Для диагностики акцентуаций характера применяют также проективные тесты.
Сравнительная таблица акцентуированных типов характера по А.Е.Личко
Тип акцентуации | Главные черты | Психогенные ситуации | Реакции эмансипации | Реакции группирования | Реакции увлечения | Самооценка |
1. Гипертимный | Почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, общительность | Непереносимость одиночества и критических замечаний в свой адрес | Возникновение конфликтов из-за мелочного контроля, навязчивой опеки, нравоучений родных, учителей | Постоянная тяга к компании сверстников, стремление к лидерству в них | Богатство и разнообразие увлечений, но и крайнее непостоянство | Достаточно искренни. Склонны переоценить свои возможности |
2. ЦиклоидныйА/типичный | Наличие фаз, сменяющих друг друга: а) субдепрессивный; б) период подъема. Их продолжительность – 1-2 недели | В субдепрессивной фазе - коренная ломка жизненного стереотипа; в фазе подъема - непереносимость одиночества, однообразной жизни, кропотливого труда | В периоды подъема усиливается реакция эмансипации | В субдепрессивной фазе –тяготит людское общество, компания. В фазе подъема стремятся в компании, заводят знакомства, претендуют на лидерство | Нестойкость в субдепрессивной фазе: забрасывают увлечения. В периоды подъема: возвращаются к старым и находят новые | Формируются постепенно по мере накопления опыта «хороших и плохих» периодов. Часто самооценка не точна |
Б/лабильный | Фазы короче- 2-3 хороших дня сменяется 2-3 плохими днями с дурным настроением | То же. Замечания и упреки усугубляют депрессивное состояние | То же | То же | То же. Склонность к жестокости, алкоголизации | То же |
3. Лабильный | Крайняя изменчивость настроения. Меняется очень часто и круто, а повод - ничтожный. Значительная глубина переживания | Отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними | Выражены умеренно. Им хорошо в семье, если чувствуют любовь, тепло, уют | Свойственна преданная дружба: ищут дружбу с тем, кто в минуты грусти способен отвлечь, в минуты радости – уметь откликнуться. На роль лидера не претендуют, ищут эмоционал. контакт. Довольны положением любимца, которого опекают товарищи | Общение с товарищами, худ. самодеят., дом. животные – как легкий отток энергии. Ни одно хобби не длится долго, и скоро сменяется другим | Искренни. Знают особенности своего характера, знают, что они «люди настроения» и что от настроения у них зависит все |
4. Астеноневротический | Повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к фиксации на своем здоровье. Особенно утомляются при умственных занятиях, вспышки по ничтожному поводу | Повышенная чувствительность к напряженным умственным нагрузкам и к событиям, провоцирующим ипохондрические реакции | Из-за утомляемости не стремится к эмансипации, а немотивирован. вспышки раздражения порождают ухудшения отношений к близким, учителям, сверстникам | К товарищам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут одиночества | Алкоголизации, побегов из дома не наблюдается | Отражает ипохондрические установки. В мыслях о будущем – забота о собственном здоровье |
5. Сензитивный | Большая впечатлительность. Резко выражено чувство собственной неполноценности. Ищут самоутверждения там, где чувствуют свою неполноценность. Стремятся: застенчивые девочки – к общительности, робкие мальчики – к заносчивости | Непереносимость ситуации, где они становятся объектом насмешек, подозрения | Выражены слабо. К родным сохраняется детская привязанность. | Разборчивы в выборе приятеле, очень привязчивы в дружбе. Любят иметь друзей более старших. | Увлечения разнообразны: классическая музыка, шахматы, рисование. удовлетворены процессом занятия | Довольно низкий уровень объективности |
6. Психастенический | Нерешительность и склонность рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых страхов, ритуалов, представлений | Ситуации, где необходимо принимать быстро и самостоятельно важные решения, ситуации с нагрузками на чувства ответственности | Вместо реакции эмансипации часто патологическая привязанность к какому-либо из ленов семьи. У мальчиков – чаще к матери | Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Место в подростковой группе им не находится. | Интеллектуально-эстетическое хобби: «Я собираю марки разных стран, чтобы изучать географию» | Не всегда правильна тенденция находить у себя самые разные черты характера, включая противоположные |
7. Шизоидный | Замкнутость (отгороженность), неспособность, нежелание устанавливать контакты. Снижение потребности к общению, неспособность к сопереживанию | Ситуации, где нужно быстро устанавливать неформальные эмоциональные контакты, а также насильственные вторжения посторонних во внутренний мир | Долго терпят мелочную опеку в быту, подчиняется распорядку жизни, но реагируют бурным протестом на попытку вторгнуться в его мир | Обычно стоят особняком от компании сверстников. Иногда подвергаются насмешкам, иногда внушают уважение своей отгороженностью | Увлечения отличаются силой, постоянством, не редко необычностью, изысканностью | Неполная. Отличается замкнутостью, трудностью контактов; непонимание окружающих |
8. Эпилептоидный | Склонность к состоянию злобно-тоскливого настроения с поспешно накипающим раздражением и поиском объекта, на ком можно было бы сорвать зло. Аффективная взрывчатость; малоподвижность (от моторики и эмоциональности до мышления). Изощренная мстительность | Дисфории. Подростки отмечают: «На меня находит злоба, раздражительность». В таких ситуациях ищут повод для скандала. Повод для гнева может быть ничтожен. Безудержная ярость | Протекает очень тяжело: дело доходит до полного разрыва с родными. Наблюдается крайняя озлобленность, мстительность | Лидерство – как стремление властвовать над сверстниками | Предпочитают азартные игры. Коллекционирование привлекает ценностью собранного | Однобокая, привержены к порядку и аккуратности, живут реальной жизнью |
9. Истероидный | Беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе: восхищение, удивление, почитание. Для приукрашивания своей особы: лживость и фантазирование. Без большой эмоциональности - театральность. Легко «вживаются» в роль, ведут себя соответственно ей | Ситуации, где ущемлено самолюбие; утрата внимания значимых лиц, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность | Могут быть бурные проявления: побеги из дома, конфликты с родными и старшими. Но на самом деле от внимания и забот они не хотят избавиться | Претендуют на первенство или исключительное положение. пытаются возвыситься своими рассказами об удачах и походах | Увлекаются тем, чем можно покрасоваться: художественная самодеятельность и др. | Далека от объективности. Представляют себя такими, какими легче всего произвести впечатление. |
10. Неустойчивый | Нежелание трудиться, учиться, работать. Тяга к развлечениям, праздности. Все дурное просо липнет к ним. К будущему равнодушны, одна из главных черт - слабоволие | Слабое место: безнадзорность, обстановка попустительства, открывающие просторы для праздности и безделья. Живут сегодняшним днем | Стремятся высвободиться из под опеки, чтобы развлекаться, получать удовольствие. Любви к близким не испытывают, к их бедам относятся равнодушно | Плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным группировкам. Там являются послушным орудием | Азартные игры. Все вид хобби, требующие кого-либо труда, для них непостижимы | Неверная, легко приписывают себе гипертимные или комфортные черты |
11. Конформный | Постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Познавательно некритичны: истина то, что им сказали. консервативны: нового не любят | Плохо переносят крутую ломку стереотипа. Им трудно, когда требуется личная инициатива | Проявляется лишь тогда, когда родители, педагоги отрывают их от привычной им среды, когда противодействуют желанию быть «как все» | Дорожат своим местом в привычной группе сверстников, постоянством окружения, стабильностью группы, не склонны менять одну группу на другую по своей инициативе | Целиком определяются группой и модой | Могут достаточно точно себя характеризовать |
а) Тест восьми влечений Сонди и его модификация – метод портретных выборов (МПВ)
Методика разработана венским психологом Леопольдом Сонди в 30-е годы ХХ века. В процессе своей многолетней практической работы в психиатрической клинике он выявил следующую закономерность: пациенты более тесно общаются и создают устойчивые формы взаимоотношений (дружба, любовь) с лицами, которые страдают аналогичными формами психических отклонений. Имеет место неосознанное влечение к себе подобным.
Стимульный материал представлен шестью сериями портретов; в каждой серии – восемь портретов людей, у которых в чистом виде представлена та или иная патология: депрессивное состояние, маниакальные проявления, паранойяльность, кататонические проявления, истерические склонности, эпилептоидные тенденции, садизм-мазохизм, сексуальная недифференцированность.
В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва два наиболее симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем – два наименее симпатичных портрета из восьми предъявленных. Эта процедура повторяется каждый раз при предъявлении новой серии. Время на раздумье ограничено, т.к. исследователя интересует первая непосредственная реакция.
Нередко тест Сонди (или МПВ) применяют в профориентационной работе и при проведении собеседования с кандидатами на вакантную должность. Данные тесты незаменимы в тех случаях, когда обследование ограничено во времени, или имеет место защитная реакция или установочное поведение обследуемых, что мешает получению объективных данных. Для конторской работы выбираются лица с эпилептоидной акцентуацией в силу их усидчивости, аккуратности, пунктуальности. В качестве торговых представителей и секретарей успешно работают люди с истероидной акцентуацией. Лицам, отвергающим портреты кататоников, рекомендуют инженерные специальности, бухгалтерское дело, экономику, педагогику. Лицам, которые демонстрируют позитивную реакцию на кататонию, можно рекомендовать сферу искусства, эстетики, социальной работы. (Кататония – нервно-психическое расстройство, характеризующееся нарушением произвольных движений, возбуждением, проявляющимся в пении, танцах, выражении восторга).
б) Рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное».
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на механизме проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, стремлений представлений.
Тест «Несуществующее животное»
Автором теста является отечественный психолог М.З.Дукаревич. Тест выполняется на листе нелинованннной бумаги формата А 4 (21 х 30 см). Лист располагают горизонтально. Тест выполняется простым карандашом, желательно М или 2М. Слишком твердый карандаш не позволяет точно оценить силу нажима, более мягкий карандаш сильно размазывается, что также затрудняет диагностику.
Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, выдумывать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх».
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Название записывают в протоколе. Если придумывание задания вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют детали изображения.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?» При работе с маленькими детьми рассказ записывают по возможности дословно. При обследовании взрослых и подростков можно предложить записать рассказ самостоятельно.
Если в рассказе мало сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
· Чем оно питается?
· Где живет?
· Чем обычно занимается?
· Что любит делать больше всего?
· А чего больше всего не любит?
· Оно живет одно или с кем-нибудь?
· Есть ли у него друзья? Кто они?
· А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
· Чего оно боится, или оно ничего не боится?
· Какого оно размера?
· Эпилептоидность. Избыточное количество однотипных деталей, сильный равномерный нажим карандаша, повышенная тщательность рисунка. Повышенная агрессивность: когти, режущие предметы.
· Тревожность. Стирание и исправление линий, обильная штриховка, увеличение размеров рисунка, сильный нажим. Избыток органов чувств.
· Демонстративность (истероидность). Стремление украсить рисунок. Множество лиц (голов), что отражает тенденцию примеривать разные роли.
· Шизоидность.Прямоугольные формы. Низкая детализация рисунка. Отсутствие органов чувств и общения.
· Дистимичность.Уменьшение размеров рисунка или размещение рисунка в углу листа
· Эмоциональная лабильность. Значительные колебания силы нажима и степени детализированности и аккуратности изображения.