Уровень
Уровень
Семейного воспитания
Схема выявления возможностей, достоинств и недостатков
1. Социальное положение родителей:
А) профессиональное положение: рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, бизнесмены, (различные варианты профессионального положения отца и матери);
Б) социально – политическое положение: активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей.
2. Демографический состав семьи:
А) состав взрослых членов семьи: мать и отец, одна мать, один отец; мать, отец и другие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны;
Б) состав детей: один ребенок, двое детей, многодетная семья; сводные дети, приемные дети, родные и неродные дети.
3. Характер семейных отношений:
А) взаимоотношения родителей: демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями;
Б) родители и дети: демократичные отношения, авторитарные, либеральные, широкие (или ограниченные) взаимоотношения;
В) взаимоотношения детей: неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения;
Г) внесемейные связи: круг общения семьи, предметы и культура общения, связь с социальным окружением ребенка, связь со школой; с внешкольными воспитательными учреждениями, корректировка семей влияния ближайшего бытового окружения.
1. Материальный уровень семьи:
А) материальное обеспечение семьи: уровень обеспеченности (высокий, средний, низкий); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток, излишки);
Б) материальные потребности семьи: в пределах нормы, завышенные, заниженные;
В) характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ: преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств;
Г) отношение детей к материальным ценностям: адекватное, потребительское, безразличное.
2. Образовательный уровень:
А) родители равного образовательного уровня: высшее образование, среднее, среднеспециальное, низкий образовательный уровень;
Б) родители с различным образовательным уровнем: незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в образовательных уровнях отца и матери.
3. Культурный уровень семьи:
А) степень освоения культуры членами семьи: высокая (проповедует специальное культурное развитие), хобби, нет потребности;
Б) руководство культурным развитием детей: активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие детей.
3 уровнем анализа семьи как фактор воспитания следует считать интегральный уровень, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса:
А) семья как воспитательная среда: наличие условий для физического и духовного развития детей, семья как организатор жизни и деятельности детей, семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового);
Б) участие семьи в формировании мировоззрения детей: влияние самой семьи, использование внесемейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, культурно-просветительских учреждений, средства массовой коммуникации, других людей);
В) семья как организатор разнообразных видов деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно – творческой, физкультурной);
Г) семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности;
Д) педагогическая культура семьи: осознанное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей, интуитивное создание правильного педагогического стиля в семье, непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитательное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспитания, определить содержание воспитательных воздействий; ошибки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознательное);
Е) педагогический стиль руководства детьми в семье: авторитарный, демократический, либеральный, смешение стилей руководства;
Ж) отношение детей к педагогическим воздействиям семьи: позитивное восприятие, нейтральное, негативное, критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.