ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Выводы об уровне развития

Оценка результатов

Методика. Определение активного словарного запаса

Выводы об уровне развития

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6-7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.

Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

 

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

0-3 балла — низкий.

 

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. 55). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, которого приводится в таблице 7, и затем анализируется.

Фиксируемые признаки речи Частота употребления признаков
1. Существительные 2. Глаголы 3. Причастия 4. Деепричастия 5. Прилагательные в начальной форме 6. Прилагательные в сравнительной степени 7. Прилагательные в превосходной степени 8. Союзы 9. Однородные члены предложения 10. Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. 11. Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. 12. Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п  

 

 

В протоколе фиксируется частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи.

0 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнару­жатся не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6_7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3-признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, пред­ставляющие собой одну-единственную часть речи.

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н.Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой.

Состояние человека понимается как качественно своеобразный ответ его функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации.

Психическое состояние – один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне – системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства.

Виды состояний человекамногообразны:

1. эмоциональные состояния (н-р, аффект, настроение);

2. состояния сознания (н-р, расширенное, помраченное);

3. психофизиологические состояния (н-р, голода, релаксации).