Основные положения
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК
Литература
Определение предполагаемого дефекта
При анализе наличия газов в пробе, значений их концентраций и скоростей нарастания, а также значений характерных отношений концентраций газов максимальный коэффициент доверия получил дефект номер 6. Поскольку дефект обнаружен только второй раз, невозможно определить точный диагноз. По табл. 2.2 предварительных дефектов находят его наименование: термический дефект низкой температуры. Приводятся причины, последствием которых является прогнозируемый дефект:
· загрязнение труб и межтрубного пространства;
· засоренность труб охладителя.
Далее формируется протокол испытаний.
1. Сви М. П. Методы и средства диагностики оборудования высокого напряжения. М.: Энергия, 1972.
2. Трансформаторы. Доклады СИГРЭ. Под редакцией С. И. Рабиновича. М.: Энергия, 1972.
3. Методические указания по диагностике развивающихся дефектов по результатам хроматографического анализа газов, растворенных в масле силовых трансформаторов. РД 34.46.302-89. М.: ВНИИЭ, 1989. - 28 с.
4. Методические указания по диагностике развивающихся дефектов по результатам хроматографического анализа газов, растворенных в масле силовых трансформаторов. РД 34.46.302-89. М.: ВНИИЭ, 1989.-28 с.
Измерение сопротивления изоляции обмоток относится к категориям контроля П, К, ТиМ(см. введение).
При приложении постоянного напряжения к выводам обмоток их измеряемое сопротивление изоляции изменяется во времени и, как правило, через 60 с достигает постоянного значения, которое обозначают R60” (рис 3.1) .
Рис. STYLEREF 2 \n 3. SEQ Рис._ \* ARABIC \r 1 1
По методу измерения сопротивления R60” наиболее эффективно выявляются дефекты, приводящие к увеличению тока сквозной проводимости изоляции. Этот ток при приложении постоянного напряжения к изоляции устанавливается практически мгновенно и во времени не изменяется. Сквозной ток обусловливается как повышением наружной проводимости изоляции, так и наличием в ней путей сквозной утечки. Эффективно выявляемыми дефектами являются [Л.1]:
· местные увлажнения изоляции;
· загрязнения изоляции;
· повреждения изоляции;
· попадание в изоляционный промежуток токопроводящих элементов (металлической стружки, следов от графита карандаша и т.д.).
Характерными видами этих дефектов являются увлажнение и загрязнение:
· верхней и нижней ярмовой изоляции;
· изоляционной плиты и изоляционных участков приводных валов РПН;
· нижней фарфоровой юбки вводов и др.
По методу измерения сопротивления R60” недостаточно эффективно выявляются [Л.1]:
· местные увлажнения и загрязнения участков изоляции, расположенных на значительном расстоянии от заземленных частей (лучше определяются по методу измерения tg d изоляции обмоток);
· увлажнение изоляции, при котором основная масса влаги сосредоточена во внутренних слоях изоляции (лучше определяется измерением tg d изоляции обмоток);
· места неоднородности изоляции, например, вследствие наличия в ней воздушных пузырьков (лучше определяется методом частичных разрядов).
Таким образом, метод измерения сопротивления R60” позволяет выполнить лишь грубую оценку усредненного состояния изоляции, для случая ее изменения, главным образом, под действием увлажнения и загрязнения. Однако, метод является наиболее простым и доступным и он находит широкое применение при необходимости быстрой оценки состояния изоляции, например, перед включением оборудования под напряжение.
При оценке сопротивления R60” следует иметь в виду, что оно в значительной степени зависит от факторов, непосредственно не связанных с увлажнением и загрязнением изоляции, таких, например, как свойства залитого при монтаже масла, метода нагрева трансформатора и распределения температур внутри бака и др. [Л.1].
Значение сопротивления R60” дает представление о среднем состоянии всей изоляции, подвергнутой испытанию (т.е. о суммарном сопротивлении изоляции). Измерением сопротивления R60” местные и сосредоточенные дефекты в изоляции большого объема обнаруживаются плохо. В этом отношении можно расширить возможности метода. На рис.3.2 показаны участки изоляции двухобмоточного трансформатора при измерении сопротивления R60” по схемам, приведенным в методике измерения.
При помощи расчетов [Л.3] можно определить поврежденный участок изоляции, что иногда делают для уточнения места ухудшения изоляции.
Абсолютные значения сопротивления изоляции R60” не всегда определяют степень увлажнения трансформатора, поэтому дополнительной характеристикой служит коэффициент абсорбции Кабс, который представляет собой отношение сопротивления изоляции, измеренного за 60 с, к сопротивлению, измеренному за 15 с [Л.4]:
Значения Кабс не зависят от геометрических размеров изоляции и характеризуют только интенсивность спадания тока абсорбции. С удалением влаги из изоляции коэффициент абсорбции возрастает (отсутствует дефект), с увлажнением - падает (имеется дефект), что видно из рис.3.1.
Рис. STYLEREF 2 \n 3. SEQ Рис._ \* ARABIC 2. Схема участков изоляции трансформатора, контролируемых при измерении сопротивления изоляции R60” обмоток
НН, ВН - обмотки трансформатора;
R1, R2, R3 - сопротивления контролируемых участков изоляции.
Диэлектрическими потерями называется мощность Рд, рассеиваемая в изоляции при приложении к ней переменного напряжения. Однако мощность потерь зависит не только от состояния изоляции, но и от ее объема. Поэтому для оценки состояния изоляции обычно используется тангенс угла диэлектрических потерь:
,
где | U | - | напряжение, прикладываемое к изоляции; |
Iа, Iр | - | активная и реактивная составляющие тока через изоляцию. |
В практике измерений значение tg d выражается в процентах:
tg d % = 100 tg d.
Тангенс угла диэлектрических потерь почти не зависит от размеров изоляционной конструкции, так как при их изменении пропорционально изменяются активная и реактивная составляющие тока, проходящего через диэлектрик [Л.1].
Следовательно, tg d является показателем только состояния изоляции, но не ее геометрических размеров, что является достоинством метода. Величина tg d дает усредненную объемную характеристику состояния диэлектрика, ибо активная составляющая тока, вызванная диэлектрическими потерями в местном дефекте, при измерении относится к общему емкостному току объекта.
Как правило, измерение tg d позволяет обнаружить общее (т.е. охватывающее большую часть объема) ухудшение изоляции [Л.1].
Повышенное значение tg d свидетельствует [Л.2]:
· об увлажнении изоляции (главным образом объемном);
· о загрязнении изоляции;
· о неоднородности изоляции.
Увлажнение и другие вышеперечисленные дефекты изоляции вызывают увеличение активной составляющей тока Iа, причем она растет во много раз быстрее, чем емкостная составляющая Iр. Это приводит к увеличению угла d и соответственно tg d .
Ценность этого параметра заключается в следующем:
· значение tg d существенно меньше зависит от влияния посторонних факторов, чем другие показатели состояния изоляции;
· его можно измерять в условиях работы оборудования при напряжении 10 кВ.
Однако, методы измерения tg d изоляции относительны и гораздо сложнее, чем методы измерения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции. Поэтому изоляция трансформаторов I - III габаритов подвергается этому испытанию только при подозрении на ее загрязнение, если измерение R60” и Кабс дает сомнительные результаты [Л.2].
Измерением tg d местные и сосредоточенные дефекты в изоляции большого объема обнаруживаются плохо. Это объясняется тем, что в этих случаях увеличение активной составляющей тока в изоляции вызывается ухудшением небольшой части объема изоляции, а емкостная составляющая хотя и остается практически неизменной, но определяется всем объемом изоляции [Л.3]. Поэтому в ряде случаев, для уточнения места ухудшения изоляции, преднамеренно уменьшают объем испытываемой изоляции [Л.4].
3.2. Методика измерения сопротивления изоляции R60” и отношения R60” / R15”
Параметры, характеризующие изоляцию обмоток, зависят от характеристик масла и температуры изоляции обмоток [Л.5]. Учет изменения характеристик масла за время между последовательными измерениями характеристик изоляции производится с помощью поправок, учитывающих изменение tg d масла. Применяемые методы нагрева трансформатора обязаны приблизить температуру изоляции обмоток при последующих эксплуатационных измерениях к базовой температуре, т.е. к температуре, имевшей место при заводских или монтажных испытаниях. Для уменьшения разницы в распределении температур внутри бака при заводских и эксплуатационных испытаниях, последние производятся лишь по прошествии определенного времени после прогрева трансформатора. При этом трансформатор предварительно нагревается до температуры, несколько превышающей температуру при заводских испытаниях.
двухобмоточные трансформаторы |
ВН - НН, бак |
НН - ВН, бак |
ВН, НН - бак |
трехобмоточные трансформаторы |
ВН - СН, НН, бак |
СН - ВН, НН, бак |
НН - ВН, СН, бак |
ВН, СН - НН, бак |
ВН, СН, НН - бак |
Характеристики изоляции измеряют по следующим схемам [Л.2]:
где ВН, СН, НН - соответственно обмотки высокого, среднего и низкого напряжения. При измерении все неиспытуемые обмотки и бак трансформатора необходимо заземлить (совместно).
Характеристики изоляции измеряются при температуре изоляции не ниже + 10°С у трансформаторов на напряжение до 150 кВ мощностью до 80 МВА. У трансформаторов на напряжение 220-750 кВ и на напряжение 110-150 кВ мощностью более 80 МВА характеристики изоляции измеряются при температуре не менее нижнего значения температуры, записанной в паспорте. Для ее обеспечения трансформаторы подвергаются нагреву до температуры, превышающей требуемую на 10°С. Характеристики изоляции измеряются на спаде температуры при отклонении ее от требуемого значения не более чем на 5°С.
За температуру изоляции трансформатора, не подвергавшегося нагреву, принимают: в трансформаторах на напряжение до 35 кВ с маслом - температуру верхних слоев масла, в трансформаторах на напряжение выше 35 кВ с маслом - температуру фазы В обмотки ВН, определяемую по ее сопротивлению постоянному току.
При нагреве трансформатора температура изоляции принимается равной средней температуре обмотки ВН фазы В, определяемой по сопротивлению обмотки постоянному току. Рекомендуется температуру обмотки вычислять по формуле:
,
где Rх - измеренное значение сопротивления обмотки при температуре tx;
Ro - сопротивление обмотки, измеренное на заводе при температуре to (записанной в паспорте трансформатора).
Сопротивление изоляции измеряется мегомметром на напряжение 2500 В с верхним пределом измерения не ниже 10000 МОм.
Поскольку сопротивление R60” уменьшается с повышением температуры, то для оценки степени ухудшения изоляции обмоток рекомендуется измеренные значения сопротивления изоляции проводить к температуре измерения изоляции на заводе. Например, если сопротивление изоляции обмоток измерялось при температуре tх, отличной от температуры to, записанной в паспорте трансформатора, то фактическое (приведенное к заводской температуре) сопротивление изоляции обмоток определяется после деления измеренного сопротивления изоляции на коэффициент К2 (табл.3.1).
Учитывая, что при повышении температуры на 10°С значение сопротивления R60” увеличивается в 1,5 раза, можно определить К2 по формуле:
Таблица STYLEREF 2 \n 3. SEQ Таблица \* ARABIC \r 1 1. Значения коэффициента К2 для пересчета значений R60”
Разность температур tx-to,°C | ||||||||||
Значение К2 | 1,04 | 1,08 | 1,13 | 1,17 | 1,22 | 1,5 | 1,84 | 2,25 | 2,75 | 3,4 |
На результаты измерения сопротивления R60” помимо температуры также оказывает влияние значение tg d масла в момент испытаний. Если на заводе применялось масло, которое при лабораторной температуре tм1 имело значение tg dм1, а при последующем измерении характеристик изоляции применялось масло, имеющее при лабораторной температуре tм2 значение tg dм2, то необходимо привести измеренные в лаборатории значения tg dм1 и tg dм2 к температурам to и tx измерения характеристик изоляции, используя табл. STYLEREF 3 \n 3.2. .
Таблица STYLEREF 2 \n 3. SEQ Таблица \* ARABIC 2. Значения коэффициента К3 для пересчета значений tg d масла
Разность температур t,°С | |||||||
Значение К3 | 1,04 | 1,08 | 1,13 | 1,17 | 1,22 | 1,5 | 1,84 |
Разность температур t,°С | |||||||
Значение К3 | 2,25 | 2,75 | 3,4 | 5,1 | 6,2 | 7,5 |
Учитывая, что при повышении температуры на 10 °С значение tg d масла увеличивается в 1,5 раза, можно определить значение коэффициента К3 по формуле:
- | значение коэффициента К3 для случая измерения характеристик изоляции на заводе; | |
- | значение коэффициента К3 для случая послезаводских измерений характеристик изоляции обмоток. |
Фактическое значение tg d масла при заводских измерениях характеристик изоляции обмоток (tg dм1ф) определяется приведением заводских лабораторных значений tg d масла к температуре измерения характеристик изоляции:
Аналогично, фактическое значение tg d масла при послезаводских измерениях характеристик изоляции обмоток (tg dм2ф) определяется по формуле:
Обобщающий коэффициент Км1, позволяющий учесть влияние масла при приведении значений сопротивления R60” при послезаводских испытаниях к заводским значениям определяется по формуле
Окончательно, фактическое сопротивление R60”ф с учетом влияния температуры и масла на результаты послезаводских измерений характеристик изоляции определяется по формуле [Л.5]
,
где R60”изм - значение сопротивления R60” при послезаводских испытаниях.
С учетом параметров, использованных выше, окончательно имеем: