Тангенс угла диэлектрических потерь масла
Газосодержание
Влагосодержание
Содержание водорастворимых кислот и щелочей
Растворимый шлам, механические примеси и взвешенный уголь
Температура вспышки
Минимальное пробивное напряжение
Напряжение, при котором происходит первый пробой масла, во внимание не принимают. Пробивное напряжение определяют как среднее арифметическое шести значений напряжений [Л.1].
Наименьшее пробивное напряжение для трансформаторов, аппаратов и вводов устанавливается согласно табл. 5.1 [Л.3].
Таблица STYLEREF 2 \n 4. SEQ Таблица \* ARABIC \r 1 1
Для трансформаторов с номинальным | Наименьшее пробивное напряжение, кВ | |
напряжением, кВ | для свежего масла | для эксплуатационного масла всех марок |
до 15 кВ включительно | определяется в | |
свыше 15 до 35 кВ включительно | соответствии с | |
от 60 до 220 кВ включительно | [Л.6] | |
от 330 до 500 кВ включительно | ||
750 кВ |
Разброс результатов при определении пробивного напряжения масла происходит в основном из-за наличия механических примесей в масле [Л.2].
Допускается снижение температуры вспышки эксплуатационного масла всех марок не более, чем на 5°С по сравнению с предыдущим анализом [Л.3].
Температура вспышки при нормальной работе трансформатора постепенно возрастает вследствие испарения легких фракций. При развитии дефекта температура вспышки масла резко падает из-за растворения в масле газов, образующихся в месте дефекта. Снижение температуры вспышки более, чем на 5°С по сравнению с предыдущим испытанием масла указывает на наличие дефекта и в этом случае требуется комплексное обследование оборудования [Л.2]. Снижение температуры вспышки паров масла указывает также на его разложение в результате местного перегрева внутри трансформатора [Л.4].
Растворимый шлам для силовых трансформаторов напряжением 500 кВ и выше при кислотном числе масла более 0,15 КОН для эксплуатационного масла всех марок, согласно [Л.3], должен отсутствовать.
Шлам образуется в результате старения масла. Нерастворимые компоненты шлама представляют опасность для работы твердой изоляции из-за гигроскопических осадков и образования ими проводящих мостиков. Осадки ухудшают охлаждение трансформатора, уменьшая сечение каналов охлаждения [Л.2].
Механические примеси и взвешенный уголь в процессе эксплуатации должны отсутствовать [Л.4].
Примеси появляются в масле при разрушении красок, лаков, бакелитовой и хлопчато-бумажной изоляции. Углерод образуется при работе контакторов переключающего устройства в результате горения дуги.
Кислотное число показывает, какое количество миллиграммов едкого калия (КОН) необходимо для нейтрализации кислот, содержащихся в одном грамме масла при его подкислении [Л.4].
Кислотное число (мГ КОН на 1 Г масла) эксплуатационного масла всех марок, должно быть не более 0,25 мГ КОН [Л.3].
Повышение кислотного числа масла указывает на его разложение в результате местного перегрева внутри трансформатора [Л.4].
Содержание водорастворимых кислот и щелочей в 1 Г эксплуатационного масла всех марок [Л.3]:
· для трансформаторов мощностью более 630 кВА и для маслонаполненных герметичных вводов – не более 0,014 мГ КОН,
· для негерметичных вводов напряжением до 500 кВ включительно – не более 0,03 мГ КОН.
Водорастворимые кислоты вызывают коррозию металлов и влияют на старение твердой изоляции [Л.2].
Масло в эксплуатации проверяется на влагосодержание у трансформаторов с пленочной и азотной защитой. Необходимость измерения влагосодержания масла, заливаемого в трансформаторы на напряжение 220 кВ и выше определяется заводскими инструкциями.
При периодическом контроле в эксплуатации содержание воды в масле не должно превышать 20 Г/т [Л.6].
Согласно [Л.3] у трансформаторов с пленочной защитой масло проверяется на газосодержание перед заливкой и в эксплуатации. У трансформаторов с азотной защитой масло проверяется на газосодержание только перед заливкой.
Газосодержание масла перед заливкой и непосредственно после заливки должно быть не более 0.1% объема.
При периодическом контроле в эксплуатации содержания в масле воздуха не должно превышать 2% [Л.6].
Необходимо указать, что трансформаторы с силикагелевой и с азотной защитой не защищены от перенасыщения масла воздухом, поскольку они находятся в условиях равновесного растворения газа в масле при атмосферном давлении.
Нормирование газосодержания для трансформаторов с пленочной защитой должно обеспечить достаточную электрическую прочность и предотвращать опасное окисление масла:
· пузырьков), что практически обеспечивается при содержании не более 8% воздуха в масле; в качестве нормы по условиям электрической прочности должно отсутствовать перенасыщение масла воздухом (выделение воздушных можно принять 6% от объёма;
· для снижения интенсивности окисления масла, содержание воздуха в масле трансформаторов в эксплуатации не должно превышать для масел марки ГК - 2%, а для масел остальных марок - 1% объёма [Л.5].
Увеличение tg d масла без снижения его электрической прочности не представляет непосредственной угрозы для работы трансформатора.
Однако, в этом случае для выявления дефектов в твердой изоляции по результатам измерения tg d изоляции обмоток необходим пересчет, учитывающий изменение tg d масла, что позволяет при профилактических испытаниях выявлять дефекты в твердой изоляции, например, ее увлажнение.
Браковочный норматив по tg d эксплуатационного масла всех марок, измеренный при t=70°С, для силовых трансформаторов:
· на напряжение до 220 кВ включительно – не более 7%;
· на напряжение 300 – 500 кВ – не более 5%;
· на напряжение 750 кВ – не более 2%.