Методика определения индекса групповой сплоченности Сишора
Обработка данных
Довольно часто хочется работать одному, чтобы никто не отвлекал.
Мне нравится постоянно быть среди людей
Я сравнительно легко знакомлюсь с интересующим меня человеком
Уединение мне кажется лучше всяких коллективных игр
Интересно познакомиться с новыми людьми.
Я чувствую в себе способность внести оживление в любую компанию.
Считаю, что частое общение с товарищами утомляет и меня и их.
В общении с товарищами мне часто удается быть в центре внимания.
У меня много друзей
Методика ориентации личности на общение
(для среднего и старшего школьного возраста)
Цель: выявление ориентации личности подростка на общение.
Инструкция: Вашему вниманию предлагаются высказывания, ответы на которые помогут лучше разобраться в некоторых личностных особенностях, связанных с взаимодействием с другими людьми. Необходимо обвести цифру того ответа, который больше других отвечает Вашей личной точке зрения. Отвечайте, пожалуйста, на каждое высказывание, выбирая только один из готовых ответов.
Цифры, которые проставлены после каждого высказывания, означают следующее:
1 — Совершенно верно
2 — Верно
3 — Скорее верно, чем неверно
4 — Трудно ответить
5 — Скорее неверно, чем верно
6 — Неверно
7 — Совсем неверно
1 2 3 4 5 6 7
2. Трудно чувствовать себя уверенным среди незнакомых людей
1 2 3 4 5 6 7
3. Люблю заводить новые знакомства с различными людьми.
1 2 3 4 5 6 7
4. В новой компании чувствую себя «чужаком».
1 2 3 4 5 6 7
5. Всегда с удовольствием участвую в играх и развлечениях.
1 2 3 4 5 6 7
6. В любой компании я всегда найду себе друзей
1 2 3 4 5 6 7
7. Если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с интересующим человеком, чувствую некоторую скованность.
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
Баллы, полученные каждым испытуемым на все 15 высказываний, необходимо сложить. Для этого все ответы необходимо перекодировать: баллы, полученные в каждом из высказываний, вычитают из восьми. Например, за ответ «совершенно верно» после вычитания из 8 дается 7 баллов (8 – 1=7). Соответственно за ответ «верно» дается 6 баллов (8 – 2 = 6) и т.д. Наибольшая сумма баллов окажется у тех, у кого ориентация на общение выражена наиболее ярко, т.е. полученная сумма имеет содержательный смысл.
(для среднего и старшего школьного возраста)
Цель: определение групповой сплоченности, показывающей степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.
Инструкция: прочитай внимательно каждый вопрос, выбери и отметь один из вариантов, который наиболее соответствует твоему поведению. Отмечай, как ты делаешь, а не как следует делать.
I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.
2. Участвую в большинстве видов деятельности.
3. Участвую в одних видах деятельности и не в других.
4. Не чувствую, что являюсь членом группы.
5. Живу и существую отдельно от нее.
6. Не знаю, затрудняюсь ответить.
II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти.
2. Скорее, перешел бы, чем остался.
3. Не вижу никакой разницы.
4.Скорее всего, остался бы в своей группе.
5. Очень хотел бы остаться в своей группе.
6.Не знаю, трудно сказать.
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
1.Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве коллективов.
4. Не знаю, трудно сказать.
IV. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве коллективов.
4.Не знаю.
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве коллективов.
4. Не знаю.