ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА
Классификация психических состояний
Ю.Е. Сосновикова выделяет три большие группы методов изучения психических состояний:
1) теоретическое исследование философских вопросов проблемы;
2) получение медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров;
3) собственно психологические методы: наблюдение, беседы, анкеты, самонаблюдение, тесты.
Использование физиологических методов не дает возможности интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, т.е. одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических систем, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические изменения. Например, негодование и воодушевление имеют одинаковые физиологические характеристики, в то же время это разные состояния. Поэтому ряд исследователей психических состояний рассматривают использование физиологических показателей в основном как дополнительные энергетические компоненты психических состояний.
Анализ форм описания психических состояний, проведенный В.А. Ганзеном и В.Н. Юрченко, позволил им выделить три основные формы:
– качественно нестрогие описания на литературном языке (художественные);
– описания качественно строгие (терминологические);
– описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические).
По их мнению, все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостного образа психического состояния человека. Так, художественные описания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных проявлений субъективной (переживательной) и поведенческих сторон состояний. Результаты экспериментальных исследований представляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех данных проводится в терминологических описаниях.
Диагностика признаков психических состояний
Признак психического состояния | Параметр | Форма проявления |
Физиологический | Гормональный | Изменение секреции адреналина, тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов и пр. |
Сердечно-сосудистый | Изменение ЧСС, тонуса сосудов, артериального давления | |
Моторной сферы | Мышечный тонус | Изменение напряжения мышц, тремора, ритма и глубины дыхания |
Мимика и жесты | Изменение мимики (мимических мышц), пантомимики (поза и движения корпуса), жестов | |
Голосовые характеристики | Громкость голоса, его высота, тембр и темп речи | |
Эмоциональный | Интенсивность, длительность и модальность | Характер эмоциональных переживаний (положительный или отрицательный), интенсивность эмоций, длительность протекания аффективных процессов |
Когнитивный | Выраженность когнитивных процессов и их роль в контроле поведения | Логичность мышления, осознанность состояния, точность прогноза развития событий, возможность управления состоянием организма |
Поведенческий | Трудовые действия и операции | Точность выполнения действий, их конструктивность, правильность |
Действия по удовлетворению собственных актуальных потребностей | Адекватность действий, соответствие актуальным потребностям, избыточность и пр. | |
Социальный | Коммуникативный | Характер общения с другими людьми: способность слышать другого человека, воздействовать на него, находить общие точки взаимодействия |
Социально-адаптационный | Способность ставить адекватные цели и достигать их |
В психодиагностике наиболее разработаны методики оценки функциональных состояний, к которым относятся следующие: утомление, монотонна, тревога, напряженность, психологический стресс, фрустрация. При этом оценивание производится с точки зрения вопроса о возможности человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.
Диагностикаопределенного состояния может опираться на регистрацию следующих симптомов:
· физиологических сдвигов в деятельности центральной нервной системы, сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной;
· сдвигов в протекании основных психических процессов памяти, внимания, восприятия, мышлениями изменений в эмоционально-волевой сфере;
· субъективных переживаний (при утомлении человек испытывает субъективные переживания усталости, вялости, бессилия. Состоянию монотонии свойственны переживания скуки, апатии, сонливости; в состоянии повышенной эмоциональной напряженности ведущими являются чувства тревоги, нервозности, переживания опасности и страха);
· поведенческих реакций (двигательное и речевое поведение, интенсивность и темп работы, число сбоев и ошибок).
Типы методикоценки состояний: физиологические, психологические и комплексные.
Физиологические методикизамеряют следующие параметры: электроэнцефалограмму (ЭЭГ), электромиограмму (ЭМГ), кожно-гальваническую реакцию (КГР), частоту сердечных сокращений, тонус сосудов, величину диаметра зрачка и т.п. Наиболее известен «полиграф» или «детектор лжи» - комплекс вышеназванных замеров.
Психологические методикиделятся на следующие подвиды:
1) психометрические, фиксирующие:
а) успешность выполнения определенного рода заданий (корректурная проба, таблицы Шульте, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона-Рузера, предназначенные для анализа интеллектуальных процессов, тесты определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, критической частоты мельканий КЧМ, теппинг-тест);
б) характер протекания какого-либо процесса (примером может служить оценка речи по акустическим и семантическим параметрам, меняющимся параллельно с изменением состояния человека);
2) методики субъективной оценки:
а) опросники;
б) субъективное шкалирование (САН, тест дифференциальной самооценки утомления, которое, по мнению автора методики В.А. Доскина, характеризуется с помощью трех признаков: самочувствия, активности и настроения);
в) субъективное предпочтение (пример - цветовой тест Люшера, дающий, по мнению ряда современных исследователей, показатели степени фрустрованности, величины отклонения от релаксационной нормы, коэффициенты утомления, тревоги, напряжения, стресса и другие показатели, выраженные в числовой форме, опирающиеся на расчет взаиморасположений цветов в сделанной испытуемым раскладке.
Комплексные методикиобъединяют в себе замеры психологические и физиологические. В современных условиях такое объединение чаще всего выполняют через использование ЭВМ.
Сферы применения замеровфункциональных и эмоциональных состояний: производство (на тех участках, где требуется особенная безукоризненность в выполнении трудовых действий); длительные космические полеты; судебно-психологическая экспертиза; спорт; медицина; криминалистика, психокоррекция.
Диагностика психического развитиянеобходимадля проверки правильности и адекватности взаимодействия с формирующимся и развивающимся индивидом. Первоначально не только главным, но и единственным объектомразвития считался ребенок. Впоследствии внимание исследователей привлек геронтогенез. Зрелая личность стала объектом психодиагностического исследования с точки зрения развития лишь недавно, что привело к появлению акмеологии(науки о путях и методах достижения высших стадий психологического развития).
Задачи диагностики психического развития:
– определение реального уровня психического развития;
– определение зоны ближайшего развития.
Достижения зарубежной психологии в этой области:
Теория развития Э. Эриксона — описание процесса развития личности, совершающегося от рождения до смерти и проходящего восемь типичных стадий. На каждой стадии решается определенная задача развития. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это:1. Базисное доверие - недоверие к миру. 2. Автономия - чувство зависимости. 3. Инициативность-чувство вины. 4. Производительная предметная деятельность - чувство неполноценности. 5. Идентичность - диффузия идентичности. 6. Интимность и солидарность - изоляция. 7. Творчество - застой. 8. Эго-интеграция - разочарование в жизни.
Теория развития X. Вернера — теория индивидуального развития, построенная на основе биологической методологии. В ней постулируется, что через развитие достигается переход от синкретизма к дискретности, от ригидности к гибкости, от неустойчивости к стабильности, от диффузности к расчлененности.
Отечественные психологи,внесшие особый вклад в понимание проблем развития психики: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, К.М. Гуревич.