Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО)

Теоретическое основание – теория акцентуированных типов К.Леонгарда, теория личности как системы отношений В.Н.Мясищева.

В типологии характеров А. Личко представлены одинна­дцать типов акцентуированных характеров подростков:

1.Гипертимный тип.Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные
компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты. При большом разнообразии увлечений такие подростки могут быть поверхностными и изменчивыми. Они нередко переоценивают свои возможности, являются самоуверенными, любят прихвастнуть, стараются производить хорошее впечатление на окружающих.

2.Циклоидный тип. Отличается повышенной, периоди­чески наступающей раздражительностью, склонностью к апатии, которая также появляется время от времени. Подростки данного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замеча­ния в свой адрес реагируют крайне раздражительно, тя­жело переживают происходящие с ними неприятности.

3. Лабильный тип.Крайне изменчив и непредсказуем в своем настроении, причем поводы для смены настроения могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем, подростки этого типа хорошо понимают и чувст­вуют отношение к себе со стороны окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.

5. Сензитивный тип.Этому типу людей свойственна по­вышенная чувствительность к людям и к человеческим отношениям. Они не любят больших, шумных компаний, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивыми и нередко производят впечатление замкнутости. В действительности же такие подростки бывают
вполне открытыми и общительными, но только в уз­ком кругу близких, хорошо знакомых людей. Обще­нию со своими сверстниками часто предпочитают общение с взрослыми людьми и с малышами. Отличаются послушанием и привязанностью к своим родителям.
У них довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к себе и к окружающим людям, повышенное старание и усердие.

6. Психастенический тип. Подростки такого типа отли­чаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя в развитии своих сверстников. Они склонны к размышлениям, к самоанализу.
Самоуверенность у них нередко сочетается с нереши­тельностью, а безапелляционность суждений — с их непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.

7. Шизоидный тип.Отличается повышенной замкнуто­стью, предпочитает быть один или находиться в компа­нии взрослых людей. Нередко проявляет безразличие к
окружающим людям, плохо понимает их состояние, не умеет сопереживать, сочувствовать. Часто погружается в фантазии и грезы, оторванные от реальной действи­тельности.

8. Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить животных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, вла­стность, эгоизм. Стараются угождать старшим, более сильным, чем они, и влиятельным людям.

9. Истероидный тип.Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит,когда кого-либо хвалят в его присутствии, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.

10.Неустойчивый тип.Это — слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складыва­ющимся обстоятельствам. Стремится к развлечениям,
причем без разбора, а также к праздности и безделью.
Отсутствуют какие-либо серьезные интересы и увлече­ния, практически не думает о своем, в том числе про­фессиональном,будущем.

11.Конформный тип. Демонстрирует постоянную склон­ность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям,
от которых он зависит. Это — приспособленец, гото­вый ради собственных интересов предать других людей, покинуть их в трудную минуту, причем, почти
всегда такой человек находит оправдание своим аморальным поступкам.

 

Внимание!

Интересно сопоставить между собой эти две типологии ха­рактеров (К.Леонгарда и А.Е.Личко) для того, чтобы установить, что в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том, что акценту­ации характеров у детей и у взрослых людей являются ти­пичными и достаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации харак­теров у подростков отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей. На основе такого сравнения можно сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.

Общими в этих двух типологиях, как по названию, так и по содержанию, являются следующие акцентуированные ти­пы характеров: гипертимный, циклоидный, шизоидный, истероидный (по Личко) и демонстративный (по Леонгарду), астеноневро-тический тип (по Личко) и дистимный тип (по Леонгарду), эпилептоидный тип (по Личко) и возбудимый тип (по Леон­гарду).

Заметим, что эти совпадения в целом согласуются и с те­ми типами характеров, которые выделил Э.Кречмер. Следо­вательно, можно считать доказанным, что те изменения в характере, которые происходят при наиболее известных ви­дах психических заболеваний (истерия, шизофрения и маникально-депрессивный психоз), а также типичные акценту­ации характеров, которые встречаются как у подростков, так и у взрослых людей, имеют общую и, по-видимому, ге­нетическую основу.

Вместе с тем, имеются различия в акцентуациях характе­ров, свойственных взрослым людям и подросткам. У подро­стков, например, встречаются такие акцентуации характе­ров, как лабильность, сензитивность, психастеничность и неустойчивость, которые, по-видимому, не свойственны взрослым людям. Со своей стороны, у взрослых людей на­блюдаются такие акцентуации характеров, как педантич­ность, тревожность, застревание, которых нет у подростков. Отсюда можно сделать вывод, что с возрастом тип характе­ра человека в основном остается стабильным, но в некотором отношении может изменяться.