Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт
Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом. Как важнейший элемент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных служащих.
В содержание организационно-правового института государственной службы входят три взаимосвязанных элемента:
1) организация деятельностиличного состава государственного органа, его служащих (учредить должность в структуре государственного аппарата, определить круг обязанностей и полномочий по каждой должности, порядок замещения этой должности и т.д., причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий начнет свою профессиональную деятельность по осуществлению определенных государственных функций и полномочий);
2) сама служебная профессиональная деятельностьличного состава государственного органа (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа;
3) правовое регулированиеэтой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).
4. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
Вст. 1Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Аналогично в ст. 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству – граждане России, осуществляющие профессиональную служебную деятельность (исполняющие профессиональные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должности муниципальной службы является обязательным и определяющим признаком понятия соответственно государственного или муниципального служащего.
Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому представляется уместным и целесообразным восполнить этот пробел доктринальным определением сути этого организационно-юридического понятия.
Сущностными характеристиками понятия должности как государственно-правового установления являются следующие моменты:
1) должность – это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;
2) за каждой должностью закреплена часть компетенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность;
3) за каждой должностью четко закреплены профессионально-квалификационные характеристики и требования, предъявляемые государством к лицу, ее замещающему или претендующему на занятие этой должности.
Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.
Статья 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе» закрепляет категории и группы должностей государственной гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты –должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты –должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы в зависимости от их группы закон разделяет на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
Классные чины гражданской службы установлены ст. 11 указанного Федерального закона. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена.
Законом предусматриваются следующие классные чины гражданской службы: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса – присваивается Президентом РФ.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.
Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента РФ.
Для других видов государственной службы в соответствии с федеральными законами вводятся воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т. д.
Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.
Муниципальные должности в органах местного самоуправлениятоже делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:
выборные муниципальные должности,замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
муниципальные должности муниципальной службы,замещаемые путем заключения трудовых договоров.