Методика изучения удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере.
Рейтинг личностного роста (для старшего школьного возраста)
Итоговое анкетирование
Диагностики, используемые в итоговом периоде
Методика «Незаконченное предложение»
Диагностика психоэмоциональной комфортности ребёнка
(для любого возраста)
1.Время, проведённое в лагере, я бы оценил...
2.У меня в лагере было чаще хорошее настроение...
3.В отряде у меня появились новые друзья ...
4.Я хотел бы приехать в лагерь ещё раз ...
5.Мне кажется, вожатый уважает, ценит меня:
а) да,
б) нет,
в) не знаю.
6. Вожатые наказывали меня
а) часто,
б) иногда,
в) никогда.
7.Самым трудным для меня в лагере было ...
8.За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) ...
9. Больше всего в моих вожатых мне нравится, я бы хотел этому научиться у них ...
10.Больше всего за смену мне понравилось, запомнилось ...
11.Уезжая из лагеря, я хотел бы сказать ...
Фамилия, имя.
1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
2. Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
3. Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
4. Несколько слов о нашем отряде …
5. Мои впечатления о лагере.
6. Если бы я был вожатым, то бы я …
7. Хочу пожелать нашему лагерю…
8. Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
Методика «Дерево интереса» (для любого возраста)
Методика оценки общелагерных и отрядных дел «дерево интереса» заключается в следующем: вожатый рисует ствол дерева, который символизирует собой прожитый день. Ветви, отходящие от ствола - это конкретные дела, которыми занимались дети (игры, конкурсы, прогулки, занятия в кружках, свободное время и т.д.).
Вожатый предлагает детям с помощью отходящих от ветвей побегов и листочков оценить каждое конкретное дело:
- побеги и листочки, расположенные сверху от ветки, дают оценку со знаком «плюс»
- побеги и листочки, расположенные снизу от ветки, дают оценку со знаком «минус».
Количество листочков и побегов, имеющих знак (+), говорит о моментах, вызвавших наибольший позитивный отклик в душах детей. Чем больше листочков на побеге, тянущемся вверх, тем интереснее, более творчески прошло это дело, это мероприятие или любое другое коллективное событие из жизни отряда (Рисунок 2).
К концу смены в вашем отряде может зазеленеть целая роща деревьев с пушистой, рвущейся к солнцу кроной. И каждый тянущийся ввысь побег с зелеными листьями – это не просто красивая картинка, это живой росток интереса к жизни, который вы взрастили в сердце ребенка.
Рисунок 2. Методика «Дерево интереса»
Методика «Я в круге» (для любого возраста)
Проводится дважды - после организационного периода и в конце смены. Позволяет отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания.
При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность - это отряд; соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно.
Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки: результаты подсчитываются.
Форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности. Рейтинг определяется ежедневно на вечернем круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.
Цветовая гамма знаков - символов рейтинга:
· желтый – лидерство;
· красный – активность;
· зеленый – творчество;
· оранжевый – инициатор идей;
· синий – трудолюбие, дисциплинированность;
· черный – нарушение законов жизни в лагере.
Рейтинг определяет ступени роста участников группы.
I ступень - "Искатель"
II ступень - "Исследователь"
III ступень - "Первооткрыватель"
Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.
Методика "Согласен – не согласен"(для любого возраста)
Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением.
Мне понравилось в моем отряде, потому что:
· здесь мои друзья;
· мы организовывали различные полезные дела;
· у нас был хороший руководитель;
· в отряде каждого уважали и ценили;
· у нас была красивая форма и интересные значки;
· мы помогали младшим и старшим;
· в отряде никого не обижали;
· здесь я многое узнал(а), многому научился(ась).
Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.
Подросткам предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение
3. В нашем отряде хороший вожатый.
4. Ко всем взрослым в нашем детском лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые занятия в детском лагере.
9. Я считаю, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. Когда я уеду, то буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности подростков (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов подростков на общее количество ответов:
У= общая сумма баллов : общее количество ответов
Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворености, если же 2 < У < 3 или У < 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере.
Методика «Игра в слова» (для среднего си старшего возраста)
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:
Наш отряд – это ____________________ и ____________________ люди. Они собрались для того, чтобы ________________________ и ___________________, провести время и научиться _________________________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что _________________________ и ________________________.
Наш отряд объединяет ________________________ мальчишек и ____________ девчонок, а также ____________________ вожатых, которые ________________ здесь в детском лагере «Солнечный». Наши вожатые помогают нам в ____________________ и нам вместе с ними __________________ и ________________.