Зрительные ориентировочные реакции.
Мес.
Навыки и умения в процессах.
Подготовительные этапы развития активной речи.
Движения руки и действия с предметами.
Эмоции и социальное поведение.
Слуховые ориентировочные реакции.
Зрительные ориентировочные реакции.
Мес.
Движения руки.
Случайно наталкивается раками на игрушки, висящие над грудью.
Материал: 2 погремушки – шарики на кольцах диаметром 10-15 см, висят на лентах на высоте 10-15 см. над грудью ребёнка справа и слева.
Наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками.
В норме ребёнок оживляясь, выпрямляет руки, наталкивается на игрушку 2-3 раза. Пытается захватить игрушку, прослеживает глазами движения рук.
Помощь: если ребенок неподвижен, то вызывают у него «комплекс оживления».
4. Общие движения ребёнка.
Лежа на животе, опираясь на предплечья высоко поднимает голову.
Материал: яркая, звучащая игрушка.
Ребенка кладут на живот.
Ребенок поднимает и удерживает голову в течении 1 мин.
Помощь: ставят перед ребенком игрушку или разговаривают с ним, поглаживают ребёнка.
Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого.
Ребенка держат вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой – под мышки.
Удерживает в течении 30 сек.
При поддержке под мышки упирается о твердую поверхность ногами.
Взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе, держит над опорой и чуть опускает, но не ставит!
В норме ребёнок упирается на всю ступню до 1 мин.
Узнает мать, радуется.
К ребенку, лежащему на спине поочередно, с паузой 10-15 с., наклоняются мать и незнакомый взрослый.
На мать смотрит, улыбается. При повторном ее появлении оживляется, гулит, тянется. Недоволен, когда мать отходит, не сразу переводит взгляд на незнакомого, смотрит на него спокойно, отвлекается.
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его взглядом.
Материал: погремушка.
На расстоянии 70 см., вне поля зрения ребёнка, в тихом помещении, гремят погремушкой 3-4 раза, с паузами в 2 с.
В норме ребенок слушает 2-3 с. и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит погремушку, смотрит на нее до 10 с.
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Материал: металлофон.
Лежащему на спине ребенку играют колыбельную (спокойную) мелодию, после паузы 15-30 с. – плясовую и опять – колыбельную.
Спокойно слушает колыбельную; радуется, слушая плясовую, появляется «комплекс оживления», сохраняющийся до 5-10 с. слушая колыбельную, успокаивается.
Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Наблюдают за ребенком в течении 30 мин. Над грудью ребенка игрушки на высоте 10-15 см.
Помощь: гладим, вызываем «комплекс оживления».
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
Говорят с ребенком 1-1,5 мин.
Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Испытуемый ребенок на расстоянии 40 – 50 см. от других детей.
Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Материал: 2 погремушки, подвешены на лентах на высоте 5-10 см. над грудью.
5. Общие движения ребёнка.
То же что и в 3 мес, но более ярко выражено.
Гулит.
Наблюдаем за ребенком, лежащим на спине в течении 30 мин.
Помощь: произносят повторно гласные звуки, наклонившись над ребенком.
Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.
Помощь: направляем руку к бутылочке.
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.
Ребенок лежит на спине или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Сначала появляется знакомый взрослый, затем сразу – незнакомый и снова знакомый.
При виде знакомого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, хмурится, может заплакать.