Инструкция
Тест "Исследование тревожности" Спилбергера
Ключ к тесту
I | Альтруистическая направленность | 1, 11, 21, 31, 41 |
II | Коммуникативная направленность | 2, 12, 22, 32, 42 |
III | Глористическая направленность - | 3, 13, 23, 33, 43 |
IV | Практическая направленность | 4, 14, 24, 34, 44 |
V | Пугническая направленность | 5, 15, 25, 35, 45 |
VI | Романтическая направленность | 6, 16, 26, 36, 46 |
VII | Гностическая направленность | 7, 17, 27, 37, 47 |
VIII | Эстетическая направленность | 8, 18, 28, 38, 48 |
IX | Гедонистическая направленность - | 9, 19, 29, 39, 49 |
X | Акхизитивная направленность - | 10, 20, 30, 40, 50 |
Опросник Б.И.Додонова [150] по изучению эмоциональной направленности личности включает описания различных человеческих переживаний. Каждое из них относится к одной из 10, выделяемых им направленностей
1) Альтруистическая – в основе потребность в содействии и помощи, покровительство другим людям;
2) Коммуникативная - базируется на потребности в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике;
3) Глорическая – потребность самоутверждения, славы, почета;
4) Праксическая –(радость от процесса работы) ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе;
5) Пугническая – борьба. Опирается на потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе;
6) Романтическая –стремление ко всему необычайному, таинственному;
7) Гностическая – стремление понять, разрешить сложную проблему;
8) Эстетическая – тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного;
9) Гедонистическая - выражение потребности в телесном и душевном комфорте;
10) Акизитивная (приобретение) – тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером и адаптирован Ю. Л. Ханиным.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.