Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н. Лутошкина
Обработка результатов
Психологическая атмосфера в группе
Обработка результатов
Ответы кодируются в баллах в соответствии с ключом, затем определяется сумма. Максимальное значение 19, минимальное 5, чем больше, сумма, тем выше индекс сплоченности.
Ключ:
Варианты ответов | Вопросы и баллы | ||||
I. | II. | III. | IV. | V. | |
(для среднего и старшего школьного возраста)
Инструкция: ниже приведены противоположные по смыслу суждения, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «х», тем более выражен этот признак в вашей группе.
Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:
1. | Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
2. | Согласие | Несогласие | ||||||||
3. | Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
4. | Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
5. | Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
6. | Теплота | Холодность | ||||||||
7. | Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества | ||||||||
8. | Взаимная поддержка | Недоброжелательность | ||||||||
9. | Занимательность | Скука | ||||||||
10. | Успешность | Неуспешность |
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается направо от 1 до 8 баллов в зависимости от того, к какой из характеристик ближе помещен знак «х», чем ближе к левому столбцу, тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе.
Итоговый показатель по шкале находится от 10 (самая благоприятная атмосфера) до 80 (самая неблагоприятная).
Достаточно измерить психологическую атмосферу в группе в начале и конце пребывания детей и подростков.
Анализ индивидуальных ответов, сопоставление их с оценками воспитателя (вожатого) позволяют:
– внести самые существенные коррективы в работу с группой;
– избежать конфликтов и недоразумений;
– быть чувствительными ко всему происходящему в группе.
Методика "Градусник"
(для любого возраста)
С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).
Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:
1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.
Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.
(для любого возраста)
Цель: Изучение динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе. Имеется опыт применения данной методики для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм образовательного процесса в учебных заведениях и т.д.
Материал. Испытуемому выдается «Дневник настроений», рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: восемь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой.
Красный – восторженное; оранжевый – радостное; желтый – приятное; зеленый – спокойное, уравновешенное; синий – грустное; фиолетовый – тревожное; черный – крайне неудовлетворительное и белый – трудно сказать.
Ход обследования. Заполнение «Дневника настроений» осуществляется ежедневно.
Инструкция испытуемому:Мы обращаемся к Вам с несколько необычной просьбой: ежедневно рассказывать нам о своем настроении. Мы понимаем, что чувства и настроения - это личная, интимная область человеческой жизни и вторгаться в нее не каждому позволено. Да и эмоционально раскрываться перед другими людьми не каждый захочет. Но мы не видим другого пути изучения настроений, как только обратиться к Вам, с личной просьбой принять участие в такой работе.
Нас интересует, с каким настроением Вы приходите на работу (учебу), с каким уходите с нее, как отражаются на Вашем самочувствии коллективные дела, отношения с людьми. С этой целью мы просим Вас ежедневно в начале и в конце дня в цветописном дневнике настроений оценивать свое эмоциональное состояние. Кроме того, мы просим Вас давать такую же оценку настроению всего Вашего коллектива (группы, класса, отдела и т. п.)
В цветописи каждая цветовая полоса — это условное обозначение того или иного настроения. В зависимости от того, какое сегодня у Вас настроение, Вы слева от соответствующего цвета в начале, а затем и в конце дня проставляете дату, В правой стороне Вы можете указать, какое, по Вашему мнению, настроение преобладало в течение дня в Вашем коллективе. Эта работа не займет у Вас много времени. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Работа с цветописями принесет Вам пользу. Оценивая свое настроение и состояние своих товарищей по коллективу, анализируя причины колебаний своего самочувствия, Вы тем самым сможете сделать первый шаг к управлению своими чувствами, начнете глубже познавать существующие в Вашем коллективе взаимоотношения.
Мы заранее благодарим Вас, ценим Ваше сотрудничество, откровенность и обещаем, не разглашать полученных сведений.
Мое настроение сегодня | Тональность настроения | Настроение моего коллектива. | |
Начало | Конец | ||
Восторженное Красная полоска | |||
Радостное Оранжевая полоска | |||
Приятное Желтая полоска | |||
Спокойное Уравновешенное Зеленая полоска | |||
Грустное Синяя полоска | |||
Тревожное Фиолетовая полоска | |||
Крайне неудовлетворительное Черная полоска | |||
Трудно сказать Белая полоска |
Оперативная цветоматрица эмоциональных состояний в начале дня.
№ | Фамилии группы | Числа месяца. | ||||||||||
В клеточках «числа месяца» цветом характеризуется настроение.
Итоговая цветоматрица настроений членов коллектива.
№ | Фамилии группы | Количество дней. | ||||||||||
В клеточках «количество дней» отмечается общее количество дней с определенным настроением.
Оценка – интерпретация цветоматрицы проводится в двух вариантах.
Первичная оценка- по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроения во всем коллективе (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода, как они соотносятся по неделям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в отдельных группировках людей, сложившихся внутри коллектива). По своему содержанию синдромы могут оцениваться как:
а) позитивно стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра);
б) умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета верхней части спектра);
в) негативные, астеничиые (цвета нижней части спектра);
г) напряженные (представлены противоположные по значению цвета);
д) «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях).
Вторичная обработкацветоматрицы требует квантификации полученных данных. Числовые преобразования оценок проводятся следующим образом: красномуцвету приписывается оценка (интенсивность выражения эмоционального состояния) в «+3» балла, оранжевому«+2», желтому « + 1», зеленому«О», синему «-1», фиолетовому«-2», черному«-3», Полоса в цветописи «трудно сказать» оценивается в «О» баллов. Условный показатель психологической атмосферы дня «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:
Сумма (+) – Сумма (-)
А = n
n - количество человек в коллективе, принявших участие в исследовании.
Получаемые данные позволяют графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных состояний в коллективе по дням.
Примечание. Замеры настроения испытуемых в начале и в конце рабочего (учебного) дня показали, что методика позволяет не только собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У членов детских коллективов потребность рассказать о своем настроении обычно достаточно велика. Необходимость выговориться, поделиться тем, что на душе, чаще наблюдается в коллективах с недостаточно благоприятным психологическим климатом, т.е. там, где имелись напряженные отношения.
Текст-рисунок (для младшего школьного возраста)
Методика рисунка достаточно разнообразна. Можно предложить детям выполнить рисунок по заданной теме: «Мои товарищи», «Я в лагере». Такие рисунки нужны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарищеских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.
Как правило, ребенок, чувствующий себя психологически комфортно в коллективе, использует в рисунке яркие цвета, сюжеты отражают позитивное межличностное взаимодействие, рисунок располагается по всему листу и др.