Диагностика психического развития ребенка
Определение актуального (или реального) уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой.
К показателям психического развития ребенка относят:
– развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
Предметом психологического изучения являются:
1. Физические и умственные действия ребенка. Важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. (Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен).
Оценивается:
– соматотип (астенический, пикнический, атлетический);
– половая зрелость (маскулинность–феминность);
– поза (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная);
– лицо (узкое–широкое, толстое–худое, нежное–грубое, красивое–неправильное);
– мимика и пантомимика (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная).
Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.).
2. Речь ребенка. В словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо.
Оценивается:
– голос (монотонный–красочный);
– темп (быстрый–замедленный);
– разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый);
– дикция, словарь, используемый ребенком (богатый–бедный, разговорный-изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.).
При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.
3. Социальное поведение ребенка.
Оценивается:
– характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
– характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
– уровень социальной активности (адекватная–неадекватная ситуации);
– проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный и т.д. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
Определение понятий,связанных с диагностикой развития:
ПРИЧИННАЯ ДИАГНОСТИКА – диагностика, которая, в отличие от описательно-симптоматической диагностики, регистрирует относительно более глубокиепсихические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно можно скорректировать это развитие.
ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ - формализованные схемы анализаматериалов наблюдений и обследований, позволяющие сделать общий вывод об уровне развития ребенка, а также судить о неравномерности развития различных сторон познавательной и личностно-эмоциональной сферы.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого,но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — парциальное (т.е. частичное) недоразвитиевысших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать: дефекты конституционального развития ребенка, («гармонический инфантилизм»); различные соматические заболевания («физически ослабленные дети»); органические поражения центральной нервной системы («дети с минимальной мозговой дисфункцией»).
Диагностика недостатков развития включает три этапа.
Первый этап - вводный. Здесь осуществляется выявление отклонений в развитии без точной их квалификации.
Второй этап - собственно дифференциальная диагностика, то есть определение типа (вида, категории) нарушения развития и, следовательно, направленности обучения ребенка, вида образовательного учреждения для него.
Третий этап - раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.
Диагностика психического развитияпока зачастую подменяется диагностикой умственного развития,в перспективе предстоит создать такую целостную теорию психического развития, с которой были бы согласны психологи всех школ и направлений.