Определение направленности личности

Изучение преобладающих мо­тивов получения образованияу учащихся.

Диагностическая методика.

Изучение преобладающих мо­тивов получения образованияу учащихся.

Диагностическая методика.

Фамилия, имя ______________________________________________________

Задание. Выбрать из 18 суждений только три самых важных, которые имеют для тебя самое большое значение.

1. Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

3. Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

4. Я хочу закончить школу и учиться дальше.

5. Я хочу иметь хорошую работу.

6. Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

7. Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

8. Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

9. Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

10. Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

11. Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведе­ние.

12. Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

13. Я не хочу получать плохие отметки.

14. Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.

15. Мне нравится учиться.

16. Мне нравится делать домашние задания.

17. Мне нравится рассуждать на уроке.

18. Мне нравится решать трудные задачи.

 

Фамилия, имя ______________________________________________________

Задание. Выбрать из 18 суждений только три самых важных, которые имеют для тебя самое большое значение.

1. Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

3. Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

4. Я хочу закончить школу и учиться дальше.

5. Я хочу иметь хорошую работу.

6. Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

7. Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

8. Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

9. Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

10. Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

11. Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведе­ние.

12. Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

13. Я не хочу получать плохие отметки.

14. Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.

15. Мне нравится учиться.

16. Мне нравится делать домашние задания.

17. Мне нравится рассуждать на уроке.

18. Мне нравится решать трудные задачи.

 

(Б. Басса)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

 

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.