Бюджетный дефицит: причины возникновения, пути преодоления.


1) Предмет экономической теорииВпервые термин «экономика» появился в 3 в до н.э. Как наука зародилась в 16-17 вв.Меркантилисты. Предметом их исследований являлось создание общего богатства, которое отождествлялось с деньгами (золото, серебро), а источником его получения объявлялась торговля. Физиократы.(Кенэ) Предмет исследования в виде национального богатства они перенесли из сферы обращения в сферу производства.(с/х) Представители классической экономической школы. (Смит)В качестве предмета политической экономии рассматривали исследование условий производства и накопления. Важнейшим условием А. Смит считал свободу конкуренции, а стихийное действие объективных законов он рассматривал как «невидимую руку». Марксизм. Предметом исследований является анализ экономических отношений между трудом и капиталом, когда внимание концентрируется на производственных отношениях. Главная задача исследований состояла в том, чтобы показать негативные последствия капиталистической эксплуатации трудящихся, расточительное отношение к трудовым и природным ресурсам. Маржинализмвсе предельное Главной задачей экономики является создание богатства, способного удовлетворить потребности людей. Предмет экономической теории менялся по мере развития науки. Перво­начально экономическая теория изучала только особенности домашнего хо­зяйства, затем — экономику города-государства, отдельных сфер экономиче­ской деятельности — сельского хозяйства, торговли. Предметом современной экономической теории является теоретическое обоснование эффективного использования редких экономических благ с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей. Проблема выбора ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство, три фундаментальных вопроса: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Вопросчто производить никогда не снимается с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить — все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.

Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного то­вара должна сокращать производство другого. Экономика страны чаще всего находится не на границах своего экономического потенциала, а внутри него. Это связано с безработицей, остановкой предприятий, структурными изме­нениями, неэффективным регулированием экономики.

Полное использование производственного потенциала связано с эффек­тивным использованием всех составляющих его факторов: природных ресур­сов, трудового потенциала, капитала, достижений научно-технического про­гресса, предпринимательских способностей населения. Одновременное ре­шение долгосрочных целей структурной перестройки социальных проблем возможно при экономическом росте, т.е. увеличении экономического потен­циала страны.

Разрешение проблемыкак производить товары связано с выбором опреде­ленной технологии и необходимого набора ресурсов. Один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Производители стоят перед вы­бором использования различных комбинаций ресурсов, который зависитотцен на ресурсы и технологий.

Решение вопроса о том, как производить продукты, связано не только с технологическим выбором, но и с особенностью организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут стать предприятия частные или государственные, крупные или мелкие.

Решение третьего фундаментального вопроса —для кого производить — зависит от того, как распределяется созданный национальный продукт между домохозяйствами: на основе принципа по труду, уравнительно или в зависи­мости от факторов производства?

Проблема распределения общественного продукта — одна из наиболее важных, поскольку от способа ее решения зависят экономическая динамич­ность системы и ее социальная стабильность.

Способы решения трех фундаментальных экономических проблем явля­ются критериями для выделения разных типов экономических организаций.

Функции экономической теории

1. Познавательная – всесторонне изучать и познавать экономические процессы и явления и объяснять их.

2. Теоретико–методологическая

3. Социальная – рассматривать соц. политику гос-ва

4. критическая – выявлять достоинства и недостатки

5. Практическая