Метод диагностики самооценки

Экспресс- метод выявления лидеров в детском коллективе

Самооценочный тест Дембо-Рубинштейн

Название.

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

 

Методика отслеживания эмоционального состояния ребёнка

(для любого возраста)

Пожалуйста, не спеши, остановись, подумай, ответь, как прожит день.

Что повлияло на твоё настроение сегодня:

• состояние здоровья,

• отношения с вожатым,

• отношение с ребятами в отряде,

• погода,

• скука в отряде,

• усталость,

• слухи, конфликты, сплетни в отряде,

• тоска по дому,

• очень личное.

(для среднего и старшего школьного возраста)

Ребёнка просят поставить «крестик» на лестнице в том месте, где он, по его мнению, находится. Если на нижнюю ступеньку ставят крестик дети, которые недовольны собой, считающие себя недостаточно умными, хорошими, послушными и т. д., то на верхнюю ступеньку ставят крестик те дети, которые довольны собой.

«Кружочек» ребёнком будет поставлен на ту ступеньку, на которую, по его мнению, его поставил бы вожатый. Если «кружочек» будет находиться выше «крестика», то ребёнок чувствует психологическую защищенность, эмоциональную комфортность. Если «крестик» ниже, то можно говорить о психологической дискомфортности, неадекватности отношений с миром и собой. Очень важно вожатому в процессе работы с детьми уделять как можно больше внимания формированию адекватной самооценке позитивной Я-концепции.

 

                   
                   
                 
                   
        X          
                   
                   
                   
                   

 

(для любого возраста)

Инструкция: письменно ответить на несколько вопросов. Проводится анонимно.

Вариант №1

Кто в вашем отряде

1. …самый умный

2. …самый смелый

3. …самый болтливый

4. …самый красивый

5. …самый опаздывающий

6. …самый замкнутый

(по мере необходимости)

7. … наша гордость

 

вариант №2

1. С кем из твоего отряда тебе всегда интересно?

2. Кого бы ты взял с собой в поход?

3. Его называют « душа компании».

4. Он всегда меня поддержит.

( назвать одну фамилию)

 

(для среднего и старшего школьного возраста)

Этот метод позволяет оценить состояние, которое субъективно переживается как состояние напряжения, беспокойства" озабоченности, нервозности.

Воспитанник получает следующую инструкцию: «Прочитайте внимательно предложения текста и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. На вопрос надо отвечать сразу, не задумываясь»

Шкала самооценки

 

№ п/п Самооценка Ответы
нет, это не так пожалуй, так верно совершенно верно
Я чувствую себя свободно
Я нервничаю
Я не чувствую напряженности
Я доволен
Я озабочен

 

 

Общий показатель может находиться в диапазоне от 5 (полное отсутствие тревоги, психологический комфорт) до 20 баллов (чрезвычайно высокий уровень тревоги, психической напряженности). Для последующих расчетов принимаем: 5 единиц - 1 балл, 6-10 единиц - 1,25 балла, 10-15 единиц - 1,5 балла, 15-20 единиц - 2 балла.