Виды службы и служащих по действующему законодательству

Существует много видов службы: государственная и муниципальная служба, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц. В каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить много разновидностей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три главных вида государственной службы.

1. Государственная гражданская службапредставляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственная гражданская служба имеет ряд разновидностей по сферам, отраслям и видам государственной деятельности; общей правовой основой ее организации и функционирования является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. Государственная военная службапредставляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинс­ких (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

3. Государственная правоохранительная службапредставляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Закон, регламентирующий федеральную государственную правоохранительную службу, пока не принят.

Государственная служба субъектов РФможет быть только гражданской и регулируется их законодательством, в котором по образцу и подобию федерального закона регламентированы все вопросы организации и функционирования государственной службы в масштабах и территориальных пределах субъекта Федерации.

Муниципальная служба –основные стороны ее организации и деятельности регулируются в общем виде Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и более детально – в законодательстве субъектов Федерации.

Общественная службав различного рода общественных объединениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профессиональных, творческих и иных общественных объединениях) регламентируется прежде всего их уставами и – частично – федеральным и субъектов Федерации законодательством (порядок представления общественных служащих к государственным наградам, применение мер правовой ответственности и ряд других вопросов).

Гражданская службав государственных унитарных предприятиях и социально-культурных учреждениях также регламентируется их уставами и в значительной мере – нормативно-правовыми актами федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы.

Частная службапо различным видам обслуживания физических и юридических лиц нормативно-правовым регулированием охвачена лишь частично, в отношении некоторых ее разновидностей. Частная детективная и охранная служба регламентируется» Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Деятельность адвокатов по обслуживанию частных интересов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а государственная деятельность частных нотариусов в самом общем плане и весьма неполно регулируется Основами законодательства РФ о нотариате.