Социально-педагогическая диагностика семьи

Диагностика семьи является постоянным компонентом деятельности СП, на котором основывается система помощи и поддержки семьи.

Технология диагностирования проблем семьи основывается на ряде принципов:

- объективность - заключается в непредвзятом рассмотрении проблемы;

- причинность - выражается в выяснении причин возникновения и особенностей протекания того явления, которое родителями понимается как проблема;

- комплексный подход – предполагает увязывание полученных данных со всем комплексом проблем воспитания и жизни семьи;

- достаточность - не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний;

- последовательность.

Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

1) теоретическое положение - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

2) практическое положение - построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.

Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Информация о семье может быть получена в ходе патронажа - посещения семьи на дому (см. приложение 1), что позволяет СП ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка), познакомиться с условиями жизни семьи, выявить возможные факторы риска (медицинские, социальные, бытовые).

Таким образом, социальный патронаж - это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда СП находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 мес.). Одновременно СП может патронировать не более двух семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее.

Патронаж позволяет оценить обстановку дома, что позволяет более верно понять экономическое положение семьи; увидеть, например, бытовые условия ухода за больным ребенком, оценить отношение к нему и другим детям в семье. При этом достаточно просто увидеть, в какой комнате живет ребенок или все дети, какие у него игрушки, имеется ли специальный уголок с предметами ухода и занятий с ребенком и т.п. Оценка организации жизненного пространства семьи имеет существенное значение при планировании СП дальнейшей работы с ней. Она может повлиять на выбор конкретных действий, которые помогут устранить возникшую проблему, более отчетливо представить, насколько заботятся родители о своем ребенке.

Патронаж может проводиться и с контрольными целями: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр. Такой патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью и предстоящем визите и его целях (договориться по телефону или послать письменное сообщение, учитывая при этом пожелания родителей о дате и времени встречи).

Семьи, в которых рождаются дети с аномалиями развития, потенциально относятся к группе риска. Им нужно помочь адаптироваться к ситуации рождения больного ребенка и проблемам, связанным с ней. Социальный работник на первой встрече с семьей осуществляет своеобразную селекцию семей, самостоятельно адаптировавшихся, и тех, у кого возникли серьезные семейные трудности.

Как правило, большинство семей при рождении больного ребенка испытывают материальные трудности, поскольку снижается их жизненный уровень. Выполняя организационно-посредническую деятельность, СП связывает их с официальными государственными структурами, способными реализовать гарантированные законом права таких семей.

Патронажи могут быть единичными и регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей. С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы.

Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Встреча СП с семьей в ее доме будет продуктивной, если в ней примут участие все члены семьи. В том случае, если в доме оказался кто-то из родственников или соседей, их также можно привлечь к разговору. Организованная таким образом встреча даст возможность получить всестороннюю информацию, которая пригодится при последующей работе с семьей.

Работа СП в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1 этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и СП.

2 этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

3 этап. Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации, полученной из различных источников. По мере необходимости СП прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации СП формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4 этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. СП может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5 этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы СП составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). СП продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.

Работая с семьей, СП нередко прибегает к социальному надзору. СП использует следующие формы надзора. Официальный надзор - это надзор, осуществляемый СП по поручению официальный органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль - это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый СП, не предполагает активных коррекционно-реабилитационный мероприятий со стороны специалиста. В этом его отличие от социального патронажа.

По результатам патронажа или осуществленного надзора составляются следующие документы: акт обследования семьи учащегося (составляется школьным СП) (см. приложение 2), социальный паспорт семьи (см. приложение 3).

Наблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, общую семейную атмосферу. Все необходимые показатели измеряются и анализируются (см. приложение 4). Анализ информации, полученной в ходе изучения семьи, позволяет сделать вывод о воспитательной активности семьи (см. приложение 5), уровне педагогической культуры родителей.

Диагностика проблем семьи может осуществляться с помощью беседы, универсального метода сбора и поиска информации. Например, клиентом СП-консультанта может быть мать, сын которой недисциплинирован и непослушен. Технологически беседа выстраивается следующим образом (рассмотрим на избранном примере):

1. Начальный этап.

На этом этапе устанавливается эмоциональный контакт с собеседником, взаимоотношения «сопереживающего партнерства». Целесообразным является использование таких психологических приемов, как «сопереживание», «эмпатическое выслушивание». Матери нужно дать возможность откровенно поделиться своими трудностями, рассказать о том, как она их понимает. Важно выслушать клиента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если СП с ним в чем-то не согласен (т. е. необходимо дать человеку возможность выговориться). Недопустимы никакие упреки и обвинения в адрес матери, даже обоснованные. В результате собеседник будет восприниматься клиентом как человек чуткий, заслуживающий доверия.

2. Рекогносцировка.

В ходе рекогносцировки СП следует выявить, что собой представляет клиент. Эта информация относится к конфиденциальной и вместе с тем весьма необходимой, поскольку на ее основе СП намечает план помощи своему клиенту, семье.

3. Детальное обследование.

СП должен определить причины, которые привели к нему клиента, и установить сущность проблемы, которую предстоит решать. Устанавливается последовательность событий, которые привели к кризису в семье, причины поведения ребенка. Источниками информации являются не только слова и заключенная в них смысловая информация, но и то, как они произносятся – интонации, темп речи, изменения вокализации клиента, иные виды экспрессивного поведения.

3. Завершение.

При проведении беседы важно отсутствие посторонних лиц (желательно, чтобы никто не прерывал разговора).

Во время беседы можно предложить клиенту заполнить небольшую анкету, направленную на обобщение проблемного поля семей, выявления потребностей в определенном виде социально-педагогической помощи (см. приложение 6).

Получить достаточную информацию, полностью выявить проблему воспитания во время первой встречи не всегда удается. СП может предложить расширить состав участников следующей беседы, пригласив на нее отца ребенка, учителей и др. Такие совместное обсуждение во многих случаях дает больший эффект.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов, т.е. реализация разработанной СП программы (плана) социально-коррекционного воздействия может осуществляться путем совместной работы со специалистами, занятыми в той или иной социальной сфере.

Техника анализа проблем включает в себя следующие моменты:

- точное определение сути проблемы;

- выяснение того, как ее понимает семья;

- формирование более полного представления о ситуации, в которой оказалась семья;

- изучение причин сложившейся ситуации и представление о ее последствиях, если изменений не произойдет;

- понимание характера внутрисемейных отношений и определение собственных возможностей семьи в изменении ситуации;

- анализ окружения семьи и ресурсов, которыми оно располагает для ее поддержки;

- исследование мотивации семьи для принятия помощи со стороны СП или от других специалистов;

- изучение возможности предоставления помощи официальными структурами в соответствии с законом;

- формулирование потребности семьи в соответствии со сложившейся ситуацией и определение достижимых целей в удовлетворении этих потребностей.

Если в процессе диагностики родительских проблем выявлена не одна, а несколько проблем, требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан рядметодов:

1. Метод ранжирования альтернатив.

Эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

2. Метод дерева целей.

Определение конкретных подцелей в решении проблемы, которые необходимо достичь на пути достижения главной.