Бланк ответов

Методика определение уровня конфликтоустойчивости

Ключ

Обработка результатов

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуа­циях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулиро­вания конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интере­сам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Со­ответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделя­ет следующие способы урегулирования конфликтов:

1) соперничество как стремление добиться удов­летворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперни­честву, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стрем­ления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению

собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к аль­тернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сто­рон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участ­ников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выиг­рыше.

Подсчитать количество совпадений (1 балл) в соответствии с ключом. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шка­ле, дает представление о выраженности у него тенденции к про­явлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситу­ациях.

 

№   Сопер­ничество   Сотрудничество   Компро­мисс   Избегание   Приспо­собление  
              А   Б
      Б   А        
  А               Б
          А       Б  
      А       Б      
  Б           А      
          Б   А      
  А   Б              
  Б           А      
  А       Б          
    А             Б  
          Б     А    
  Б       А          
  Б   А              
              Б   А  
  Б               А  
  А           Б      
          Б         А  
      А     Б      
      А   Б          
      Б         А    
  Б       А          
      А     Б        
          Б       А  
  А               Б  
      Б   А          
              А   Б  
  А   Б              
          А   Б      
      Б           А  

 

 

( для старшего школьного возраста)

Цель.Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в по­тенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конф­ликтоустойчивости личности.

Инструкция.Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.