Анкета для молодых родителей
Критерии воспитательной активности семьи
И семейной атмосферы
Характеристика семейных отношений
Социальный паспорт семьи группы риска
Общие сведения (фамилии членов семьи, число членов семьи):
Ф.И.О. отца
_________________________________________________
Адрес проживания
________________________________________________
Год рождения_____________________________________
Образование______________________________________
Место работы, специальность
________________________________________________________________
Состояние здоровья, прочие сведения
_________________________________________________________________
Ф.И.О. матери _______________________________________________________
Адрес
______________________________________________________________________
Год рождения______________________________________________________________
Образование ________________________________________________________________
Место работы, специальность _____________________________________________
Состояние здоровья, прочие сведения_______________________________________
_________________________________________
Дети (сведения заполняются на каждого ребенка)
Ф.И.О. __________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Место учебы_________________________________________________________________
Состояние здоровья
___________________________ ___________________________________________
Характеристика условий в семье:
Бытовые __________________________________
Материальные ______________________________
Жилищные ________________________________
_________________________________________________
Санитарные ______________________________________
Где состоит на учете _______________________________
По чьей инициативе _______________________________
Факторы, обусловившие вхождение в группу риска:
Социально-демографический фактор:
многодетная семья;
неполная семья;
с приемными, опекаемыми детьми,
с недееспособными родителями;
с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные).
Социально-педагогический фактор:
родители не справляются с социальной ситуацией;
конфликтные семьи;
семьи, где дети самовольно уходят из дома.
Социально-криминогенный фактор:
семьи, где имеется угроза жизни детей,
деградация родителей.
Экономический прогноз_
____________________________________________________
Прожиточный минимум_____________________________________________________
Реальный доход______________________________________________________________
Доход на 1-го человека__________________________________________________________
Рекомендации:
необходимо встать на учет в __________________________________________
нуждаются в срочной экономической помощи _____________________________
Другое: __________________________________
Потребность в реабилитации: решение социального консилиума от_______________г.
по социальной помощи.
Социальный педагог_______________________________
(подпись)
Приложение 4
1. Отношения между родителями:
- на основе гуманной направленности:
а) согласованные, положительные;
б) несогласованные;
в) согласованные отрицательные;
- на основе чувства любви:
а) согласованные положительные (взаимная любовь);
б) несогласованные (односторонняя любовь);
в) взаимно отрицательные (взаимное безразличие, разочарование, ненависть);
- на основе черт характера супругов:
а) согласованные (взаимная тактичность, уступчивость);
б) подчинение, неравноправие;
в) конфликтность, несогласованность;
- на основе взглядов на воспитание:
а) согласованные правильные;
б) несогласованные, противоречия друг другу;
в) согласованные неправильные.
2. Отношения между родителями и детьми:
- равноправные (разумная любовь, уважение и требовательность);
- авторитарные (угнетение детей, подавление их воли);
- избалованность детей, отсутствие требовательности;
- полное равнодушие к детям.
3. Отношения семьи и ближайшего окружения на основе взглядов на воспитание детей:
а) несогласованные правильные;
б) несогласованные;
в) согласованные неправильные.
4. Общая семейная атмосфера:
- доброта, оптимизм, спокойствие, уравновешенность;
- озлобленность, нервозность, угнетенность, подавленность;
- неустойчивость, переменчивость, неуравновешенность.
Приложение 5
1. Понимание целей воспитания.
2. Наличие конкретных воспитательных задач.
3. Единство и согласованность требований взрослых в семье к детям.
4. Ежедневное общение с детьми, полная осведомленность о жизни ребенка (интересы, дела, успехи, неудачи, жизнь школьного коллектива и дворовой компании, общественная работа, проблемы, друзья и т. п.).
5. Устойчивый контакт и сотрудничество с педагогами, социальным работником, психологом.
6. Поиск педагогических рекомендаций, советов, повышающих эффективность семейного воспитания.
7. Сознательное овладение психолого-педагогическими знаниями.
Приложение 6
- Ваше место учебы (работы) и возраст.
- Место фактического проживания (нужное подчеркнуть):
- общежитие;
- аренда квартиры;
- с родителями;
- своя квартира, дом;
- другое.
3. Кто присматривает за ребенком в ваше отсутствие или во время сессии?
4. Имя и возраст вашего ребенка ______________________
5. Есть ли в вашей семье потребность в получении дополнительной помощи (укажите, какого рода) _______________________________________________________________
6. Какой вид помощи молодым семьям Вы могли бы оказать сами?
- присмотр за детьми 1 раз в неделю;
- обмен детскими вещами или их продажа по сниженным ценам;
- помощь в организации и проведении досуговых мероприятий для детей и родителей;
- другое ________________________________________________________________
Приложение 7
Измерение родительских установок и реакций (PARY)
Опросник PARY (включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, в каждой из шкал по 5 вопросов. Есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. В результате получено три фактора:
Фактор 1. Гиперопека - отсутствие родительской опеки.
Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность.
Фактор 3. Диктат в воспитании - отказ от авторитарности.
Инструкция: Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом:
С - полностью согласен;
с - почти согласен;
н - скорее не согласен;
Н - полностью не согласен.
Вопросы:
1. Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.
2. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.
3. Для хорошей матери дом - это самое главное.
4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.
5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.
6. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.
7. Люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.
8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.
9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.
10. Гораздо лучше для ребенка, если он никогда не усомнится в правоте матери.
11. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться, принимать мнение родителей.
12. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.
13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства - это чувство, что она не успеет сделать все.
14. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.
15. Поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.
16. Если Вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.
17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.
18. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.
19. Если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.
20. Матери следовало бы взять за правило знать все, что думает ее ребенок.
21. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.
22. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.
23. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать первого ребенка без помощи.
24. У детей следовало бы поощрять стремление высказаться, даже если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.
25. Матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.
26. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.
27. Часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину этого плохого поступка.
28. Мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья ее ребенка.
29. Все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за ребенком.
30. Бывают ситуации, когда женщине нужно прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.
31. Строгая дисциплина развивает сильный характер.
32. У матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.
33. Родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в глупом виде.
34. Детей нужно научить считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.
35. Ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.
36. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья».
37. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.
38. Дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.
39. Родители, которые поощряют ребенка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.
40. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичными.
41.Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.
42. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей.
43. Ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.
44. Если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.
45. Чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучать.
46. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.
47. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.
48. Ребенка нужно оградить от работы, которая была бы слишком утомительной и тяжелой для него.
49. Женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо будет общаться с соседями и приятелями.
50. Умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения.
51. Мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за то, что они сделали для своих детей.
51. Мать всю жизнь будет упрекать себя, если с ее ребенком произойдет несчастный случай.
52. Даже если муж и жена любят друг друга, все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.
53. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.
54. Редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.
55. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.
56. Ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.
57. Нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.
58. Большинство молодых матерей более "всего тяготятся тем, что привязаны к дому. I
59. Несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.
60. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не терять время даром.
61. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали им своими проблемами.
62. Если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.
63. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.
64. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.
65. Тревожные родители пытаются узнать все, о чем думает их ребенок.
67. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей о вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление.
68. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.
69. Умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.
70. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.
71. Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.
72. Многие матери забывают, что место матери дома.
73. Детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.
74. Дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них.
75. Большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним.
76. В семье могут быть конфликты, которые мирно уладит невозможно.
77. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.
78. Воспитание детей - разрушительная работа для нервов.
79. Ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.
80. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.
81. Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.
82. Одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у Вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что нравится.
83. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.
84. Ребенок, с которым у родителей установлены неформального отношения, чаще всего бывает счастлив.
85. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать ему серьезного значения, а оставить его одного.
86. Если бы матери могли осуществить свое самое заветное желание, то. скорее всего, они попросили бы своих мужей быть чуткими.
87. Секс - одна из самых сложных проблем воспитания.
88. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.
89. Мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок - часть ее.
90. Если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут и их советы.
91. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.
92. Большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребенка.
93. Если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.
94. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишать их уверенности в себе.
95. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.
96. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.
97. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.
98. Мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось.
99. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение.
100.При строгом воспитании дети более счастливы
101.Если ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.
102.Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.
103.В детях важнее всего воспитать умение прислушиваться и принимать мнение родителей.
104.Большинство родителей предпочитают спокойных детей.
105.Для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.
106.Нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать.
107.Чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.
108.Если Вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.
109.Мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.
110.С ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.
111. Замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.
112. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.
113. Если Вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя ближе к Вам, и им будет легче общаться с Вами.
114. Ребенка следует как можно раньше отлучать от груди и от бутылочки.
115. Забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.
Приложение 8