
0.05 | 0.05 | |||||
0.07 | 13.5 | 0.06 | 1.5 | 2.25 | ||
0.05 | 0.05 | |||||
0.07 | 13.5 | 0.06 | 1.5 | 2.25 | ||
0.06 | 11.5 | 0.06 | -0.5 | 0.25 | ||
0.02 | 6.5 | -4.5 | 20.25 | |||
0.01 | 6.5 | 0.01 | 4.5 | |||
0.088 | 0.07 | |||||
Суммы | 48.5 |
Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле: rs = 0.913
Критические значения для N=15:
N | p | |
0.05 | 0.01 | |
0.52 | 0.66 |
Вывод: искомое значение попало в зону определенности, поэтому наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась.
Таким образом, существует представленные нами коррекционные методы будут способствовать оптимизации межличностных отношений дошкольников.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие вывод.
На первом этапе исследования нами были проведены социометрические методики «Секрет», «Два домика» для исследования межличностных отношений в группе, а также для диагностирования показателей состояния общегрупповых процессов, таких как коэффициент оптимальности отношений, коэффициент благополучия, коэффициент «звездности», «изолированности», социометрический статус каждого члена группа.
В целях оптимизации межличностных отношений, повышения социометрического статуса дошкольников нами была проведена коррекционная работа, включающая в себя дидактические игры и упражнения.
Заключение
Подводя итог данной курсовой работы, цель которой заключалась в изучении межличностных отношений дошкольников, можно сделать следующие выводы.
Межличностные отношения есть совокупность взаимодействий между людьми. Коллектив детского сада, как малая группа, может нормально функционировать и развиваться благодаря оптимально складывающейся в ней системе этих взаимодействий. Опыт отношений с другими людьми у дошкольника является фундаментом для дальнейшего развития его личности.
В процессе экспериментального исследования нами были выявлены важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, коэффициент оптимальности межличностных отношений, коэффициент сплоченности группы. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что дидактические игры и упражнения формируют у детей способность управлять своим поведением в различных ситуациях и соотносить его с поведением сверстников. Для оптимизации межличностных отношений дошкольников в группе была проведена коррекционная работа, включающая в себя дидактические игры и упражнения по разным разделам: на развитие самопринятия и принятия партнера по общению; умение вступать в контакт, вести диалог, располагать к себе; сплочение группы; повышение социометрического статуса. В ходе повторной диагностики результаты изменились: повысились коэффициент оптимальности межличностных отношений и сплоченности группы, изменились социометрические статусы. Статистическим критерием Спирмена была подтверждена гипотеза о том, что коррекционные методы в виде дидактических игр и упражнений, представленные в данной курсовой работе, способствуют оптимизации межличностных отношений дошкольников.
Считаю, что вышеперечисленные факты позволяют рекомендовать данную программу по формированию межличностных отношений посредством дидактической игры практикам дошкольных образовательных учреждений, для работы с детьми 5-6 летнего возраста.
Приложение 1
Результаты по методике «Секрет»
№п/п | ФИО ребенка | Отдает предпочтение |
Кулаков Д.И | Шашкова, Коршунов, Корнеева | |
Нежнов Е.Э | Петрухина | |
Беспалова К.И | Петрухина, Потапова, Спирина | |
Буздалова С.А | Потапова. Спирина, Петрухина | |
Спирина М.О | Потапова, Беспалова | |
Буйнов П.П | Шашкова, Юртаева, Кулаков | |
Юртаева В.И | Шашкова, Кулаков | |
Петрухина И.М | Коршунов, Потапова, Зайончковская | |
Потапова Я.С | Нефидов, Коршунов, Гугина | |
Гугина Я.С | Спирина, Потапова, Юртаева | |
Нефидов А.В | Шашкова, Коршунов, Потапова | |
Коршунов Д.И | Гугина, Кулаков | |
Корнеева М.С | Буздалова, Буйнов | |
Зайончковская К.В | Нежнов, Гугина | |
Шашкова К.И | Зайончковская, Потапова, Коршунов |
Приложение 2
Социоматрица по результатам методики «Два домика»
№ п/п | ФИО детей | |||||||||||||||
Кулаков Д.И | + | + | + | |||||||||||||
Нежнов Е.Э | + | + | + | |||||||||||||
Беспалова К.И | + | + | + | |||||||||||||
Буздалова С.А | + | + | + | |||||||||||||
Спирина М.О | + | + | + | |||||||||||||
Буйнов П.П | + | + | + | |||||||||||||
Юртаева В.И | + | + | + | |||||||||||||
Петрухина И.М | + | + | + | |||||||||||||
Потапова Я.С | + | + | + | |||||||||||||
Гугина Я.С | + | + | ||||||||||||||
Нефидов А.В | + | + | + | |||||||||||||
Коршунов Д.И | + | + | + | |||||||||||||
Корнеева М.С | + | + | + | |||||||||||||
Зайончковская К.В | + | + | ||||||||||||||
Шашкова К.И | + | + | + | |||||||||||||
Число получен-ных выборов | ||||||||||||||||
Число взаимных выборов |
Приложение 3
Соотношение социометрических статусов в группе
№ п/п | ФИО детей | Количество выборов | Количество взаимных выборов | Социометрический статус |
Кулаков Д.И | «Звезда» | |||
Нежнов Е.Э | «Изолированный» | |||
Беспалова К.И | «Пренебрегаемый» | |||
Буздалова С.А | «Пренебрегаемый» | |||
Спирина М.О | «Предпочитаемый» | |||
Буйнов П.П | «Изолированный» | |||
Юртаева В.И | «Пренебрегаемый» | |||
Петрухина И.М | «Предпочитаемый» | |||
Потапова Я.С | «Звезда» | |||
Гугина Я.С | «Предпочитаемый» | |||
Нефидов А.В | «Звезда» | |||
Коршунов Д.И | «Звезда» | |||
Корнеева М.С | «Изолированный» | |||
Зайончковская К.В | «Пренебрегаемый» | |||
Шашкова К.И | «Звезда» |
Приложение 4
Индекс социометрического статуса каждого ребенка группы, рассчитанный до проведения коррекционных упражнений.
№ п/п | Сумма выборов | Сумма взаимных выборов | Индекс социометрического статуса |
0.06 | |||
0.01 | |||
0.009 | |||
0.05 | |||
0.009 | |||
0.05 | |||
0.07 | |||
0.05 | |||
0.07 | |||
0.06 | |||
0.01 | |||
0.088 |
Приложение 4
Индекс социометрического статуса каждого ребенка группы, рассчитанный после проведения коррекционных упражнений.
№ п/п | Сумма выборов | Сумма взаимных выборов | Индекс социометрического статуса |
0.4 | |||
0.009 | |||
0.02 | |||
0.01 | |||
0.05 | |||
0.009 | |||
0.009 | |||
0.05 | |||
0.06 | |||
0.05 | |||
0.06 | |||
0.06 | |||
0.02 | |||
0.01 | |||
0.07 |
Cписок литературы:
1. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. - М., 2008. – С. 145.
2. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 2010. – С. 139.
3. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. - М., 2008. – С. 141.
4. Социальная психология малой группы /под ред. Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской - М., 2011. – С. 139.
5. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 2008. – С. 144.
6. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: ВЛАДОС, 2009. – С. 137.
7. Анализ социально-психологического климата в детском коллективе\\Дошкольное образование - №11, 2011. – С. 21.
8. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная деятельность и воспитание дошкольников. - М., 2007. – С. 138.
9. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 107.
10. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М Диагностика межличностных отношений дошкольников. Межличностные отношения дошкольников – М., 2010. – С. 153.
11. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе – М., 2008. – С. 152.
12. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 2008. – С. 138.
13. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2006. – С. 71.
14. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008.
15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., Просвещение, 2009.
16. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2010.
Autocom CDP Pro Cars (аналог) – наиболее перспективный мультимарочный диагностический комплекс на сегодняшний день, с широкими возможностями при весьма демократичной невысокой цене. Основное направление – полнофункциональная диагностика европейских легковых автомобилей (Audi, BMW, Mercedes, Fiat, Opel, Skoda, Volkswagen) притом всех систем (двигатель, трансмиссия, ABS, Airbag…). Доступна также диагностика азиатских и американских автомобилей в рамках OBD2. Дружественный интуитивно понятный интерфейс программного обеспечения совместно с мульти-язычной поддержкой (в том числе и русский) – делают комплекс простым и удобным в пользовании. Поддерживается два варианта подключения к компьютеру – проводной USB, и беспроводной Bluetooth (программное обеспечение позволяет использовать помимо обычного компьютера или ноутбука также и КПК или коммуникатор).
Шведская компания AUTOCOM занимает лидирующую позицию в разработке автомобильного диагностического оборудования. Диагностический комплекс Autocom CDP (Compact Diagnostic Partner) Pro CARS – предназначен для диагностики широкого круга легковых автомобилей различных производителей, версия Autocom CDP Pro Trucks – предназначена для грузового коммерческого транспорта.
Autocom CDP Pro Cars (аналог) – бюджетный диагностический комплекс с широчайшими возможностями (естественно возможности китайских аналогов уступают настоящим образцам, но на фоне невысокой стоимости, подобное обстоятельство несущественно).
На данный момент (в большей или меньшей степени) поддерживаются следующие марки автомобилей:
Alfa Romeo, Audi, BMW, Citroen, Dacia, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, KIA, Lancia, Landrover, Mazda, Mercedes, MG, Mini, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, Saab, Seat, Skoda, Suzuki, Toyota, Volkswagen, Volvo и др.
Autocom CDP Pro Cars Возможности системы также весьма впечатляют – поддерживаются все известные диагностические протоколы (в том числе CAN), доступна:
- диагностика двигателя по протоколу OBD2
- диагностика двигателя по заводским протоколам
- диагностика электронных систем зажигания
- диагностика систем управления климатом
- диагностика иммобилайзеров
- диагностика систем управления трансмиссией
- диагностика систем ABS
- диагностика систем SRS Airbag
- диагностика приборной панели и сброс сервисных интервалов
- диагностика систем обеспечения комфорта
- диагностика систем кузовной электроники.
Интерфейс программы поддерживает около двух десятков языков, но главное, достаточно грамотно – русский. Схема адаптера также весьма впечатляет – сложная блочная конструкция из двух плат. Процессорная плата содержит порядка двух десятков корпусов микросхем – центральный микропроцессор, ПЗУ, ОЗУ, микросхемы драйверы протоколов, USB-COM и др. Вспомогательная плата – релейный мультиплексор (20 реле), импульсный модуль питания и Bluetooth модуль с внешней антенной (корпус металлический). По сложности устройство сопоставимо с КПК. Релейный мультиплексор упрощает процесс подключения к автомобилю – полностью автоматическая идентификация подключенного автомобиля и всех его систем (Intelligent System Identification), и также автоматический опрос всех систем и электронных блоков управления (ЭБУ) (Intelligent System Scan). Также дополнительно возможно подключать ряд переходников для диагностики не OBD2 автомобилей (в комплекте 8 переходников).
Возможности диагностического комплекса естественно различны для разных систем и напрямую зависят от конкретного блока управления (ЭБУ), тем не менее, возможно:
- считывание и удаление кодов неисправностей (DTC);
- отображение параметров работы двигателя в реальном времени (real-time data);
- сброс сервисных интервалов;
- функция адаптации блоков и программирования.
В комплекте:
· Адаптер Autocom CDP Pro
· Диагностический кабель OBD2
· Кабель USB
· Диск с программным обеспечением
Набор переходники для Autocom CDP Pro Cars (аналог):
o PSA 30P Cable
o PSA-2P Cable
o Audi 2P+2P Cable
o BENZ-38P Cable
o BMW-20P Cable
o OPEL-10P Cable
o FIAT-3P Cable
o Power Cable
Отзывы
Отличия адаптеров. автоком бывает в ТРЕХ версиях - одноплатный (новый), двухплатный (старый) и двухплатный (новый).
одноплатный новый (вторая версия) идет без блютуса, в нем нельзя сменить серийник, в нем нет чипа оки и сопутствующих проблем.
двухплатный старый (первая версия) - поддерживает программную смену серийника. в зависимости от лени и жадности китайцев может иметь либо не иметь на борту блютус и чип оки, отвечающий за связь с фордами и БМВ.
недавно замечена третья версия железа - тоже двухплатный, но с кардридером. судя по всему это аналог двухплатного, но с вынесенными реле на отдельную плату. отличительная особенность - новый понтовый корпус с широкими торцевыми черными вставками и светодиоды светящие "квадратиком", а не "точками" по углам, как во второй версии железа. разъем для подключения обд-2 шнура присутствует, как и у второй (одноплатной) версии. похоже, бывает с блютусом. заметно дешевле остальных версий - видимо, платы получились с гораздо меньшим количеством слоёв и процент брака резко уменьшился.
каждая из версий может отличаться качеством пайки и количеством сэкономленных деталей. в частности, в одноплатном может отсутствовать обвязка слота карточки памяти, входные фильтры и т.д.
в связи с фактом выпуска еще одной версии железа - предлагаю уйти от идентификации "старый-новый", и начинать называть "версия железа 1, 2, 3".